Проект урока-исследования на тему: Гибель человеческой души
13 EMBED Word.Document.12 \s 1415
Тема: «Гибель человеческой души» (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)
Цели: 1) на основе проблемного исследования художественного текста помочь учащимся определить причины духовной деградации личности, способствовать осознанию ими идейного смысла рассказа Чехова;
2) развивать интеллектуальные, коммуникативные, познавательные и информационные компетенции;
3) способствовать формированию у студентов духовно-нравственных основ жизни, ценностных ориентиров; содействовать воспитанию самостоятельности, сотрудничества и взаимопомощи;
4) путем постановки проблемных вопросов создать высокую учебную мотивацию, обеспечить психологический комфорт на уроке.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: исследование.
Исследователи: А. П. Чехов – писатель-исследователь человеческой жизни и человеческой души;
преподаватель, студенты – исследователи художественного текста с целью поиска ответов на проблемные вопросы.
Объект исследования: процесс духовной деградации личности в рассказе А. П. Чехова «Ионыч».
Предмет исследования: причины духовной деградации человека.
Продукт групповой внеурочной исследовательской деятельности учащихся: компьютерные презентации.
Продукт индивидуальной исследовательской деятельности студента на уроке: эссе или устное рассуждение.
Оборудование: хрестоматия; компьютерные презентации, подготовленные преподавателем и учащимися; интерактивная доска, мультимедийный проектор, памятка «Критерии оценивания публичной защиты результатов исследовательской работы», фрагмент х/ф.
Методы: репродуктивные (слово учителя, чтение отрывков из художественного текста);
исследовательские (доказательство или опровержение утверждения (гипотезы) практическими действиями).
Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.
Этапы урока – исследования:
1. Создание положительного эмоционального настроя.
2. Создание мотивации учебной деятельности на уроке.
3. Актуализация знаний.
4. Создание проблемной ситуации.
5. Формулирование проблемных вопросов.
6. Выдвижение гипотезы.
7. Определение методов исследования. Повторение теории литературы.
8. Представление результатов исследования (выступления по группам).
9. Формулирование общего вывода по результатам исследовательской работы.
10. Применение полученных знаний в учебной деятельности: написание эссе или устное рассуждение на одну из предложенных тем.
11. Рефлексия.
12. Домашнее задание.
13. Подведение итогов.
Примечание: Занятие рассчитано на 90 мин (на одну пару).
ХОД УРОКА:
I. Создание положительного эмоционального настроя:
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда –
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в группе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестим сегодня шпаги мнений -
Мы вместе сочиним урок!
II. Создание мотивации учебной деятельности:
Сегодня мы продолжим работу над рассказом А. П. Чехова «Ионыч». Чехова по праву называют исследователем человеческой жизни. Он предпочитал исследовать жизнь не в больших и общих явлениях, а в их частных выражениях в сфере быта. Его герои – обычные люди, обыватели, изуродованные и обезличенные буржуазно-мещанским укладом жизни. Они переживают увлечения, спорят, читают, страдают, и в то же время живут стесненно, неумело, праздно. «Отчего вы живете так скучно, так неинтересно, так мало берете от жизни?» - вот вопрос, который задает своим героям писатель. Чехов остро переживал унижение личности, потерю ею достоинства, превращение человека в раба.
Обращаясь к своим героям, Чехов заставляет думать, размышлять и читателя. Своеобразие Чехова-писателя состоит в том, что он создавал «повествования с опущенными звеньями». «Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам», - писал Антон Павлович. Он рассчитывал на умного, вдумчивого, даровитого читателя.
Постараемся оправдать доверие писателя, внимательно вглядимся в чеховские детали, вдумаемся в них, попытаемся понять подтекст, то, о чем не говорит, а лишь намекает автор в рассказе «Ионыч».
III. Актуализация знаний:
- Кто является главным героем рассказа? Почему вы так считаете?
(Дмитрий Ионыч Старцев. Его именем назван рассказ).
- Почему в название рассказа вынесено только отчество героя? Какую идейную нагрузку несет в себе заголовок?
( Ионычем герой стал к концу рассказа. Значит, автору гораздо важнее не то, каким был герой в начале рассказа, а то, каким он стал к концу повествования).
- Каким был и каким стал герой Чехова? Найдите в тексте описания Старцева в начале и в конце рассказа.
(Был молодым, энергичным, жизнерадостным. Стал дряблым, толстым, равнодушным, раздражительным).
- Итак, повествование Чехова - о процессе превращения молодого энергичного человека в дряблое равнодушное существо. Как вы оцениваете такое превращение?
( Это деградация личности, духовная гибель).
- Запишем тему урока. Предлагаю следующий план работы:
(показ соответствующего слайда).
IV. Создание проблемной ситуации:
- Тема духовной гибели человека в русской классической литературе 19 века была не нова. Я зачитаю вам два отрывка из прочитанных нами произведений и покажу фрагмент х/ф.
Узнайте героев и определите, что общего в отрывках и в чем отличие между героями.
А) И. А. Гончаров «Обломов» (Эпизод «Последняя встреча Обломова с Ольгой Ильинской)
Б) И. С. Тургенев. «Отцы и дети» (Эпизод «Последняя встреча Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой»)
В) А. П. Чехов. «Ионыч» (Эпизод «Последнее свидание Старцева с Екатериной Ивановной).
- Общее в прочитанных отрывках: похожая ситуация – последняя встреча с возлюбленной. От ее исхода зависит главное – как сложится дальнейшая судьба героя.
- В чем вы видите различие?
Обломов добровольно отказывается от любви и сам называет причину. «Что погубило тебя, Илья?» - со слезами спрашивает Ольга и получает ответ: «Обломовщина».
Базаров находится в другой ситуации – он умирает. Мог бы тоже махнуть рукой. Какая теперь любовь?! Но любовь Базарова сильнее его нигилистических убеждений. Умирает со словами любви на устах.
Старцев при встрече с Екатериной Ивановной испытывает беспокойство, неловкость и думает: «Хорошо, что я тогда не женился».
Обломов и Старцев – похожие герои. Но в случае с Обломовым совершенно ясно, кого винить в неудавшейся любви. А с героем Чехова? Кого винить?
- Какие еще вопросы возникли у вас при cлушании отрывка? Сформулируйте их.
V. Запись проблемных вопросов на доске:
Почему Старцев отказался от любви?
Кто виноват в том, что произошло?
Почему Дмитрий Старцев изменил идеалам молодости?
От чего происходят утраты? Было ли что утрачивать Старцеву?
- Какие из названных вопросов, по-вашему, главные, ключевые? Какие вопросы могут стать темами эссе в конце урока?
- Вопросы, которые мы сформулировали, сложные. Как в любом классическом произведении, в чеховском рассказе затронуты проблемы, ответы на которые не лежат на поверхности. Для их понимания требуется неоднократное обращение к художественному тексту, его детальное исследование, чем мы сегодня и займемся.
Цель нашего исследования – поиск ответов на сформулированные проблемные вопросы. Теперь мы подошли к следующему этапу работы.
VI. Выдвижение гипотезы:
- Что такое гипотеза?
(гипотеза – это предположение, еще не доказанное логически и не подтвержденное).
- Напоминаю, что гипотезы начинаются со слов «предположим», «возможно», «допустим», «если, то». Итак, кто, по-вашему, виноват в духовном разложении Старцева?
Гипотеза 1. Предположим, что виновата обывательская среда города С. Доктор Старцев – жертва пошлого обывательского окружения.
Гипотеза 2. Возможно, в том, что произошло с доктором Старцевым, есть вина Екатерины Ивановны. Ее отказ послужил началом разочарования Старцева в жизни.
Гипотеза 3. Допустим, что в утрате идеалов молодости виноват сам герой. Жизнь Старцева – трагедия интеллигентного, но слабого и безвольного человека.
К концу урока мы либо подтвердим, либо опровергнем эти гипотезы.
VII. Определение методов исследования. Повторение теории литературы:
- Какими методами мы пользуемся на уроках литературы для проверки гипотезы?
(Чтение и интерпретация художественного текста, наблюдение над языковым материалом, размышления над прочитанным, выявление подтекста, поиск информации в учебнике, дополнительной литературе, в сети Интернет, консультация с преподавателем).
- Как вы понимаете слово «подтекст»?
(Подтекст – внутренний, скрытый смысл текста).
- Что понимается под художественной деталью?
( Художественная деталь – мелкая подробность, частность. Таковыми могут быть имя, фамилия, отчество героя, его мысли, время, указанное автором, начало и конец главы, запахи, на которые указывает автор, особенности речи героев, вводные слова, вставные конструкции, порядок слов в предложении и т.д.)
- Внимательный читатель без труда замечает художественные детали, но ведь надо уметь их интерпретировать. Что это значит?
( Интерпретация – толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-то. Умение интерпретировать зависит от читательского и жизненного опыта, широты кругозора. Этому тоже надо учиться.)
- В ходе анализа произведения мы всегда выясняем авторскую позицию. Каким образом она может выражаться?
(Авторская позиция проявляется по-разному. Чехов – самый ненавязчивый, молчаливый писатель. Свои идеи, взгляды он выражает через художественные детали, подтекст, пейзажные зарисовки, повторы, сравненияВ чеховском рассказе упоминаются литературные произведения, народная песня. На это также следует обращать внимание.)
VIII. Выступления учащихся.
- В ходе подготовки к уроку сформировалось четыре группы. Первая группа разрабатывала первую гипотезу. Вторая – работала над гипотезой 2. Третья – доказывала гипотезу 3. Четвертой группе дано задание осмыслить авторскую позицию.
- Сначала озвучим критерии оценивания публичной защиты результатов исследовательской деятельности (показ слайдов). Система оценивания – 2 – балльная.
Обоснование актуальности темы.
Указание цели исследования.
Представление полученных данных и их интерпретация.
Наличие выводов.
Культура речи выступающего.
Оформление презентации.
Ответы на дополнительные вопросы.
- Порядок работы таков: одна группа представляет результаты самостоятельного исследования, другие - слушают, делают записи по необходимости, записывают выводы. По окончании выступления слушающие задают вопросы, оценивают выступление по критериям.
IХ. Общий вывод по результатам групповых исследований.
- Какие из выдвинутых гипотез нашли подтверждение?
- В чем причины духовного разложения Старцева?
- Какова позиция автора?
- Какое высказывание выражает идею рассказа Чехова?
А) И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!
Н. В. Гоголь.
Б) Обыватель – человек, лишенный общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами.
Из словаря С. И. Ожегова.
В) Не успокаивайтесь,
Не давайте усыплять себя!
Пока молоды, сильны, бодры,
Не уставайте делать добро!
А. П. Чехов.
Г) Жизнь дается человеку один раз,
И нужно прожить ее бодро, осмысленно, красиво.
А. П. Чехов.
- Тема нравственной ответственности человека за все, что с ним происходит, - одна из важнейших тем для А. П. Чехова. Опуститься, деградировать, капитулировать перед жизнью, перед средой гораздо легче, чем сопротивляться и отстаивать свои взгляды, выстоять. Рассказ заставляет задуматься о самом главном – смысле человеческой жизни. Чехов считает, что человек должен ставить в своей жизни высшие цели, чтобы эти цели окрыляли его, зовет читателя к деятельной, духовно богатой жизни.
Х. Применение новых знаний в учебной деятельности.
- Напишите эссе на одну из тем, сформулированных в начале урока.
Темы эссе: «От чего происходят утраты? Было ли что утрачивать Старцеву?»
«Почему Старцев отказался от любви?»
«Есть ли Ионычи в нашей жизни?»
« Как жить? Для чего жить?»
«Жить красиво. Что это значит, по-вашему?»
ХI. Домашнее задание: 1) Прочитать 1 действие пьесы «Вишневый сад».
2) Подготовиться к обмену впечатлениями.
Индивидуальное задание: сообщение об истории создания пьесы.
ХII. Рефлексия:
- Нашли ли вы ответы на интересующие вас вопросы?
- Какой момент урока вам запомнился?
- Какое чувство вы испытываете сейчас?
- Что вам удалось или не удалось на уроке?
ХIII. Подведение итогов.
Root Entry