Выступление на семинаре зам.директоров по ВР по теме: Основные направления деятельности школы по патриотическому воспитанию


События последнего времени подтвердили, что социальные перемены в обществе резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма, гражданственности.
Поэтому в нашей школе приоритетными направлениями в области патриотического воспитания учащихся в школе были определены:
- воспитание высоких духовно-нравственных принципов, гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству;
- формирование патриотических чувств на основе культурно-патриотических ценностей славных трудовых и боевых традиций российского народа;
- формирование глубокого понимания конституционного гражданского долга;
- формирование здорового образа жизни учащихся, профилактика правонарушений.
Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:
1. Повышение качества патриотического воспитания в школе.
2. Реализация программы мероприятий патриотического направления с последующей оценкой качества результативности.
3. Обновление содержания патриотического воспитания, расширение спектра активных форм и методов работы по данному направлению.
4. Усиление роли семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Решение указанных задач осуществляется путем реализации программных мероприятий на основании Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан в РФ на 1015-2020гг», реализуемая через учебную и внеурочную деятельность учащихся в три этапа:1.Проектный (2015г): изучение нормативно-правовой баз, разработка, обсуждение и утверждение школьной программы по патриотическому воспитанию, анализ материально-технических, психолого-педагогических, медицинские возможностей участников реализации программы.2.Практический (2015-2019гг): проведение уроков и их отдельных этапов, мероприятий, кружковых занятий, развитие школьного ученического самоуправления, разработка методических рекомендаций по воспитанию,
расширение и укрепление связей и отношения школы с учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными учреждениями, общественностью и т.д.
3.Аналитический (2019-2020гг): анализ результатов выполнения программы.
Учебный предмет – это одна из форм патриотического воспитания, так как ученик является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом поиска ответов на различные вопросы. Поэтому на многих предметных уроках учителя акцентируют внимание учащихся на каких – либо исторических справках, фактах, роли выдающихся соотечественников. писателей, художников, ученых в мировом сообществе и т.д. Особую роль здесь играют уроки истории, литературы, географии, краеведения, обществознания, русского языка, музыки, ИЗО, искусства, ОПК, технологии, окружающего мира, а также проектная предметная деятельность. Это позволяет формировать личность, обладающую важнейшими качествами гражданина – патриота своего Отечества.
Школьная модель внеурочной деятельности обеспечивает участие детей в управлении воспитательным процессом наравне с педагогами и родителями. Через интегративно - административную систему (сочетание коллективных и индивидуальных видов деятельности; объединение учащихся, педагогов и родителей; объединение школьных кружков и секций) самоуправления (соуправления) ребёнок социально определяется, у него формируется позитивный социальный опыт, происходит гражданское становление личности, решается проблема развития патриотических чувств.
Это две основных долговременных программы: программа «Мы – дети Земли» и программа «Школьное самоуправление».
Программа «Мы – дети Земли» вызвана необходимостью совершенствования содержания, методов и технологий патриотического воспитания в школе, становлением патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитанием человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Родине.
В рамках этой программы в школе уже не одно десятилетие работает школьный музей. Он создает благоприятные условия для коллективной и индивидуальной творческой, исследовательской деятельности учащихся и достижения поставленных целей.
Актив музея проводит работу в нескольких направлениях:
- Поисково – исследовательская деятельность (знакомство с историей нашей Родины: это экскурсионная деятельность - на летних каникулах в школе ежегодно работает пришкольный профильный лагерь «Юный краевед» , руководитель музея Москалева Л.А. организовывает поездки вместе с родителями – по Воронежской области; взаимодействие с Острогожским краеведческим музеем, пополнение экспозиций и архива, участие в конкурсах, олимпиадах по краеведению и т.д.; с 2015 года появилось новое направление - сотрудничество с музеем «Дивногорье» (весной 2015и мы получили приглашение на май 2016 года участие в научно-практической конференции «Верхний и Средний Дон в годы Великой Отечественной войны: историко-медицинские аспекты» с участием Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко).- Просветительская деятельность (преемственность поколений) – организация мероприятий, направленных на совместную деятельность представителей разных поколений : результаты работы - призовые грамоты и дипломы Всероссийской викторины «Россия. Обычаи и традиции»; областного конкурса детских творческих работ «Символы России и Воронежского края»; краеведческой олимпиады «Летопись родного края», «Летопись Воронежского края»;областного фотоконкурса «Мое Отечество», «Наша многонациональная Родина»; областного конкурса-фестиваля «История моей семьи в истории родного края»; а также традиционные школьные мероприятия - «круглые столы», акции, встречи с ветеранами войны и труда, Уроки Мужества, Уроки Памяти, активное участие школьников в проведении Весенней недели Добра и т. д);
- Практическая деятельность (социальное проектирование) - совершение добродетельных поступков по отношению к представителям разных поколений (работа коллектива школы по направлениям «Милосердие» и «Экология», акции «Ветеран живет рядом», «Посылка солдату» (в этом году была отмечена активность ребят отделом образования), «Братские могилы», «Примите поздравление», в рамках проекта «Я – Гражданин Воронежской области» по инициативе учащихся школы в нашем населенном пункте состоялось открытие памятника «Никто не забыт, ничто не забыто», выставки рисунков, художественной литературы, активное участие школьников в проведении Всероссийской акции «Чистый берег» совместно с волонтерским студенческим отрядом и многое другое).
Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную гражданскую позицию, умели отстаивать ее, быть творчески активными, инициативными, самостоятельными. Развитие самоуправления является актуальной социально-педагогической задачей. Ученическое самоуправление - одно из средств, которое может дать ученику навык правильного поведения в обществе. В настоящий момент сформирована нормативная база, которая раскрывается в программе «Школьное самоуправление», обеспечивающая его развитие. Школьное самоуправление у нас работает не только на уровне класса. Для повышения активности школьников разработана система мероприятий, направленная на формирование положительной мотивации среди учащихся к деятельности школьного самоуправления. Линейки гласности, конкурсы «Ученик четверти, года», «Лучший класс», «Чековая система», имеющая цель мотивации учащихся к занятиям в учебной и внеурочной деятельности, творческие отчеты перед родителями, выпуск школьной газеты – вот эта «прозрачность», которая позволяет оставаться школьному самоуправлению быть востребованным в становлении активной гражданской позиции у детей. Участвуя в 2015 году в Областном конкурсе по школьному самоуправлению наша детская организация стала лауреатом.
Еще одно направление в воспитании патриотизма также нельзя оставить без внимания. Это формирование гражданской культуры всех участников образовательного процесса. Для учащихся начальной школы занятость в кружках: «Мой дом», «Мои открытия», «Учусь проектировать», в более старших классах – кружок «Граждановедение», «Юный корреспондент», «Природа под микроскопом», а для родителей в течение учебного года работает лекторий по основным вопросам, которые касаются правовых аспектов воспитания несовершеннолетних детей. Ученик нашей школы стал лауреатом творческого конкурса Воронежской областной Думы «Конституция в цитатах и афоризмах».

С целью социализации детей, воспитания гражданской ответственности, толерантности, позитивного отношения к будущей жизни три года назад в школе был создан волонтерский отряд «Мы – за ЗОЖ», Члены отряда под руководством педагога организуют проведение мероприятий, целью которых является воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, как одного из направлений патриотического воспитания (экологические акции, операции «Чистый берег», «Сохраняя красоту», «Покормите птиц», «Скажи нет наркотикам», «Мы против насилия» и т.д.). Позже из отряда «Мы – за ЗОЖ», выделились спортивный клуб «Олимп» и отряд ЮИД «Светофорик».
Реализация какого либо проекта или участие в акции осуществляется за счет спонсорской помощи или денег, заработанных самими учащимися в сборе макулатуры, а получение заслуженных наград является стимулом для дальнейшей работы.

У нас, как и у всех школ, существуют проблемы. Например, отсутствие школьного транспорта не позволяет организовать широкую экскурсионную деятельность, которая бы обогатила у учащихся познания, мироощущения. Но мы нашли выход: наши дети участвуют в кратковременных пеших походах, путешествуют виртуально, делятся впечатлениями с товарищами о своих путешествиях с родителями. Мы видим перспективы дальнейшего развития работы школы по патриотическому воспитанию через внедрение новых технологий в процесс формирования гражданско-патриотических ценностей обучающихся школы и расширение круга участников программ.
Оценка результативности патриотического воспитания осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных духовно – нравственными показателями (умение работать и действовать индивидуально и в коллективе; знание своих прав и обязанностей и умение их использовать; умение принимать и защищать свои решения; готовность к участию в общественных делах; готовность к образованию; осознанное отношения к базовым ценностям: патриотизм и любовь к Родине, права и свободы человека гражданина; символика Российской Федерации; национальное самосознание; уважение чести и достоинства других граждан) и количественных параметров (включенность каждого школьника в воспитательные ситуации; деятельность органов ученического самоуправления; участие в конкурсах по военно-патриотической, гражданской тематике; проведение мероприятий по военно-патриотической, гражданской тематике).Конечным результатом реализации школьной Программы патриотического воспитания должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
МКОУ Копанищенская ООШ
Выступление
на семинаре завучей по воспитательной работе
«Основные направления работы школы по патриотическому воспитанию школьников»
Зам.директора по УВР: Буханцева С.Г.
2016г.