Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России


Рабочая программа по окружающему миру
для 4 «Г» класса
Составила:
учитель начальных классов
Мелешина Наталья Александровна



















МОСКВА 2016


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России».
Пояснительная записка. Цели и задачи учебного предмета.
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и на основе авторской программы А.А. Плешакова (УМК «Школа России»).
 Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
  формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
 Основными задачами реализации содержания курса являются:
 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
   
                   2.Общая характеристика учебного предмета.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
 1) идея многообразия мира;
 2) идея целостности мира;
 3) идея уважения к миру.
 Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
 Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
 Уважение к миру это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
 В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
 В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
 Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
3.Описание места учебного предмета в курсе.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс 66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы по 68ч (34 учебные недели).
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
 Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
 При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 
 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Требования ФГОС
Планируемые результаты универсальных учебных действий по окружающему миру.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Разделпрограммы
Программное содержание
Характеристика УУД  учащихся

1. Земля и человечество
Мир глазами астронома.
Мир глазами географа.
Миг глазами историка.
Прошлое и настоящее глазами эколога.
Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.
1.Личностные УУД
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
2.Регулятивные УУД
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
3.Познавательные УУД 
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
4.Коммуникативные УУД
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения..

2. Природа России
Разнообразие и красота природы России.
Природные зоны нашей страны.
Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России.
Экскурсия. Лес и человек.
1.Личностные УУД
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
2.Регулятивные УУД
Формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Планировать учебную деятельность на уроке.
3.Познавательные УУД
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
4.Коммуникативные УУД
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Сотрудничество с одноклассниками, распределение работы в группе. Формировать умение слушать и вступать в диалог.

3. Родной край – часть большой страны
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае.
Водоемы края, их значение в природе и жизни человека.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.
1.Личностные УУД
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
2.Регулятивные УУД
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
3.Познавательные УУД
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
4.Коммуникативные УУД
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

4.Страницы всемирной истории
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
1.Личностные УУД
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
2.Регулятивные УУД
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
3.Познавательные УУД
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
4.Коммуникативные УУД
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

5.Страницы истории Отечества
Кто такие славяне.
Века Древней Руси.
Наше Отечество в XIII – XV вв.
Куликовская битва.
Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.
Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия. Во времена Древней Руси.
1.Личностные УУД
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
2.Регулятивные УУД
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
3.Познавательные УУД
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
4.Коммуникативные УУД
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

6.Современная Россия..
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
1.Личностные УУД
Объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество.
2.Регулятивные УУД
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
3.Познавательные УУД
приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
приводить примеры народов России;
4.Коммуникативные УУД
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

5. Планируемые результат освоения  учебного предмета
4   класс
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
Земля планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
некоторые современные экологические проблемы;
природные зоны России;
особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
важнейшие события и великих людей отечественной истории;
государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
Учащиеся должны уметь:
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга,
пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
проводить наблюдения природных тел и явлений;
в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
приводить примеры животных Красной книги России и
международной Красной книги;
соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
приводить примеры народов России;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
6. Содержание курса.
                                                    4 класс (68 ч)
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы. Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.
Природа России (11 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Экскурсия. Лес и человек.
Практические работы. Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.
Родной край – часть большой страны (13 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсия. Поверхность нашего края.
Практические работы. Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.
Страницы всемирной истории (6 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Экскурсия. Мир древности. экскурсия в краеведческий музей.
Страницы истории Отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва.
Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.
Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр I – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия. Во времена Древней Руси (экскурсия в краеведческий музей).
Современная Россия (9 ч)
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.









тематическое планирование
№ п/п
Наиме- нование раздела программы
Тема урока
Кол-во ча-сов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид контроля
Элементы дополнительного содержания
Дата
проведения










план
факт

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

1
Земля и че- ловечество
(9 ч)
Мир глазами астронома
1
Комбиниро-ванный
Солнце.
Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли


Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы.
Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете
Текущий
Астрономия. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь)



2

Планеты Солнечной системы. Практическая работа
1
Комбиниро-ванный
Солнце.
Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли
Знать название нашей планеты, название планет Солнечной системы.
Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь работать
с готовыми моделя-
Фрон-
тальный опрос
Название планет Солнечной системы, их порядковое расположение от Солнца.
Характеристика природных условий на каждой планете



Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11







ми (глобусом и картой), создавать несложные модели





3

Звездное небо – великая книга Природы
1
Комбиниро-ванный
Солнце.
Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли
Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий
Фрон-тальный опрос
Звездное небо. Карта звездного неба. Созвездия



4

Мир глазами географа. Глобус и географи- ческая карт ОБЖ.Безопасное поведение на
улицах и дорогах а
1
Комбиниро-ванный
Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба).
Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте
Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря
Фрон-тальный опрос
Наука «география». История создания глобуса. Первооткры- ватели



5

Мир глазами историка
1
Комбиниро-
Способы позна- ния окружающего
Уметь описывать отдельные (изученные)
Тест
(10 мин)
Науки «история» и «археология»



Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11





ванный
мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена
события из истории Отечества





6

Когда и где? История – путешествие в глубь времен
1
урок-игра
Способы позна- ния окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена
Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени
Фрон-тальный опрос
Счет лет в истории. Работа с лентой времени



7

Прошлое и настоящее глазами эколога ОБЖ.Безопасное поведение на
улицах и дорогах
1
Комбиниро-ванный
Человек – часть природы. Зависимость жизни и природы человека от природы и ее состояния
Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране
Тест (5 мин)
Красная книга России (отдельные представи- тели растений и животных), заповедники, национальные парки (общее представление)



Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

8

Сокровища Земли под охраной человечества ОБЖ.Безопасное поведение на
улицах и дорогах
1
Комбиниро-ванный
Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе
Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры
Фрон-тальный опрос
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы



9

Сокровища Земли под охраной человечества (продолжение)
1
Комбиниро-ванный
Охрана растительного и животного мира
Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу
Самостоятельная работа (10 мин)
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы



10
При- рода России (11 ч)
Равнины и горы России
1
Экскурсия
Россия на карте.
Неживая и живая природа.
Формы земной поверхности.
Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина
Знать понятия «равнины», «горы».
Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)
Фрон-тальный опрос
Образование гор



11

Моря, озера и реки России
1
Комбиниро-ванный
Водоемы, их разнообразие, использование человеком
Знать виды водоемов.
Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)
Тест
(10 мин)
Великие озера России



12

Природные зоны России ОБЖ.Безопасное поведение на
улицах и дорогах
1
Комбиниро-ванный
Природные зоны. Карта природных зон России. Особенности природы.
Знать природные зоны и их чередование.
Уметь показывать на карте России.
Фрон-тальный опрос
Природные зоны России, растительный и животный мир.



Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

13

Зона арктических пустынь
1
Комбиниро-ванный
Растения и живот-ные, их разнообра- зие. Понимание связи неживой и живой природы.
Условия, необходимые для жизни
Знать общие усло- вия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь
Фрон-тальный опрос
Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон



14

Тундра. Природа тундры
1
Комбиниро-ванный
Растения и живот-ные, их разнообра- зие. Понимание связи неживой и живой природы.
Условия, необходимые для жизни
Знать общие усло- вия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры
Фрон-тальный опрос
Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон



15

Леса России.
ОБЖ Пожарная безопасность и поведение при пожарах

1
Урок- игра
Роль растений в природе и жизни людей. Понимание связи неживой и живой природы
Знать общие усло- вия, необходимые для жизни живых организмов, правила поведения в природе.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса
Графический диктант
Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон



Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

16

Лес и человек. Прове-рочная работа по теме «Леса России» (15 мин)
1
Комбиниро-ванный
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным
Понимать основные правила поведения в окружающей среде.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни
Прове- рочная работа
Природные зоны



17

Зона степей.
ОБЖ Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых.
1
Комбиниро-ванный
Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей
Фрон-тальный опрос
Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон



18

Пустыни
1
Комбиниро-ванный
Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни
Фрон-тальный опрос
Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон



Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

19

У Черного моря.
ОБЖ Безопасное поведение на воде

1
Комбиниро-ванный
Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья
Фрон-тальный опрос
Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон



20

Обобщение по разделу «Природа России» ОБЖ.Безопасное поведение на
улицах и дорогах
1
Урок-игра
Формы земной поверхности. Разнообразие растений и животных
Уметь использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране
Тест (10 мин).
Тематический
Природные зоны России



21
Родной край – часть
Наш край ОБЖ.Безопасное поведение на
улицах и дорогах
1
Комбиниро-ванный
Наблюдение в природе, срав- нение свойств
Знать название родного города.

Текущий
Природные сообщества родного края (2–3)



Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11


большой страны (13 ч)



наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности
Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде





22

Поверхность нашего края.
ОБЖ Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения
1
Экскурсия
Особенности поверхности (на основе наблю- дений). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте)
Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы
Текущий
Изменение поверхности родного края



23

Водоемы нашего края
1
Комбиниро-ванный
Водоемы родного края (названия, краткая характе- ристика)
Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, реки
Графический диктант
Природные сообщества родного края (2–3)



24-25

Наши подземные богатства.
ОБЖ Безопасное поведение на природе
1
Комбиниро-ванный
Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения
Уметь использовать полученные знания для удовлетворения позна- вательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах
Текущий
Природные ископаемые родного края. Их использование человеком



Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

26

Земля-кормилица.
ОБЖ Безопасное поведение на природе
1
Комбиниро-ванный
Почва, ее состав
Знать понятие «почва», состав воды и почв.
Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и из- делия; объекты неживой и живой природы
Текущий
Почва, ее значение для жизни



27

Жизнь леса. Лес – при- родное сообщество.
ОБЖ Безопасное поведение на природе
1
Комбиниро-ванный
Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)
Знать основные правила поведения в окружающей среде.
Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема,
Работа с Красной книгой
Растения и жи- вотные красной книги: сообщества лес, Грибы.
Съедобные и несъедобные (узнавание)



28

Жизнь луга. Луг – при- родное сообщество
1
Комбиниро-ванный


Графический диктант
Растения и жи- вотные красной книги: сообщества луг



29

Жизнь пресного водоема.
ОБЖ Безопасное поведение на природе
1
Урок-игра


Текущий. Фрон-тальный опрос
Растения и жи- вотные красной книги: сообщества водоем



Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11







раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме)





30

Растениеводство в нашем крае.
ОБЖ Безопасное поведение на природе
1
Комбиниро-ванный
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям
Знать отрасли растениеводства в родном крае.
Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями
Тест
(10 мин)
Природные сообщества родного края (2–3). Виды растениеводства



31

Незаметные защитники урожая.
ОБЖ Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения
1
Комбиниро-ванный
Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным
Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями
Фрон-тальный опрос
Виды растениеводства



32

Животноводство в нашем крае.
ОБЖ Безопасное поведение на природе
1
Комбиниро-ванный
Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным
Знать отрасли животноводства в родном крае.
Уметь ухаживать за домашними животными
Фрон-тальный опрос.
Тест
(10 мин)
Виды животноводства.
Ветеринария



33

Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны». Презентация проектов.
1
Урок-отчёт.
Родной город: название, основные достопримечательности. Правила поведения в природе
Знать природные сообщества родного края.
Уметь выполнять правила поведения в природе
Тематический.
Природные сообщества родного края (2–3). Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведе-



Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11









ния из истории родного края



34
Страницы всемирной истории (6 ч)
Начало истории человечества.
ОБЖ Безопасное поведение дома
1
Комбиниро-ванный
Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры.
Способы познания окружающего мира
Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени
Фрон-тальный опрос
История первобытного чело- века. Счет лет в истории



35

Мир древности: далекий и близкий
1
Комбиниро-ванный

Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени
Фрон-тальный опрос
История древнего мира: Древний Египет, Древний Рим. Счет лет в истории



36

Средние века: время рыцарей и замков
1
Комбиниро-ванный

Знать историю средних веков
Фрон-тальный опрос
История феодального общества. Рыцарь



37

Новое время: встреча Европы и Америки
1
Комбиниро-ванный
Выдающиеся люди разных эпох
Знать выдающихся людей нового времени.
Уметь работать с географической картой
Фрон-тальный опрос
Открытие Америки



38

Новейшее время: история продолжается сегодня
1
Комбиниро-ванный
Выдающиеся люди разных эпох
Знать выдающихся людей новейшего времени
Фрон-тальный опрос
Новейшая история



39

Обобщение по разделу
1
Комбиниро-
Счет лет в истории. Человек –
Уметь использовать приобретенные знания
Тест
(10 мин)
Новейшая история. Страны



Продолжение табл.
1
2
4
5
6
7
8
9
10
11




ванный
часть природы и член общества
и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач

и народы мира (общее представление о много- образии стран, народов); название 2–3 стран, их главные достопримечательности, расположение на карте



40
Стра- ницы истории Оте-чества (20 ч)
1
Комбиниро-ванный
История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России
Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси.
Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества
Фрон-тальный опрос
Древняя Русь



41

1
Комбиниро-ванный


Фрон-тальный опрос
Древняя Русь



42

1
Комбиниро-ванный


Тематический
Столицы Древней Руси



43

1
Комбиниро-ванный
Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятни-
Знать музеи России.
Уметь описывать отдельные (изученные)
Фрон-тальный опрос
Музеи. Экспонаты Древней Руси



Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11






ков истории и культуры
события из истории Отечества





44

Трудные времена на Русской земле
1
Комбиниро-ванный
Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох.
Охрана памятников истории и культуры
Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов.
Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской битвы
Фрон-тальный опрос
Жизнь древних славян на Руси



45

Русь расправляет крылья
1
Комбиниро-ванный


Фрон-тальный опрос
Историческая карта



46

Куликовская битва.
ОБЖ Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь
1
Комбиниро-ванный


Фрон-тальный опрос
Историческая карта



47

Иван Третий.
ОБЖ Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени
1
Комбиниро-ванный

Знать реформы Ивана Третьего.
Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества
Фрон-тальный опрос
Реформы Ивана Третьего



48

Мастера печатных дел
1
Комбиниро-ванный
Выдающиеся люди разных эпох
Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого.
Уметь использовать полученные знания для удовлетворения
Фрон-тальный опрос
История книгопечатания на Руси



49

Патриоты России.
1
Комбиниро-ванный
Выдающиеся люди разных эпох

Фрон-тальный опрос




Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

50

Петр Великий
1
Комбиниро-ванный
Выдающиеся люди разных эпох. Города России. Санкт-Петербург
познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране
Тест (8 мин)
Реформы Петра Великого



51

Михаил Васильевич Ломоносов
1
Комбиниро-ванный
Выдающиеся люди разных эпох
Знать историю развития образования на Руси
Фрон-тальный опрос
Образование на Руси



52

Екатерина Великая
1
Комбиниро-ванный
Выдающиеся люди разных эпох
Знать реформы Екатерины Великой
Тематический
Правление Екатерины Великой



53

Отечественная война 1812 года
1
Комбиниро-ванный
Выдающиеся люди разных эпох
Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года.
Уметь работать с исторической картой
Фрон-тальный опрос
Историческая карта



54

Страницы истории XIX века
1
Комбиниро-ванный
Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий)
Знать историю России XIX века.
Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России
Фрон-тальный опрос
Историческая карта



55

Россия вступает в XX век
1
Комбиниро-
Отдельные яркие и наиболее важ-
Уметь использовать полученные знания
Тематический
Название основных достоприме-



Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11



ОБЖ Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера

ванный
ные события общественной и культурной жизни России
для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

чательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы



56

Страницы истории 20–30-х годов
ОБЖ Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера
1
Комбиниро-ванный
Россия на карте (границы, города). Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена
Знать страницы истории России в 1920– 1930-х годах.
Уметь описывать исторические события в начале XX века в России
Фрон-тальный опрос
Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы



57

Великая война и Великая Победа
1
Комбиниро-ванный
Государственные праздники (День Победы)
Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев Вов; первого космонавта, выдающихся людей
Фрон-тальный опрос
Историческая карта



Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

58

Страна, открывшая путь в космос
1
Комбиниро-ванный
Выдающиеся люди разных эпох.
Государственные праздники
Уметь описывать исторические события, пользуясь исторической картой
Фрон-тальный опрос
История покорения космоса



59

История вокруг нас.
ОБЖ Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты)
1
Комбиниро-ванный
Охрана памятников истории и культуры
Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете
Тест
(10 мин).
Темати-ческий
Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы



60
Современная Россия (9 ч)
Основной закон России и права человека.
ОБЖ Основы личной гигиены.
1
Комбиниро-ванный
Человек – член общества. Россия (Российская Фе- дерация) – наша Ро-дина. Государст- венные праздники (День Конституции)
Знать государственные праздники, Основной закон России.
Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации
Фрон-тальный опрос
Конституция – Основной закон Российской Федерации



61

«Дети имеют право на особую заботу и помощь»
1
Комбиниро-ванный
Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей)

Фрон-тальный опрос
Права ребенка



Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

62

Мы – граждане России.
ОБЖ Основы личной гигиены
1
Комбиниро-ванный
Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание
Знать основной закон России и права человека, название нашей родной страны и ее столицы.
Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию
Тематический.
Тест (5 мин)
Важнейшие события, происходящие в современной России. Народы, населяющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта



63

Славные символы России
1
Комбиниро-ванный
Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна
Знать государственную символику России.
Уметь описывать историю создания гимна, герба, флага
Фрон-тальный опрос
Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы



64

Такие разные праздники.
ОБЖ Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения
1
Комбиниро-ванный
Государственные праздники (День независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные
Знать государственные праздники.
Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России
Фрон-тальный опрос
Важнейшие события, происходящие в современной России. Народы, насе- ляющие Россию (2–3): обычаи,



Окончание табл.
1
2
4
5
6
7
8
9
10
11





праздники, отмечаемые в России (Новый год, Рождество, 8 Марта, День защиты детей)


характерные особенности быта



65

1
Комбиниро-ванный
Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий). Охрана памятников истории и культуры
Знать города России, правила работы с географической картой.
Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране
Текущий
Народы, насе- ляющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта



66

1
Комбиниро-ванный


Текущий
Графический диктант
Народы, насе- ляющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта



67

1
Комбиниро-ванный


Текущий.
Тест
(10 мин)
Народы, насе- ляющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта



68

1
Урок-отчёт.


Тематический.









15