Рекомендации по адаптации пятиклассников (для учителей предметников)
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации пятых классов. 2015-2016 уч.год 3 этапа адаптации в процессе обучения в школе: Поступление ребёнка в 1 классПереход из начальной школы в среднюю (5 класс)Переход из средней школы в старшую, начало профильного обучения (10 класс) Критерии, умения и навыки, способствующие успешной адаптации Удовлетворённость ребёнка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.Усвоение программы. Если ребёнок испытывает затруднение при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать за излишнюю медлительность, а также не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.Степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий и самообслуживании.Удовлетворённость межличностными отношениями с одноклассниками и учителем. Адаптация – приспособление к внешним условиям АдаптацияПсихологическая БиологическаяВнешняя (другая классная комната, кабинетная система, расписание уроков, увеличение нагрузок)Внутренняя (смена ролей, установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов)Снижение уровня опеки изучение своих возможностей Изучение мотивационной сферы учащихся на этапе перехода в среднее звено школы как показателя одной из составляющих личностных УУД при помощи методики М. Р. Гинзбурга показывает: Таким образом: можно говорить об успехе и эффективности образовательного процесса так как в выборах учащихся явно преобладают познавательный, учебный и социальный мотивы. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ, НА ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ В 5 КЛАССАХ НА НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА.(Тест Филлипса)2015 -2016 УЧ.ГОД Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка Главные цели и задачи работы психолога и педагогов Повышение самооценки учащихсяСнижение социальной тревожностиСплочение коллектива классаРазвитие коммуникативных уменийФормирование убеждения в ценности каждой личности и установки на позитивное восприятие каждого члена коллектива Рекомендации учителям – предметникам, работающим в 5 классах. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов. 2. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста. 3. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал. 4. Налаживайте эмоциональный контакт с классом. 5. Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться. 6. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся. 7. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению. (Выставляя двойки – мы ее обесцениваем) 8. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»). 9. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе. Рекомендации учителям – предметникам, работающим в 5 классах. 10. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика. 11. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.). 12. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике. 13. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях Рекомендации учителям – предметникам, работающим в 5 классах. 14. В течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте «бездвоечное» обучение. 15. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели. 16. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д.17. Помните, идя в класс к пятиклассникам, Вы идёте на урок к детям. Рекомендации учителям – предметникам, работающим в 5 классах. Исходя из анализа адаптации пятиклассников в начале учебного года запланировано: 1) Аналогичная психологическая диагностика в конце учебного года.2) Консультативная работа с родителями индивидуально и на родительских собраниях. 3) Методическая работа: родителям- разработка рекомендаций (памятки, презентации на сайт школы), педагогам- памятки, рекомендации для успешного выбора методов обучения в соответствии с индивидуальными особенностями детей и спецификой класса.4) Профилактическая работа: в форме тренинга «Первый раз в пятый класс!», цель которого — адаптация учащихся к условиям средней школы. 40 минутный тренинг в каждом 5 классе течении октября месяца.5) Коррекционно-развивающая работа(по запросу классных руководителей )с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Данная работа может проводиться с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики.6) Аналитическая работа направлена на осмысление проводимой психологической работы, деятельности по адаптации детей к условиям средней школы.