Программа учебной дисциплины Экология и экологическая безопасность автомобильного транспорта
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экология и экологическая безопасность автомобиля
2014.г.
Рассмотрено
МКЦ № ___
Протокол №____
от _________________2014 г.
Председатель МКЦ
__________________
Утверждаю
Зам. директора по УПР
__________________ О.Ф. Заигрова
_________________ 20___г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности
23.02.03Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Организация-разработчик: ОГБОУ СПО «Клепиковский технологический техникум»
Разработчики:
Тимохина Елена Владимировна, преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации учебной дисциплины
11
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экология и экологическая безопасность автомобиля
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.03Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Программа учебной дисциплины может быть использована на курсах повышения квалификации, при профессиональной подготовке работников транспортных средств.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общепрофессиональная дисциплина входит в профессиональный учебный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- самостоятельно с позиций экологи оценивать производственную и бытовую деятельность человека с учетом сведения к минимуму негативного воздействия на элементы биосферы, в том числе и при своей профессиональной деятельности;
- трансформировать знания, полученные при изучении дисциплины, на решение практических природоохранных задач применительно к своей специальности
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
- государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды;
- виды и источники загрязнения природной среды;
- принципы рационального природопользования;
- источники и аспекты отрицательного воздействия автомобильного транспорта на природную среду.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 48 часов;
самостоятельной работы студента 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
лабораторные работы
-
практические занятия
10
контрольные работы
-
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-
Самостоятельная работа студента (всего)
24
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)
-
ответы на вопросы
написание докладов, сообщений, рефератов
составление схем, заполнение таблиц
10
9
5
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Экология и экологическая безопасность автомобиля
наименование
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Введение
3
Тема 1.1.
Наука об окружающей среде и области ее приложения. Экологическая ситуация в мире и в России
Содержание учебного материала
2
1
Наука об окружающей среде
2
2
Охрана окружающей природной среды
2
3
Глобальные проблемы экологии
2
4
Экологические проблемы России
2
5
Структура современной экологии
1
Самостоятельная работа обучающихся
1
1.Ответит на вопросы:
- что включает в себя общая экология?
- дать определение понятию охраны окружающей среды и ее основных целей.
- приведите примеры загрязнения окружающей природной среды.
2. Составить схему «Структура современной экологии»
Раздел 2.
Природные ресурсы биосферы как лимитирующий фактор выживания человека
6
Тема 2. 1.
Типы природных ресурсов и их использование. Энергосбережение
Содержание учебного материала
2
1
Неисчерпаемые ресурсы
2
2
Исчерпаемые ресурсы: возобновляемые и невознобновляемые
2
3
Энергосбережение
2
4
Поток энергии от первичных источников к потребителям
1
Самостоятельная работа обучающихся
1
1.Составить схему «Основные типы ресурсов».
2. Ответить на вопросы:
- почему некоторые возобновляемые ресурсы восстановить стало невозможно?
- каковы основные проблемы, связанные с невозобновляемыми природными ресурсами?
- в чем заключается преимущество когенерирования?
- каковы основные пути нарушения деятельностью человека устойчивого уровня эксплуатации ресурсов естественной биоты?
Тема 2.2.
Развитие альтернативных источников энергии. Стратегия управления потреблением природных ресурсов с позиции устойчивого развития
Содержание учебного материала
2
1
Ядерная энергия
2
2
Солнечная энергия
2
3
Энергетическое использование биомассы
2
4
Гидроэнергия
2
5
Энергия ветра
2
6
Геотермальная энергия
2
7
Энергия приливов и отливов
2
8
Управление потреблением природных ресурсов
1
Самостоятельная работа обучающихся
1
1.Ответить на вопросы:
- Каково отрицательное воздействие на окружающую среду использования гидроэлектроэнергии?
- какие из альтернативных источников энергии возможно наиболее эффективно использовать в наши дни?
- в чем смысл главного вопроса – выживания человечества?
Раздел 3.
Загрязнение
27
Тема 3.1.
Общая характеристика загрязнений естественного и антропогенного происхождения
Содержание учебного материала
2
1
Загрязнение
2
2
Последствия загрязнения
2
3
Контроль загрязнения на входе и выходе
1
4
Естественное и антропогенное загрязнение
2
5
Главные загрязнители биосферы
2
Самостоятельная работа обучающихся
1
Подготовить сообщение на тему: «Антропогенное воздействие на природу на разных этапах развития человеческого общества »
Тема 3.2.
Физическое загрязнение окружающей природной среды
Содержание учебного материала
2
1
Тепловые загрязнения
2
2
Шумовое загрязнение
2
3
Инфразвуковое загрязнение
1
4
Загрязнение обоняния
2
5
Электромагнитное загрязнение
2
6
Радиоактивное загрязнение
2
Практические занятия
2
Мониторинг загрязнения окружающей среды по физико-химическим характеристикам снега.
Самостоятельная работа обучающихся
2
1.Подготовить сообщение на тему: «Видео загрязнение»
2. Ответить на вопросы:
- дайте определение загрязнению и загрязнителям;
- в чем особенность воздействия радиации на организм человека?
- назовите особо опасные радиоактивные изотопы и объясните, почему они опасны?
- как можно контролировать загрязнение?
Тема 3.3.
Химическое загрязнение окружающей природной среды
Содержание учебного материала
2
1
Классификация химических веществ
2
2
Загрязнители и нарушение здоровья человека
1
3
Тяжелые металлы
2
4
Синтетические органические соединения
2
5
Биоаккумуляция и ее причины
1
6
Синергизм
2
Практические занятия
4
1.Анализ качества воды
2. Определение свинца в растениях
Самостоятельная работа обучающихся
3
1.Составить таблицу «Загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями и возможные нарушения здоровья человека»
2. Ответить на вопросы:
- что является показателем токсичности химических веществ?
- когда возникают явления биоккумуляции и биоконцентрирования?
- что называют синергизмом?
3. Написание докладов и сообщений
Тема 3.4.
Биологическое загрязнение окружающей природной среды
Содержание учебного материала
2
1
Биологическое загрязнение
2
2
Загрязнение продуктов питания: нитраты, нитрозамины, патогенные микроорганизмы, пестициды, холестерин, аллергены, гормоны, антибиотики
2
Практические занятия
2
Качественная оценка микрофлоры
Самостоятельная работа обучающихся
2
Написание докладов и сообщений.
Тема 3.5.
Пестицидные загрязнения окружающей природной среды и их последствия
Содержание учебного материала
2
1
Пестициды и их классификация
1
2
Проблемы использования синтетических органических соединений
2
3
Нестойкие пестициды
2
Самостоятельная работа обучающихся
1
1.Составить пищевые цепи среди насекомых.
2. Ответить на вопросы:
- дайте характеристику пестицидам второго поколения.
- в чем преимущества и недостатки нестойких пестицидов?
- какое влияние пестициды оказывают на здоровье человека?
Раздел 4.