Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа театральной направленности «Театральная студия «Фантазия»











Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Театральной направленности




«Театральная студия «Фантазия»


Возраст обучающихся: 7-17 лет
Срок реализации: 2 года обучении (156 часа)



Составитель Болдыш Татьяна Сергеевна,
педагог дополнительного образования





Излучинск, 2015
Раздел № 1. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка

Направленность (профиль) программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральная студия «Фантазия» (далее - Программа) имеет социально-педагогическую направленность, направлена на развитие эстетических и творческих способностей средствами театрального искусства.

Актуальность программы
Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.
Актуальность определяется необходимостью формирования у обучающихся качеств, которые станут залогом их успешности в будущем: выразительности, умения излагать свои мысли, эмоциональной устойчивости, ответственности и трудолюбия.

Отличительные особенности программы
Содержание данной программы рассчитано на учащихся 1-11 классов. Театр как вид искусства является средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Занятия театрализованной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
В театральной деятельности каждый ребенок может проявить свои способности, чувства, эмоции, передать свое отношение к персонажам и сказочным событиям.
Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Замкнутому ребенку он помогает раскрыться, а расторможенному – научиться координировать свои действия, сострадать и любить, поможет объединить духовной близостью не только детей, но и детей и родителей. Разбуженные эстетические чувства, обогащение нравственного мира способствуют развитию в юном актере, а также зрителе творческих способностей, которые найдут выход в труде, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в обретении активной жизненной позиции.

Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся 7-17 лет.
Состав группы – постоянный, 12человек.


Год обучения
Возраст детей
Контингент (кол-во)


1
7-17
12


2
7-17
12

Объем программы
1 год обучения - 156часов
2 год обучения - 156часов
Итого – 312 часов.
Количество часов рассчитано с 16 ноября 2015 года, т.к. педагог находился на больничном.
Для детей, проявивших отличительные способности, умение самостоятельно работать и качественно, предусматриваются индивидуальные занятия, которые позволяют развить способности обучающихся актерском мастерстве, концертной, конкурсной деятельности.

Формы обучения и виды занятий
Экскурсия ознакомительная («Театр снаружи и внутри»).
Беседы:
Ознакомительная (со сказкой);
Беседа-диалог (обсуждение эпизодов).
Чтение художественной литературы.
Игры:
1. общеразвивающие;
2. театральные;
3. на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий;
4. творческие игры со словом;
5. игры и упражнения на опору дыхания;
6. на превращения;
7. коммуникативные;
8. игры-драматизации.
Использование скороговорок, считалок для развития речевого аппарата.
Игры и упражнения на речевое дыхание, на расширение диапазона голоса.
Релаксационные упражнения и этюды.
Психомышечная тренировка.
Психологические игры, упражнения, этюды.
10.Этюды на развитие эмоциональной сферы.
11.Знакомство с музыкальными произведениями классиков.

Срок освоения программы
2 года обучения. Программа учитывает возрастные особенности.

Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю согласно расписанию.

1.2. Цель и задачи программы

Цель
развитие творческих способностей и эмоционально-личностной сферы обучающихся, овладение навыками общения посредством театрального искусства.

Задачи
образовательные (предметные): помочь обучающимся овладеть навыками общения и коллективного творчества; развить индивидуальность, личную культуру, коммуникативные способности; обучить саморегуляции и самоконтролю; развивать чуткость к сценическому искусству; знакомить детей с терминологией театрального искусства.
метапредметные: развить внимание, фантазию, память, воображение, наблюдательность, активизировать ассоциативное и образное мышление; развить способность создавать образы с помощью жеста и мимики; учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния;
личностные: развивать личностные качества: отзывчивость, доброта, целеустремленность, добросовестность, любознательность; развивать познавательную и эмоционально-личностную сферу.

1.3. Содержание программы

Учебно-тематический план первого года обучения



Наименование разделов
Формы контроля
Год обучения / кол-во часов




1-й
2-й




теор
пр
теор
пр


Вводное занятие Знакомство с особенностями театрального
искусства.
Инструктаж по ТБ.

2




I
Раздел 1. «Театральная игра»

18
18




Вводные упражнения. Психофизический тренинг.

2
2




Обучение навыкам действий с воображаемыми предметами.

2
2




Развитие умения создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.

2
2




Изучение театральных терминов

2
2




«Театры России» – знакомство по иллюстрациям, книгам, видеоматериалам

2
2




«Культура зрителя»

2
2




Понятия «театр», «театрализованная игра», «театрализованная деятельность», «игра драматизация», «режиссерская игра», «виды театра».

2
2




Работа над этюдами.

2
2




Импровизация на свободную тему.

2
2



II
Раздел 2: «Культура и техника речи»

20
20




«Сценическая речь» и ее задачи. Формирование четкой грамотной речи.

2
2




Работа над голосовым аппаратом, координацией движений, чувство ритма, свобода мышц шеи.

2
2




Умение вежливо общаться, развивать навыки и умение сотрудничать в коллективе

2
2




Знаки препинания. Логические паузы.
Логическое ударение.

2
2




Работа над прямой речью в рассказе

2
2




Работа над дыханием.

2
2




Тренировка мышц дыхательного аппарата.

2
2




Смешенное дыхание. Работа над стихотворным текстом.

2
2




Прозаический текст.

2
2




Прозаический текст. Диалог. Монолог.

2
2



III
Раздел 3. Работа над спектаклем.

10
10




Работа над мимикой, жестами, пантомима, «вживание» в образ. Переход к тексту пьесы: работа над этюдами.

2
2




Предлагаемые обстоятельства и мотивы поведения отдельных персонажей.

2
2




Закрепление отдельных мизансцен. Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита

2
2




Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением. Музыкальная репетиция. Сбор реквизита

2
2




Генеральная репетиция

2
2



IV
Ритмопластика


24



V
Музыкальное развитие


24



VI
Раздел 9. «Социальная практика»


12




Новый год
Рождественская ярмарка
8 Марта,

9 мая,

Фестиваль «Вдохновение»

Итоговая линейка


2
2
2
2
2
2





часов
48
108






156

1.4. Планируемые результаты


Реализация программы обеспечивает достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
Уметь общаться со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях;
Быть эмоционально раскрепощенным, чувствовать себя комфортно в любых жизненных ситуациях;
Быть доброжелательными и контактными.

Метапредметные результаты:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты:
Уметь:
ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на сценической площадке;
уметь двигаться в заданном ритме;
на сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия;
произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;
уметь сочинять небольшой рассказ на заданную тему;
уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;
уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении;
уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
владеть элементарной терминологией театрального искусства;
владеть навыками саморегуляции, самоконтроля;
владеть навыками согласованных действий в группе;
иметь развитую фантазию и воображение;
владеть навыками культурной речи.

II. Организационно-педагогические условия

2.1. Календарный учебный график. 1 группа вторник, четверг

№ занятия
Дата
Тема занятия
Кол-во часов
Форма занятия
Форма контроля

2.
17.11
Вводное занятие Знакомство с особенностями театрального
искусства. Инструктаж по технике безопасности.
2





Раздел 1. «Театральная игра»
36



3.
17.11
19.11.

Вводные упражнения. Психофизический тренинг.
4
тренинг



4.
24.11
26.11
Обучение навыкам действий с воображаемыми предметами.
4
игровые действия
этюд


5.
1.12
3.12
Развитие умения создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.
4
тренинг
пантомима

6.
8.12
Изучение театральных терминов
4
беседа
опрос

7.
10.12
15.12
«Театры России» – знакомство по иллюстрациям, книгам, видеоматериалам
4
беседа
опрос


8.
17.12
«Культура зрителя»
4
беседа



9.
22.12
24.12
Понятия «театр», «театрализованная игра», «театрализованная деятельность», «игра драматизация», «режиссерская игра», «виды театра».
4

лекция.
опрос


10.
12.01
14.01
Работа над этюдами.
4
игра
этюд

11.
19.01
Импровизация на свободную тему.
4
игра
этюд

12.

21.01
26.01
26.01
«Культура и техника речи» «Сценическая речь» и ее задачи. Формирование четкой грамотной речи.
4

беседа
опрос

13.
2.02 4.02
Работа над голосовым аппаратом, координацией движений, чувство ритма, свобода мышц шеи.
4
тренинг
игра

14.
9.02 11.02
Умение вежливо общаться, развивать навыки и умение сотрудничать в коллективе
4
игра-диалог


15.
16.02 18.02
Знаки препинания. Логические паузы.
Логическое ударение.
4
разбор произведения


16.
1.03 3.03
Работа над прямой речью в рассказе
4
игровой рассказ
опрос

17.
10.03 15.03
Работа над дыханием.
4
тренинг
тренинг-игра

18.
22. 03
24.03
Тренировка мышц дыхательного аппарата.
4
тренинг


19.
29.03
31.03
Смешенное дыхание. Работа над стихотворным текстом.
4
Работа над стихом
стих

20.
5.04
7.04
12.04
Прозаический текст..
4
тренинг.
разбор
проза

21.
14.04
19.04
Диалог. Монолог. Прозаический текст.
4
разбор
Диалог. Монолог. проза

22.
21.04
Работа над спектаклем.




23.
26.04
28.04
Переход к тексту пьесы: работа над этюдами. Работа над мимикой, жестами, пантомима, «вживание» в образ.
4
пьеса
мимика
жест

24.
3.05
5.05
Предлагаемые обстоятельства и мотивы поведения отдельных персонажей. Закрепление отдельных мизансцен.
4
пьеса
мизансцена

25.
10.05
12.05
17.05
Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита
4
работа в пред обст.
картины

26.
19.05.
24.05
26.05
Музыкальная репетиция. Сбор реквизита,
4
музыка
репетиция

27.
26.05
Генеральная репетиция
4

ген.репетиция



«Социальная практика»




28.
4.11
Программа ко Дню народного единства
1



29.
25.11
Фестиваль «Мы вместе»
1

ведущие

30.
12.12
День конституции
1

стихи

31.
27.12
Новогодние представления
1

спектакль

32.
16.01
Рождественская ярмарка
1

ведущие стихи

33.
7.03
8 марта
1

ведущие стихи

34.
7.05
День Победы
1

ведущие стихи

35.
10.05
Фестиваль «Вдохновение»
1

ведущие стихи


Всего

156



2 группа, среда, пятница

№ занятия
Дата
Тема занятия
Кол-во часов
Форма занятия
Форма контроля

2.
18.11
Вводное занятие Знакомство с особенностями театрального
искусства. Инструктаж по технике безопасности.
2





Раздел 1. «Театральная игра»
36



3.
18.11
20.11.

Вводные упражнения. Психофизический тренинг.
4
тренинг



4.
25.11
27.11
Обучение навыкам действий с воображаемыми предметами.
4
игровые действия
этюд


5.
2.12
4.12
Развитие умения создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.
4
тренинг
пантомима

6.
9.12
Изучение театральных терминов
4
беседа
опрос

7.
11.12
16.12
«Театры России» – знакомство по иллюстрациям, книгам, видеоматериалам
4
беседа
опрос


8.
18.12
«Культура зрителя»
4
беседа



9.
23.12
25.12
Понятия «театр», «театрализованная игра», «театрализованная деятельность», «игра драматизация», «режиссерская игра», «виды театра».
4

лекция.
опрос


10.
13.01
15.01
Работа над этюдами.
4
игра
этюд

11.
20.01
Импровизация на свободную тему.
4
игра
этюд

12.

22.01
27.01
29.01
«Культура и техника речи» «Сценическая речь» и ее задачи. Формирование четкой грамотной речи.
4

беседа
опрос

13.
3.02 5.02
Работа над голосовым аппаратом, координацией движений, чувство ритма, свобода мышц шеи.
4
тренинг
игра

14.
10.02 12.02
Умение вежливо общаться, развивать навыки и умение сотрудничать в коллективе
4
игра-диалог


15.
17.02 19.02
Знаки препинания. Логические паузы.
Логическое ударение.
4
разбор произведения


16.
24.02 26.02
Работа над прямой речью в рассказе
4
игровой рассказ
опрос

17.
3.03 4.03
Работа над дыханием.
4
тренинг
тренинг-игра

18.
9. 03
11.03
Тренировка мышц дыхательного аппарата.
4
тренинг


19.
16.03
18.03
30.03
Смешенное дыхание. Работа над стихотворным текстом.
4
Работа над стихом
стих

20.
6.04
8.04
13.04
Прозаический текст..
4
тренинг.
разбор
проза

21.
15.04
20.04
Диалог. Монолог. Прозаический текст.
4
разбор
Диалог. Монолог. проза

22.
22.04
Работа над спектаклем.




23.
27.04
29.04
Переход к тексту пьесы: работа над этюдами. Работа над мимикой, жестами, пантомима, «вживание» в образ.
4
пьеса
мимика
жест

24.
4.05
6.05
Предлагаемые обстоятельства и мотивы поведения отдельных персонажей. Закрепление отдельных мизансцен.
4
пьеса
мизансцена

25.
11.05
13.05
18.05
Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита
4
работа в пред обст.
картины

26.
20.05.
25.05
27.05
Музыкальная репетиция. Сбор реквизита,
4
музыка
репетиция

27.
27.05
Генеральная репетиция
4

ген.репетиция



«Социальная практика»




28.
4.11
Программа ко Дню народного единства
1



29.
25.11
Фестиваль «Мы вместе»
1

ведущие

30.
12.12
День конституции
1

стихи

31.
27.12
Новогодние представления
1

спектакль

32.
16.01
Рождественская ярмарка
1

ведущие стихи

33.
7.03
8 марта
1

ведущие стихи

34.
7.05
День Победы
1

ведущие стихи

35.
10.05
Фестиваль «Вдохновение»
1

ведущие стихи


Всего

156





Индивидуальные занятия




36.
13.11
Вводное занятие. Знакомство с особенностями театрального искусства.
Инструктаж по ТБ.
1
Беседа.Игра инструктаж
.


37.
20.11
Вводные упражнения. Психофизический тренинг.
2
Игры.



38.
27.11
Обучение навыкам действий с воображаемыми предметами.
2
Тренинг


39.
5.12
Развитие умения создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики
2
мимики жеста, пластики


40.
12.12
Изучение театральных терминов
2
беседа


41
19.12
«Театры России» – знакомство по иллюстрациям, книгам, видеоматериалам
2
беседа


42.
26.12
Смешенное дыхание. Работа над стихотворным текстом.
2
стих


43.
9.01
Прозаический текст. Диалог. Монолог.
Работа над этюдами.
Тренировка мышц дыхательного аппарата.
2
Диалог. Монолог


44.
16.01
«Театрализованная игра», «театрализованная деятельность», «игра драматизация», «режиссерская игра», «виды театра».
2
игра


45.
23.01
Работа над этюдами.
Тренировка мышц дыхательного аппарата.
2
этюд
этюд

46.
30.01
Переход к тексту пьесы: работа над этюдами.
2
пьеса
этюд

47.
6.02
Импровизация на свободную тему.
2
игра


48.
13.02
Предлагаемые обстоятельства
2
игра


49.
20.02
Мотивы поведения отдельных персонажей.
2
игра


50.
27.02
Умение вежливо общаться, развивать навыки и умение сотрудничать в коллективе
2
беседа


51.
5.03
«Сценическая речь» и ее задачи.
2
речь


52.

12.03
19.03
Формирование четкой грамотной речи
2



53.
2.04
Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита
2
репет


54.
9.04
16.04
Работа над голосовым аппаратом, координацией движений, чувство ритма, свобода мышц шеи.
2
движение
ритм


55.
23.04
30.04
Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.
2



56.
7.05
Знаки препинания. Логические паузы.
2
пауза


57.
14.05
Логическое ударение. Прозаический текст
2
проза


58.
21.05
Стихотворный текст
2
стих


59.
28.05
Былина Баллада Басня
1
басня





24




2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение: кабинет, музыкальная аппаратура, микрофоны. Сцена.

перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся)- карточки-задания для усвоения нового материала:
- стихотворения;
- рассказы;
- сценарии;
- фонограммы;
- рабочие альбомы;
- видеофильмы;
- просмотр записей выступлений студии.

Информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники - литература
Список литературы и источников для учащихся:
Артемова Л.В. Театрализованные игры школьников.- М.: Просвещение, 2001. - 170 с.
Вечканова И.Г. Театрализованные игры школьников с СПб.: КАРО, 2006.- 130 с.
Доронова Т.Н. Развитие детей 7 – 15 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001. - №2. - С. 12-14.



2.3. Формы аттестации

Текущий контроль
проводится в конце изучения каждой темы - тесты по темам, выступления в концертных программах, конкурсах.

Промежуточная аттестация
диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся – вводная - сентябрь, итоговая - май;

Итоговая аттестация
оценка качества обученности учащихся по завершению обучения по образовательной программе) - Творческая работа (создание медиапродукта), наградные документы за участие в конкурсах различного уровня по профилю, портфолио.

2.4. Оценочные материалы



2.5. Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса – очно, очно-заочно, заочно, дистанционно, в условиях сетевого взаимодействия и др.

Методы обучения
1)По источнику передачи и восприятия знаний: словесный, наглядный практический;
2) По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный;
3) По характеру активизации: игровой, дискуссионный, проектный и др.)
Методы воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);

формы организации образовательного процесса: индивидуальная, фронтальная и групповая; выбор той или иной формы обосновывается с позиции профиля деятельности (музыкального, спортивного, художественного и др.),
категории обучающихся (дети-инвалиды, дети с ОВЗ) и др.;


· формы организации учебного занятия - беседа, встреча с интересными людьми, выставка, диспут, защита проектов, игра, конкурс, конференция, круглый стол, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, посиделки, праздник, практическое занятие, экскурсия.


· педагогические технологии - технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология модульного обучения, технология дифференцированного обучения,
технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология портфолио, здоровьесберегающая технология, технология-дебаты и др.


· алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов;

дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.

Список литературы
При составлении списка литературы необходимо учитывать:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] /  Югор. Гос. Ун-т, Науч.Б-ка ; сост. Е. Г. Громова ; ред. Н. И. Смирнова – Ханты-Мансийск : Управление по информационной политике ЮГУ, 2013. – 25, [1] с.
2.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000.- 386 с.
3. Маханева М. Театрализованная деятельность школьников // Дошкольное воспитание. – 2012. - №11. - С.45-48
4. Щеткин А.В. Театрализованная деятельность - Спб.: Мозаика-ситез, 2010. - 148 с.
5. Щеткин А.В. Театрализованная деятельность в школе Спб.: Мозаика-ситез, 2010. - 150 с.
6. Эстетическое воспитание и развитие детей школьного возраста / Под ред. Е.А.Дубровской.- М.: Академия, 2002. - 324 с.




Интернет - источники [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



















13 PAGE \* MERGEFORMAT 141415




 
·