Открытый урок по литературе:Тема духовной деградации человека в рассказе Чехова «Ионыч»
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Тверское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
Тема духовной деградации человека в рассказе Чехова «Ионыч»
Выполнил преподаватель русского языка и литературы
Гавришев Павел Александрович
Тверь
2012
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий учебным отделом
И.Моряков
«23» апреля 2013 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ТЕМА УРОКА: «Тема духовной деградации человека в рассказе Чехова «Ионыч»
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: Использование элементов технологии проблемного обучения при анализе рассказа А.П.Чехова «Ионыч».
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
Создать условия для творческого осмысления учащимися рассказа «Ионыч» и развития умений нравственного анализа и нравственной оценки качеств личности, поступков и поведения людей.
Познакомить с кругом проблемных вопросов, возникающих перед читателем при анализе рассказа «Ионыч».
РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:
Помочь учащимся увидеть достоинства и недостатки в характере человека, их диалектическую взаимосвязь, определить мотивы поведения главных героев.
Развивать умения анализировать, сопоставлять, выделять главное в художественном произведении.
Развивать умения грамотного и свободного владения речью.
Развивать интеллектуальную и эмоциональную сферу мышления читателя.
Продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
Повысить мотивацию к познанию, формирующую интерес обучающихся, что значительно способствует самообразованию и повышению уровня обученности.
Развивать творческие способности и образное мышление cуворовцев.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
Содействовать развитию умений аргументировать свою точку зрения, уважать мнение своих оппонентов.
Формировать гуманное отношение к человеческой личности.
Воспитывать умение работать в группе, дисциплину и собранность.
Формировать культуру общения на уроке.
Воспитывать интерес к русской литературе.
ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний, полученных в ходе самостоятельной работы с текстом.
ВИД УРОКА: комбинированный.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
демонстрационно-компьютерный комплекс, тексты рассказа А.П.Чехова «Ионыч», презентация к уроку.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
Понятие о деградации личности.
Этапы жизни Ионыча.
Основные проблемные вопросы рассказа.
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 2 урок (940 – 1025).
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: кабинет русского языка и литературы № 121.
Преподаватель (руководитель ОД русский язык и литература)
Гавришев П.
№
п/п
Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП
Этапы урока/занятия, на которых технология применяется
Компетенции
1
Технология критического мышления
1.Организационный этап Самоопределение к деятельности. Включение в деловой ритм. Устное сообщение преподавателя. Подготовка взвода к работе.
2.Рефлексия деятельности
Суворовцы осуществляют самооценку собственной учебной деятельности
Личностные: самоопределение; смыслообразование;
коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные: рефлексия
2
ИКТ + технология развивающего обучения
1.Актуализация знаний
Актуализация темы урока через познавательную деятельность обучающихся..
2.Формирование знаний, умений и навыков
Учебно-познавательные: межпредметная связь (русский язык, литература, история, МХК);
коммуникативные: выступать с устным сообщением;
общекультурные: знакомство с особенностями национальной и общечеловеческой культуры; информационные: владеть навыками работы с учебниками, словарями
3
Игровая технология
Этап оперирования знаниями, умениями и навыками. Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность
Личностные: развитие индивидуальных способностей и талантов
4
Технология проблемного обучения
Организация закрепления знаний
Формирование практических умений и навыков по решению заданий разной степени сложности
Регулятивные: целеполагание;
коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся
№
Со Содержание урока
Время
Работа суворовцев
1
2
3
4
5
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Организация начала урока.
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.
Актуализация знаний. Формулировка темы и цели урока
1 учебный вопрос. Понятие о деградации личности.
Слово преподавателя.
Мы продолжаем изучение творчества А.П.Чехова. Итак, тема урока: «Тема духовной деградации человека в рассказе Чехова «Ионыч». Цель нашего урока записана на доске: попытка выяснить причины деградации личности Дмитрия Ионыча Старцева. Разберем значение слова «деградация», без понимания которого немыслимы наши дальнейшие рассуждения (на экране представлены фото людей, внешне изменившихся с течением не очень большого промежутка времени).
Вопрос взводу:
Почему фото людей, не имеющих отношения к рассказу А.П. Чехова, представлены вам на обозрение?
Ответ: лица людей на разных фото изменились практически до неузнаваемости. Этот процесс произошел в короткий промежуток времени. Какие-то неизвестные нам процессы уничтожили тела и лица сфотографированных незнакомцев. Данный процесс и можно назвать деградацией.
ДЕГРАДАЦИЯ [фр. degradation] - постепенное ухудшение, снижение каких л. качеств; упадок, движение назад.
Вопрос взводу:
Сравнительные фото какого из героев рассказа "Ионыч" помещены последними в ряду "галереи"?
Ответ: это главный герой рассказа - доктор Дмитрий Старцев.
2 Учебный вопрос. Этапы жизни Ионыча.
Слово преподавателя:
– Новелла состоит из пяти 5 глав, и каждая из них раскрывает новый этап в жизни героя по имени Дмитрий Ионыч Старцев (в первых главах) и “просто Ионыч” (в последней). Почему и как это происходит – нам и предстоит выяснить. События излагаются в хронологической последовательности, их разделяют незначительные сроки, но за эти маленькие промежутки времени (год, больше года, четыре года, несколько лет) происходят большие перемены в облике героя. Он проходит свой жизненный путь, как по ступеням лестницы.
Задание взводу:
Кратко перескажите содержание рассказа (сообщения суворовцев - 5 отвечающих по количеству условных частей рассказа).
Первый отвечающий:
Первую главу можно озаглавить “Весна жизни”. Молодой доктор Д.И.Старцев, полный энергии и высоких стремлений, приезжает в Дялиж, в земскую больницу. Перед ним заманчивое будущее: “помогать страдальцам, служить народу” Возможно, как и каждого молодого человека, его ожидает впереди любовь Доктор безотчетливо счастлив, полон надежд, желаний, хотя он беден, вынужден ходить пешком к больным по многу километров. Эпиграфом можно взять слова: “Какое это счастье быть земским врачом!” Эти слова выражают мироощущение нашего героя.
Второй отвечающий:
“Любовь” – так можно озаглавить следующую главу, потому что в ней рассказывается о том, как завязываются отношения у Дмитрия Ионыча с Котиком. А эпиграф: “ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало” Прямо Чехов не изображает роман героя с Екатериной Ивановной, а использует излюбленный прием – художественную деталь. Это деталь - любимая скамейка в саду. “Прошло больше года в трудах и одиночестве” Старцев трудится и все это время не мог побывать у Туркиных, но одиночество заставило его принять приглашение Веры Иосифовны. Старцев стал часто бывать в доме “самого талантливого семейства” города С., но уже не ради мигрени хозяйки, а ради Котика. Перед читателем предстает и среда, в которую попал герой: фальшивая, неискренняя, однообразная. Свидание на кладбище – самая поэтическая страница в новелле и самый поэтический момент в жизни Старцева, после которого “и точно опустился занавес”. Здесь Старцев “сгорел”. После этого фраза: “Я устал Ох, не надо бы полнеть!”). Доктор располнел, и к тому же у него уже появилась пара лошадей – красноречивые детали, свидетельствующие об улучшении его материального положения.
Старцев поднялся на ступеньку материального благополучия, но потускнел его духовный облик. И снова чеховская деталь: пейзаж. Если в I главе – весна, то во II – осень. Поэтому ступени жизненной лестницы Старцева ведут не вверх.
Третий отвечающий:
Третью главу можно озаглавить “Крах”, а эпиграфом могут быть слова: “И жаль было своего чувства, этой своей любви”
Новая глава в новелле – новый и переломный момент в жизни Старцева: начало заката его молодости, крах его веры в свое счастье, а от этого и охлаждение к своему делу, первые признаки духовной лени. Чехов немногословен, но уже ясно, что недалеко то время, когда серая повседневность потушит огонь души, усыпит его совесть. Старцев хочет сделать предложение, но какие-то ничтожные причины мешают ему. “А любит ли Старцев? Хочет ли на самом деле объяснения?” – такие вопросы возникают у читателя.
И вот он объясняется. И где же? Верный своему ироническому таланту, Чехов показывает объяснение Старцева в клубе, где в шуме и суете трудно быть услышанным. А поэтому Старцев кажется смешным. Чехов иронизирует над героем. Он его уже не любит! Читатели видят, что герой ни на что не способен в отличие от Екатерины Ивановны, которая совершает поступок, уезжая из дома с желанием посвятить себя искусству. К тому же Старцев недолго и переживает, так спокойней. Отсюда и ленивый, почти старческий вздох “Сколько хлопот, однако!”
Четвертый отвечающий:
“Последняя вспышка” можно назвать четвертую главу, а эпиграфом к ней будут слова: “И огонек в душе погас” Прошло четыре года. У Старцева большая практика в городе, тройка лошадей с бубенчиками и одышка. Сам “пополнел, раздобрел, неохотно ходит пешком”
Он одинок, ни с кем не сходится близко. У него появляется одно развлечение (кроме игры в карты), в которое он втянулся мало-помалу
Старцев потерял вкус к жизни, одна работа еще держит его “на плаву”, “что-то мешало ему чувствовать, как прежде”
“Последней вспышкой” жизни можно считать посещение Старцевым семьи Туркиных, в которой ничего не изменилось. Какой застой лучше: у Туркиных или у Старцева? Ни то, ни другое. Старцеву неприятно вспоминать о своей любви и вообще производить какую бы то ни было душевную работу. На живое движение чувств Екатерины Ивановны он беспокойно подумал: “А хорошо, что я тогда не женился”. Огонек в его душе окончательно погас. Что дальше? “Сон души”.
Пятый отвечающий:
Финал” – название пятой главы, эпиграфом к которой могут служить слова: “Куда это Ионыч едет?” Что произошло со Старцевым? Почему он стал таким безразличным, тяжелым и раздражительным? В четвертой главе писатель судит общество города С. устами Старцева, а в пятой произносит приговор самому Старцеву. Неприязнь автора к своему герою переходит в горечь и боль за человека, которого Старцев погубил в самом себе. Здесь Чехов использует прием, которым пользовался Гоголь в “Мертвых душах”: отнесение людей в неодушевленный ряд через сопоставление с неживым предметом. А.П.Чехов сравнивает Старцева с истуканом, “языческим богом”. Из молодого, подающего надежды доктора, который был счастлив тем, что мог служить страдальцам, который желал счастья, любви и добра всем и себе самому, Дмитрий Ионыч Старцев превращается в “просто Ионыча”, в заплывшего жиром мизантропа, в “языческого бога”.
Вопрос взводу:
Как соотносятся между собой лестница жизненного благосостояния, по которой упорно карабкается герой, и лестница, ведущая его к духовному развитию, к жизни его души?
Ответ: Чем выше герой по социальной лестнице, тем меньше в нем остается живого. Чем выше поднимается по одной, тем ниже опускается по другой.
3 учебный вопрос. Основные проблемные вопросы рассказа.
Постановка проблемных вопросов и попытка дать на них ответы (20-25 мин).
Слово преподавателя:
Для дальнейшего развития наших рассуждений в рамках темы еще раз предоставим сравнительную характеристика героя в начале и конце рассказа.
Ответ:
В начале рассказа Старцев
Бодрый, увлекается своей работой, молодой, полон сил, не устает, веселый. Приятно, удобно, не чувствует усталости, напевает, “хорошие, покойные мысли”, “недурственно”
В конце:
Постоянная усталость, начал полнеть, бесчувственный скряга, старик, которого интересует немногое: нажива, карточная игра, “огонек в душе погас”, раздражается, А хорошо, что я тогда не женился, “старимся, полнеем, опускаемся”
Вопрос взводу: Мы говорим о проблемах, поднятых автором в рассказе. Как вы понимаете, что такое проблема? Дайте термину свое определение.
Ответ: Проблема (от греч. problema задача), в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений
Слово преподавателя:
Перед вами ставилась задача - самим найти проблемы, поставленные А.П.Чеховым в рассказе "Ионыч", и озвучить их на уроке (обучающиеся предлагают главные проблемы, затронутые в тексте рассказа). Мы можем предположить, что все проблемы в той или иной степени взаимосвязаны. Поэтому попытайтесь обозначить их как можно больше.
Обозначение возможных проблем:
1. Проблема духовной деградации человека (проблема утраты веры в идеалы и
желания оставаться человеком)
2. Проблема физической деградации человека.
3. Проблема истинного и ложного таланта.
4. Проблема отсутствия достойной цели в жизни человека. Проблема понимания
истинного назначения жизни человека.
5. Проблема отношения к любви как к второстепенному человеческому чувству.
6. Проблема старения человека и связанных с этим необратимых процессов,
ведущих к потере многих жизненных функциональных характеристик.
7. Алчность и нажива как проблемы, присущие человеческому обществу.
8. Проблема воздействия социальной среды на личность человека.
Слово преподавателя: Мы переходим к той части урока, без которой не мыслима попытка разрешения проблемной ситуации. Начинаем выдвигать собственные гипотезы по представленной в теме урока проблеме. Начнем с того, что дадим определение самому слову «гипотеза».
Гипо
·теза (др.-греч.
·
·
·
·
·
·
·
· предположение; от
·
·
· снизу, под +
·
·
·
·
· тезис) предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств.
Вопрос взводу: Так в чем же, по-вашему, состоит противоречивость проблемы духовной и связанной с ней физической деградации человека. В частности - главного героя рассказа Дмитрия Старцева. В чем различие позиций, взглядов на вопрос? Возникает ощущение, что проблемы-то нет! Ведь все просто: не позволяй себе деградировать! Развивайся!
Выдвижение гипотез:
Мнение (1гипотеза) Старение - естественный процесс, что доказано наукой. В связи с этим происходит частичная деградация умственных и физических возможностей человека.
Возможно, Старцев попросту постарел. В конце рассказа он выглядит как старик и ведет себя также. "Старимся", полнеем, опускаемся". Слова "Ионыча" представляют данное "действо" как закономерный процесс. А ведь Старцев - медик, он понимает, что говорит. И тогда все обвинения в адрес главного героя не совсем уместны. С природой не поспоришь!
2 мнение (2 гипотеза): Дмитрий Старцев виноват в собственной духовной деградации! Чехову в момент написания рассказа исполнилось тридцать восемь лет. Если бы он как медицинский работник сам верил в то, что Старцев деградировал «естественным» путем, то и не было бы рассказа. Ведь Чехов писал для того, чтобы люди обратили внимание на нисходящее "существование" себе подобных. Чехов ставил "диагноз". Он верил в то, что подобное "лечится". Знал, что с подобными признаками старости души и тела можно и нужно бороться.
3 мнение (3гипотеза): Старцев стал таким под воздействием социальной среды, его "переварила" мещанская среда. Вначале он сопротивлялся ей, как мог, но в итоге большинство победило.
Слово преподавателя:
Давайте проголосуем! Поднимите руки те, кому кажется, что первая гипотеза о естественном старении Старцева является наиболее подходящей для объяснения деградации его личности.
Поднимите руки те, кто согласен со второй гипотезой, в которой вина за собственное состояние тела и души лежит на самом главном герое.
Поднимите руки те, кто считает, что во всем виновата социальная среда (необходимо обозначить, на стороне какой гипотезы оказалось большинство обучающихся, и познакомить с правилами ведения диспута).
Вопрос взводу:
В чем же проявляется наступившая ранняя старость "Ионыча"? Назовите её признаки.
Ответ:
1. Во-первых, в охватившей все его существо бесчувственности. Былая, вернувшаяся к Старцеву любовь вызывает в нем лишь раздражение. В нем и раньше быстро остывали чувства: через три дня после отказа Котика он уже успокоился. Старцев не хочет тратить силы на любовь, ему лень. Он, возможно, хочет спокойствия. Может быть, он хочет ничего не чувствовать.
2. Во-вторых, в конце рассказа он еле передвигается, стал тучным, заплыл жиром. Больше не гуляет пешком, не проходит десятки верст! Внешне напоминает больного старика.
3. В-третьих, ему больше не доставляет удовольствие ни работа в больнице, ни музыка, ни литература. Он все делает лишь ради денег. Катастрофически сузился круг его интересов.
Слово преподавателя:
Хотелось бы выслушать аргументы сторон! Попытайтесь доказать свои гипотезы. Начнем с первой и третьей, говорящих о том, что процесс деградации Старцева является естественным, а также обусловлен социальной средой.
Ведение диспута.
Некоторые из возможных аргументов:
Жизнь Старцева не исключение. Все так живут. Мужское население города играет в винт, выпивает, закусывает. Но не говорят ни о политике, ни о философии, ни о науке. В городе есть театр, проходят концерты. Но это никого особо не интересует. Подобная жизнь в городе – это правило. Семья Туркиных – исключение. Старцев живет как все! Может быть, не стоит всех обвинять в массовой деградации? Может быть, это естественный процесс?
Когда речь идет о сорокалетних применительно к 19 веку, то, возможно, речь идет именно о старости. Не было еще тех достижений в науке и медицине, которые в 21 веке позволили людям удлинить свой век. Да и сам А.П. Чехов умер в 44 года от туберкулеза.
Старцев пытался заводить с жителями города разговоры на отвлеченные темы, но его не поняли и не хотели поддержать. И он перестал пытаться. Значит, это здесь никому не нужно. А ненужное отмирает само собою за ненадобностью!
А пример Котика? Она верила в искусство, пыталась «достичь высот» в игре на рояле. Чехов показал финал ее жизненного пути. Одиночество и разочарование. Возможно, Котик и Старцев были бы счастливы, если бы поверили в любовь? И это спасло бы их обоих от духовной деградации? Но Чехов безжалостно разбил и эту иллюзию. Он в смешном свете выставил семью Туркиных, где изначально царила любовь и взаимопонимание. К такому идеалу Старцев стремиться не хочет. По его мнению, в семье Туркиных однообразно и скучно. Ничего не меняется!
В рассказе, на первый взгляд, нет положительных героев. Нет тех, с кого нужно брать пример. Все поглотила обывательщина. Может быть, Чехов просто отобразил реальность? И сам писатель не видел путей к исправлению ситуации?
(Возможны и другие аргументы).
Слово преподавателя:
Попробуем опровергнуть предложенные аргументы!
Давайте попытаемся осмыслить услышанное. Автор рассказа сам является медиком. Рассказ написан в 1898 году. Чехову исполнилось 38 лет. По нашим меркам, сам писатель не имеет отношения к старикам, но уже и не молод. А сколько же исполнилось лет "Ионычу" в конце рассказа? Давайте сосчитаем! В начале рассказа Старцеву не больше тридцати. Даже меньше! Его называют молодым человеком (даже в наше время считается, что молодость заканчивается в тридцать лет). Итак, сколько примерно лет исполнилось "Ионычу" в конце рассказа, когда он превратился в " языческого бога"?
Ответ: Начнем подсчет: 30 (в худшем случае) плюс полгода до приглашения к Туркиным после назначения земским врачом, плюс больше года до очередной встречи с Котиком, плюс четыре года до того, как у Старцева стала большая практика, и плюс еще несколько лет до того момента, как Старцев стал "языческим богом". Итого - примерно 38- 40 лет!
Слово преподавателя:
Т. е А.П. Чехов пишет о собственном возрасте! Разве это старость? Сколько прожил Лев Николаевич Толстой?
Вопрос взводу, помогающий найти аргументы для 2 гипотезы:
Почему Чехов заостряет наше внимание на том, что в молодости Дмитрий Старцев много ходит пешком, а в конце рассказа только и ездит на "тройке" с бубенчиком? Какая проблема кроется за этими важными деталями чеховского рассказа?
Ответ: Иногда нам кажется, что духовная деградация не связана с физической. И наоборот! Но наука уже давно определила, что физическое и духовное состояние человека взаимосвязаны. Дух можно взбодрить физическими упражнениями, а тело можно заставить справиться с болезнью с помощью укрепления духа и веры, которые и подтолкнут человека к правильным, нужным для тела поступкам и делам. Человек обязан жить в постоянном осмысленном движении. Применительно к современной жизни - это спорт, это длительные пешие прогулки, это отдых на свежем воздухе.
Вопрос взводу:
Есть ли в рассказе герой или герои, чувствующие себя иногда счастливыми? В конце или начале рассказа о них идет речь?
Ответ: Это сам Старцев. В начале рассказа. Он любит свою работу и ценит в ней то, что сам приносит людям добро. Он способен влюбиться, и это его хоть на время, но окрыляет, он ходит по десять верст в день и не устает, он ценит искусство и получает от него удовольствие, он ищет новых знакомых и нуждается в человеческом общении. Он верит в свое высшее предназначение и подобное предназначение для других людей. Он вообще может верить!
Вывод: Старцев в начале рассказа - это и есть пример для подражания. Отправная точка, к которой он должен возвращаться в мыслях, вспоминая, каким он был, и понимая, каким он должен снова стать.
Вопрос взводу:
И в завершении урока давайте попытаемся ответить на главный вопрос: "Так что же предлагает нам Чехов?"
Варианты ответов:
1. Автор в рассказе подчёркивает, что обывательщина, мещанская среда, любовь к сытости и покою “захватывают” человека очень быстро и ведут к его самовырождению. Чехов призывает вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавать идеалов молодости.)
2. Чехов заставляет читателя задуматься над тем, что мешает людям жить полной, содержательной жизнью, творчески трудиться, искренне и сильно любить. Поэтому рассказ сохраняет и в наши дни свою актуальность, помогая нам замечать в себе и окружающих черты Ионыча и бороться с ними. Это рассказ-предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Мы должны помнить, что человек должен быть ответственным перед собой, не заниматься пустыми мечтами, не идти на компромиссы со своей совестью, иметь активную жизненную позицию, самому строить себе достойную жизнь.
3. В качестве напутствия вам, молодому поколению, вступающему в жизнь, можно процитировать слова Н.В. Гоголя: “Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет, суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом”.
4. В жизни, кроме материальных ценностей, есть ценности иные, о которых не стоит забывать. Гораздо важнее любовь, дружба, семья, дети, высокая цель в жизни. Не стоит замыкаться в себе, надо свою жизнь наполнить духовным содержанием, уметь видеть красоту окружающего мира, радоваться ей, дарить окружающим свет своей души, нести в себе добро. Звёзды – это символ этих ценностей, о которых должен помнить человек и стремиться к ним.
И хочется дополнить словами А.П. Чехова: “Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро”.
Подведение итогов урока. Выставление оценок (комментарии к оценкам)
Задание на самоподготовку
Письменно ответить на вопрос: "Герои каких произведений, ранее вами прочитанных, в начале своего пути чувствовали в себе огромный потенциал, но не смогли так же, как доктор Старцев, его употребить во благо даже самим себе?"
Обоснуйте свое мнение.
2 мин
3 мин
5 мин.
10 мин.
20 мин.
3 мин.
2 мин.
Рапорт ЗКВ.
Приветствие взвода.
Анализируют иллюстрации, отвечают на вопросы, формулируют цели урока
Анализируют слайд презентации, делают выводы, обобщают.
Выступают с докладами, анализируют услышанное
Выявляют основные проблемы рассказа, обозначают главные, ведут диспут по основным проблемам
Принимают участие в диспуте, отстаивают свою точку зрения, учатся с уважением относиться к чужому мнению
Делают выводы, обобщают, выбирают главные проблемы, поставленные автором в рассказе
Записывают в тетради
Преподаватель (руководитель ОД русский язык и литература) П.Гавришев
15