Образовательная программа объединения Школа вожатского мастерства
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
Фокинский центр детского творчества
Утверждено:
Решением педсовета
От________________
Протокол № __
ДИРЕКТОР ЦДТ
Халютина Г.В.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Срок реализации: 2 года
Возраст детей: 11 -13 лет
Выполнила: Тараканова Е.Н.
г.Фокино 2009г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………….3
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ………5
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ……………………..12
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ………..17
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ……………19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью учебного курса данной программы является освоение детьми психолого-педагогических знаний и приобретение практических навыков, необходимых им для работы в качестве вожатых с младшими школьниками (учащимися начального звена).
Задачи:
Познакомить детей с различными формами досуга.
Формирование умений у вожатых организации работы с младшими школьниками.
Привлечение к участию в учебно-воспитательной работе и интегрирование усилий учителей начальных классов, родителей.
Создание условий для успеха интеллектуального, эмоционального и нравственного самовыражения личности младшего школьника.
Содействовать сохранению и развитию наставничества над детьми.
На современном этане развития общества очень важно сохранить все лучшее, что накоплено в деле организации детского отдыха в детском и молодежном движении: инновационные методики, идеи, приемы и формы работы, вдохнуть в них новое содержание, новую жизнь в соответствии с требованиями духа того времени, в котором мы живем.
Ещё долее значимым, существенным для всех поколений молодежи и российского общества является сохранение и развитие отечественной традиции, активного участия школьников в деле воспитания, шефства, наставничества над детьми, которые в этом особенно нуждаются и очень этого ждут.
Вожатый - увлекательная, очень нужная и интересная профессия.
Данная программа предлагает взглянуть на личность вожатого, как на лидера детского коллектива, и рассмотреть его деятельность с учетом подходов теории управления, психологии, педагогики, освещая при этом аспекты формирования и развития детских коллективов, а также особенности возрастной психологии детей и подростков.
Основными формами проведения занятий являются: лекции: практикумы; организационно-деятельные и сюжетно-ролевые игры.
Планируемые результаты:
1 год обучения:
В результате изучения основ вожатского мастерства обучающиеся должны знать:
1. Правовой социальный статус вожатого, его должностные обязанности и права.
2. Психолого- педагогические особенности работы с детьми школьного возраста.
З. Проблемы личностного общения, возникновение и преодоление межличностных и групповых конфликтов.
Уметь:
С помощью педагога организовывать и проводить воспитательную работу с учетом возрастных особенностей школьников.
2 год обучения:
Знать:
Методические и управленческие основы деятельности вожатого.
Уметь:
1.Самостоятельно проводить мероприятия по сценариям различной направленности.
2. Самостоятельно проводить мероприятия с учетом возрастных особенностей детей.
Обучение завершается учебными сборами, в ходе которых учащиеся проходят итоговую аттестацию в форме индивидуального зачета
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Тема Количество часов
Всего Теория Практика
1. Вводные занятия 4 1 3
2. Развитие речи у детей и речевая культура 27 9 18
3. Этикет 18 6 12
4. Познай себя 51 17 34
5. Сделай себя сам 48 16 32
6. Знакомство с ШВМ 27 9 18
7. Секреты вожатского мастерства 75 25 50
8. Игровой практикум для начинающего вожатого 93 31 62
9. Копилка вожатого 21 7 14
Всего часов за первый год обучения (с ноября по май): 148 часов
Всего часов за второй год обучения: 216 часов
1 год обучения
Вводные занятия
Знакомство с учащимися объединения. Инструктаж по технике безопасности. Деятельность ШВМ. Знакомство учащихся с понятием «вожатый». Функции вожатого. Роль вожатого в системе самоуправления школы. Знакомство вожатых с классами.
Тема курса Всего часов Теория Практика
Знакомство с учащимися объединения. Инструктаж по технике безопасности. Деятельность ШВМ. 2 1 1
Понятие «вожатый». Функции вожатого. Роль вожатого в системе самоуправления школы. 2 1 1
Развитие речи у детей и речевая культура
Определение понятия «речь». Богатство языка. Формирование культуры речевого общения. Требования к правильной речи вожатого. Выполнение различных речевых упражнений с вожатыми.
Тема курса Всего часов Теория Практика
Понятие речи и речевой культуры 3 1 2
Задачи развития речи у детей 3 1 2
Коммуникативная активность вожатого 3 1 2
Развитие интонации. Понятие интонации 3 1 2
Выполнение упражнений, связанных с правильным формированием интонации 3 1 2
Формирование культуры речевого общения 3 1 2
Развитие словарного запаса у детей 3 1 2
Игры и упражнения с целью формирования правильной речи 3 1 2
Итоговое занятие. Закрепление изученного 3 1 2
Этикет
Тема курса Всего часов Теория Практика
Понятие «этикет». История его возникновения. Приветствие и обращение 3
1 2
Правила поведения в гостях 3
1 2
Правила поведения на улице 3
1 2
Правила поведения в общественных местах 3
1 2
Культура внешнего вида 3
1 2
Итоговое занятие 3
1 2
Познай себя
Тема курса Всего часов Теория Практика
Знакомство с собой 3 1 2
Оценивание себя 3 1 2
Сходство и различие наших «Я» 3 1 2
Как вы воспринимаете окружающий мир 3 1 2
Развитие внимания вожатого 3 1 2
Развитие воображения вожатого 3 1 2
Мир эмоций вожатого 3 1 2
Темперамент 3 1 2
Характер 3 1 2
Воля и самостоятельность 3 1 2
Логика мысли у вожатого 3 1 2
Решение различных проблем 3 1 2
Потребности вожатого 3 1 2
От каждого – по способностям 3 1 2
«Я» в общении 3 1 2
Богатство вашей личности 3 1 2
Итоговое занятие по теме 3 1 2
Сделай себя сам
Тема курса Всего часов Теория Практика
Сам себе воспитатель 3 1 2
Создание своего имиджа 3 1 2
Человек и изобразительное искусство 3 1 2
Человек и музыка 3 1 2
Человек и поэтическое слово 3 1 2
Ваше здоровье в ваших руках 3 1 2
Ваши герои 3 1 2
Человек и обстоятельства 3 1 2
Поверь в себя 3 1 2
Воспитание воли 3 1 2
Природа и вы 3 1 2
Как работать над собой. Перемены к лучшему 3 1 2
Ваш досуг 3 1 2
Жизнеутверждающий мажор 3 1 2
Любовь к окружающим 3 1 2
Итоговое занятие 3 1 2
2 год обучения
Знакомство со школой вожатского мастерства
Тема курса Всего часов Теория Практика
Что такое ШВМ? Знакомство с учащимися объединения. 3 1 2
Кто такой вожатый? 3 1 2
Содержание деятельности вожатого 3 1 2
Игра «Путешествие на планету знаний». Цели и задачи игры. Методика реализации игры.
3 1 2
Маршрут путешествия на планету знаний 3 1 2
Гимн, законы, символика путешественника 3 1 2
Памятки (затейника, юнкора, почтальона, мудрейшего, спасателя) 3 1 2
Оформление классных уголков путешественников 3 1 2
Итоговое занятие 3 1 2
Секреты вожатского мастерства
Тема курса Всего часов Теория Практика
Этика вожатого. Понятие «этикет». История его возникновения 3 1 2
Внешний вид вожатого 3 1 2
«Ты» и «Вы» в общении 3 1 2
Речевой этикет, или кое-что о вежливости 3 1 2
О поведении в общественных местах 3 1 2
Вожатый и его манеры 3 1 2
Как завоевать друзей или как стать другом для младшего школьника 3 1 2
Умение общаться с младшим школьником 3 1 2
Развитие коммуникативных умений вожатого 3 1 2
Качества значимые для общения 3 1 2
Планирование работы вожатого с младшими школьниками 3 1 2
Трудности взаимопонимания 3 1 2
Агрессия и агрессивность 3 1 2
Неуверенность в себе 3 1 2
Как стать уверенным 3 1 2
Понятие «конфликта» 3 1 2
Умей сказать «нет» вредным привычкам 3 1 2
Избежание конфликтных ситуаций 3 1 2
Разрешение конфликтных ситуаций 3 1 2
Как работать над собой 3 1 2
Как заинтересовать в работу младшего школьника 3 1 2
Выполнение заданий вожатыми 3 1 2
Поручение заданий младшим школьникам 3 1 2
Помощь классному руководителю 3 1 2
Итоговое занятие по теме 3 1 2
Игровой практикум для начинающего вожатого
Тема курса Всего часов Теория Практика
Понятие «досуга». Досуг младшего школьника и вожатого 3 1 2
Организация досуга вожатыми для начального звена школы 3 1 2
Мы люди творческие 3 1 2
Понятие «игры». Роль игры в жизни младшего школьника
3 1 2
Вся наша жизнь – игра 3 1 2
Какие бывают игры 3 1 2
Принципы организации игры 3 1 2
Этапы организации игры 3 1 2
Во что играют в школе 3 1 2
Понятие «экологической игры» 3 1 2
Деловые игры 3 1 2
Ролевые игры 3 1 2
Социально-психологические игры 3 1 2
Имитационные игры 3 1 2
Позиционные игры 3 1 2
Проективные игры 3 1 2
Соревновательные экологические игры 3 1 2
Игры на знакомства 3 1 2
Игры «Ледоколы» 3 1 2
Игры на выявление лидеров 3 1 2
Игры на выявление музыкальных способностей 3 1 2
Проигрывание игр с младшими школьниками 3 1 2
Конкурсы на выявление артистичных и творческих личностей 3 1 2
Конкурсные задания 3 1 2
Игры с залом 3 1 2
Игры на доверие 3 1 2
Прикольные игры 3 1 2
Игры для общения мальчиков и девочек 3 1 2
Простые фокусы 3 1 2
Сговорки, считалки 3 1 2
Итоговое занятие по теме 3 1 2
Копилка вожатого
Тема курса Всего часов Теория Практика
Функции вожатого 3
1 2
Общая характеристика детей младшего школьного возраста 3
1 2
КТД. Виды КТД 3
1 2
Этапы составления мероприятий
3
1 2
Коллекция игр 3
1 2
Тренинг «Познай себя» 3
1 2
«Чему ты научился за год?» Итоговое занятие СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 год обучения
Тема: Вводные занятия
Знакомство с учащимися объединения. Инструктаж по технике безопасности. Деятельность ШВМ
Понятие «вожатый». Функции вожатого. Роль вожатого в системе самоуправления школы
Тема: Развитие речи у детей и речевая культура
Понятие речи и речевой культуры
Задачи развития речи у детей
Коммуникативная активность вожатого
Развитие интонации. Понятие интонации
Выполнение упражнений, связанных с правильным формированием интонации
Формирование культуры речевого общения
Развитие словарного запаса у детей
Игры и упражнения с целью формирования правильной речи
Итоговое занятие. Закрепление изученного материала
Тема: Этикет
Понятие «этикет». История его возникновения. Приветствие и обращение
Правила поведения в гостях
Правила поведения на улице
Правила поведения в общественных местах
Культура внешнего вида
Итоговое занятие
Тема: Познай себя
Знакомство с собой
Оценивание себя
Сходство и различие наших «Я»
Как вы воспринимаете окружающий мир
Развитие внимания вожатого
Развитие воображения вожатого
Мир эмоций вожатого
Темперамент
Характер
Воля и самостоятельность
Логика мысли у вожатого
Решение различных проблем
Потребности вожатого
От каждого – по способностям
«Я» в общении
Богатство вашей личности
Итоговое занятие по теме
Тема: Сделай себя сам
Сам себе воспитатель
Создание своего имиджа
Человек и изобразительное искусство
Человек и музыка
Человек и поэтическое слово
Ваше здоровье в ваших руках
Ваши герои
Человек и обстоятельства
Поверь в себя
Воспитание воли
Природа и вы
Как работать над собой. Перемены к лучшему
Ваш досуг
Жизнеутверждающий мажор
Любовь к окружающим
Итоговое занятие
2 год обучения
Тема:
Знакомство со школой вожатского мастерства
Что такое ШВМ? Знакомство с учащимися объединения.
Кто такой вожатый?
Содержание деятельности вожатого
Игра «Путешествие на планету знаний». Цели и задачи игры. Методика реализации игры.
Маршрут путешествия на планету знаний
Гимн, законы, символика путешественника
Памятки (затейника, юнкора, почтальона, мудрейшего, спасателя)
Оформление классных уголков путешественников
Итоговое занятие
Тема: Секреты вожатского мастерства
Этика вожатого. Понятие «этикет». История его возникновения
Внешний вид вожатого
«Ты» и «Вы» в общении
Речевой этикет, или кое-что о вежливости
О поведении в общественных местах
Вожатый и его манеры
Как завоевать друзей или как стать другом для младшего школьника
Умение общаться с младшим школьником
Развитие коммуникативных умений вожатого
Качества значимые для общения
Планирование работы вожатого с младшими школьниками
Трудности взаимопонимания
Агрессия и агрессивность
Неуверенность в себе
Как стать уверенным
Понятие «конфликта»
Умей сказать «нет» вредным привычкам
Избежание конфликтных ситуаций
Разрешение конфликтных ситуаций
Как работать над собой
Как заинтересовать в работу младшего школьника
Выполнение заданий вожатыми
Поручение заданий младшим школьникам
Помощь классному руководителю
Итоговое занятие по теме
Тема: Игровой практикум для начинающего вожатого
Понятие «досуга». Досуг младшего школьника и вожатого
Организация досуга вожатыми для начального звена школы
Мы люди творческие
Понятие «игры». Роль игры в жизни младшего школьника
Вся наша жизнь – игра
Какие бывают игры
Принципы организации игры
Этапы организации игры
Во что играют в школе
Понятие «экологической игры»
Деловые игры
Ролевые игры
Социально-психологические игры
Имитационные игры
Позиционные игры
Проективные игры
Соревновательные экологические игры
Игры на знакомства
Игры «Ледоколы»
Игры на выявление лидеров
Игры на выявление музыкальных способностей
Проигрывание игр с младшими школьниками
Конкурсы на выявление артистичных и творческих личностей
Конкурсные задания
Игры с залом
Игры на доверие
Прикольные игры
Игры для общения мальчиков и девочек
Простые фокусы
Сговорки, считалки
Итоговое занятие
Тема: Копилка вожатого
Функции вожатого
Общая характеристика детей младшего школьного возраста
КТД. Виды КТД
Этапы составления мероприятий
Коллекция игр
Тренинг «Познай себя»
«Чему ты научился за год?» Итоговое занятие
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Требования к кабинету
Занятия кружка нужно проводить в специальном кабинете. Помещение должно быть достаточно просторным, с хорошим естественным и искусственным освещением и воздушно-тепловым режимом, которые соответствуют гигиеническим требованиям.
Материалы и оборудование
- Магнитофон
- Листы бумаги формата А4
- Цветная бумага
- Письменные принадлежности
4.3. Итоговый контроль
Цель: проверить знания, умения и навыки, которые вожатые получили в ходе обучения.
Форма: таблица результатов проведения мероприятий
Анализ мероприятия (тема мероприятия)
Дата проведения:
Время проведения:
Место проведения:
Название мероприятия:
Цель мероприятия:
Задачи:
Форма проведения:
Составитель мероприятия:
Ведущие мероприятия_______________________________________________________________
Класс, в котором проводится мероприятие__________________________
Классный руководитель класса______________________________________________________
Количество учащихся в классе Атмосфера класса
Дисциплина в классе
Правильность речи вожатых
Артистические способности вожатых
Взаимодействие вожатых с классом
Вовлечение участников в мероприятие
Подготовленность вожатых к мероприятию
Внешний вид вожатого
Выполнение вожатыми заданий для подготовки к мероприятию: медали, жетоны и т.д. Замечания
Анализ мероприятия классным руководителем:
Итоги мероприятия:
Дата Подпись методиста:
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
Воспитание - специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у неё определенных обществом социальных свойств и качеств. Глубина сущности воспитания состоит во включении ребенка в разнообразные виды деятельности, но овладению различными сторонами общественного опыта, которыми определяется его личностное формирование.
Мера личностного развития зависит не только от самого факта участии его в деятельности, во и от степени познавательной активности, которую он проявляет к этой деятельности, от характера ее направленности.
Воспитательная работа в кружке: проводятся беседы "Как вести себя в общественных местах", ''Нужно ли отвечать за свои поступки", "Как я отношусь к взрослым"; диспуты на темы "Свободно время это попусту проведенное время", "Быть взрослым это не только право, но и обязанность"; походы, экскурсия в природу с целью наблюдения за красотой окружающей среды. А так же в кружке проводятся различные конкурсно-игровые программы, вечера отдыха, спортивные эстафеты.
Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядно-иллюстративный
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Волович А.И. Основы этикета и искусства общения // Воспитание школьников. – 2004.
Кузнецова Л. Основы этической культуры // Воспитание школьников. – 1998.
Правила этикета: хороший тон: сб. советов и наставлений. – М.: Рипол,1991.
Энциклопедия для детей: Страны. Народы. Цивилизации. – Т. 13. – 2003.
Горелов И.Н. Нравственное воспитание школьника. – М.: Просвещение, 2002.
Медведева П., Шишова А. Новые модели поведения? // Воспитание школьников. – 2003.
Дриллема Б., Гудман С. Что внутри человека. М., 1994.
Коломинский Я.Л. Человек среди людей. М., 1970.
Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.
Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого «Я». М., 1976.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. М., 1991.
Селевко Г.В. «Познай себя». М., 2006.
Рожков М.И. и д.р. «Познай себя». М., 1993.
Волков Б.С, Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. М., 1991.
Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю. Вожатый – старт в профессию. М., 2005.
Шмаков С.А. Досуг школьника. – Липецк, 1993.
Игры – обучение, тренинг, досуг/Под редакцией В.В.Петрусинского, 1994.
Кочергина Г.Д. Азбука коллективных творческих дел. – Смоленск, 1996.