Выступление на городском МО классных руководителей на тему РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Презентация опыта работы учителя КУ «ОШ №39 города Енакиево»
Барановой Елены Васильевны
Современная жизнь ежедневно ставит нас в такие ситуации, которыетребуют продуманных решений и кардинальных изменений в политической, социальной, экономической, правовой , духовно-культурной сферах, вместе стем открывает и новые перспективы развития.
И в этой ситуации главная задача системы образования - удовлетворение потребности в подготовке жизнеспособной и конкурентоспособной молодежи, которая бы достойно представляла Донбасс в мировом сообществе, способствовала развитию социально-экономической, политической и культурной сфер жизни нашейстраны. Этим требованиям отвечает патриотизм, который формируется и утверждается средствами целенаправленного патриотического воспитания
Цель патриотического воспитания (согласно Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР) и состоит в том, чтобы формировать и развивать у граждан Донецкой Народной Республики патриотическое самосознание, безграничную любовь к Родине, к своему народу, стремление добросовестно выполнять гражданский, профессиональный и воинский долг, соблюдать свои конституционные права и обязанности; обеспечивать рост уровня значимости патриотизма у всех слоев общества, развивать у подрастающего поколения чувства гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формироватьпрофессиональные и социально значимые качества, умения и готовность к ихактивному проявлению в различных сферах жизни общества.
Из общей цели патриотического воспитания вытекают следующие его задачи:
Развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота своей Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Привитие учащимся чувства глубокого уважения и почитания символов Донецкой Народной Республики.
Воспитание потребности в изучении истории родного края.
Воспитание гордости за свою Родину.
Воспитание любви к родной семье.
Сохранение исторической памяти поколений в памяти обучающихся.
Формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений .
Патриотическое воспитание - многоплановая, масштабная и постоянно осуществляемая деятельность.
Среди основных его направлений можно выделить:
гражданско-патриотическое,
военно-патриотическое,
духовно-нравственное,
историко-патриотическое (краеведческое),
культурно-патриотическое,
спортивно-патриотическое.
Гражданско-патриотическое воспитание
Целью гражданско-патриотического воспитания является воспитание любви к исторической родине, а значит – патриотических чувств, и в целом – формирование ценностной системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма.
В систему работы по гражданско-патриотическому воспитанию входят такие мероприятия:
Беседы: «Патриот своего края», «Своя земля и в горсти мила», и т.д.
Классные часы: «Наши права», «Я продолжатель своего рода», и т.д.
Тематические линейки
Экскурсии в краеведческий музей
Праздничные концерты: «9 Мая – День Победы», «23 февраля», «8 Марта – Международный женский день»
Военно-патриотическое воспитание
Основной целью военно-патриотического воспитания является формирование у молодежи патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству и его защите.
Осуществляется по следующим направлениям:
- Государственное
- Социальное
- Военное
- Психолого-педагогическое
- Правовое
Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами Афганистана «Никто не забыт, ничто не забыто!»;
Информационные часы:
«О героях Афганистана», «Пионеры-герои»;
Конкурс рисунков «Я только слышал о войне»;
Посильное участие в акции «Ветеран живет рядом»;
Классные часы, посвященные Дню освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков.
Историко-патриотическое (краеведческое) воспитание
Историко-патриотическое воспитание сосредотачивает усилия на познании исторических корней и осознании неповторимости Отечества и его судьбы, гордости за сопричастность к деяниям предков современного поколения и их исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве.
Выставка-викторина «Через тернии к звёздам».
Беседы и классные часы: «Мой край, ты в сердце навсегда!», «Сохраняй красоту и богатство своего края», «Земля – уникальное творение Вселенной».
Игры-путешествия: «Передвижение во времени».
Посещение музеев, театров.
Летопись моей семьи
Устный журнал: «Живые картинки наших дней», «Памятные места Донецкой области», «Клуб маленьких патриотов».
Спортивно-патриотическое воспитание
Спортивно-патриотическое воспитание предполагает расширение общественных представлений о роли физического воспитания; распространение норм здорового образа жизни; усиление противодействия курению, алкоголизму и употреблению наркотиков; поиск новых путей укрепления здоровья граждан ДНР.
Спортивные праздники «Добры молодцы», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Сильные, смелые, ловкие»
Эстафета «Веселые старты»
Шашечный турнир
Рыцарский турнир «А ну-ка, мальчики!»
Участие в Дне бегуна
Детская игра «Зарница»
Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание ориентировано на осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов. Патриотизм, толерантность, товарищество, дружба, честь, совесть, достоинство, уважение к людям становятся внутренними мотивами, стимулами личности.
Конкурсы стихотворений разной тематики;
Конкурс инсценированной сказки;
Выставка поделок семейного творчества;
Конкурс плакатов «Мама и Родина чем-то похожи»
Посещение музеев, храмов, театров;
Летопись «Моя семья»;
Беседы и классные часы : «Уважай и почитай родителей», «Культурное наследие нашего народа»;
Школьные традиции: «Здравствуй, лето!» и т.д.
Акции по охране природы родного края: «Сбереги ёлочку», «Сохрани первоцветы», «Кормушка», «Птичий домик», «Крокус», «Вода и жизнь».
Культурно-патриотическое воспитание
Культурно-патриотическое воспитание ориентировано на формирование у личности социально-значимых и культурно-эстетических ценностей.
Конкурс строя и песни
Литературно-музыкальные композиции:
- «Поклонимся великим тем годам».
- «У войны не детское лицо».
- «Уж постоим мы головою за Родину свою».
- «Этих дней не смолкнет слава».
- «Дети и война несовместимы».
Ожидаемые результаты
Учащиеся на практике проявляют свои патриотические чувства и гражданскую позицию.
Сознательно и активно выполняют гражданские обязанности перед государством, обществом.
Чувствуют себя нужными своей стране, своему городу, школе. Несут ответственность за судьбу страны, своих близких, свою собственную.
Предлагаю вашему вниманию обзор проведенных мной мероприятий по патриотическому воспитанию.
(просмотр видеопрезентации)
Будущее Донбасса в наших руках. И от того, как мы будем прививать патриотические чувства подрастающему поколению, зависит дальнейшее процветание нашей Родины.
15