«Профилактика и коррекция делинквентного поведения»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
 
 
 
 
ПРОЕКТ
 
«Профилактика и коррекция делинквентного поведения»
centertopВыполнила:
Социальный педагог МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. ШадринскПодгорбунских Елена Александровна
Научный руководитель:Яговкина   Лариса Сергеевна,  доцент кафедры психологии  ГАОУ ДПО ИРОСТ
 
Курган, 2017
Содержание
1 Содержание 2
2 Пояснительная записка 3
3 Этапы реализации проекта 5
4 Содержание проекта 8
5 Критерии отслеживания эффективности проекта 9
6 Формы работы 11
7 Литература 12
8 Приложение 1 14
9 Приложение 2 15
Пояснительная записка
Детская безнадзорность и беспризорность – следствие современной социально – экономической и духовно – нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
массовые нарушения прав детей;
рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
омоложение преступности;
увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, не имеющих средств к существовании.
Криминальная ситуация среди учащихся образовательных учреждений города Шадринска остаётся сложной.
Как показывает анализ, состояние преступности среди несовершеннолетних в городе Шадринске остается на высоком уровне. Отмечается рост преступлений, общественно - опасных деяний и административных правонарушений, связанных с употреблением спиртных и токсических веществ несовершеннолетними.
Увеличивается количество учащихся школ, состоящих на учете в ПДН ОМВД г. Шадринска. Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Актуальность проекта «Мы вместе» обусловлена именно этой социальной проблемой, решение которой возможно только при условии тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса и общественных организаций.
Анализ правонарушений, беседы, анкетирование детей и подростков показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время. Профилактическая работа направлена на создание в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребёнка, где ему хорошо и интересно.
Целью проекта является организация содержательного досуга детей, направленная на профилактику правонарушений несовершеннолетних, воспитание физически здорового человека.
Задачи проекта:
Создать условия для профилактики правонарушения в среде несовершеннолетних.
Профилактика негативных явлений: алкоголизм, агрессивное и суицидальное поведение, злоупотребления психоактивными веществами.
Формировать стремление к здоровому образу жизни.
Совершенствовать внеурочную деятельность, направленную на вовлечение обучающихся в общешкольные мероприятия.
Этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта: социальный проект рассчитан на 1 год
I этап - организационный
№ п\пНаправления по видам деятельности Технологии (формы) по видам деятельности Ответственные Основные следствия проведения данных мероприятий
1 Выявление негативных проявлений среди несовершеннолетних Психолого-педагогическая диагностика (тестовые и проективные методики, анкетирование, опросники) Социальный педагог, психолог, классные руководители Создание и реализация программы по работе с конкретным ребёнком и семьей; подготовка рекомендаций по профилактической работе
2 Выявление и учёт семей, детей и подростков, нуждающихся в различных видах помощи
Составление:
-социальных паспортов класса, школы;
-индивидуально- профилактического плана работы с ребенком Социальный педагог, психолог, классные руководители Создание благоприятной среды для успешной социализации и реализации детско-родительских отношений; организация развивающей работы
3 Организационно-методическая деятельность Разработка сценариев, тематических планов, семинарских и клубных занятий Зам директора по ВР, методисты школы, социальный педагог, педагог-психолог Создание эффективной среды для коррекционно-развивающей работы; поиск форм и методов вовлечения несовершеннолетних во внеурочную деятельность
4 Поиск социальных партнеров для реализации программы Заключение соглашений о сотрудничестве Руководитель ОУ Составление планов совместной деятельности
II этап - практический
1 Предупреждение и предотвращение отклоняющегося поведения
Групповые коррекционно-развивающие занятия, индивидуальные и групповые консультация Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, зам. директора по ВР Создание коррекционно-развивающей среды; формирование психологических знаний, умений и навыков; создание эффективной среды для успешного становления личности
2 Проведение профилактических мероприятий по проблемам злоупотребления психоактивных веществ Индивидуальные и групповые занятия, консультации Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, мед. работник, зам. директора по ВР Формирование специальных знаний; создание здоровьесберегающей среды
3 Коррекция агрессивного поведения несовершеннолетних
Групповые и индивидуальные коррекционные занятия, консультации Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители Создание коррекционно-развивающей среды; формирование психологических знаний, умений и навыков
4 Профилактика суицидального поведения подростков
Индивидуальные и групповые, занятия, консультации Педагог-психолог Создание коррекционно-развивающей среды; формирование психологических знаний, умений и навыков
5 Психолого-педагогическая работа с родителями несовершеннолетних
Индивидуальные и групповые консультации, круглые столы, мастер-классы Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, зам. директора по ВР Контроль эффективности обучения и воспитания; выработка рекомендаций; составление плана дальнейшего сотрудничества
6 Промежуточная диагностика
Психолого-педагогическая диагностика (тестовые и проективные методики, анкетирование, опросники, наблюдение) Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители Мониторинг результатов проведенной работы
7 Диагностика эффективности ожидаемых результатов Методы опроса, наблюдения, анализа продуктов деятельности Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, методисты школы Мониторинг результатов
8 Коррекция деятельности по программе в соответствии с планируемыми результатами Проведение круглого стола зам. директора по ВР, методисты школы Мониторинг успешности
III этап - итоговый
1 Разработка и издание методических материалов Выпуск методического сборника, буклетов, информационных листов зам. директора по ВР, методисты школы Презентация методических материалов программы
2 Отслеживание и анализ результатов. Определение перспектив развития школы Семинары-практикумы, мастер-классы зам. директора по ВР, методисты школы Подача информации о проведенной работе; составление планов сотрудничества
Содержание проекта
Профилактика правонарушений несовершеннолетних – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой, своевременно выявляющая несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении.
Проект «Мы вместе» рассчитан на 1 года и ориентирован на все возрастные категории обучающихся, родителей и коллектив педагогов муниципального казённого общеобразовательного учреждения МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №4». Главным исполнителем проекта является Администрация школы, соисполнителями мероприятий – классные руководители, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, медицинский работник.
Формы работы
Формы работы с обучающимися определяются в соответствии с возрастными особенностями:Классы Возрастные особенности Формы работы
1-4 классы - Повышенная чувствительность к внешним воздействиям. - Ведущая учебная деятельность. - Преобладает мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых. - Недостаточно развита волевая сфера. - Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности. - Значимо мнение взрослых (непререкаемый авторитет) Беседы, классные часы. Наблюдение, опрос, анкетирование.
Сюжетно-ролевые, психологические игры и упражнения.
Просмотр видеосюжетов, мультипликационных и художественных фильмов, театрализованных представлений. Чтение художественной литературы. Организация внеурочной деятельности.
5-7 классы - Формируется чувство взрослости. - Неустойчивая психика, неуравновешенность, повышенная раздражимость, проявление агрессии. - Стремление самоутвердиться в коллективе сверстников. - Отдаление от семьи. - Развитие спортивных, технических, художественных интересов. – Снижается учебная успеваемость, учёба отходит на второй план Диагностические процедуры. Беседы, классные часы с приглашением специалистов: медицинских работников, работников правоохранительных органов и т.д.
Проигрывание ситуаций, психологические игры и упражнения. Конкурсы, викторины. Коллективное творческое дело.
Обсуждение художественных фильмов, произведений художественной литературы. Вовлечение в кружки, секции, во внеклассные мероприятия.
8-9 классы - Половое взросление, гормональные изменения. - Меняется система ценностей и интересов. - Зависимость от микросреды и конкретной ситуации.
Диагностические процедуры. Дискуссии, круглые столы, лекции, тематические классные часы. Психологические игры и упражнения, тренинговые занятия. Элективные курсы. Практико-ориентированный курс «Твоя профессиональная карьера». Конкурсы, викторины, олимпиады, проектная деятельность. Коллективное творческое дело.
10-11 классы - Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и подготовительных курсов - Для юношей актуальна служба в армии Диагностические процедуры. Дискуссии, круглые столы, лекции, конференции, классные часы. Предметные декады. Конкурсы, викторины, олимпиады, проектная деятельность.
Критерии отслеживания эффективности проекта.
Предлагается два способа отслеживания эффективности.
1 способ. Отслеживание эффективности всего проекта в целом.
Критерии:
появление у подростков устойчивых интересов;
изменение количества подростков, состоящих на учете в ПДН ОМВД;
изменение количества детей, состоящих в «группе риска»;
изменение количества причин, по которым дети попадают в «группу риска».
2 способ. Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия проекта.
После проведения мероприятия проводится анкетирование, опросы участников (детей, родителей) с целью отслеживания эффективности мероприятия, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлеченности родителей, детей в мероприятие.
Конечным результатом реализации проекта должна стать положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних, создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа беспризорных детей и подростков.
Литература
Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие/ Под ред. Н.М. Платоновой.- СПб.: Речь, 2006.- 336 с.
Арсенина Е.Н. Внеклассные мероприятия в 5-11 классах: тематические игротеки, конкурсы, викторины, диско-вечера. Вып. 2. – Волгоград: Учитель, 2007. – 153 с.
Бадирова З.А., Козлова А.В.Классные часы и беседы для девушек (6-11 классов). – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 192 с.
Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 224 с. – (Педагогика. Психология. Управление).Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб.: Питер, 2007.
Дик Н.Ф. Лучшие классные часы для выпускников школ и лицеев. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 352 с.
Касаткина Н.А. Уроки знаний: классные часы (беседы, диспут, игра, устный журнал, литературно-музыкальная композиция). 3-8 классы. – Волгоград: Учитель, 2007. -157 с.
Козлова Г.Н., Любезнова Е.В., Нецветайлова Е.Н. Школьный родительский клуб/Программа работы, формы занятий, методические разработки. - М.: Глобус; Волгоград Панорама, 2009.-176 с. – (Воспитательная работа)
Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Моргулец Г.Г. Формирование семейных ценностей: игры и тренинги для учащихся и родителей. – Волгоград: Учитель, 2011. – 183 с.
Методический сборник «Мы в ответе за своих детей»/ Администрация Октябрьского района. Территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, 2011.108с.
Михайлина М.Ю., Павлова М.А. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги.- Волгоград: Учитель, 2009.-207 с.
Помощь детям, пострадавшим от насилия в семье: правовые аспекты, тренинговые заняти, рекомендации/ авт.-сост. Я.К. нелюбова. – Волгоград: Учитель, 2009. -171 с.
Правильный выбор: Программа формирование у старших подростков социальных установок на здоровый образ жизни./ Сост. С.М. Чечельницкая, А.А. Михеева, Д.А. Шалаева, Ю.В. Величкина - М.: Фонд «Центр социального развития и информации», 2005.
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками./под ред Битяновой М.Р. –СПб.: Питер,2007. – 304 с.
Прикуль Л.В.Психологический практикум и тренинг: профилактика насилия в семье и школе. Волгоград: Учитель, 2009.-217 с.
Профилактика наркомании среди несовершеннолетних группы риска/ Методическое пособие. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2002.
Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Метод. Пособие/ под ред. И.Соковни. – М.: Просвещение, 2002. – 158 с.
Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги/авт.-сост. М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2009.-207 с.
Психологическая карта учащегося группы риска: диагностика и сопровождение/ авт.-сост. И.В.Чумаков. Волгоград: Учитель, 2008. – 462 с.
Рудякова О.Н. Развитие культурыобщения в подростковой среде/ Программа, разработки занятий, рекомендации.- Волгоград: Учитель, 2011.-149с.
Рудякова О.Н. Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. 5-9 классы. Волгоград: Учитель, 2008. – 143 с.
Сгибнёва Е.П. Класснык часы в средней школе: практ. Пособие. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 160 с. – (Методика).
Сизова А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы. ПТУ.М.: «ВАКО»,2006, 272 с.-(Педагогика.Психология.Управление).
Трошихина Е. Тренинг развития жизненных целей. - СПб.: Речь, 2002.
Урбанович Л.Н. Нравственные основы семьи и брака. Система работы со старшеклассниками и родителями: методические рекомендации, разработки занятий, тесты, анкеты, психологические практикумы. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Издательство «Глобус», 2009.-256 с.- (Воспитательная работа).
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. - М., 2001.
Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей/ Под ред. Л.М. Шипициной, Е.И. Казаковой. - СПб.: Образование – Культура, 2002.
Приложение 1.
Анкета.
Уважаемые родители, социально-психологическая служба школы проводит анкетирование «социальный статус семьи», результаты которого помогут в работе, как социальному педагогу, так и классному руководителю. Просим Вас принять участие и ответить на предложенные вопросы. Мы в свою очередь гарантируем, что результаты не будут разглашены в адресной форме.
1. Фамилия, имя, отчество ребенка, национальность_________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________
2. Дата рождения ________________________ 3. Класс обучения_______________________________________________
4. Домашний адрес____________________________________________ тел.(включая сотовый )____________________________________
5. Сведения о семье: полная семья , неполная семья , указать;
Проживают ли с Вами совместно Ваши родители (бабушки и дедушки): да ; нет
Фамилия, имя, отчество матери, национальность_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________
Место работы и рабочий телефон________________________________________________________________________________________________
Образование: высшее , средне специальное , среднее , незаконченное среднее (отметить нужное).
Социальная группа: предприниматели , интеллигенция , служащие , рабочие , безработные , пенсионеры .
Укажите дату вашего рождения и возраст полностью_______________________________________________________________________________
5.3. Фамилия, имя, отчество отца, национальность__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________
Место работы и рабочий телефон ________________________________________________________________________________________________
Образование: высшее , средне специальное , среднее , незаконченное среднее (отметить нужное).
Социальная группа: предприниматели , интеллигенция , служащие , рабочие , безработные , пенсионеры .
Укажите дату вашего рождения и возраст полностью___________________________________________________________________
5.4 Укажите количество детей в семье до 18 лет дошкольного возраста : школьного возраста
5.5 Является ли ваша семья многодетной (3 и более детей до 18 лет): да ; нет . Если да, то укажите фамилию, имя, отчество; дату рождения и место обучения детей полностью ______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Если ваш ребенок является инвалидом, укажите диагноз, __________________________________________________________________
№ пенсионного удостоверения_____________________ дата очередного переосвидетельствования_________________________________________
7. Если ребенок находится под опекой, укажите фамилию, имя, отчества опекуна и причину установления опеки_____________________
_______________________________________________№ постановления и дату оформления опекунства____________________________________
_________________________Форма устройства: опека и попечительство, патронатная семья, приемная семья, усыновление (нужное подчеркнуть)
8. Ежемесячный доход в перерасчете на одного члена семьи: выше прожиточного минимума, ниже прожиточного минимума
9.. Являетесь ли вы беженцами, если да, то указать когда и откуда приехали____________________________________________________
Гражданство или вид на жительство (для не граждан РФ)___________________________________________________________________________
10. Из какого ОУ прибыл Ваш сын дочь в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» (для вновь прибывших)_______________________________________________________________________________________________________
Благодарим Вас за участие и надеемся на дальнейшее сотрудничество
Приложение 2.
Социальный паспорт класса
Уважаемые классные руководители! Просьба сдать анкеты до 15.09.2016г
Классный руководитель _______________________________________ класс ____________
1. Всего детей 2. Всего семей
3. Количество полных семей 4. Воспитывают опекуны
5. Количество неполных семей Только мама Только папа
6. Количество семей имеющих 1 ребенка 2 ребенка 3 ребенка и более
7. Количество мальчиков Количество девочек
8. Возраст родителей до 30 лет До 40 лет До 50 лет и старше
9. Образование родителей высшее Незаконченное высшее
Среднее специальное Среднее полное
Не имеют среднего общего образования
10. Образование родителей в сфере:
Промышленного производства Сельского хозяйства
Образования Культуры
Торговли Спорта
Здравоохранения Науки
Частного предпринимательства Экономики
Силовых структур Служащие
Транспорта Домохозяйка
Бытового обслуживания На пенсии
Строительства Безработные
Управления Не указали
11. Уровень благосостояния соответствует прожиточному минимуму
Уровень доходов выше Уровень доходов ниже
12. Количество семей с признаками социально-опасного положения
13. Количество семей, состоящих на учете в ПДН ОМВД
14. Количество семей, злоупотребляющих спиртными напитками
15. Количество семей, из Украины
16. Количество семей, не имеющих гражданства РФ
Социальная карта класса
№ ФИО обучающегосяСемьи «группы риска» Обучающиеся «группы риска»
Семьи в СОП Состоящие на ВШУ Многодетные Неполные Опекаемые На учете в ЦСО Другое Нарушение общения Трудности в учебе Состоящие на учете
Учителями Сверстниками Родителями ВШУ ПДН
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Примечание_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________