Урок «Я не плачу, я не жалуюсь, мне счастливой не бывать». Образ – переживание в лирике Анны Ахматовой.
Тема: «Я не плачу, я не жалуюсь, мне счастливой не бывать». Образ – переживание в лирике Анны Ахматовой.
Цели: 1. Познакомить с биографией Ахматовой и отдельными аспектами ее творчества;
Дать понятие «Образ-переживание» и средства его воплощения на примере
любовной лирики.
2. Развивать поэтическое чутье, образное и аналитическое мышление, понимание авторской позиции умение воспринимать стихотворный текст, навыки исследовательской работы, умение делать обобщающие выводы
3. Воспитывать читательскую культуру школьников.
Содержание урока
1. Вступительное слово учителя:
Я предлагаю вам перенестись в первое десятилетие недавно минувшего века.
Петербург. Квартира Вячеслава Ивановича Иванова, которая петербуржцами называлась «Башней». «Башня» являлась одним из центров тогдашнего литературного Петербурга. Там бывали известные поэты того времени: Александр Блок, Андрей Белый, Валерий Брюсов, приходили артисты, ученые художники.
Часы бьют два раза. Два часа ночи. В гостиной появляются новые гости: муж и жена, признанный поэт и начинающая поэтесса. Вот гости начинают читать стихи по кругу. Очередь доходит до молодой дамы, тонкой и смуглой. Она тоже пишет стихи. Ну, разумеется, жены художников возятся с красками, жены музыкантов играют, а жены писателей всегда пишут. А эта, кажется, даже не лишена способностей. Ее муж ужасно раздражался по этому поводу. И на ее стихи смотрит как на причуду. И причуда эта ему не по вкусу. Когда хвалят ее стихи, он насмешливо улыбается:
- Вам нравится? Очень рад. Моя жена и по канве прелестно вышивает.
- Вы прочтете? – обращаются к ней с вопросом.
Лица присутствующих «настоящих» расплываются в снисходительную улыбку. Муж с недовольной гримасой стучит папиросой о портсигар.
-Я прочту.
На смуглых щеках появляются два пятна. Глаза смотрят растерянно и гордо. Голос слегка дрожит:
Песня последней встречи
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой»
Эта песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно – желтым огнем. (1911 год)
Что скажет Вячеслав Иванов? Вероятно, ничего. Ведь свои уничтожающие приговоры он выносит только серьезным стихам настоящих поэтов. А тут Зачем же напрасно обижать.
Иванов молчит минуту. Потом встает, подходит к поэтессе, целует ей руку:
- Поздравляю вас и приветствую. Это стихотворение – событие в русской поэзии.
2. Введение в тему : Наш сегодняшний урок мы посвятим женщине – поэту, она предпочитала именно это слово, Анне Андреевне Ахматовой. И проведу его я, Светлана Борисовна Денискина, учитель русского языка и литературы школы с. Покровка.
-Разговор у нас сегодня пойдет о поэзии. В чем же ее отличительная особенность от других родов литературы?
- Если в лирике главное чувства, то значит, нам нужно непременно знать о том, кто эти чувства выражает, о поэте, его судьбе, о времени, в которое он жил.
3. Знакомство с биографией. Анна Ахматова родилась в Одессе в 1889 году, в семье флотского военного инженера. Детство и отрочество ее прошли в Царском селе. Девичья фамилия Анны Андреевны Горенко, а псевдоним Ахматова взят по фамилии прабабки с материнской стороны.
С самого детства в судьбе Анны Ахматовой присутствует тайна. Она содержится даже в дате рождения – 11 июня по старому стилю и 23 или 24 июня по новому стилю 1889 г., в автобиографических заметках писала, что родилась в ночь с 23-го на 24-е, «в ночь Ивана Купалы, в таинственную колдовскую Иванову ночь, когда расцветает папоротник, действуют чары и снимают заклятье».
Рассказывая о своем детстве, Ахматова вспоминала о «таинственном недуге» – болезни, которая поразила ее в десять лет и во время которой она неделю «пролежала в беспамятстве», затем временно была поражена глухотой, а вскоре после этого, в одиннадцать лет, начала писать стихи.
Татарская княжна Ахматова, в память о которой Анна Горенко взяла свой псевдоним, тоже была частью легенды, - прабабушка Прасковья Федосеевна Ахматова происходила из семьи симбирских дворян Ахматовых, которые никогда не имели княжеского титула и род которых едва восходил к хану Ахмату, убитому в 1481 г.
Начало 10-х годов было для нее особенным: в 1912 году вышел первый сборник стихов «Вечер», принесший ей мгновенную славу. Ее муж, который советовал ей заняться танцами вместо поэзии, вскоре после выхода сборника писал ей: твои строки мало того, что нравятся мне, они меня пьянят.
Это были годы ее первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов.
Тоненькая, стройная, она была похожа на робкую пятнадцатилетнюю девочку. Но прошло два-три года, и в ее глазах, и в осанке, и в обращениях с людьми наметилась одна главная черта ее личности: величавость. Не спесивость, не заносчивость, а именно величавость: царственная, важная поступь, нерушимое чувство уважения к себе, к своей писательской миссии.
Ее внешность - «патрицианский профиль», скульптурно очерченный рот, поступь, взор, осанка – выражало личность, ее богатство, ее духовность. Недаром многие художники создавали портреты Ахматовой.
В своей жизни, длившейся почти 79 лет ( 1889 - 1966 ), Анна Андреевна Ахматова знала славу, бесславие и новую славу, еще большую, чем начальная. Ей выпал жребий быть достоверной свидетельницей перевернувших мир, беспримерных по своей жестокости событий 20 века. На ее глазах канула в небытие целая эпоха, прекратилось мирное, дореволюционное существование Россия. В ее жизни было время горьких утрат, разочарований, но ничто не сломило ее духа.
«Златоустой Анной всея Руси» назвала ее Марина Цветаева.
Ведь сердце поэта слышало не только человека, но и голос его души. В ее стихах перед нами - конкретные человеческие чувства, конкретная жизнь души, которая томится, радуется, печалится, негодует, ужасается, молится, просит.
В ее стихах все оттенки душевных переживаний. О том, как они выражаются в ее лирике, мы и будем говорить на сегодняшнем уроке.
4. Объяснение нового материала
- Тема урока «Образ – переживание в лирике Ахматовой. Средства его воплощения»
Мы с вами познакомимся с понятием «образ - переживание», рассмотрим, какими средствами он воплощается в стихотворениях Ахматовой.
Как, вы знаете, в каждом эпическом, драматургическом произведении есть герой.
А есть ли герой в лирике?
Лирический герой. Кто он? Если не помните, обратитесь к словарю урока, который я для вас приготовила. (Личность, чьи чувства и мысли выражены в стихах, – это художественный образ. Его называют лирическим героем)
- Как мы с вами уже заметили, в лирике главное не поступки, а выражение чувств, передача состояния души, чувство, слитое с мыслью – переживание.
Лирический герой раскрывается через переживание, т.е. создается еще один образ. Это образ-переживание, в котором соединены мысли и чувства лирического героя.
Наша с вами задача – рассмотреть воплощение образа – переживания в лирике Ахматовой. Конкретное состояние души лирического героя, т. е. – образ-переживание, создается особыми языковыми средствами. Слова в лирике, хоть и называют реальные предметы, которые мы можем воссоздать в своем воображении, но это не главное. Главное же переживание, которое возникает, когда слова вступают друг с другом в особые взаимоотношения и за ними открывается глубокая мысль. В лирике важно все, звучание, порядок слов в предложении, то, какие слова стоят рядом. Слова в лирике приобретают более глубокий и широкий смысл. Читая стихи, мы ощущаем разные грани слов, видим, как слова в стихах живут, как в них возникает такой смысл, который не выразить словом, но постигается чувством.
5. Работа над решением познавательной задачи:
-Обратитесь к тексту стихотворения «Песня последней встречи». О чем оно? (о любви). Взгляните на название. Что вам показалось в нем интересным?
- Что вы можете сказать о лирическом герое стихотворения? Каково настроение лирического героя? (героини)?
Перед вами таблица, поработайте со стихотворным текстом, проверьте свои наблюдения
Это стихотворение о любви, несбывшихся надеждах, о трагедии прощания, расставании навек. Лирическая героиня представлена в минуту сильнейшего волнения. Но непосредственно о душевных переживаниях говорит только первая строчка и восклицательные предложения в середине стихотворения. Чувства героини, ее состояние передаются не обычными средствами лирики, а через детали внешнего мира. В стихотворении немало примет окружающей обстановки, деталей, описанных лаконично и точно.
- Назовите их. Какая из них сильнее передает переживание лирической героини? (самая сильная эмоционально-психологическая деталь: «Я на правую руку надела// Перчатку с левой руки» она передает трагедию расставания) скупая, внешне незначительная деталь, она открывает смятение и драму в душе героини.
- Интересно использование в стихотворении выразительных средств:
Между кленов шепот осеннийОсенний эпитет – метафора, или метафорический эпитет знак не времени года, или не только оно. Эпитет многозначный. Какие ассоциации он рождает? (последний, уходящий, прощальный, напряженный, холодный)
- Какие еще эпитеты, выразительно передающие образ-переживание вы заметили?
(Равнодушно – желтым огнем. Напоминание о привычном, будничном ходе жизни, в которой нет дела до того, что творится в душе лирической героини)
Так образ- переживание передает повесть о духовной жизни героини, трагедию последней встречи.
О такой же последней встрече другое стихотворение. Текст этого стихотворения пред вами.
Давайте послушаем, как его читала сама Ахматова.
6. Аналитическая беседа:
- А теперь поработайте с текстом, с таблицей, проверьте свои наблюдения.
- кто является героями этого стихотворения? (Лирический герой и лирическая героиня)
- Каково состояние героини?
Каков Лирический герой?
Какую роль играют противопоставления?
Какими языковыми средствами воплощается в этом стихотворении образ – переживание?
Мы с вами сегодня познакомились с двумя стихотворениями Ахматовой? Какой темой они объединены? Что в них общего?
7. Подведение итогов
Давайте с вами подведем итоги:
Что нового вы узнали на уроке? (Что в лирике, кроме образа лирического героя создается еще один образ - переживание)
-Стихотворения, с которыми мы познакомились сегодня на уроке о любви, но Любови трагической, неразделенной. Любовь печальна.
-Лирическая героиня – женщина, которая испытывает любовную муку, она страдает от того, что не любима, от того, что ее отвергли,
-В этих стихотворениях образ–переживание – это испытываемое лирической героиней чувство боли и страдания, чувство смертельной тоски.
-Оно выражается через использование всех языковых средств: напрямую говорит о состоянии героини, через использование метафорических, цветовых эпитетов, эмоционально окрашенных слов, но главным средством создания образа переживания является психологическая деталь.
8. Заключительное слово учителя:
Пятым временем года называла любовь Ахматова. Это время, когда чувства человеческие обострены до предела, время, когда развивается способность видеть все, как новое. Она имела право написать: «Я научила женщин говорить»
О чем говорит женщина? О том, что ей близко, что составляет сущность ее жизни - о любви. Из всех состояний любви Ахматова в своей лирике выбирает одно: муку безнадежной любви. Я люблю, но меня не любят; меня любят, но не люблю я – такова излюбленная тема. В несчастной любви Ахматова видела источник творчества.
Она, казалось бы, используя чисто повествовательный жанр, вводя диалоги, используя фрагментарность, каждое ее стихотворение – это отрывок любовной истории, но всегда самый драматичный, создает особый образ – образ переживание, который выражает такие глубокие, такие сложные человеческие чувства, которые не всегда можно «перевести» на
язык прозы. Их нужно почувствовать. «Она первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично» – писал о ней К.Чуковский.
Я думаю, к ее стихам вы не останетесь равнодушными, и когда в 11 классе будете изучать ее творчество, вам вспомнится сегодняшний разговор о Златоустой Анне Всея Руси.
Я благодарю вас за работу на уроке, считаю, что вы отлично справились со всеми заданиями и заслуживаете хороших оценок.
9. Домашнее задание: письменно проанализировать одно из понравившихся стихотворений Ахматовой. Тот, кому это будет трудно сделать, может выполнить письменный анализ стихотворений, с которыми мы работали в классе.
Приложение
«Песня последней встречи»
Слова, словосочетания, напрямую указывающие на душевное состояние
Художественные средства
Образ героя
Образ героини
Деталь
(Запишите соответствующую строчку стихотворения)
Состояние, которое оно характеризует
Способы выражения
переживания
Грудь холодела
Метафорический эпитет: (Шепот) осенний
Цветовые эпитеты:
Темный (дом), равнодушно-желтый огонь не способный ни осветить, ни согреть.
Эмоционально-окрашенные:
Унылой, переменчивой, злой (судьбой)
Остался
Не вышел
Не проводил
Ушла
Испытывает желание умереть – так велика ее боль, разочарование.
Она эмоционально накалена («Милый, милый! И я тоже. Умру с тобой» )
Неправиль-но надела перчатку
Количество ступеней
Темный дом
Свечи
смятение
Несоответствие знаний и ощущений
1.Психологическая деталь
2.Эпитеты, предающие состояние
3.Метафорические эпитеты
4.Цветовые эпитеты
«Сжала руки под темной вуалью»
Слова, которые описывают состояние лирической героини.
Каков лирический герой?
Как проявляется?
Эпитеты
Состояние, которое оно характеризует
Образ -переживание
Способы выражения
переживания
Сжала руки под темной вуалью – психологическая деталь;
Бледна (ей очень плохо)
Бежит не касаясь перил (желает остановить его), чувства накалены до предела- Задыхаясь, я крикнула
Вышел шатаясь,
Искривился мучительно рот,
(ему, может быть, невыносимы последние сцены расставания)
Улыбается спокойно и жутко
Темная вуаль
Терпкая печаль
Напряженность переживаний
Смертельную боль
Любовную муку
Состояние отверженности
Эпитеты
Психологические детали
Эмоционально окрашенные слова
Оформите ваши выводы: -Стихотворения, с которыми мы познакомились сегодня на уроке объединены общей темой.., но трагической, неразделенной.
-Лирическая героиня – женщина, которая испытывает
-В этих стихотворениях образ–переживание – это испытываемое лирической героиней чувство
- Оно выражается через использование всех языковых средств: напрямую говорит о состоянии героини, через использование метафорических, цветовых эпитетов, эмоционально окрашенных слов, но главным средством создания образа переживания является психологическая деталь.
13PAGE 15
13PAGE 14715