Методические указания по подготовке и написанию сочинения по литературе
Методические указания
к самостоятельной работе СТФ
по подготовке и написанию письменных работ по литературе
Часть I
разработала старший преподаватель
кафедры гуманитарного образования
Кузнецова Е.Г.
Санкт-Петербург 2016г.
Содержание
Работаем с темой.
Определяем жанр работы. Классические жанры школьных сочинений.
Отбираем и анализируем текстовый материал.
Формулируем основную мысль.
Составляем план. Особенности вступления. Структура основной части. Роль заключения. Недостатки композиции.
Пишем текст сочинения.
Проверяем и редактируем. Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых при оценивании работы.
Проверяем пунктуацию.
Проверяем орфографию.
Список использованной литературы.
Работаем с темой.
Одним из важнейших этапов работы над сочинением является работа с темой. Зачастую многие учащиеся склонны несерьезно относиться к процессу обдумывания и анализа формулировки темы, так как стремятся побыстрее начать писать.
Однако вопрос уточнения круга проблем, заданных темой, является определяющим для успешного ее раскрытия. Проанализировать тему – во многом означает определить ее ключевые слова и понятия.
Чтобы понять определенный темой круг вопросов, необходимо найти ключевые слова.
Анализ ключевых слов помогает:
-определить жанр сочинения, понять, в каком жанре должно (или может) быть написана работа. Это исключительно важно, так как существуют темы, «программирующие» жанр сочинения (например, сочинение-рассуждение). Композиция и стиль сочинения зависит от его жанра.
-конкретизировать круг вопросов, которые необходимо осветить в работе. Часто можно встретить ошибки, связанные с нарушениями логики и композиции работы – автор сочинения пишет «обо всем сразу». Печальными последствиями этого может быть даже дисквалификация работы с обоснованием «Тема не раскрыта».
- Если ключевое слово многозначно, то каждый аспект или некоторые аспекты значения могут быть задействованы в Вашем рассуждении.
Тренировочное задание:
Проанализируйте темы сочинений, как формулировка темы влияет на характер композиции и текста?
Может ли быть счастлив Печорин?
Образ Петербурге в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».
Раскольников и его оппоненты в романе Ф,М. Достоевского «Преступление и наказание».
II. Определяем жанр работы. Классические жанры школьных сочинений.
Различают три основных (классических) типа школьных сочинений: сочинение-описание, сочинение-рассуждение и сочинение-повествование (сочинение-рассказ).
Сочинение-описание
Сочинение-описание начинается обычно с передачи общего впечатления, а затем раскрываются существенные признаки того или иного явления. Последовательность выделения этих признаков достаточно свободна и определяется отношением автора сочинения к факту, материалу, литературному явлению, событию. Ключевое значение имеет в сочинении-описании правильный выбор изобразительно-выразительных средств.
Сочинение-рассуждение
Сочинение-рассуждение имеет более устойчивую композицию, оно, как правило, трёхчастно, так как основано на аргументации какого-то тезиса. Цель сочинения-рассуждения – доказать правильность главной мысли. В первой части высказывается общее положение – тезис. Во второй – приводятся доказательства, подтверждающие основную мысль. В третьей, заключительной части, формулируются выводы.
Отсюда традиционная композиция сочинений-рассуждений:
I. Тезис (основная мысль сочинения).
II. Доказательства (аргументы):
а) …
б) …
в) …
III. Заключение о правильности тезиса (вывод).
Сочинение-рассказ (сочинение-повествование)
Этот тип сочинений предполагает повествование о событии, развёртывающемся во времени. При этом важны начало события (завязка), наибольшее напряжение в его развитии (кульминация – та часть события, которая требует после себя возникновения новых отношений между участниками события) и результат, финал события (развязка).
Поскольку форма всегда содержательна, то указание на соответствующую содержанию сочинения форму как бы заложено уже в формулировке темы сочинения. Например, тема «Мой любимый герой» предполагает ответ на два вопроса: кто он? и какой он? Первый вопрос требует знания об авторе литературного героя и о том времени, в которое этот литературный герой создавался. Второй вопрос предполагает выход к тем признакам литературного героя, благодаря которым он и оказался вашим любимым героем. Следовательно, наиболее удобным при раскрытии данной темы будет сочинение-описание.
Другое дело – тема «Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина как средство сатирического изображения действительности». Здесь перед нами мысль, нуждающаяся в доказательствах. Ведь надо не просто назвать сатирические средства, которыми пользуется писатель, но и объяснить, почему Салтыков-Щедрин не принимает те или иные явления современной ему действительности. Жанр сочинения-рассуждения, таким образом, окажется максимально соответствующим данной теме.
Сочинение же на тему «Процесс становления личности в изображении Л.Н. Толстого» (по произведениям «Детство», «Отрочество», «Юность»)» ближе к сочинению-рассказу, поскольку необходимо, говоря об отдельных моментах этого процесса, обратить внимание на те условия, которые для Л.Н. Толстого являются важнейшими в плане формирования нравственной и значит ценной для других людей личности.
Конечно, тема сочинения может быть сформулирована так, что придётся использовать разные жанры. Например, темы «А.С. Грибоедов – поэт и человек», «Корни самодурства и его жертвы» (по драме А.Н. Островского «Гроза») потребуют и описания, и повествования, и рассуждения.
Тренировочное задание:
Выберите форму сочинения-описания, сочинения-рассуждения или сочинения-повествования, наиболее соответствующую предложенным темам. Обоснуйте кратко свой выбор.
1. Тема войны в творчестве Л.Н. Толстого («Война и мир»).
2. Лирический герой поэзии А. Фета.
3. «Самый умышленный город на земле» (Ф. М. Достоевский).
III. Отбираем текстовый материал.
Текстовый материал для сочинения – и предмет исследования, и основа аргументации. Этот этап позволяет точнее определить и сформулировать точку зрения автора, его основные идеи, высказанные в произведении.
Отбирая текстовый материал, следует ориентироваться на:
-описание внешности персонажей;
-их самохарактеристику (что сам персонаж говорит о себе);
-характеристику персонажа, сделанную другим героем/автором;
-описание пространства, которое принадлежит рассматриваемому герою, или места действия произведения;
-вставные элементы композиции произведения (сны, воспоминания, истории жизни и пр.);
- наиболее значимые элементы композиции (экспозиция, завязка, кульминация, развязка)
Работу с текстом произведения производим с карандашом в руках. Отмечаем средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения и т.п.), используемые автором для создания образа героя, формулировки идеи и пр. Сопоставляя и обобщая отобранный литературный материал, проводим лексический анализ выбранного отрывка.
«Образ Петербурга в поэме Пушкина «Медный всадник» -пример анализа текста.
Для анализа выбираем отрывок из вступления к поэме. В таблицу (или просто разделив материал на категории) вносим эпитеты, цвета, звуки, описываемые предметы, которые автор использует для создания образа Северной столицы.
Получаем:
цвет звук эпитет предмет
Темно-зеленый Шипенье пенистых бокалов юный град корабли
Прозрачный сумрак Твердыни дым и гром Полнощных стран краса и диво мосты
Блеск безлунный Шум, говор балов пышно Гранитные набережные
Золотые небеса горделиво Дворцы и башни
голубой Оживленные берега Оград узор чугунный
Сиянье шапок медных Громады стройные Петра творенье Ясны спящие громады Строгий, стройный вид Светла адмиралтейская игла Задумчивые ночи Однообразная красивость Невы державное теченье Обобщение: В цветах преобладает холодно-блестящая гамма: блеск безлунный, голубой, темно-зеленый; во второй колонке, казалось бы, должны появиться звуки, которые издают люди, но их нет – только иллюзия многолюдности, на самом деле «шипенье бокалов» или «шум и говор балов» - это обезличенные, не «человеческие» звуки. Среди эпитетов также нет тех, которые бы «включали» в текст образы жителей города. Также, как и звуки, эпитеты и предметы, описанные в тексте, лишь создают иллюзию многолюдности. На самом деле людей, их тепла и личной жизни нет в этом городе.
Вывод: Петербург в поэме «Медный всадник» - прекрасный, величественный город-государство, он не предназначен для жизни человека.
Тренировочное задание:
Проанализируйте первые три абзаца романа Гончарова и на основании полученных данных составьте характеристику Ильи Ильича Обломова.
IV. Формулируем собственную основную мысль.
V. Составляем план.
Одним из основных условий успешной речевой коммуникации (а сочинение как раз и представляет собой акт речевой коммуникации) является ее правильная, логичная, очевидная для адресата (читателя, а для сочинения – проверяющего, учителя, эксперта) структура. В связи с этим вопрос организации композиции особенно важен.
Композиция – это закономерное и мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и их целесообразное соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе.
Особенности вступления.
Особенности вступления (зачина) определяются, во-первых, необходимостью обозначить тему работы и, во-вторых, привлечь внимание. Текст вступления должен настроить читателя на восприятие, дать концентрированное представление обо всем сочинении.
Для того, чтобы подготовить читателя к восприятию, первые слова сочинения должны быть просты, доступны, понятны и интересны. Во вступлении можно подчеркнуть актуальность темы, значение ее для автора, читателя и их современников, «Ввести» адресата в суть (основную мысль) текста можно, начав вступление с определения центрального понятия, риторического вопроса, интересного примера, пословицы или поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания.
Структура основной части.
Но хорошо продуманное вступление еще не обеспечивает общего успеха работы. В этом плане основная, главная часть выступления оказывается наиболее ответственной. Основная часть – главная композиционная часть письменной работы, в которой излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, приводятся необходимые промежуточные выводы.
Базовыми принципами построения структуры сочинения являются следующие формы логической аргументации: дедукция, индукция и аналогия. Они отличаются друг от друга смысловой направленностью и характером следования компонентов доказательства.
Дедукция – это логический переход от общего знания к частному, подведение частного случая под общее правило. При этом впоследствии из общего положения, под которое подведен какой-либо факт, выводится надлежащее заключение в отношении этого конкретного факта.
Индукция – обобщение, возникающее на анализе эмпирического опытного материала, базирующегося на опыте. Рассуждение индивидуального типа строится, опираясь на конкретные данные с целью обобщения, то есть форма изложения от единичных и менее общих положений к общим положениям и выводам.
Аналогия - подобие, сходство предметов в каких-либо свойствах и признаках. Умозаключение по аналогии – это такое умозаключение, в результате которого делается вывод о принадлежности предмету или явлению определенного признака, основанного на анализе сходства этого предмета или явления в существенных признаках с другим предметом или явлением.
Вышеизложенные формы аргументации часто встречаются в речи комбинированно.
О недостатках композиции.
Нарушение логической последовательности в изложении материала серьезно затрудняют акт коммуникации.
Народный артист Аркадий Райкин создал на сцене интересный образ Феди-пропагандиста, речь которого лишена элементарной логичности:
"Новому начальнику 24 года, он сорок второго года рождения, старому тоже 24 года, но он 36 года рождения. В подшефном колхозе двое наших пожинали лучшие плоды: грузили навоз. Так они вместо этого послали лошадей и председателя матом на поля, а сами пошли на танцы… Людей нужно водить в музей и на примере первобытного человека показывать, как мы далеко оторвались … И вдруг неожиданно: "Перехожу к спорту …"
Этот пример не нуждается в комментариях, нарушение логической связи очевидно.
К недостаткам композиции могут относится перегрузка текста теоретическими рассуждениями, отсутствие доказательности основных положений, обилие затронутых вопросов и проблем. В сочинении не следует предлагать вниманию читателя одновременно несколько проблем. Это утомляет и лишает автора возможности глубоко и полно рассмотреть главный предмет рассуждений, «золотая середина» между недостаточностью аргументов и их избыточностью в отсутствии всего лишнего.
К недостаткам композиции относится шаблонное, трафаретное построение речи. Сатирики И. Ильф и Е. Петров в романе "Двенадцать стульев" высмеяли трафарет митинговой речи середины 20-х годов.
"В Старгороде пускали трамвай и по этому поводу организовали митинг. Первым выступил председатель Старколхоза т. Гаврилин. Начал он свое выступление словами: "Трамвай построить – это не ишака купить!" Оригинальное начало вызвало смех у Остапа Бендера. Ободренный приемом, Гаврилин, сам не понимая почему, вдруг заговорил о международном положении. Он несколько раз пытался пустить свой доклад по трамвайным рельсам, но с ужасом замечал, что не может этого сделать. Слова сами по себе, против воли оратора, получались какие-то международные …"
Роль заключения.
Заключение – важная композиционная часть публичного выступления. В ней подводятся итоги, формулируются выводы по основной проблеме, намечаются пути дальнейшего развития темы. Задачи заключения:
суммировать сказанное;
повысить интерес к предмету речи;
подчеркнуть значение сказанного.
В конце речи могут кратко повторяться её основные тезисы, ещё раз подчеркиваться главная мысль и важность разработанной темы, могут использоваться дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность аргументов.
VI. Пишем текст сочинения.
Следующим этапом будет собственно написание текста письменной работы. Если сочинение домашнее и Вы не ограничены во времени, пишите полный текст на черновике. Работать с черновиком лучше всего карандашом, так как им мы пишем быстрее, чем ручкой, а значит, мысли свои будем успевать записывать полнее.
Работа должна вестись в соответствии с планом, однако нет необходимости слепо ему следовать: если в процессе рассуждений возникают новые идея или аргумент, можно вставить их в сочинение, определив в композиции соответствующее место.
Если сочинение аудиторное – пишем на черновике самые сложные композиционные части - вступление и заключение, также прописываем переходы от части к части. Текст основной части пишем сразу на чистовик.
Создавая текст, обращаем особое внимание на связь предложений и целых частей между собой.
VII. Проверяем и редактируем.
После написания текста любой письменной работы необходимо произвести ее редактирование, то есть исправление допущенный в процессе создания текста ошибок.
Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых при оценивании работы.
Логические ошибки
Логические ошибки (Л) связаны с нарушением логической правильности речи, они рождаются в результате нарушения принципов логики, допущенного как в пределах одного предложения, так и в рамках всего произведения в целом.
Сопоставление двух логически неоднородных понятий.
Пример: Он облокотился спиной на батарею.
За хорошую успеваемость учеников родители получили похвальные грамоты и памятные подарки.
Нарушение причинно-следственных отношений.
Пример: В последние годы очень многое сделано для модернизации образования, но многие учителя еще работают по-старому, так как для модернизации образования сделано очень мало.
«Логический скачок» (пропуск звена в рассуждении).
Пример: Героиня драмы «Гроза» Катерина полюбила Бориса… Чем было самоубийство Катерины?
Необусловленная задачами текста перестановка частей.
Пример: Пора вернуть словам их истинный смысл. Доброта… Но как это сделать?
Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование.
Пример: Автор пишет о природе Карелии, описывает прекрасные озер, рассматриваю блики солнца на воде.
Сопоставление логически несопоставимых понятий.
Пример: Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.
Ошибки в построении композиции: неудачное вступление (или его отсутствие), ошибки в построении основной части, неудачное заключение (или отсутствие такового).
Пример:
В этом тексте автор… (неудачное вступление: указание на контекст, который в данном тексте отсутствует).
Неправильное построение основной части: отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений. Использование разнотипных по структуре предложений, затрудняющее понимание текста.
Ошибки в заключении: отсутствие или дублирование вывода, неоправданное повторение в выводе ранее высказанных мыслей.
Фактические ошибки.
Фактические ошибки заключаются в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом.
Неудачный выбор примеров, искажение содержания литературного произведения.
Пример: Счастье для Обломова было в одиночестве и равнодушии.
Катерина бросилась с обрыва в Неву.
Неточность цитаты, в том числе отсутствие указания на автора или неверно названный автор.
Пример: Чтение очень много значит для человека, ведь еще Петр I сказал: «Век живи – век учись.»
Незнание исторических фактов, временное их смещение.
Пример: Великая Отечественная война 1812 года.
Неточности в именах, отчествах, фамилиях авторов произведений, ошибки в именах и прозвищах героев, искажение в названиях литературных произведений и их жанров.
Пример: В рассказе Островского «Гроза»…Тургеньев; Федор Михайлович Тютчев…
«Тарас и бульба».
Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Виды ошибок:
Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, местоимения, числительного, глагола.
Пример: Никогда не встречал ничего более интереснее. Водопады, стекаемые вниз, поражали воображение.
Нарушение норм управления.
Например: Все удивлялись и восхищались его умом.
Нарушение норм согласования.
Пример: Некогда я был знаком с группой студентов, интересующимися классической музыкой.
Нарушение связи подлежащего и сказуемого.
Героями романа были те, кто принадлежали к дворянской аристократии.
Ошибки в построении предложения с однородными членами.
Пример: В сочинении я хотел написать о рассказе Чехова «Хамелеон» и почему я его выбрал.
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотами.
Пример: Говоря о романе «Война и мир», возникает необходимость сказать о проблеме …
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом.
Пример: Интересующийся ученик чтением; приехавший поезд на вокзал.
Ошибки в построении сложного предложения.
Пример: Ольге показалось то, что она влюблена в Обломова.
Смешение прямой и косвенной речи.
Пример: Лев Николаевич Толстой говорил, что я не согласен со взглядом на исключительную роль личности в истории.
Нарушение границ предложения.
Татьяна читала книги Онегина. Когда приходила к нему в поместье.
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.
Пример: Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
Пропуск члена предложения.
Пример: На заседании было принято считать Иванова И.И. членом Правления.
Отрыв частицы от компонента, к которому она относится.
Пример: В романе всего раскрывается две проблемы.
Речевые ошибки.
Употребление слова в несвойственном ему значении.
Пример: Мы были шокированы красотой природы Карелии.
Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов.
Пример: Обломов ничего не делал и целыми днями валял дурака.
Неудачное употребление местоимений.
Пример: У меня сразу возникла идея для своего сочинения.
Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных слов; неуместное употребление фразеологизмов.
Пример: В «Евгении Онегине» Пушкина имеют место лирические отступления.
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом.
Пример: В таких случаях я взглядываю в словарь.
Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно построенном контексте.
Пример: были приняты эффектные меры; герои путешествовали по каменной пустыне.
Нарушение лексической сочетаемости.
Пример: Автор использует художественный особенности.
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм.
Пример: Молодой олень, очень прекрасный и величественный.
Употребление рядом и близко однокоренных слов (тавтология).
Пример: В этом рассказе читатель может прочитать о…
Неоправданное повторение слов.
Пример: Герой рассказа говорит о славе, герой не понимает, что…
Бедность и однообразие синтаксических конструкций.
Пример: Когда к Обломову приходят гости, он их встречает, лежа на диване. Когда они входят, он кричит «Не входите, вы с холода!»
Употребление лишних слов, лексическая избыточность.
Пример: Тогда о том, чтобы вы смогли увидеть себя со стороны, об этом говорит Чехов в своих рассказах.
Этические ошибки.
Речевая некорректность: проявление речевой агрессии, грубое, оскорбительное высказывание, угроза, обвинение, насмешка, употребление бранных слов и вульгаризмов, высказывания, унижающие человеческое достоинство.
Пример: Нужно быть совершенно сумасшедшим, чтобы любить Толстого; нечего морочить людям мозги устаревшими истинами.
Тренировочное задание:
Найдите в тексте фактические, речевые, логические ошибки и предложите вариант их исправления.
VII. Проверяем пунктуацию.
Проверяем пунктуацию, внимательно читая сочинение с начала до конца. Синтаксическая конструкция КАЖДОГО предложения должна быть Вам абсолютно понятна. Обращаем внимание
VIII. Проверяем орфографию.
Во избежание эффекта «замыливания глаза», проверяем орфографию, двигаясь от конца к началу. Для достижения оптимального результата проверять каждое слово следует, не читая его по слогам, а определяя морфемы. Например, рассуждение может выглядеть так:
Слово «препираться»: пишу приставку «пре», так как она близка по значению «пере», корень с чередованием «пир», так как есть суффикс «а», окончание «ть» - глагол стоит в форме инфинитива; постфикс «ся».
Список использованной литературы:
1. ФИПИ И.П. Цыбулько, Е.В. Бузина, И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева, С.Л. Иванов. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по русскому языку. М., 2015.
2. Максимов В. И. Русский язык и культура речи, Москва, М.: «Гардарики», 2001.
3. Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи, М.: Изд-во МГУ, 1992.
4. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи, Ростов-на-Дону, М.: Изд-во «Феникс» 1998.
5. Головин Б. Н. Основы культуры речи, М.: Издательство «Высшая школа», 1988.
6. Кольцова Н.И. Пособие для подготовки к написанию эссе. М. 2012
7. Е.Л. Ерохина ЕГЭ 2015. ФИПИ. Русский язык. ТТЗ..