Конспект по биологии Эволюция человека 8 класс

Тема: «Происхождение человека» Цель урока: сформировать знания об основных этапах эволюции человека, развивать представления о единстве происхождения всего живого;
образовательная: показать многообразие родства человека с животными, рассмотреть основные стадии эволюции приматов, стадии эволюции человека; формировать навыки проведения презентаций.
развивающая: продолжить формировать умение самостоятельной работы с литературой, опорным конспектом, выявлять основное содержание текста и формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки; развивать навыки невербального общения;
воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученных заданий; умение работать в коллективе; формировать умение активного слушания.

Тип урока: Комбинированный урок
По содержанию:
По положению в теме:
Методы:
Словесные: беседа, объяснение
Наглядные: демонстрация муляжей человека, торса человека, рисунков
Практические: Работа с учебником, тетрадью
Структура урока:
орг. момент – 1-2 минуты
проверка знаний
изучение нового материала – 25 минут
подведение итогов, выводы
закрепление – 15 минут
домашнее задание – 2-3 минуты
Оборудование: таблицы и муляжи, показывающие развитие отдельных представителей рода Человек; иллюстрации из дополнительной литературы. Ход урока
1.Организационный момент.
2. Проверка знаний. Тестовые задания. 1. Хорда на ранних стадиях развития человека формируется: A. Под нервной трубкой Б. Под кишечником B. На брюшной стороне тела  2. Количество шейных позвонков человека, как и у всех млекопитающих, составляет: А. 10 Б. 7 В. 12  3. Основным признаком человека как представителя млекопитающих является: A. Дифференцированные зубы Б. Четырехкамерное сердце B. Выкармливание детенышей молоком  4. К рудиментам человека относятся: A. Хвостовые позвонки Б. Наружное ухо B. Диафрагма  5. Многососковость у человека – это пример: A. Рудимента Б. Атавизма B. Врожденной генетической патологии  6. Основной отличительной чертой человека как биологического вида является: A. Мышление, сознание и речь Б. Точная координация движений B. Цветовое зрение  7. Преимуществом прямохождения является: A. Разнообразие способов передвижения Б. Прямая осанка B. Освобождение руки для орудийной деятельности  8. Биологической расплатой за прямохождение у человека можно считать появление: A. Аппендицита Б. Варикозного расширения вен нижних конечностей B. Гипертонию  Ответы: 1 – А; 2 – А; 3 – В; 4 – А; 5 – Б; 6 – А; 7 – В; 8 – Б.  3. Изучение нового материала На предыдущем уроке был сделан вывод, что наибольшее сходство человек проявляет с приматами. Следовательно, можно задуматься о том, что у приматов и человека были общие предки, что и доказывается современными антропологическими находками, несмотря на споры вокруг некоторых из них. Если принять эту гипотезу, то что человек мог унаследовать от своих предков за долгие миллионы лет эволюции? Учитель предлагает вспомнить учащимся известные сведения о строении, физиологии и образе жизни приматов. 1. Хорошее зрение (глазомер, бинокулярное объемное зрение, глазницы направлены вперед, цветовое зрение). 2. Передние конечности хватательного типа (хорошо дифференцированная мускулатура, большой палец противопоставлен остальным, на ладонях множество рецепторов). 3. Всеядность (важно то, что предки человека употребляли и мясную пищу, она более калорийная, быстро и надолго наступает насыщение, на поиски пищи не надо тратить большую часть суток, возникают предпосылки для развития любознательности, разума). 4. Стадность (четкая иерархия в семейных отношениях, забота о младших и старейших членах группы, защита перед хищниками). 5. Небольшое число детенышей (из-за трудностей вынашивания и выкармливания при постоянном передвижении по деревьям, зато о каждом детеныше мать заботится, у него длинное детство, что создает предпосылки для обучения и передачи опыта). 4. Изучение нового материала. По выбору учителя на предыдущем уроке учащимся было предложено подготовить сообщения о древнейших, древних и современных людях. Подготовка докладов активизирует познавательную активность учащихся, и урок пройдет более плодотворно и интересно. Учитель вместе с классом слушает сообщения, комментирует и корректирует выступления, а результаты обсуждения фиксируются в тетради в письменном виде. План подготовки сообщения: 1. Место и время находок. 2. В какой период и где жили предки человека. Климатические условия существования. 3. Анатомо-физиологические особенности предков человека. 4. Трудовая деятельность. Изготовление орудий труда. Сложность орудий. Материал и техника изготовления орудий. 5. Образ жизни. Чем питались, как охотились. Умение использовать и добывать огонь. 6. Владение речью. 7. Отношение к умершим. Появление захоронений. 8. Какие особенности появились впервые для каждой группы предков человека?
Обсуждение проблемной темы. Ученые научили шимпанзе по имени Уошо разговаривать на языке жестов, который используют глухонемые люди. Значит ли это, что шимпанзе Уошо стала человеком Объявление  цели:  целью  нашего  сегодняшнего  урока  будет  изучить особенности эволюции  вида  человек  разумный, а так  же  познакомиться с признаками  различных  человеческих рас Биологические особенности вида Homo sapiens  Рассказ учителя с элементами беседы С биологической точки зрения человек обладает всеми признаками, характерными для млекопитающих, а многие его особенности свидетельствуют о близком родстве с человекообразными обезьянами. Но в его анатомическом строении есть черты, присущие только человеку. Вопрос к учащимся: Как вы думаете, какие это черты? Одной из самых важных черт является большой объем головного мозга (от 900 до 1400 см3).Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым. Мозг человека не просто крупный, он имеет очень сложное строение. К отличительным особенностям организма человека относится прямохождение и связанные с этим особенности строения скелета и мышц: скелет S-образно изогнут,череп расположен вертикально, нижние конечности значительно длиннее и массивнее верхних, мышцы ног хорошо развиты.  Большой палец руки противопоставлен остальным, что позволяет человеку совершать мелкие манипуляции с предметами. Особенности строения гортани позволяют человеку произносить членораздельные звуки, что недоступно шимпанзе и другим человекообразным обезьянам.  Демонстрация муляжей черепа человека и человекообразной обезьяны.  Человеческие расы. Происхождение рас.      Беседа Почему люди не похожи друг на друга?  Чем отличаются жители Европы и Африки?  Как вы думаете, почему возникли эти отличия?  Все новые сведения об основных этапах антропогенеза можно записать в тетради в виде таблицы. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Все современное человечество принадлежит к одному виду, а расы являются его географическими подвидами. Несмотря на морфологические отличия, общий уровень физического и умственного развития у всех людей 'одинаков.
В ходе беседы заполняется таблица.
Этапы эволюции
Пища
Способы добывания
Особенности




Строение ротового аппарата
Объём головного мозга
Образ жизни

Рамапитек
Растительная пища
Собирательство
Появился 14 млн. лет назад.
 
Обитал на территории современной Индии.

Австралопитек
 
 
 
 
5,5 – 1 млн. лет назад. Южная и Восточная Африка. Прямохождение.

Человек умелый
 
 
Жил одновременно с австралопитеком.
 
Прямохождение. Большой палец противопоставлен остальным. Умели пользоваться огнём,

Древнейшие люди: человек прямоходящий
 
 
От 1 млн. до 300  тыс. лет назад. Впервые обнаружил голландец Эжен Дюбуа на о.Ява.
 
Жили группами, охотились, изготавливали орудия труда, появились зачатки речи. Добывали огонь.

Древние люди: неандерталец
 
 
Найден в долине Неандерталь (Германия), жили в ледниковый период
Увеличился мозг, рост
Научился шить одежду.

Современные люди: кроманьонец
 
 
Найден в местности Кро-Маньон (Франция), появился 40 тыс. лет назад, существовали вместе с неандертальцами
 
Творческая  деятельность: наскальные рисунки, украшения

 
4. Подведение итогов урока. Выводы. Учитель еще раз четко выделяет основные факторы эволюции человека, то есть причины, механизмы, заставлявшие наших предков меняться и развиваться. 1. У наших предков не было клыков, когтей и других средств защиты, выжить можно было только за счет лучшего развития головного мозга и способности изготавливать и применять орудия труда для защиты и добывания пищи. Отличие человека от животных начинается с производства: усложнение орудий – усложнение человека. 2. Если каждый человек или семья трудится отдельно, эволюция невозможна, т. к. нарушается обмен опытом, который осуществляется в коллективном труде. 3. Благодаря коллективной трудовой деятельности развивается сознание, возникает необходимость для закрепления, фиксации навыков и способов человеческой деятельности. Развивается абстрактное мышление, необходимое для использования опыта предыдущих поколений и дальнейшей передачи достигнутого. 4. Речь тоже способствовала эволюции человека, т. к. в процессе коллективной деятельности возникает необходимость передавать опыт другим членам общества. Важным моментом было возникновение письменной речи. Способность к владению информацией при помощи речи позволила предвидеть события и действия целесообразно меняющимся условиям. 5. Запреты: – табу на близкородственные связи; – абсолютный запрет на убийство соплеменников; – поддержание жизни любого из соплеменников независимо от его физической приспособленности к жизни (не убивали слабых).  5. Закрепление материала. Беседа по вопросам на стр. 14 учебника «Проверьте свои знания». Ответы на вопрос по рисунку на стр. 15 и рубрики «Подумайте».  6. Задание на дом. Материал учебника на стр. 10–13, вопросы на стр. 14 «Какие утверждения верны»? «Выберите правильный ответ».

Тест для закрепления знаний по теме: «Происхождение человека».
Максимальное количество баллов за тест 20.
Часть А.
Задание с выбором одного правильного ответа, за верный ответ начисляется один балл.
1. Рудимент человека:
1) аппендикс
2) хвостатость
3)многососковость
4)оволосенение лица и ног
2. Анатомический признак, связанный с прямохождением:
1) дифференцированная зубная система
2) пружинящая стопа
3) слабое развитие надбровных дуг
4)подбородочный выступ
3. Общим предком человекообразных обезьян  и человека является:
           1) австралопитек
2) дриопитек
3) рамапитек
4) питекантроп
4. О чем теория креацинизма:
1) все живое, в том числе и человек созданы богом
2) человек произошел от обезьяны
           3) человек имеет инопланетное происхождение
           4) человека создали бактерии
5. Биологическим фактором эволюции человека является:
           1) трудовая деятельность
2) изоляция
3) наследственная изменчивость
4) естественный отбор
Часть В. Выбери три правильных ответа.
(максимально 6 баллов за каждое верно выполненное задание).
В1. Отличительные черты человека от  человекообразных обезьян:
           1) подбородочный выступ на нижней челюсти
2) стопа с сильно развитым большим пальцем, имеющая своды
3) отсутствие изгибов позвоночника
           4) относительно сильное развитие мозгового черепа
           5) отсутствие защечных мешков
6) одна пара молочных желез.
В2.Установите соответствие между факторами исторического развития человека и группой, к которой они относятся:
 ФАКТОРЫ                                                                     ГРУППА
А) мутационная изменчивость                                        1) биологические факторы
Б) трудовая деятельность                                                2) социальные факторы
В) естественный отбор
Г) изоляция
Д) дрейф генов
Е) общественный образ жизни
Ответы занести в матрицу:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
А
Б
В
Г
Д
Е








Часть С. Написать краткий ответ, но аргументированный. (максимально баллов 3)
Докажите что все современное человечество принадлежит к одному виду Homo sapiens.
Системе оценивания теста.
Максимальное количество баллов за тест 20.
17-20 оценка «5»
13– 16 оценка «4»
9 – 12 оценка «3»
5 - 8 оценка «2»
 меньше 4 оценка «1»
Ответы на тест.
Часть А.
1 - 1
2 - 2
3 - 2
4 - 1
5 - 4
Часть В.
В1 – 134
В2 – матрица ответов:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
А
Б
В
Г
Д
Е

1
2
1
2
1
2