Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Каражекова Л.В., МБОУ Гимназия №44, Россия, г.Иркутск
THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES AT ENGLISH LESSONS
LUBOV KARAZHEKOVA, RUSSIA, IRKUTSK
Key words: abilities, creative person, development, interest, desire to study.
Если мы будем учить сегодня
так, как учили вчера, мы крадем
у наших детей завтра…
Джон Дьюи Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим, приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых федеральных образовательных стандартов и использование современных образовательных технологий. Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира занимает особое место в системе современного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций. Время, в которое мы живем, выдвинуло перед общеобразовательной школой задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной, разносторонней и активной личности. Изучение иностранного языка требует от учеников усердия и кропотливой работы. Учителю иностранного языка необходимо помнить, что эффект его уроков во многом зависит от того, как полученные знания и умения могут быть использованы ими в жизни. В наши дни проблема формирования творческих способностей у детей в процессе обучения английскому языку приобретает особую актуальность.
Развитие творческих способностей личности на уроках иностранного языка может осуществляться лишь в творческой деятельности в процессе обучения.
Развивать творческие способности означает:
- Во-первых, развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
- Во-вторых, систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Вызвать интерес к изучению иностранного языка и постоянно поддерживать его — вот какова цель творческих урочных мероприятий.
Для более успешного изучения языка, развития творческих способностей учащихся я применяю на уроках следующие формы работы
-практические занятия;
-использование песен и стихотворений;
- домашние задания творческого характера;
-ведение языкового портфолио;
-применение компьютерных программ;
-защита рефератов и проектов;
-деловые игры, конференции;
-работа с текстом, диалогом или монологом, построенная необычным способом.
В моей системе работы накоплен определенный опыт по развитию творческих способностей учащихся на уроках английского языка.
На протяжении нескольких лет работаю в этом направлении. Создавать условия для выявлений способностей каждого ребенка помогают нестандартные уроки иностранного языка. Это неординарные подходы к преподаванию, их цель – увлечь творчеством, оживить урок, заинтересовать. Каждый ученик имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности, класс становится творческим коллективом. Такие уроки включают в себя разнообразие форм и методов, в том числе такие, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи и другое. У ребят снимается напряжение, повышается интерес к предмету в целом. Люблю такие виды нестандартных уроков, как урок-игра, урок-соревнование, уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, таких как исследование, изобретательство, мозговая атака и т. далее. Поэзия и песня на уроке английского языка стимулируют мотивацию и поэтому способствуют лучшему усвоению языкового материала, позволяют увеличить объем и прочность запоминания материала.
Всем желающим в конце года предлагается сдать папку с разнообразными заданиями: написать реферат, описать картинку, портрет человека, перевести русскую заметку на английский язык, написать эссе, письменно перевести текст с английского на русский и.т.д. Наиболее отчетливо направления творческой деятельности учеников проявляются в их увлечениях. Они мастерят что-либо из природного и иного металла, увлекаются литературой, ведут дневники, занимаются фотографией, собирают коллекции, общаются с природой, переписываются с зарубежными друзьями, ищут необычное в обычном и повседневном и т. д. Подобные увлечения могут использоваться для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка. По просьбе учителя, дети приносят на урок фотографии, открытки, письма, предметы из своих коллекций, которые оживляют общение на иностранном языке, делают это общение более содержательным, близким и интересным для его участников. Задача учителя заключается в том, чтобы глубоко изучать и знать увлечения школьников, использовать их для творческого самовыражения учащихся на уроках.
Большие возможности для формирования и развития навыков самостоятельной творческой деятельности дает использование игры в процессе обучения иностранному языку. Игра активизирует стремление учеников к общению, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. В игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом диалоге. Игры очень важны для формирования познавательных интересов учащихся. Они способствуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитывают чувство коллективизма. Ученики учатся активно с энтузиазмом работать, помогать друг другу, слушать товарищей внимательно. В групповом методе работы особое место отводится одаренным детям. Они могут играть роль самого главного в группе, который руководит всей работой и в ответе за результат, за исходный продукт.
Изучение английского языка - это сотрудничество, в процессе которого учитель и учащиеся работают вместе. Здесь необходима атмосфера радостного соучастия, партнерства. Огромную популярность в последнее время приобретает метод проектов, который органично позволяет интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблем, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи, приобщает учащихся к исследовательской деятельности, развивает их творчество, самостоятельность, независимость, оригинальность мышления. Метод проектов позволяет творчески применить языковой материал, превратить уроки иностранного языка в дискуссию, исследование.
Проектная деятельность значительно расширяет и углубляет знания учащихся в процессе работы над проектом, учит взаимодействовать друг с другом, овладевать умением пользоваться языком, формирует общеучебные интеллектуальные умения работы с информацией на английском языке. Мысль детей в этом случае занята тем, как решить проблему, какие рациональные способы решения выбрать, где найти убедительные аргументы, доказывающие правильность выбранного пути. При выполнении творческих заданий ученики используют дополнительную литературу, средства массовой информации, возможности Интернета.
Целью выполнения проекта является создание конкретного продукта, который связан с реальной жизнью и отличается необычностью форм и самостоятельностью изготовления. Эта форма очень нравится учащимся. Им приходится много думать, читать и учиться работать в сотрудничестве над проектом. Для повышения эффективности обучения использую информационные технологии. После завершения каждой учебной темы предлагаю либо составить устное высказывание, либо написать сочинение по теме, либо сделать постер, а одаренные дети, как правило, берутся за самое сложное задание - составить компьютерную презентацию и выступить с ее защитой.
Каждый учитель стремиться сделать свои уроки творческими и занимательными, чтобы желание и интерес школьников к изучению иностранного языка не угас. Задача учителя – добиться того, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым. А там, где есть интерес, там и успех.
Литература
Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе. – 2004. - №5.
«Игра на уроке иностранного языка» Н.Я.Манилова. Журнал «Иностранные языки в школе» № 1, 1997 год, стр. 25.
«Методика обучения иностранным языкам в средней школе». Г.В.Рогова.Ф.М.Рабинович и др.-М.: Просвещение, 1991.
«Настольная книга преподавателя иностранного языка» ;Справ.пособие/Е.А.Маслыко, П.К.Бабинская и др. -Мн.: Выш. Шк., 1997.
Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве//Иностранные языки в школе. – 2000 - №1.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 2.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 2.
«Роль песни в обучении английскому произношению» Ж.Б.Варенинова. Журнал«Иностранные языки в школе» № 6, 1998 год, стр. 65.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2011.
Шмаков С. А.Учимся, играя... Издательство: Центр гуманитарной литературы,2003 г.