Урок по изобразительному искусству на темуПастельная живопись(6 класс)
ПАСТЕЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ.(Урок по изобразительному искусству для 6 класса)
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с особенностями пастельной живописи.
2. Сформировать первичные навыки изображения в технике пастельной живописи.
3. Развивать умение смешивать цвета в пастельной технике.
Задачи: Узнать что такое пастель?
Познакомиться с особенностями техники пастель.
Выполнить пейзаж в пастельной техники. Оборудование: репродукции картин Ж. Сера, Э. Дега, П. Кумбза,
педагогические рисунки.
Материалы: пастельные мелки, бумага для пастели или картон, влажная салфетка.
Используемые технологии: ТРИЗ, РКМ, ИКТ.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Личностные УУД
смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационная часть.
Подготовка учащихся к работе на уроке.
II. Вступительное слово учителя.
Учитель. Всем добрый день. Уважаемые гости, мы рады видеть Вас в нашей школе. Сегодня наш урок будет посвящен пастельной живописи.
Ш. Постановка целей урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями пастельной живописи. Сформируем первичные навыки изображения в технике пастельной живописи. Научимся смешивать цвета и нарисуем пейзаж пастелью.
Изучение нового материала
Из всех живописных жанров именно пастель является самым нежным, хрупким, самым чутким, мягким, гибким и, конечно же, самым благородным жанром.
Пастель изготовляют из тонко размолотого пигмента, который скрепляется с помощью клея в цветные мелки, спрессованные в виде палочек. Человек испытывает огромную радость от рисования пастелью: это самый быстрый и легкий способ превратить чистый лист бумаги или холст в картину. Пастель – это сухой материал, поэтому для работы вам не понадобятся ни кисти, ни вода. Техника пастельной живописи довольно молода по сравнению с другими классическими техниками. Из вспомогательного средства (её прообраз – рисунок углём, использовавшийся для предварительных набросков) пастель превратилась в самостоятельную и богатую возможностями технику. Этому, несомненно, способствовали её широчайшие возможности в передаче цветовых оттенков. Матовость и нежная бархатистая фактура – наиболее яркие эстетические особенности пастели. Живость красок и пленительная мягкость оттенков привлекали к ней художников в основном портретистов и импрессионистов, уделявших особое внимание передаче тончайших нюансов света и воздуха.
(Презентация)
История возникновения пастели приводит нас в 1685 год, когда были написаны первые картины в этой технике. Очень много старых мастеров использовали подкраску пастелью: их картины дышат свежестью и поныне. Обособление пастельной живописи в отдельный вид изобразительного искусства ознаменовалось созданием в конце XIX века особого общества, которое существует и поныне.
С момента открытия пастельной живописи ставится вопрос о том, живопись ли это или все же рисунок. Работы таких художников, как Шарден и Мане, приближают ее скорее к живописи, чем к рисунку. Они покрывали поверхность бумаги слоями цвета и создавали эффект густого слоя краски за счет наложения и размывания пигментов, в бессознательной попытке имитировать живопись маслом. С приходом импрессионистов, в частности Дега, пастель становится скорее рисовальной техникой с выделением линий и подчеркиванием формы, а также с использованием цветной бумаги. Сегодня работы таких художников, как Жорж Сера, доказывают, что обе точки зрения на пастель верны: это и рисунок, и живопись.
Чтобы проверить двойную роль пастели, я предлагаю вам выполнить пейзаж несложной композиции. Но прежде выполним ряд упражнений по проведению штрихов и созданию тона.(презентация)
Пользуясь мелком по-разному, можно оставлять на бумаге разные следы. Тональные штрихи создаются, если положить мелок плашмя на бумагу. Более тонкие штрихи делаются острым краем мелка. Не нужно сильно нажимать на мелок, создавая насыщенный цвет. Даже если целью художника и является густой тон, следует формировать его слой за слоем. (Учащиеся проводят разные по толщине линии.)
Упражнение «Как нарисовать небо».
1. Плоским концом бледно-голубой пастели нанесите произвольные волнообразные штрихи.
2. В той же технике, но уже с более сильным нажимом, сделайте голубой тон более глубоким.
3. Оставшиеся пробелы – облака. Закрасьте их слоем бледно-желтой пастели.
4. Затем со слабым нажимом сделайте лессировку (прозрачный слой) темно-желтой пастелью по предыдущим слоям голубой и светло-желтой.
5. И наконец, в произвольной манере разотрите цвета, смешивая их, друг с другом. Работайте, начиная от центра, и продвигайтесь к краям бумаги. По мере работы ваши пальцы станут грязными, поэтому регулярно пользуйтесь влажной салфеткой.
Данное упражнение учитель демонстрирует на классной доске, используя бумагу для пастели или картон. После его выполнения переходит к поэтапному рисунку цветочной композиции.
Упражнение «Пейзаж».
Первый этап: контурный набросок.
Второй этап: выписывание заднего фона в цвете.
Учитель. Уже на этом этапе еле заметные цветовые контрасты начинают вдыхать жизнь в рисунок.
Третий этап: решение в цвете.
Учитель. Здесь мы уже рисуем быстро, покрывая поверхность цветом и в то же время давая возможность тонам, внесенным на предыдущем этапе, «дышать»: серые на заднем фоне, более тёплые на переднем плане – вся картина приобретает приятный живописный тон.
Четвертый этап: доработка тонов и завершение работы.
IV. Самостоятельная работа учащихся.
V. Подведение итогов урока.
Вопросы для закрепления изученного материала:
1. Что такое пастель? Расскажите об особенностях техники пастели.
2. Как вы думаете, к какому виду изобразительного искусства относится пастель?
Далее – демонстрация, анализ и оценивание работ учащихся.
6. Рефлексия.
Как вам сегодня работалось?
Какой момент урока вам больше всего понравился?
На каком этапе вам было наиболее трудно? - закончите фразу : «Русский родимый пейзаж составляет …: - колорит красок Ребята, если вам урок понравился, то улыбнитесь мне и друг другу.
Если вам что- то осталось непонятным - поднимите руку.
Литература:
Кумбз, П. Пастельная живопись / П. Кумбз. – М.: Кристина – новый век, 2002; Вартанов, О. Основы живописи / О. Вартанов. – М.: АОЗТ «Весант», 1994.