Технологческая карта урока литературного чтения







Конспект урока литературного чтения


Учитель: Фарафонова Ирина Георгиевна
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №16»
Класс – 4
УМК «Гармония»
Тема урока: Р. Фраерман «Девочка с камнем.»
Тип урока – урок комплексного применения знаний и способов деятельности.
Технология: Проблемно-ориентированный диалог на уроках литературного чтения в начальной школе.









Цели:

образовательные:
познакомить с новым литературным произведением, обучая составлению личного мнения о произведении, выявляя авторский замысел посредством анализа сюжета и постижения подтекста;
поддерживать мотив интереса учащихся через использование приёма самостоятельной постановки задачи урока и его целей;
развивать речь учащихся, обучая их построению собственных высказываний, и привлекая к написанию небольших сочинений на заданную тему;
продолжить обучать прогнозированию содержания литературного произведения перед чтением с целью воссоздания в воображении образов и картин, соответствующих литературному источнику;

развивающие:
развивать умение анализировать и оценивать поступки героев в соответствии с авторским замыслом, делать подробную характеристику персонажа, ссылаясь на текст, соотносить поступки героев с собственным жизненным опытом;
развивать умение исследовать проблему, анализировать, делать выводы

воспитательные:
воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её, опираясь на объективные показатели знаний;
создать условия для воспитания духовно-нравственных качеств, присущих людям.







Содержание и технология урока



Этап
Задачи

Деятельность учителя
Деятельность учащегося
УУД


1.Организаци-онный

Организовать рабочее место, настроить на урок



Прозвенел звонок и мы начинаем урок литературного чтения. Я желаю вам на уроке хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
( слайд 1)


Ученики проверяют свою готовность к уроку

ЛУУД
Готовность к познанию.


2.Вводно-мо- тивационный












3. Актуализа-
ция знаний



















Развивать учеб- но-познаватель-
ную активность
учащихся

-Как называется раздел, в котором мы работаем?



-К какому литературному
жанру относятся произведения, помещенные в этом разделе?
-Герои прочитанных рассказов многому учат нас, заставляют задумываться о том, какие поступки мы совершаем.


-В ходе сегодняшнего урока мы постараемся разобраться в довольно сложных вопросах, которые задают чаще всего себе взрослые люди.

Первый вопрос:
Что такое целеустремлённость?

Второй вопрос:
Какие качества присущи целеустремлённому человеку?
( слайд 2)

- А помогут нам в этом разобраться не только имеющий-ся у вас жизненный опыт, но и замечательное произведение
Рувима Исаевича Фраермана, с которым мы познакомимся сегодня на уроке.
( слайд 3,4)






Предполагаемые ответы учащихся:
-Мы работаем в разделе
«Оглянись вокруг»

-Это рассказы.





ЛУУД
Готовность к
саморазвитию,
мотивация к познанию.























ЛУУД
Формирование мотивации познаватель-ной деятельности





Определить тему урока

- Откроем оглавление, найдем это произведение.



- Определяем тему урока.

-Это произведение находится в разделе «Оглянись вокруг», страница 43.

- Сегодня мы знакомимся с
рассказом Р.И. Фраермана
«Девочка с камнем»
Это тема урока.



ПУУД
Поиск информации



РУУД
Определение темы урока.


4. Целеполага-ние

Определить цель и сформулиро-
вать учебные задачи

-Сформулируйте цель нашего урока, исходя из вопросов, поставленных в начале урока и
данного на урок произведения.


-Чтобы достичь поставленной цели, определим учебные задачи урока.













-Продолжить разговор о нравственных качествах человека, анализируя произведение Р. Фраермана
«Девочка с камнем»

1. Вспомнить нравственные качества людей.
2. Прочитать произведение.
3.Проанализировать произведение, чтобы понять замысел автора.
4.Сделать вывод, почему о нравственных качествах мы говорим с детства.
6. Оценить свои знания и умения.


РУУД
Постановка учебных задач, планирование










КУУД
Аргументация собственного мнения




5.Открытие новых знаний


































































6.Стадия осмысления, анализирова-ние произведения





























































































































































7.Стадия обоб-щения





























1 учебная задача.



































































2 учебная задача

Проанализиро-вать произведе-ние, понять замысел автора

















Физминутка
(учащиеся меня-ют положение тела, стоя отве-чают на вопросы)
















3учебная задача





















































































































4 учебная задача







-Итак, повторите нашу первую учебную задачу.


-Перед вами карточка №1, на которой написаны качества людей.

- Вам необходимо выбрать среди предложенных человеческих качеств те, которые, по-вашему мнению, должны принадлежать нравственному человеку
(подчёркнуть)
(см. приложение 1)

-А как вы думаете, какое качество
я подразумеваю, когда используя толковый словарь, даю следующую характеристику:
-Уметь ставить ясную и определённую цель, стремиться к её достижению.
(слайд 5)

-Целеустремлённость-
это какое качество человека? (положительное или отрица-тельное качество людей)




-Должно ли быть это качество у настоящего человека)







-А вы можете сказать про себя, что вы целеустремлённый человек?









-Снова работаем с карточкой №1

-Отметьте в карточке галочкой среди выделенных тобою качеств
те, которые принадлежат
целеустремлённому человеку.

-Итак, какую учебную задачу мы решили?






- Как вы думаете, чем отличается целеустремлённый человек, от человека, который не ставит перед собой никаких целей.
-Присуща ли целеустремлённость детям вашего возраста?

-Как вы думаете, как произведение с таким названием
может быть связано с нравственным понятием «целеустремлённость»? О чём может быть этот рассказ?

-Проверим ваше мнение, прочитав
произведение Р.И. Фраермана
« Девочка с камнем»



(Проверка понимания прочитан-
ного.)
-Понравилось ли вам это произведение?
-Совпало ли наше предположение

Какое это произведение по жанру? Почему вы так считаете?

-Кто привлёк ваше внимание?
(слайд №7)
-Аня Мамедова привлекла к себе внимание своей внешностью или качествами характера?
-Мы видим, что Аня привлекла к себе внимание в основном качествами своего характера.



-Что же это за качества?
-Давайте в этом разберёмся. А для этого перейдем к следующей учебной задаче.
-Что мы с вами делаем дальше?
-Итак, мы приступаем к анализированию рассказа, чтобы
понять замысел автора, а для этого свои выводы мы будем фиксировать в таблице.

(приложение )



-Даёт ли нам автор внешнее описание девочки?

-Какие учебные задачи мы с вами выполнили? Прочитайте об этом.
(слайд№7)
-Случайно ли автор говорит о том, что девочка была маленькая, очень маленькая?
-Что ещё мы узнали об Ане? О каких её особенностях?
Прочитайте об этом.
-Плохое знание языка заставило ли Аню смириться с возникающими трудностями?
(слайд №8)
-Как вы считаете , можно ли Аню считать целеустремлённым человеком?









Продолжение работы с таблицей.
-Исходя из сказанного, какие качества характера вы увидели
в Ане Мамедовой?





-А теперь, найдите и прочитаёте описание бури. (слайд№9)













-Почему мы пришли к такому выводу?






-Какие слова это подтверждают?
(слайд №10)



-Почему автор показывает девочкой именно такой?






-Выберите правильный ответ, почему учительница обняла девочку?
(приложение №2)


-Как вы думаете, случайно ли автор вводит в текст описание дуба? Прочитайте это описание.

-Какой приём использует автор?
-Кого олицетворяет дуб?
Что между ними общего?








-Какую учебную задачу мы выполнили?

-В чём же замысел автора?







Назовите следующую учебную задачу.

-Проанализировав это произведе-ние,сделайте вывод, какими каче-ствами должен обладать целеустремлённый человек?
(слайд №12)

-А теперь вернёмся к карточке
№1 и сравним, были ли эти качества среди других, выделенными вами?
Делаем вывод:


-Как вы думаете, почему авторы,
пишущие для детей, рассказывают о духовно-нравственных качествах, которые быть присущи взрослым людям?

-Если сейчас вы в своей душе посеете семена смелости, решительности, настойчивости и упорства, то в дальнейшем они обязательно прорастут, и вы будете не только ставить цели, но идти к их достижению.

Ответы учеников







Работа самостоятельная.

Проверка в паре.















Ответы учащихся.
-Это целеустремлённость.

-Это положительное ка-чество людей.


Да, должно, потому что любой человек должен ставить перед собой какую-нибудь цель и стремиться к её достижению.




Работа с сигнальными карточками:
зелёный цвет- да, я целеустремлённый человек;
красный цвет - нет, я нецелеустремлённый человек;
жёлтый – я ещё не разобрался в этом;



Ответы учащихся.
Работа с карточкой №1.
Работа в паре.












Ответы учащихся.












Чтение произведения уча-
щимися. Р. Фраерман «Девочка с камнем»






Ответы учащихся.


















Ответы учащихся














Ответы учащихся.











Чтение отрывков стр. 43.
(два отрывка)


-Да, у целеустремлённого
человека есть принцип:
«Чтобы осуществить цель,
нужны дела, а не мечты.»








Заполнение таблицы
(настойчивость, упорство)







Чтение отрывка





-Нет, при помощи описа-
ния бури, автор даёт нам возможность узнать и другие качества характера девочки-смелости и реши-
тельности.
-Заполнение таблицы (сме-лость, решительность)

-Нужно быть смелым и решительным, чтобы в бурю отправиться в школу.





Чтение отрывка (Какой предстала Аня перед учительницей)


-Чтобы показать, что на пути к.своей цели девочка смогла преодолеть любые преграды и трудности, и при этом выстоять.



-Карточка №2. (слайд №11)


-Она гордилась девочкой.


Чтение отрывка.



-Автор использует приём –олицетворение.
-Дуб олицетворяет Аню Мамедову.
-У них общее-это умение преодолевать трудности, крепко стоять на ногах перед лицом серьёзных испытаний.


-Мы проанализировали рассказ, чтобы понять замысел автора.
-Автор хотел показать маленькую девочку но уже умеющую не только ставить перед собой цель, но и стремящуюся к её достижению.


-Обобщают знания, делают вывод.







Работа с карточкой №1






Ответы детей.
-Всё, что есть в человеке, закладывается в нём в детстве.

ПУУД
Поиск инфор-мации, анализ и интерприта-
ция, постро-ение речевых высказываний.

КУУД
Аргументация собственного мнения
Работа в паре.













ПУУД
Делают выводы в ре-зультате сов-местной рабо-ты










РУУД
Самооценка











КУУД
Аргументация собственного мнения
Работа в паре









КУУД
Аргументация собственного мнения
















КУУД
Оформляют свои мысли в устной речи.







ЛУУД
Выражение своих эмоций.
















ПУУД
Моделирова-ние (составление таблицы)












ПУУД
Находить ответы в тексте




ПУУД
Делают выво-ды в результа-
те совместной
работы.




ПУУД
Моделирова-ние. (составление таблицы)





ПУУД
Поиск информации,её анализ.


ПУУД
Моделирова-ние .(составление таблицы




КУУД
Работа в паре.
Владение диалоговой формой коммуникации.















ЛУУД
Аргументация собственного мнения.

















РУУД
Удержание цели урока.








РУУД
Обобщить знания, сде-лать вывод.





РУУД
Сравнение.





ПУУД
Сделать выво-ды.


8.Рефлексия












Итог урока.








Домашнее задание (по выбору)



-Какую цель мы сегодня ставили?
-Достигли ли мы её?
-А это значит, что мы немного приблизились(к целеустремлённым людям.)
-Как вам работалось на уроке?
( С удовольствием, неинтересно,
нужна была помощь)





-Закончить сегодняшний урок я хочу словами великого немецкого писателя Гёте: «Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации»



1.Составить словесный портрет Ани Мамедовой.
2.Составить письменное рассуж-дение на тему:
«Целеустремлённый ли я человек?»
(слайд№13)

СЛАЙД №14.
СПАСИБО ЗА УРОК














РУУД
Закрепление во внешней речи.





















































































































15