«ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»
Убылицина Надежда Никитична
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Компетентностный подхода при изучении образовательной области «Технология».
Развитие системы образования в России на рубеже XX–XXI вв. рассматривается как одна из важнейших стратегических целей общества. В качестве важнейших механизмов повышения качества образования рассматриваются реализация принципов фундаментализации, целостности и ориентации на развитие личности, что во многом будет способствовать развитию творческой инициативы и самостоятельности обучаемых, а в дальнейшем, на этапе высшего и среднего профессионального образования, обеспечит конкурентоспособность и профессиональную мобильность будущих специалистов. По мнению ведущих отечественных педагогов, личностная ориентация образования является основополагающим принципом концепции современной школы. Она направлена «на реализацию творческого потенциала учащихся в соотношении с культурно-историческими традициями и динамичными социально-экономическими условиями» [1,с. 29]. Отметим, что развитие человека в школе как личности и субъекта деятельности обязательно включает в себя такие компоненты, как «развитие интеллекта; развитие самостоятельности, автономности; развитие мотивации самоактуализации, самосовершенствования» [2, с. 171].
Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего, инженера и техника применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств, при этом важно учитывать не только сегодняшние потребности и возможности производства, но и развитие его в ближайшем будущем.
Необходимо также учитывать нарастание научно-технической информации (информационный взрыв) и создание новых технических средств, избавляющих человека от рутинной деятельности в области как физического, так и умственного труда. С учётом этого на одно из первых мест при изучении образовательной области «Технология» выходит задача подготовки молодёжи к творческому труду, развитию творческих способностей на основе компетентностного подхода.
В связи с этим в практике профессиональной деятельности передо мной встал вопрос об определении ключевых образовательных компетенций у учащихся 5-8 классов, которые они должны приобрести для продолжения образования и успешной работы в будущем.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., высту-
пающей в качестве одного из важнейших нормативных документов, определяющих стратегию развития отечественного образования, указывается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования» [5]. Поэтому на первоначальном этапе были выделены те компетенции, которые возможно формировать на уроках обслуживающего труда при реализации содержания программы по технологии. Это такие компетенции: интеллектуальные, социальные, практические.
Формирование интеллектуальных и социальных компетенций на моих занятиях по технологии в 5-8 классах включает:
Овладение знаниями по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда, по ведению домашнего хозяйства.
Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Для того чтобы содержание и характер выполняемых работ вызывали познавательную активность и интерес, при составлении задания необходимо учитывать:
содержание материала, которое должно представлять общественно полезную значимость;
содержание и логику построения заданий, которые должны способствовать приобретению учащимися обобщённых знаний (о машинах, о материалах, т. д.) и навыков самостоятельной познавательной деятельности;
характер заданий, т.е. задания должны способствовать выработке у учащихся умений наблюдать технические объекты, технологические процессы и приводить политехнический анализ;
принцип связи изучаемого материала с основами наук (математикой, физикой, черчением, т. д.);
возможность расширения кругозора учащихся, через выполнение заданий, требующих самостоятельную работу с различными источниками информации.
Так, изучая раздел «материаловедение», рассматриваем не только волокнистый состав, но и современные виды отделки и обработки тканей и как они, в свою очередь влияют на свойства тканей, знакомимся с технологическими понятиями (например: апретированние, колендрованние, латексное покрытие, гофрэ).
Для получения опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности необходимо развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда. Например, при проведении «Деловой игры» учащиеся в свободной форме знакомятся с особенностями производственного цикла или процесса. При изучении раздела «Кулинария» в 6-м классе, даётся задание «составить меню из конкретного набора продуктов», при этом учащиеся демонстрируют знания основных блюд, способов их приготовления, расчета калькуляции. Распределение в группах по ролям в 7-м классе, даёт представление учащимся о профессиях пищевой промышленности. Смена рода деятельности при выполнении заданий, помогает учащимся определить свои склонности в различных сферах деятельности.
Освоение начальных знаний по прикладной экономике и предпринимательству, необходимых для практической деятельности в условиях рыночной экономики, рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг. Данная компетенция формируется в полной мере при изучении раздела «Ведение домашнего хозяйства» в 8-м классе. Составление бюджета семьи, представление проектов предприятий малого бизнеса рассматриваем на примерах конкретной семьи, учитывая особенности экономического развития региона. Например: «Представить расчёты по затратам на открытие кафе в районе школы. Обосновать необходимость данного объекта, рассчитать рентабельность и сроки окупаемости». Учащиеся работают в группах по 3-4 человека. При анализе проекта остальными участниками выносится вердикт «целесообразно», «не целесообразно».
Воспитание трудолюбия и культуры созидательного труда, ответственности за результаты своего труда. Любой объект труда на моих уроках выполняется с учетом его эстетической значимости и применения в быту. Учащиеся 5-го класса при изучении темы «Ручные отделочные строчки. Вышивка» не имеют достаточных навыков и умений, поэтому выполняют работы небольшого объёма: оформляют сумочки для телефона, столовые салфетки небольшими рисунками или не очень сложными орнаментами и т.д. В 7-м классе многие учащиеся оформляют вышивкой предметы гардероба шапки, шарфы, кофты, выбирая более сложные техники выполнения рисунка.
В результате изучения технологии учащиеся овладевают опытом трудовой деятельности, общим для всех направлений технологической подготовки в основной школе. Результаты тестирований показывают, что теоретическая подготовка формирует начальные знания и представления о последовательности технологических операций. Анкетирование, проводимое систематически с 5-го по 8-й класс, и наблюдения позволяют определить уровень интереса учащихся к определённому разделу программы или изготовлению конкретного изделия, это помогает мне определить содержание и сложность выполняемого задания.
Формирование практических компетенций учащихся включает:
Опыт изготовления личностно или общественно значимых объектов труда: выбор объектов труда, подбор материалов и средств труда в соответствии с целями деятельности, рациональное размещение инструментов и оборудования, применение инструментов и оборудования, использование безопасных приемов труда в технологическом процессе, контроль хода процесса и результатов своего труда.
При выполнении любой, даже сложной практической работы стараюсь научить учащихся получать моральное удовлетворение от трудового процесса. В своём кабинете я организовала рабочие зоны так, что во время занятия, учащиеся одновременно могут выполнять разные по сложности и по технологическому процессу изделия, при этом, не мешая друг другу.
Опыт организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности: планирование работы с учетом имеющихся ресурсов и условий, распределение работ при коллективной деятельности.
Изучение темы «Машинные швы» позволяет научить учащихся работать в бригаде или мини-группе, выполняя определённую технологическую операцию при изготовлении коллективной работы. Для этого очень хорошо подходит работа в технике «Печворк». Выполняя конкретный фрагмент узора несколько раз, учащиеся не только получают навык выполнения швов, но и учатся работать по техническим условиям, приобретают знания по самоконтролю и ответственность за выполненную операцию.
Опыт работы с технологической информацией: поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе, а также с использованием информационных технологий и ресурсов Интернет, применение информации при решении технологических задач.
Оформляя рефераты по заданной теме, каждый ученик работает с различными источниками, при защите реферата происходит обмен информацией. Таким образом, у каждой ученицы запас знаний увеличивается.
На моих занятиях имеет место творческая проектная деятельность. Работа над проектом рассчитана на четверть или больше. За этот период изучаем несколько тем, поэтому источники поиска информации расширяются, а объём знаний по предмету получаемых самостоятельно значительно возрастает.
4. Опыт проектной деятельности по созданию материальных объектов и услуг: обоснование цели деятельности, определение способов и средств достижения цели, воплощение проекта в виде законченного продукта, оценка затрат, необходимых для создания объекта или услуги.
При выполнении любой практической работы, мои учащиеся твердо знают о трёх основных условиях, влияющих на качество изделия:
продуманный замысел выполнения работы (выбрать вид изделия, определить его назначение, внешний вид, выбор соответствующего материала и вид отделки, составить последовательность выполнения работы);
качество выполненных операций (выполнение швов и строчек в соответствии с техническими условиями, пооперационный самоконтроль качества);
окончательное оформление изделия (любое изделие должно иметь законченный вид и соответствующее оформление).
5. Опыт оценки возможностей построения профессиональной карьеры: самодиагностика склонностей и способностей, проба сил в различных сферах профессиональной деятельности, построение планов профессионального образования и трудоустройства.
Для формирования данной компетенции мною разработана система методов:
наблюдение (в течении учебного процесса);
беседа (индивидуальные или групповые о более полном представлении учащимися интересующей их профессии, технологическом этапе, возможности получения образования в некоторых отраслях);
анкетирование (на определённых этапах учебного процесса для выявления уровня мотивации при изучении различных тем программы);
интервьюирование (проводится учащимися внутри группы, иногда заменяет анкетирование);
тестирование (для выявления уровня теоретической подготовки провожу разные формы тестирования, в том числе и компьютерное);
анализ результатов творческой деятельности (подготовка и участие учащихся в выставках и конкурсах разного уровня);
лабораторные работы (для проверки уровня теоретической подготовки и отработки умений применять знания на практике).
Таким образом, компетентностный подход на уроках технологии, реализуется с помощью внедрения современных технологий обучения (имеется в виду и педагогические, и компьютерные технологии), создание дифференцированного, личностно-ориентированного подхода обучения, организация индивидуальной работы с учащимися, участие в научно-исследовательской работе учащихся в рамках проектной деятельности, работа с одаренными детьми, участие в выставках и конкурсах и т.д., Следовательно, чем больше уделяется внимания разнообразию деятельности и формированию алгоритмов деятельности, тем больше урок предопределяет активное включение учащихся в разнообразные виды деятельности.
Повышение требований к научной и практической подготовке современного человека влечёт за собой возрастание компетентности преподавателей и их ответственности за подготовку молодого поколения. Поэтому современный педагог не должен ограничиваться знаниями в области педагогики, психологии, методики и своего предмета. Для современного учителя важны знания в области экономики, различных производственных сферах, ИКТ и других областях. Компетентность учителя при этом определяется не только разносторонним уровнем образованности, но и умением применять какие – либо приёмы, а так же умением организовать учебную деятельность так, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время.
Реализация компетентностного подхода на уроках технологии направлена на освоение технологических знаний, технологической культуры учащихся. При этом не остаются в стороне сведения, полученные при изучении других учебных предметов, а также на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности. При создании личностно или общественно значимых продуктов труда происходит воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Безусловно, что предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук.
Литература.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. Спб.: Питер, 2001. 304 с.
Федеральный базисный учебный план. Программа основного общего образования по образовательной области «Технология» Обслуживающий труд.
Хуторской А.В. Методологические основы проектирования образования в 12-летней школе //Педагогика. 2000. № 8. С. 29-37.2.
Заявка на участие в конференции
Фамилия, имя, отчество (полностью)_Убылицина Надежда Никитична___________
Место работы, должность___г.Абакан, МОУ «СОШ №18», учитель технологии______
Учёная степень, звание __нет_______________________________________________
Название статьи (тезисов) ___ Компетентностный подхода при изучении образовательной области «Технология»________________________________________
Тематический раздел программы ____Компетентностный подход в образовательном процессе и проблемы его реализации____________________________
Соавторы (фамилия, имя, отчество, место работы, должность, учёная степень, звание) ___нет______________________________________________________________
Почтовый адрес первого автора с индексом (для корреспонденции) _655009, РХ г. Абакан, проезд Юности, д. 6_________________________________________________
Контактный телефон с указанием кода города __8 (3902) 27-70-52_______________
е-mail (обязательно) _[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]_____________________________________
Номер (не копию!) квитанции об оплате публикации с указанием даты__63005__
Оплата публикации (100 рублей умножить на количество страниц) (например, 100 х 4 = 400 руб.) __400 рублей_______________________________________________
Приобретение дополнительных экземпляров (да/нет) (250 рублей умножить на количество экземпляров)___нет_____________________________________________
Стоимость доставки сборника почтовой бандеролью, с учётом НДС ___85 рублей_
Итого:___485 руюлей__________________________________________________________________
www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-112.pdf