Проект Родства, связующие нить
Оглавление
1.Введение……………………………………………………………………....с.2-4
2.Методика исследования
Глава 1. Родословное дерево…………………………………………………..с.5-6
Глава 2.Исследовательская деятельность…………………………………….с.7-9
3.Выводы………………………………………………………………………...с.10
4.Заключения………………………………………………………………...с.11-12
5.Литература…………………………………………………………………….с.13
6.Приложения……………………………………………………………..…с.14-19
Введение
Основа жизни человека - его семья. Родня всегда поддержит в трудную минуту. Так считали наши предки и относились к своей родословной с большим почтением. Многие жители необъятной Российской Империи тщательно вели своё генеалогическое древо, помнили и чтили своих предков на много колен в глубину веков.
XX век внёс жестокие коррективы в семейные отношения людей. Диктатура, воцарившаяся в стране, уничтожила память о предках. Для многих родственные связи становились путёвкой в лагеря, поэтому о них всеми силами старались забыть. Миллиарды документов, подтверждающих родство, были уничтожены. Да и само понятие "генеалогическое дерево" постепенно теряло свою былую значимость.
Сегодня многие люди стремятся восстановить утраченные связи, собрать крохи информации, воспоминания тех, кто ещё жив, что-то помнит и уже не боится рассказывать. Возродилась наука генеалогия или родословие, с помощью которой теперь каждый может составить собственное семейное древо. Она помогает изучить родственные связи, восстановить хроники семьи, узнать происхождение и историю жизни каждого из её членов.
Тот, кто однажды заинтересовался историей своего рода, на много лет вперёд увлёк себя и своих близких интересным и полезным занятием. Благодаря ему, вы: - Изучите историю не только своего рода, но и своего народа, своей родины; - Отыщете родственников, о существовании которых даже не подозревали; - Возобновите к обоюдному удовольствию общение со старыми родственниками; - Возродите семейные традиции, праздники, встречи.
Цель проекта:
Составление родословной по маминой линии (семьи Модоровых).
Задачи проекта:
Ознакомиться с наукой, изучающей происхождение родов, родственные и кровные связи отдельных людей;
Собрать исторический материал о моих предках, который можно привлечь к генеалогическому исследованию;
Составить родословную;
Оформить результаты исследования (составить генеалогическое древо семьи).
Развить интерес к истории своей родословной.
Выпустить книгу о жизни своих предков.
Методы исследования:
- опрос родственников;
- изучение семейных и районных архивов, документов, фотографий, интересных эпизодов из жизни представителей моего рода;
- сравнительно-сопоставительный анализ полученной информации.
Гипотеза:
Если я создам древо жизни своей семьи, то мои потомки будут знать своих предков и продолжать наращивать это древо новыми ветками.
Проектная линия: Патриотическое воспитание
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Ожидаемые результаты проекта:
Реализация данного проекта позволяет пробуждать интерес к изучению истории своей семьи. Очень важно, что инициативу по этому проекту подали мы, внучка и правнучка Модорова Игнатий Павловича. Что наши действия помогут не забыть молодому поколению, своим родственникам не забыть о тех предках, которые оставили свой след в истории своей семьи, Родины.
•создание условий для реализации проекта;
•создание поисковой группы;
•формирование банка данных.
Этапы реализации проекта:
Проект «Родства, связующие нити» разделен на 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.Подготовительный этап включает в себя:
-сбор информаций.
Анализ успешности реализации I этапа проекта:
*изучены архивные документы;
*сформирована поисковая группа;
*создан банк данных о предках моей семьи.
Основной этап:
- разработка и реализация проекта;
Заключительный этап:
-Пополнить данный материал и передать в школьный музей;
- Подведение итога этапа сбора информации;
-Выпустить книгу.
Аннотация проекта:
Идея исследовательской работы заключается в том, чтобы развивать чувства уважения к наследию предков, на формирование познавательного интереса к истории малой Родины.
У нас в народе считают, что каждый человек должен знать свою родословную хотя бы до 7-го колена. И мне осталось еще немного, чтобы дополнить древо. В алтайской пословице говорится:
Агаш тазылы – jер ӧткÿре,
Кижи тазылы – jон ӧткÿре.
Дерево богато корнями, а человек родней.
Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывается о своих корнях, о своём происхождении, об истоках своего рода, о своих предках, о том, кем они были и чем занимались, как жили. Кто мы? Откуда мы появились? Кто те люди, которые составляли нашу семью на протяжении последних двух веков?
Знать свое генеалогическое древо всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего. Генеалогическое древо издревле составлялось самыми старшими в роду людьми, а потом передавалось из поколения в поколение. Род, семья. Эти слова известны нам с детства. Самые близкие люди в жизни объединены общими узами.
Актуальность проекта:
Мы должны знать корни не только со стороны отца, но и матери. Ведь фамильная гордость, интерес к истокам собственной родословной – это ветви одного дерева. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края. Ведь изучая историю своей семьи, каждый знакомится, таким образом, с историей страны.
Методика исследования
Глава 1. Родословное дерево.
Родословное Древо - это самый известный и понятный документ, описывающий родословную современного человека.
Родословное Древо (англ genealogical tree; нем Stammbau) - Филогенетическое древо, изображение в виде древа родственных отношений внутри любой группы организмов или всего органического мира в целом.
Современный метод составления Родословного Древа служит для объединения семей. Существует несколько типов представления родства:
1. Восходящее родословие начинают с определенного человека, затем идут по восходящим ступеням или коленам к отцу, деду, прадеду и т. д., от известного к неизвестному;
2. Нисходящее родословие начинают с самого отдаленного из известных предков и постепенно переходят к потомкам;
3. Мужское нисходящее родословие указывает все потомство родоначальника, происшедшее только от мужчин, с указанием имени их супругов;
4. Мужское восходящее родословие выглядит как линия, поскольку в каждом поколении показан только один предок мужского пола. Фамилия в мужских родословиях только одна;
5. Смешанное нисходящее родословие показывает все потомство данного родоначальника, независимо от пола;
6. Смешанное восходящее родословие отражает всех предков по мужской и женской линии. В первом колене один человек, во втором два, в третьем – четыре, в четвертом – восемь и т. д. в геометрической прогрессии, причем каждый человек принадлежит к другому роду, так что в четвертом, например, колене присутствуют представители восьми различных фамилий.
В восходящем родословии стволом обозначен человек, от которого оно строится, разветвлением – его родители, ветвями помельче – дедушки и бабушки и т. д.
В своей работе я выбрала смешанное восходящее родословие . Чтобы построить своё восходящее древо, в нижней части страницы я написала свое имя, на следующем уровне (выше) вписаны мои родители, далее – бабушки и дедушки, затем – прабабушки и прадедушки. Братья и сестры, дяди и тети в такое древо не попадают.
Термины родства
Бабушка - мать отца или матери, жена деда.
Брат - каждый из сыновей одних родителей.
Внук - сын дочери, сына; а также сыновья племянника или племянницы.
Внучка - дочь сына, дочери; а также дочери племянника или племянницы.
Дед - отец матери или отца.
Дочь - лицо женского пола по отношению к своим родителям.
Дядя - брат отца или матери.
Мать - лицо женского пола по отношению к своим детям.
Отец - лицо мужского пола по отношению к своим детям.
Племянник - сын брата или сестры.
Племянница - дочь брата или сестры.
Прародители - первая по родословной известная чета, от которой берет начало род.
Пращур - родитель прапрадеда, прапрабабки.
Родоначальник - первый известный представитель рода, от которого ведется родословие.
Сестра - дочь одних родителей.
Сын - лицо мужского пола по отношению к своим родителям.
Тетя - сестра отца или матери.
Я очень люблю рассматривать семейные фотографии, с удовольствием слушаю, когда старшие рассказывают о своём прошлом, своих предках. Но никто из моих родственников никогда не опубликовывал свою родословную. Поэтому я решила взять на себя смелость составить родословное дерево своей семьи и вместе с дедом Модоровым Игнатием Павловичем выпустить книгу «Бай болорым, баатыр болорым». (Приложение №1)
Глава 2.Исследовательская деятельность.
Всем известен постулат о том, что, каждый, живший на этой земле, должен «вырастить детей, посадить дерево, написать книгу». Игнатий Павлович, мой дед эти три заповеди, безусловно, выполнил с честью. С верной женой Атамыш Аламчиновной родили и воспитали пятерых детей, которые стали полноправными и честными гражданами новой России. Четверо работают фермерами. Пятый сын, единственный, трагически погиб в расцвете сил в 2002 году. (Приложение №2)
Что касается деревьев и книг, то за восемьдесят шесть лет жизни прадедушкой написаны и посажены столько (иносказательно), что исчисляются сотнями томов и целыми массивами леса – они выражаются тысячами гектаров вспаханной земли и убранных полей, в огромном количестве выращенных животных и килограммов сданного мяса, шерсти и пуха государству.
Говорят, что судьба правит человеком. А в случае с моим прадедушкой – он правил своей судьбой. И добился впечатляющих успехов во всём. Сегодня Игнатий Павловича смело можно включить в число самых знатных людей Горного Алтая. В 2006 году ему присвоено почетное звание «Почетный гражданин Республики Алтай». (Приложение №3)
Давайте вкратце проследим жизненный путь алтайского аксакала. Хотя сам он не писал книг, но о нём написаны документальная повесть, очерки, статьи и корреспонденции. Некоторых из них перечислю: повесть «За высотою высота» доктора исторических наук, член Российской Академии гуманитарных наук, профессора Н.С.Модорова; очерки «Тадынаш и его наследники» известного алтайского писателя И.В.Шодоева; статья «Люди, не знающие покоя» автор И.Ченчаева. (Приложение №4)
Когда началась война Балдык (отец Игнатий Павловича) и его родные братья уходят на фронт. Это справка подтверждает об этом. ( Приложение №5) Он 1944 приезжает с войны контуженым. Его несовершеннолетние дети остаются на попечении жены Айтпас (мать Игнатий Павловича). Она всю жизнь проработала дояркой колхоза «Кызыл-Козул». В годы войны она остаётся одна с четырьмя детьми. Старшему сыну исполнилось только 11, младшему шёл второй год. В эти голодные, холодные годы за свои достигнутые успехи она награждена медалью «За доблестный труд» и медалью «За Победу над Германией». (Приложение № 6)
Часть заботы о внуках взял на себя дед Теке Тадынашевич. У него было 10 детей. В 60 лет он продолжает трудиться с утроенной силой. Безотказно подписывается на военные займы, фронтовикам отправляет теплые вещи. В смертельно-опасную для Отечества годину, Теке Модоров сам голодный, многодетный, зарезал своих двух коров и вырученные 50 тысяч рублей вносит на строительство танковой колонны «Алтайский колхозник». Получает от Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина благодарственную телеграмму. В конце войны награждается медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». (Приложение №7)
Благодарственные потомки не забыли героический труд и благородный поступок деда Теке, назвав одну из улиц села Козуль его именем. (Приложение №8)
Его младший брат Балбан стал известным механизатором района. Василий всю жизнь посвятил профессии учителя. Теперь работает фермером. А дедушка остается верным древнейшему способу труда алтайцев – животноводству. С раннего детства он пас телят, коров, овец, лошадей. За достигнутые успехи он награждается медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.» Даже выйдя на отдых, ведет до сих пор фермерское хозяйство. (Приложение №9)
Ещё один архивный документ: («Награда Родины», газета «ЗА» от 02.10.1986г.) «За успехи, достигнутые в выполнении заданий одиннадцатой пятилетки и социологических обязательств по производству и переработке сельскохозяйственной продукции Президиум Верховного Совета СССР Указом от 20.08.1986 г. Наградил группу работников агропромышленного комплекса: медалью «За трудовую доблесть Модорова Игнатий Павловича, животновода колхоза им.XXI партсъезда». (Приложение №10)
А за год до этого, т.е. 1985 году, Главный комитет ВДНХ СССР награждает И.Модорова Серебряной медалью «За достигнутые успехи в развитии народного СССР».
Династия тружеников отличалась не только преданностью к Земле-Матушке, но и такими замечательными человеческими качествами, как взаимопомощь и любовь к ближнему. Вспомните деда Теке, в тяжкие годы Отечественной войны он зарезал своих двух коров и вырученные 50 тысяч рублей вносит на строительство танковой колонны, т.е. до копейки отдаёт фронту. Прадедушка Игнатий Павлович в 1985 году в честь 40-й годовщины Победы над фашисткой Германией перечислил в Фонд Мира 1000 рублей; в 1999 году в честь 54-й годовщины святого Дня Победы оказал материальную помощь своим землякам-ветеранам на 600 рублей; в честь 70-летия Козульской средней школы в 1998 году выделил 600 рублей, а 2000 году ещё 500 рублей для встречи Нового года учащимся школы. И об этом можно говорить бесконечно.
У дедушки с малых лет были прекрасные мечты и планы, целеустремленность в их достижении. Сегодня, оглядываясь на пройденный путь, он с гордостью заявляет: да, всё сделано так, как задумывалось. Доволен достигнутым. Теперь он помогает внукам и правнукам, чтобы они твердо стояли на земле. И воспитывать их так, чтобы они любили эту землю как её любили деды и прадеды. Уважали и любили людей, окружающий мир. Вот к чему стремится на будущее мой дед.
Наблюдения.
В этом, 2017 году, точнее осенью, почти одновременно исполняется 87 лет дедушке Игнатий Павловичу и бабушке Атамыш Аламчиновне (матери пятерых детей). Если посмотрим древо жизни, то нынче не только у бабушки и дедушки интересная дата. Теке Модорову - 137 лет, Балдык Модорову - 117 лет, Айтпас – 117 лет.
У дедушки с малых лет были прекрасные мечты и планы, целеустремленность в их достижении. Сегодня, оглядываясь на пройденный путь, он с гордостью заявляет: «Да, всё сделано так, как задумывалось. Доволен достигнутым». Теперь с удовольствием помогает внукам и правнукам, чтобы они твердо стояли на земле. Воспитывает их так, чтобы они любили эту землю, уважали людей и окружающий мир. Вот, к чему стремится мой дед.
Много ли нужно для счастья на старости лет? Чтобы дети были здоровы, внуки счастливы… А мы желаем своим предкам здоровья, счастья и долгой жизни.
Вывод.
Исходя из вышеизложенного, Родословное Древо - это самый известный и понятный документ, описывающий родословную современного человека.
Мне удалось изобразить в виде древа родственные отношения внутри моей большой семьи. В своей работе я выбрала с моей маминой стороны восходящее родословие.
Я выяснила, что генеалогия – это наука, изучающая происхождение родов, родственные и кровные связи отдельных людей. Генеалогическое дерево являлось и является одной из самых ценных семейных реликвий в семье. Мои родные мало знали о своих предках.Как составить, с чего начать свою родословную? Я решила взять на себя смелость составить генеалогическое древо своей семьи по маминой линии. Мы должны знать свои корни. Ведь фамильная гордость, интерес к истокам собственной родословной – это ветви одного дерева.
Заключение.
Род, родословная семьи, генеалогическое древо семьи, история наших предков – а много ли мы знаем о себе?
Действительно, в суете текущих дней мы часто не задумываемся о том, откуда мы родом, какова наша родословная. И вряд ли наша память знает что-то большее, чем за одно - два поколения назад. А ведь многое, чем мы можем в себе гордиться сегодня, формировалось в течение многих десятилетий и даже веков. Наши предки, также как и мы рождались, учились, работали и воевали, растили детей и внуков. Наверняка у многих были серьезные достижения, о которых все забыли. Самое обидное – можем забыть и мы – их родные.
Я добилась поставленной цели. А именно: составила родословную моей семьи по маминой линии. Мне пришлось собирать по крупицам исторический материал о моих предках в семейном и районном архивах, библиотеке, сети интернет, который можно было привлечь к генеалогическому исследованию, удалось составить родословную, выяснить происхождение имён и фамилий моей семьи. И, что очень важно, я составила генеалогическое древо семьи. Выпустили книгу «Бай болорым, баатыр болорым». В этой книге собран материал о моих предках, которые оставили свой след в нашей истории родословной.
Изучая свою родословную, я ощутила себя частью живого дерева, имеющего корни. А по маминой линии они тянутся из сел Тюдрала, урочище Озерное. Интересно было узнать о своих близких намного больше, чем я знала до этого.
Но данная работа может иметь продолжение. Мне предстоит ещё многое выяснить и узнать. Мне хочется ещё глубже исследовать своё генеалогическое древо. Сделать его ветви более разветвлёнными (указать сестёр, братьев и т.д.).Гипотеза в моей работе подтвердилась. Теперь я буду хранить историю моих прародителей. А мои дети будут знать, что сделал каждый конкретный предок для своей семьи, для своей страны, будут продолжать её и наращивать свои новые ветви в родословное древо.
Мною проводится системная работа по изучению родословной моей семьи (семьи Кыдрашевых, семьи Модоровых). В своих работах «Родословная моей семьи» (о семье Кыдрашевых), «Моя судьба в судьбе Алтая» (о семье Кыдрашевых), «Хозяин своей судьбы» (о семье Модоровых) мы выступали на различных конкурсах, на различных уровнях.
1.Во II межрегиональной сессии НОУ «Мы будущее XXI века», БОУ РА «Республиканская гимназия имени В.К.Плакаса», номинация: родословие,
I место, 2014год. (Приложение № )2.В IV Всероссийском конкурсе юношеских чтений имени В.И.Вернадского, ФГБОУ ВПО «Горно-Алтайский государственный университет», номинация: Люди и событие, Диплом Лауреата, 2015 год. (Приложение № )3.XXII Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ имени В.И.Вернадского, тема: «Моя судьба в судьбе Алтая», город Москва, Диплом I степени, 2015 год.
Теперь публикуемся на web – адресе публикации Инфоурок на сайте учителей. В методических разработках учителей выложено несколько работ. (Приложение № )
Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края. Ведь изучая историю своей семьи, каждый знакомится, таким образом, с историей страны.
Литература
1.Википедияhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F 2.Древо жизни http://genery.com/ru 3.Единый центр родословия http://www.russian-family.ru/Aktualnost- sostavleniya-dreva.html4. «Методические рекомендации проектов»
5.«Память огненных лет» Горно-Алтайск, 1985 г.
6.Семейный архив Модоровых.
Приложение №1
Книга «Бай болорым, баатыр болорым», в которой говорится о нашей семье.
Приложение №2
Семья Модорова Игнатий Павловича
Приложение №3
Почетное звание «Почетный гражданин Республики Алтай»
Приложение №4
Приложение №5
Справка подтверждающая , что братья были на войне.
Приложение №6
Приложение №7
Получает от Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина благодарственную телеграмму.
В конце войны награждается медалью
«За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».
Приложение №8
Благодарственные потомки не забыли героический труд и благородный поступок Теке Тадынашевича, назвав одну из улиц села Козуль его именем