УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа №1» г.Тайшет
Принято протоколом
педсовета
№_________________
от ____________2010 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУДОД
ДМШ №1 г.Тайшет
________________Ляшенко Г.А.
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по предмету по выбору
ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ
Для 1-5 классов
по ОП «Инструментальное исполнительство»
Возраст учащихся 9-18 лет
Составитель:
Преподаватель МКОУ ДОД
ДМШ №1 г.Тайшета
Квасова И.А.
г. Тайшет
2010
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для занятий в 1-5 классах ДШИ по ОП «Инструментальное исполнительство» (специализация – фортепиано).
Нами переработаны авторские материалы, а именно программа «Фортепианный ансамбль. Составитель – Л.Н. Андреева», являющаяся основанием данной учебной программы.
Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе специальности.
Настоящая программа разработана с целью активизации учебно-воспитательного процесса в классе фортепианного ансамбля, развития творческой инициативы, способностей, а также формирования художественного вкуса учащихся.
В классе фортепианного ансамбля можно решить задачи технического развития учащихся, приобретения художественно-эмоциональных навыков и расширения музыкального кругозора.
К задачам технического развития следует отнести развитие чувства метроритма, синхронности исполнения, приобретения аппликатурных навыков; развитие чувства партнера, умение слышать фактуру, уравновешенность динамики, соответствие тембров.
Среди задач художественно-эмоционального развития следует отметить необходимость четкой артикуляции, осмысленной фразировки, развитие образного мышления, формирование навыков совместной деятельности.
Следует отметить, что различные виды ансамблей позволяют ознакомиться с отрывками из симфоний, опер, балетов и других музыкальных произведений разных жанров, тем самым, расширяя кругозор учащихся, готовя их к восприятию этих произведений в концертном зале, в театре.
Возраст учащихся, для которых предназначена программа – от 9 до 18 лет.
Условия реализации программы
Данная программа предусматривает индивидуальную форму работы с учеником в пределах времени, отведенного учебным планом на предмет по выбору. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Количество учащихся – 2 человека. Занятия проводятся в классе, оборудованном для занятий. Одно из условий реализации программы – наличие квалифицированных кадров.
Учет и контроль успеваемости
Произведения, изучаемые в классе фортепианного ансамбля, должны быть зафиксированы в индивидуальном плане учащегося.
Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. Промежуточный контроль производится в виде зачета, который проводится в конце учебного года. Итоговый контроль производится в виде итогового зачета в 5 (по 5).
Для исполнения на зачете по фортепианному ансамблю педагог должен подготовить с учеником 2 разнохарактерных произведения один раз в учебном году либо по одному произведению 2 раза в учебном году. На итоговый зачет выносится одно произведение. Исполнение произведений возможно по нотам.
Оценка успеваемости складывается из выступлений на зачете и концертах.
Участие в городских и областных отборочных прослушиваниях и конкурсах приравнивается к выступлению на зачете.
Содержание программы
В течение года ученик проходит 4-6 произведений различных стилей и жанров.
При выборе репертуара следует помнить, что степень сложности произведений не должна превышать технического уровня пьес, исполняемых в классе по специальности, т.к. у ученика появляется много новых задач, связанных с совместным исполнением. В работе над репертуаром педагог может добиться различной степени завершенности исполнения музыкального произведения, учитывая, что некоторые из них должны быть подготовлены для публичного исполнения на зачетах, концертах для родителей и учащихся, другие – для показа в классе, третьи – в порядке ознакомления.
Примерные репертуарные списки
Предлагаемый репертуар представлен в порядке возрастания сложности с 1 по 8 классы и может служить ориентиром для преподавателей.
I-II классы
Пойду ль я, выйду ль я (р. н. п.).
Ах, Самара-городок (р. н. п.).
Вдоль по речке (р. н. п.).
Бах. Песня.
Брамс. Колыбельная.
Шуберт. Вальс.
Шуберт. Экосез.
Шостакович. Колыбельная.
Роджерс. Голубая луна.
Шмитц. Много пятерок в портфеле.
III-IV классы
(для одного фортепиано в четыре руки)
Чайковский. Пять русских народных песен.
Варламов. Красный сарафан.
Мусоргский. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка».
Денбский. Лирический вальс.
Штраус. Анна-полька.
Шуберт. Серенада.
Моцарт. Марш из оперы «Свадьба Фигаро».
Григ. Танец Анитры.
Джоплин. Артист эстрады
Крамер. Песенка ковбоя.
(для двух фортепиано в четыре руки)
Аренский. Соч. 65. Гавот.
Назарова-Метнер. Звездная ночь. Марш.
V-VI классы
(для одного фортепиано в четыре руки)
Глинка. Марш Черномора.
Чайковский. Соч. II Аданте из первого струнного квартета.
Рахманинов. Сирень.
Гаврилин. Марш «Веселая прогулка».
Брамс. Венгерский танец № 5.
Гершвин. Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс».
Шмитц. Сборник ансамблей (на выбор).
(для двух фортепиано в четыре руки)
Чайковский. «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик».
Свиридов. «Вальс».
Щедрин. «Кадриль» из оперы «Не только любовь».
Бах. Рондо из сюиты № 2.
Бизе. Антракт к IV действию «Кармен».
(для двух фортепиано в восемь рук)
Чайковский. «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик».
Свиридов. Военный марш.
Список литературы
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. 3-е .-зд. М., 1978.
Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Из опыта работы педагога пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- М., 1935.
Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. –Л., 1974.
Баренбойм Л. Путь к музицированию. – М., 1973.
Бирман Л. О художественной технике пианиста.-М., 1973.
Вопросы фортепианной педагогики: Сб. статей/ Под общ. ред. В. Натансона. Вып. I-IV.- М., 1963, 1967, 1971, 1976.
Коган Г. Вопросы пианизма. Избр. статьи. М., 1968.
Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащихся в классе специального фортепиано. М., 1965.
Кременштейн Б. Педагогика Г.Г. Нейгауза. М., 1984.
Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1982.
Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника.- М., 1966.
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. –М., 1961.
О работе над музыкальным произведением: Из беседы проф. Гутмана Т.Д. с педагогами ДМШ. Центральный Метод. кабинет по детскому и художественному образованию.- М., 1970.
Светозарова Н., Кременштейн Б. педализация в процессе обучения игре на фортепиано.- М., 1963.
Тургенева Э. Ш. О некоторых вопросах развития творческих способностей учащихся в классе фортепиано. Центр. Метод. кабинет по детскому музыкальному и художественному образованию. –М., 1970.
Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога.- М., 1975.
Фейнберг С. Пианизм как искусство. М., 1965.
Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М., 1984.
Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М., 1959.
Щапов Л. Некоторые вопросы фортепианной техники. М., 1968.
Щапов А. Фортепианная педагогика. М., 1960.
13PAGE 15
13PAGE 14615