Конспект занятия по изобразительному искусству в студии «Ренессанс» по теме: «Стилизация деревьев»


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования «Ступени» города Сочи
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
по изобразительному искусству
в студии «Ренессанс»
Тема занятия: «Стилизация деревьев»
Разработал:
Педагог дополнительного образования
Касымова Юлия Анатольевна

2014-2015 учебный год
Тема: «Стилизация деревьев»
Дата проведения: 22.01.2015
Цели и задачи
Цель: Выполнить стилизованную композицию на тему «Зимний лес»
Задачи:
Образовательные
1.Познакомить воспитанников с особенностями стилизации деревьев, раскрыть понятие «стилизации растительных мотивов»;
2.Изучить последовательность стилизации природных форм и элементов.
3.Научить анализировать конструктивные особенности природного объекта.
Развивающие
1.Способствовать развитию творческого воображения через преобразование продукта действительности в продукт творчества на примере дерева и развитию наблюдательности;
2.Расширение кругозора и знаний обучающихся в области декоративной композиции.
3.Развивать мелкую моторику руки в процессе рисования.
Воспитательная
1.Способствовать воспитанию эстетической отзывчивости на прекрасное в природе и окружающей действительности.
2.Воспитывать аккуратность при работе с инструментами и умение работать самостоятельно.
Форма проведения: групповая, (работа в команде по 4-5 человек), индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический
Характеристика группы обучающихся:
возраст обучающихся - 10 лет
количество обучающихся - 8-10 человек (учащиеся в сборной группе специально не подготовленные)
Продолжительность занятия: 1 академический час (45 мин).
Технические и иные средства обучения:
- Мультимедийный проектор
- Наглядные пособия:
- Образец практической работы «Зимний лес»
- Слайд-шоу на тему: «Стилизация»
- Раздаточный материал:
- Набор карточек «Примеры стилизации растений», карточки «Деревья», «Силуэты деревьев»
Методическая литература: Сокольникова Н.М., Изобразительное искусство. Основы рисунка: Учебник для уч. 5 кл. - Обнинск: Титул, 2008; Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX веков. Искусство, М., 1991.
Интернет-ресурсы: подборка фотографий и рисунков для слайд-шоу посредством Яндекса
Ход занятия
№ п/п Этап занятия Действия педагога Действия учащихся
1 Вступительная часть, приветствие. 1мин
Здравствуйте, ребята!
Для сегодняшней работы нам с вами понадобится гуашь, цветная бумага, черный фломастер, клей и бумага. Также вам понадобятся инструменты (кисти, палитры, ножницы, которые лежат на партах), а так же внимание, активность и, конечно, ваша фантазия! Учащиеся проверяют наличие материалов и инструментов на столах
2 Сообщение темы, обсуждение цели занятия. 1 мин Тема нашего занятия: «Стилизация деревьев». Наверное, сейчас это словосочетание вам непонятно. Скажу так, на занятии мы научимся приемам декоративного рисования, испробуем необычную - нетрадиционную технику рисования и в итоге создадим замечательный пейзаж зимнего леса.
Цель нашего занятия мы определили, теперь несколько слов о ходе занятия. Сначала мы с вами поговорим о том, что же это такое стилизация и где ее можно встретить, затем немного поиграем, ну а в итоге мы с вами выполним практическое творческое задание.
Вопросы к учащимся: Вы согласны с таким планом занятия? Ребята говорят о своем отношении к плану занятия
3 Введение новых понятий. 5 мин В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве стилизация – это изображение предмета особым, оригинальным способом, в результате чего изображаемый предмет становится декоративным и воспринимается как узор.
Стилизовать можно любой объект –предмет, растение, животное и даже человека! Давайте обратимся к примерам (далее предлагаю на экране зрительный ряд на тему «Стилизация»). Слайды 2,3,4
Ребята, вы обратили внимание, что одни и те же объекты художник может изобразить совершенно по-разному? Слайд 5
Мы видим, как видоизменяется обычный предмет (внимание детей обращаю к экрану).
Художник его или упрощает или усложняет, или оживляет. И вот такое видоизменение называется стилизацией. Слайды 6,7.
Словарное слово появляется на экране. Слайд 8
Посмотрите, художник заостряет внимание на самых важных деталях объекта, а несущественные опускает (вновь предлагаю на экране зрительный ряд на тему «Стилизация предметов», где сопоставлены изображения предметов в двух вариантах: реалистичное изображение; стилизованное) Слайды 9,10
Ребята, а встречается ли вам стилизация в окружающей вас жизни?
Да, роль стилизации в нашей жизни очень значительна. Слайды 11,12.
Окружающая нас природа тоже является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же цветок можно отображать каждый раз по-новому - ведь можно постоянно фантазировать и выдумывать! Слайд 13.
Ну а мы сегодня обратимся к миру деревьев. Вы знаете ребята, что на планете Земля существует такое огромное количество видов деревьев, что невозможно точно назвать количество их видов и семейств! Люди уже давно заметили среди них самые уникальные и необыкновенные. Ребята, а что вам известно о каких-нибудь необычных деревьях?
Вот несколько удивительных фактов из жизни деревьев: наибольшей высоты достигают деревья вида секвойя, на сегодня высота самого высокого из них достигает 115,55 м. Это около 40-этажей! Их максимальный возраст- 3, 5 тысячи лет! (фото на экране).Слайд 14
Самое толстое дерево в мире — баобаб, 15.9 м в диаметре (фото на экране). Слайд 14
Утверждают, что самое старое дерево в мире — ель, растущая в горах на западе Швеции, вероятно, с ледникового периода. Её возраст составляет около 9550 лет (фото на экране). Слайд 15
Интересные факты? О деревьях многое можно рассказать. И мы продолжаем наш разговор.
Давайте посмотрим, что помогает художнику передать сходство с деревом, которое он стилизует.
Далее показываю слайды 16 и 1 7"Береза"  и "Дуб" . Вместе с детьми даем им характеристику. Обращаюсь к учащимся с вопросами:
Вы узнали это дерево? Какие особенности этого дерева можно использовать в стилизации?
Да, у березы основные ветки тонкие, дополнительные ветки еще тоньше, они переплетаются с основными, трепещут на ветру.
Ребята, а с помощью каких линий художник передает все эти качества?
Пластика, нежность березы подсказывают художнику, что и линии должны быть также тонкими, плавно изгибающиеся. И проработка мелких деталей будет деликатная, с использованием тонких линий, штрихов и точек.
В ходе обсуждения задаю наводящие вопросы, например, "Все ли ветви у дерева одинаковые по толщине?" и т.п.
Далее слайд "Дуб". А это что за дерево?
А что вы можете сказать про его строение?
Мощные толстые ветки расходятся от ствола как пальцы на ладони - их немного. Крона густая, круглая, как шапочка.
Мощный ствол дуба, раскидистые толстые ветки и узнаваемая форма листьев и плодов (желудей) помогают художнику выбрать особый путь для передачи всех этих качеств.
Ребята, а с помощью каких линий художник передает эти качества?
Да линия жесткая, более выразительная, подчеркивающая мощь ствола и форму кроны.
А еще художник применяет такое средство как пятно – заштриховывает многие элементы рисунка, создавая пятно. Внимание детей сосредоточено на экране
Ответы детей: в декоре интерьера, украшении посуды, тканей и пр.
Сообщения детей о необычных деревьях
Ответы детей: дерево – береза; ствол - тонкий, высокий, белого цвета с черными крапинками
Ответы детей: с помощью тонких, плавных линий
Ответы детей: ветки разные по толщине
Ответы детей: дуб
У дуба ствол широкий и мощный.
Ответы детей: с помощью толстых, грубых линий
4 Проверка усвоенных знаний. 5 мин Игра «Найди дерево», анализ правильности выбранных командами карточек.
А теперь давайте поиграем. Сейчас у нас образовалось две команды, и каждой команде нужен капитан - тот, кто будет координировать действия участников и отвечать за них. Это очень почетное звание - капитан команды! Капитаны, подойдите, пожалуйста. Каждый капитан получил для своей команды картинку с деревом, а также набор карточек со стилизованными изображениями различных растений. Теперь цель игры - обсуждая и совещаясь в команде выбрать карточки со стилизованным изображением заданного дерева.
Отобранные карточки закрепить на доске и объяснить причину такого выбора - это сделает капитан команды!
В ходе объяснения капитанами причины выбора того или иного варианта, обращаю внимание на особенности силуэта деревьев и на то какими средствами графики пользовался художник – линий, штрих, пятно. Ребята назначают капитанов команд. Капитаны команд вытягивают карточку с изображением дерева
Капитаны закрепляют на доске отобранные карточки и объясняют причину выбора тех или иных карточек.
5 Практическое применение полученных знаний. 25-27 мин Замечательно поиграли, ребята - вы молодцы! Отдельное спасибо капитанам команд за содержательные ответы!
А теперь повторим этапы работы:
Изучаем общую форму дерева, выявляем силуэт дерева.
Замечаем, какой у дерева ствол - извилистый, тонкий, толстый и т.п. В рисунке эту особенность можно еще более выразить, «преувеличить». Это подсказка для художника!
Замечаем форму листьев, рисунок коры, прожилок. И очень важно! Рисуя и украшая дерево, стараемся делать это разнообразно. Используем линию разной толщины, точки и пятно, но продумываем и то, в какой мере каждый из этих средств применять, чтобы дерево получилось выразительным.
Вернемся к главной цели нашего занятия - практическому заданию.
Сегодня мы создадим пейзаж леса. А так как у нас сейчас календарная зима, предлагаю создать зимний пейзаж. Включаю слайд-шоу на тему: «Краски зимнего леса».
Посмотрите, как невероятно красива и величественна своими красками зимняя природа! Какие цвета в ней преобладают?
У вас на столах есть все необходимое - бумага, клей, черные фломастеры. С помощью этих материалов и инструментов мы пофантазируем и создадим сегодня уникальные творческие работы. Но перед этим немного отдохнем. Потому что то, что мы будем делать сейчас – подарит нам расслабление и только приятные эмоции, то есть все как во время отдыха.
Я предлагаю вам испытать необычную технику рисования. Но для начала, скажите – а какие атмосферные осадки бывает зимой? И какое же окружение можно создать нашим деревьям? Чтобы нарисовать эту самую лужайку, а у кого-то уголок городского парка нам понадобятся краски гуашь и бумага.
В палитрах приготовим оттенки зимнего неба (демонстрирую подготовку оттенков (синий, фиолетовый) в ячейках палитры, обращая внимание на достаточное количество краски).
Краски для работы мы подготовили. А теперь разомнем ладошки. Давайте превратим эти листы бумаги в комочки – стараемся сделать их округлой – не плоской формы. Это и будет наш инструмент! А теперь приступим к работе. Показываю на листе технику печати скомканной бумагой, с поэтапным введением новых оттенков.
Чем ближе мы опускаемся к нижнему краю листа, тем светлее становятся оттенки – то есть мы перестаем добавлять краски на нашу «печатку» и она оставляет слабые – едва заметные, следы. Края листа мы также не пропечатываем – таким образом получается эффект инея, заснеженности.
Очень приятная техника – радует глаз, ведь моментально рождается то пространство, где вскоре вырастут деревья.
Итак, пока наши работы подсыхают, продолжим наше творчество - вооружимся белой и голубой цветной бумагой, карандашом и изобразим несколько силуэтов
(показываю на доску, и обращаю внимание ребят на вспомогательные карточки на их столах). Показываю образец на слайде...
Ребята, постарайтесь, чтобы силуэты были не только разной формы, но и отличались по размеру. Ствол дерева не выделяем. Его мы будем изображать внутри силуэта. Затем вырезаем. Приступаем к декорированию – стилизации деревьев. Черный маркеры и фломастеры – наш следующий материал.
Показываю на примере указкой на конкретный прием: пятном, линией, точкой, работаем так, чтобы избирательно подбирать их соотношение в каждом дереве. Чтобы не получилось, что вы выбрали только одно из них – например, выполнили дерево одними точками! Иначе получится либо скучно, серо, либо крикливо и вычурно! А нам нужна «золотая середина». Затем выполняю учебный рисунок (образец выполнения).
В ходе дальнейшей практической работы работаю с группой на индивидуальном уровне. Однако, выявляя общие затруднения, обращаю внимание учащихся на то, как решить задачу, затем, вновь перехожу на фронтальный метод работы. Ответы детей: синие, голубые, ультрамарин, белые, фиолетовые и т.дОтветы детей: снег. Заснеженная лужайка, может быть парк
Заготавливают по–несколько бумажных комков
Ребята выполняют печать фона на формате А4 скомканной бумагой
Учащиеся изображают силуэты деревьев карандашом на цветной и белой бумаге и вырезают их.
Ребята приступают к стилизации деревьев
6 Подведение итогов
5 мин Вы все хорошо поработали. А сейчас я предлагаю организовать мини-выставку. Для этого каждый подходит к доске и вывешивает свою работу (при необходимости помогаю ребятам, стараемся прикреплять работы плотно одна к другой).
Ребята, посмотрите, какой великолепный зимний лес у нас получился! Настоящая панорама! А сколько же здесь удивительных деревьев! Давайте посмотрим, какие разные и оригинальные работы у вас получились. Расскажите немного о ваших работах.
Педагог и дети могут задавать вопросы тому, кто только что рассказал про свою работу. Если ребенок не смог составить рассказ или не захотел рассказывать, достаточно спросить: "А какие деревья стилизовал ты?". Предлагаю прикрепить свою снежинку с именем к работе.
В конце Вопросы к учащимся:
Объясните своими словами понятие «стилизация»?
Как вы думаете, достигнута ли цель нашего занятия? Что нового вы узнали на занятии? Что понравилось на занятии?
Молодцы. У вас получились замечательные работы. Учащиеся прикрепляют свои работы к доске плотно друг к другу.
Затем каждый желающий может рассказать какие деревья изобразил и прикрепить свою снежинку с именем к работе.
Ответы детей: Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью упрощения или усложнения формы