Выступление на городском семинаре классных руководителейна тему Педагогические аспекты профориентации в начальных классах
«Когда человек не знает,
к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер
не будет попутным».
Сенека
Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий. Помочь ребенку найти свое место в жизни и призвана профессиональная ориентация.
Профориентационная работа в школе предусмотрена учебной программой и включает четыре этапа:
1 этап – начальная школа.
2 этап – 5-7 классы и 8-9 классы.
3 этап – -10-11 классы
Целью профориентационной работы в начальной школе является:
расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности.
В процессе профориентационной работы решаются следующие задачи:
воспитание уважения к людям труда, к различным профессиям;
понимание значения труда в жизни человека;
знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями;
воспитание чувства ответственности за качество выполняемой работы;
развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры;
развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.
Представления о профессиях у ребёнка 7 - 10 лет ограничены пока небогатым жизненным опытом. Первые профессии, о которых узнает ребенок, это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни: воспитатель, врач, продавец, кассир в магазине, водитель автобуса. Ребенок систематически наблюдает, как работают люди, что они делают на работе. Родители обычно рассказывают о своей работе лишь в самых общих чертах, не перегружая ребенка лишней информацией.
Слова «работать, работа, на работе» - одни из первых в словаре ребенка. Он знает, что если мамы нет дома, значит, она пошла на работу. Папе нельзя мешать, когда он работает.
Для того, чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий. В связи с этим формирование представления о профессиях необходимо уже в самом раннем возрасте.
Классный руководитель приобщает школьников к посильному участию в труде, организует деятельность в трудовых делах школы:
- уход за комнатными растениями;
- работа с классной библиотекой, ремонт книг;- уборка школьных территорий и классных комнат.
Уже с 1класса каждый классный руководитель начинает знакомить учащихся с профессиями взрослых, которые работают в школе. В таком предмете, как окружающий мир, предусмотрена экскурсия по школе, в ходе которой ребята знакомятся с профессией медицинского работника, библиотекаря, повара, обслуживающего персонала.
Формы и методы профориентационной работы
Основной формой работы является проведение самого профориентационного занятия.
В своем классе мы с ребятами проводили такие занятия как:
классный час «Профессии наших родителей»;
час общения «Кем я хочу стать?»;
театрализованное представление «Горячий хлеб»;
внеклассные мероприятия по профессиям, с привлечением учеников из других классов.
Проводились встречи с родителями учащихся, которые в беседе рассказывали о своей профессии, а со стороны детей задавалось много интересующих их вопросов.
С большим интересом проходили творческие конкурсы:
конкурс поделок «Золотые руки бабушки (дедушки)»;
конкурс рисунков «Профессии наших мам и пап»;
конкурс поделок, сделанных своими руками.
Любой профессиональный праздник может стать темой классного или информационного часа, внеклассного мероприятия или просто игры.
Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, которые можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности:
«Магазин» (на уроках математики);
«Библиотека» (на уроках литературного чтения);
«Редактор» (на уроках русского языка);
«Экскурсовод» (на уроках окружающего мира).
Ребятам очень понравилась ролевая игра «Я-Учитель!», посвященная Дню учителя, которая проводилась во время внеурочной деятельности. В течение недели ребята, в ходе голосования, выбирали «учителя» на определенный урок. Данный ученик, в совместной работе с родителями и учителем, готовил определенные задания для класса, определял систему оценивания и проводил свое занятие в форме игры или игрового занятия.
Очень увлекательны для детей внеклассные мероприятия:
«Все профессии важны»;
«Ярмарка профессий»;
«Мир профессий».
Такие мероприятия дети любят еще и потому, что вместе с ними в них принимают участие и их родители.
На внеурочных занятиях применяем игры и игровые упражнения, также связанные с профессией:
«Что? Где? Когда?»;
«Поле чудес»;
«Угадай профессию по жестам»;
«Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с той или иной профессией»;
«Вспомни как можно больше слов на букву «С», связанных с данной профессией».
В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.
На уроках математики - может осуществляться путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи или при решении задач, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности людей.
Уроки окружающего мира также вносят определенный вклад в решение задач трудового воспитания и профориентации. Практически каждую тему урока можно связать с профессией.
Например, в рамках изучения темы «Охрана природы», можно рассказать о профессиях лесной отрасли (лесничий, лесник и т.д.). При изучении темы «Природа нашего края» учащиеся знакомятся с особенностями труда людей своей местности.
В проекте «Кто нас защищает» ребята рассказывали о профессиях людей, работающих в вооруженных силах РФ, работающих на скорой помощи, в полиции и о людях, которые работают в газовой и лифтовой службах. В проекте «Богатства отданные людям» ребята рассказывали о знаменитых людях различных профессий (спортсмены, скульпторы, художники, композиторы, поэты, ученые, космонавты и т.д), а один ученик, Щабельский Арсений, подготовил сообщение о своем прадедушке, который был селекционером.
На уроках русского языка младшие школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией: детям выдаются карточки с различными названиями профессий, после чего они должны написать в своих тетрадях 5 - 7 предметов труда данного профессионала (например, врач: бинт, таблетки, вата, йод, грелка, зеленка и т.д.).
На уроках русского языка, при изучении словарных слов: футбол, космос, корабль, хоккей и др. (3 класс), почтальон, библиотека, ракета, компьютер и др. (4 класс), ученики знакомятся с различными видами профессий.Большая профориентационная работа ведется на уроках изобразительного искусства. Ребята на уроке узнают и пробуют свои силы в таких профессиях как: художник-оформитель, дизайнер, скульптор, декоратор.
На уроках музыки дети пробуют свои силы в роли поэтов, композиторов, дирижеров и сценаристов.
На уроках технологии ученики перевоплощаются в строителей, машинистов, архитекторов и даже рекламных агентов.
Так же дополнительными структурными элементами могут быть:
беседы с приглашенными специалистами (не родители). Только важно помнить, что специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное детям.
Оформление уголка профессии в пространстве класса. В этом уголке могут быть книги, фотоматериалы, различный дидактический материал, интересные факты о профессии, пословицы о труде и загадки, связанные с профессией.
Организация экскурсий на предприятия города или республики. С моим классом мы ходили в ПЧ №1, где знакомились с такой профессией, как пожарный. В центральный отдел ГИБДД, где узнали о работе сотрудников ГИБДД.
Ведение школьниками «Профессионального портфолио». В него они вкладывают интервью с родителями, вырезки из газет, свои рисунки и письменные работы.
В настоящее время существует много разнообразных технологий и методик ведения занятий с младшими школьниками. Для занятий по профориентации основной является игровая мотивация, которая перерастает в учебную мотивацию. Используя в своей практике все формы работы, я могу сделать вывод, что наиболее интересными для моих учеников это: ролевые игры и театрализованные постановки, в которых дети раскрывают свой духовный и творческий потенциал, и дает им реальную возможность адаптироваться в социальной среде.
Профориентация в школе проводится с целью подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии при согласовании их личных интересов и потребностей. Данная цель реализуется как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Итак, можем сделать вывод: работа по профориентации в начальной школе должна быть систематической, планомерной и целенаправленной и, самое главное, интересная детям.