Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Арт-студия «Немалевич»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Изобразительное искусство»
Направленность: художественная
Арт-студия «Немалевич»
2 уровня программы: ознакомительный и базовый.
Ознакомительный уровень программы:
Возраст обучающихся: 5–14 лет.
Режим работы: 2 раза в неделю по 1 часу (76 часов).
Срок реализации: 3 года.
Базовый уровень программы (призеры и победители конкурсов):
Возраст обучающихся: 9–17 лет.
Режим работы: 2 раза в неделю по 2 часа (152 часа).
Срок реализации: 3 года.
Составитель:
Чистая О.И.,
Учитель изобразительного искусства
первой квалификационной категории
Москва, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях возрастания социальной роли личности как носителя традиций
художественной культуры и создания новых художественно-культурных технологий
важнейшей задачей становится повышение эффективности художественного образования.
Поэтому современная педагогика уделяет огромное внимание не только всестороннему
развитию личности ребенка, всех его задатков и способностей, но и изобразительным
умениям и навыкам. Эта цель реализуется через задачи художественного образования и
воспитания, которые направлены на развитие художественно-образного, творческого
мышления детей, их воображения, эстетического чувства, ценностных критериев,
приобщение к золотому фонду творческого наследия человечества. Главной задачей
художественного образования становится приобретение специальных навыков и умений
через практическую деятельность.
Образовательная программа дополнительного образования арт-студии «Немалевич»
разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"»; а также с учетом многолетнего опыта работы в области изобразительного искусства в детских школах искусств.
Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.
Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального и основного общего образования
Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.
Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.
Содержание программы студии изобразительного творчества составлено на основе основных содержательных линий авторской программы «Изобразительное искусство» Шпикаловой Т. Я., Ершовой Л. В., Макаровой Н. Р. Основные содержательные линии программы изменены и внесены в учебно-тематический план как разделы программы: Цветоведение», «Нетрадиционные техники рисования», «Язык изобразительного искусства», «Жанры изобразительного искусства», «Декоративно-прикладное искусство», «Проектная деятельность» с распределение часов в соответствии с требованиями к образовательным программам дополнительного образования художественной направленности.
Особенность программы.
Программа дополнительного образования студии изобразительного творчества рассчитана на 3 года, ее направленность носит художественно-эстетический характер. Данная программа предназначена для расширения предметных знаний по изобразительному искусству, развития познавательного интереса и повышения общей культуры детей и подростков. Форма организации – объединение, форма взаимодействия с учащимися – индивидуально – групповая.
Программа разработана для детей 5-17 лет, обучающихся во внеурочное время в объединении художественной направленности образовательного учреждения дополнительного образования. Программа составлена с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского народа. (Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 г., художественная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2002-2005 гг.», Концепция развития художественного образования, утвержденная в 2002 г. министром культуры РФ и Министерством образования РФ).
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на изобразительное искусство, суть которого заключается в том, что искусство рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный опыт. Программа дополнительного образования студии изобразительного творчества имеет интегративный характер, включает расширение основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, дизайн, декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах.
Актуальность программы.
Программа дополнительного образования детей художественной направленности студии изобразительного творчества направлена на одновременное решение задач художественного образования и эстетическое воспитание ребенка.
У всех детей восприятие – образное, яркое. Потребность в творчестве заложена в каждом ребенке изначально. Это способ познания мира и самовыражения. Взрослые должны лишь создать условия для их творческой деятельности. Открытие в себе неповторимой индивидуальности помогает ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении со сверстниками и взрослыми. Вопросы гармонического развития и творческой самореализации детей, решение задач художественного образования и эстетического воспитания находят свое разрешение в условиях занятий в студии изобразительного творчества. Основа программы - это постепенное погружение в мир искусства, в особенности его связей с жизнью. Каждое занятие – новый шаг в познании. А познание это происходит, как через восприятие искусства (профессионального и народного), так и через практическую творческую деятельность воспитанника.
Педагогическая целесообразность программы.
Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых особенно значимы:
Системно-деятельностный подход. Деятельность в данной программе представлена включением обучающихся в активную художественно – творческую деятельность, которая обязательно завершается наглядным результатом и занимает свое место в интерьере школы. Что развивает интерес к различным пространственным, пластическим, декоративным и другим видам деятельности, и ориентирует ее на положительный результат;
Личностно – ориентированный подход. Изобразительное искусство – культурное пространство для формирования и развития личности ребенка. Программа построена с учетом интересов обучающихся, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности. Это создает условия для формирования готовности личности к саморазвитию, потребности в самообразовании, способности адаптироваться в быстро меняющемся мире, ориентации в современном информационном пространстве культуры и искусства;
Цели:
Развитие художественной культуры личности, духовности, ощущение радости творчества, средствами отечественной культуры и искусства;
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка;Воспитание человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности.
Задачи:
Развивать творческий потенциал личности в процессе освоения образного языка пластических искусств и приемов художественной деятельности по созданию художественного образа в различных художественных материалах и техниках.
Развивать коммуникативные качества и активную жизненную позицию через участие в эстетическом преобразовании среды в рамках культурной жизни школы.
Формировать художественную компетентность зрителя на основе усвоения учащимися знаний об элементарных положениях теориях изобразительного искусства, приобретения умения анализировать произведения различных видов и жанров искусства, опыта собственной художественно – творческой деятельности.
Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы:
1.Ознакомительный уровень программы: 5–14 лет.
2.Базовый уровень программы: 9–17 лет.
Срок реализации:
1.Программа Ознакомительного уровня составляет 76 часов в год. Количество недель в год 38. Сроки реализации: 3 года. Общая трудоемкость при 3-летнем сроке обучения составляет 228 часов.
2.Программа Базового уровня составляет 152 часа в год. Количество недель в год 38. Сроки реализации: 3 года. Общая трудоемкость при 3-летнем сроке обучения составляет 456 часов.
Формы и режим занятий:
1.Ознакомительный уровень программы: Занятия по программе проходят по возрастным группам 10-15 человек 2 раза в неделю по 1 часу (45 минут с 15 минутным перерывом).
2.Базовый уровень программы: Занятия по программе проходят по возрастным группам 10-15 человек 2 раза в неделю по 2 часа (45 минут с 15 минутным перерывом х 2).
Методы изучения предмета.
а) объяснительно-иллюстративный,
б) репродуктивный,
в) проблемное изложение изучаемого материала,
г) частично-поисковый,
д) исследовательский метод.
Типы занятий.
- теоретические занятия;
- практические занятия;
- рефлексия (повторения, закрепления знаний и выработки умений)
- комбинированное занятие;
- мастер-классы для детей;
- контроль умений и навыков (тематические выставки, просмотры)
Система оценки достижений учащихся; инструментарий для оценивания результатов.
Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы дополнительного образования.
Личностные результаты освоения программы дополнительного образования:
Осмысленное и эмоционально- ценностное восприятие визуальных образов реальности в произведениях искусства;
Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;
Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
Овладение средствами художественного изображения;
Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально- нравственной оценки;
Формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Метапредметные результаты:
Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, своего края, выраженных в изобразительном искусстве, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;
Умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мир;
Обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;
Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
Развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
Формирование способности к целостному художественному восприятию мира.
Предметные результаты:
Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы;
Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству. В электронных информационных ресурсах;
Диалогический подход к освоению произведений искусства;
Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
Программа Ознакомительного уровня составляет 76 часов в год и рассчитана на возрастную группу 5-14 лет. Количество недель в год 38. Сроки реализации: 3 года. Общая трудоемкость при 3-летнем сроке обучения составляет 228 часов. Занятия по программе проходят по возрастным группам 10-15 человек 2 раза в неделю по 1 часу (45 минут с 15 минутным перерывом).
Учебно-тематический план Ознакомительного уровня
№ п/п Название разделов, тем Количество часов
Всего Теория Практика
I. Вводная часть 5 2 3
1.1.
1.2. Знакомство с учащимися. Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности 2 1 1
1.3. Акция «Посвященные»
Просмотр анимационного ролика о Немалевиче, работа гуашью. 1 0,5 0,5
1.4.
1.5. Занятие «Быть собой»
Образ в искусстве. Просмотр «Адажио» Г.Бардина. Размышление на тему Личности и Толпы.
Раскрытие темы в технике коллажа. 1 0,5 0,5
1
II. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ.
8 1 7
2.1.
2.2 Знакомство с основными и дополнительными цветами. Обучение техническим приемам работы красками. Гуашь 2 1 1
2.3. Желтый. Краткая характеристика: Композиция по стихотворению Венгера «Желтый» Задача: Нахождение оттенков жёлтого (основного) цвета. Гуашь 1 - 1
2.4. Красный. Краткая характеристика: Композиция по стихотворению Венгера «Красный» Задача: Нахождение оттенков красного (основного) цвета. Гуашь 1 - 1
2.5 Синий. Краткая характеристика: Композиция по стихотворению Венгера «Синий» Задача: Нахождение оттенков синего (основного) цвета. Гуашь 1 - 1
2.6.
2.7
2.8 Посещение музеев города Москвы, поиск темы проекта 3 - 3
III. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ 10 - 10
3.1.
3.2 Фантазии Кляксография, «знакомая форма – новый образ» Григорий Златогоров "Кляксы-Маляксы" Акварель 2 - 2
3.3. Техника рисования на полиэтиленовой пленке.
«Сказочные деревья» Гуашь 1 - 1
3.4. Силуэтные пейзажные композиции. Прием печати по трафарету. Развивать чувство композиции. Гуашь, травинки, листочки, веточки. 1 - 1
3.5.
3.6. Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей. Тычок полусухой жёсткой кистью. Гуашь 2 - 2
3.7.
3.8 Волшебство Монотипии. Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия. Акварель или гуашь.
Аппликация из полученных отпечатков. Клей пва, ножницы
2 - 2
3.9. Оттиск смятой бумагой. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Гуашь 1 - 1
3.10 Посещение музеев города Москвы, поиск темы проекта 1 - 1
IV. ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 14 - 14
4.1.
4.2. Архитектура 2 1 1
4.3.
4.4. Скульптура
Лепка. Пластилин 2 1 1
4.5.
4.6. Графика – язык линий.
Натюрмортная постановка 2 - 2
4.7.
4.8.
4.9.
4.10. Живопись – основной язык – цвет (монохромный, полихромный).
Натюрмортная постановка 4 - 4
4.11.
4.12. Посещение музеев города Москвы, поиск темы проекта 2 - 2
4.13.
4.14. Подготовка рисунков на выставку 2 - 2
V. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО 19 - 19
5.1.-5.10. Творческая мастерская 10 - 10
5.11-5.14. Пасхальное чудо 4 - 4
5.15. Выполнение аппликации из ниток. Нитки, клей пва1 - 1
5.16.
5.17. Посещение музеев города Москвы, поиск темы проекта 2 - 2
5.18.
5.19. Подготовка работ на выставку 2 - 2
VI. ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 8 1 7
6.1.-6.2. Натюрморт. Карандеш, гуашь 2 - 2
6.3.-6.4. Анималистический жанр. 2 - 2
6.5 -6.6. Сказочно-мифологический жанр 2 - 2
6.7.-6.8. Исторический жанр 2 1 1
VII. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 10 - 10
7.1.-7.8. Практическая работа 8 - 8
7.9.
7.10. Посещение музеев города Москвы 2 - 2
VIII Итоговое занятие 2 - 2
Всего: 76 4 72
Программа Базового уровня составляет 152 часа в год и рассчитана на возрастную группу 9-17 лет. Количество недель в год 38. Сроки реализации: 3 года. Общая трудоемкость при 3-летнем сроке обучения составляет 456 часов. Занятия по программе проходят по возрастным группам 10-15 человек 2 раза в неделю по 2 часа (45 минут с 15 минутным перерывом х 2).
Учебно-тематический план Базового уровня
№ п/п Название разделов, тем Количество часов
Всего Теория Практика
I. Вводная часть 5 2 3
Знакомство с учащимися. Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности 2 1 1
Студийная работа 3 1 2
II. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ.
16 2 14
Работа в студии 13 2 11
Посещение музеев города Москвы, поиск темы проекта 3 - 3
III. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ 10 - 10
Работа в студии 9 - 9
Посещение музеев города Москвы, поиск темы проекта 1 - 1
IV. ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 40 4 36
Архитектура 6 1 5
Скульптура
Лепка. Пластилин 12 1 11
Графика – язык линий.
Натюрмортная постановка 8 1 7
Живопись – основной язык – цвет (монохромный, полихромный).
Натюрмортная постановка 10 1 9
Посещение музеев города Москвы, поиск темы проекта 2 - 2
Подготовка рисунков на выставку 2 - 2
V. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО 30 - 30
Творческая мастерская 26 - 26
Посещение музеев города Москвы, поиск темы проекта 2 - 2
Подготовка работ на выставку 2 - 2
VI. ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 29 2 27
Натюрморт. Карандеш, гуашь 12 1 11
Анималистический жанр. 4 - 4
Сказочно-мифологический жанр 5 - 5
Исторический жанр 4 1 3
Пейзаж 4 4
VII. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 20 - 20
Практическая работа 18 - 18
Посещение музеев города Москвы 2 - 2
VIII Итоговое занятие 2 - 2
Всего: 152 10 142
Содержание программы.
ЦВЕТОВЕДЕНИЕ.
Основные задачи раздела:
расширить знания о разнообразии и характеристике цвета;
развить художественно - эстетические способности, творческую фантазию, повышать уровень мотивации и познавательного интереса обучающихся.
В разделе «Цветоведение» излагаются и обобщаются основы цветоведения и колористики. Рассматриваются закономерности восприятия цвета, способы и методы достижения цветовой гармонии и колористических палитр.
Все виды изобразительного и прикладного искусства широко используют возможности его воздействия. Знание основ цветоведения необходимо многим специалистам, которые по роду своей творческой и производственной деятельности имеют дело с цветами, красками, расцветками, орнаментами.
Ожидаемые результаты по изучению раздела «Цветоведение»
Знать:
основные средства выразительности живописи;
правила техники безопасности при работе с инструментами ;основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
Уметь:
использовать приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный);
использовать приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;
применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ
Основные задачи раздела:
Обучить детей техническим приемам и способам изображения, с использованием различных материалов.
Раздел «Нетрадиционные техники рисования» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания.
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру.
Ожидаемые результаты по изучению раздела «Нетрадиционные техники рисования»
В результате изучения данного раздела учащийся должен:
знать / понимать:
нетрадиционные изобразительные техники и способы изображения;
свойства материалов и правила работы с различными материалами;
технические приемы изображения;
графические материалы (карандаши цветные и простые, восковые мелки), их свойства и маркировку;
основы композиционного построения на формате, понятия: штрих, линия, мазок, тычок;
технику безопасности при работе с кистью, клеем, цветными карандашами, ножницами.
уметь:
самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок, давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
пользоваться изобразительными материалами: воском, пластилином, гуашью, тушью, клеем; инструментами: ножницами, стеком, кистью, соломинкой, нитью, заострённой палочкой, пипеткой;самостоятельно подбирать цвет красок, материалы (пластилин, природный материал) для воплощения замысла;
самостоятельно дополнять или изменять работу, применяя знания и навыки в области владения изобразительными техниками и способами;
изображать отдельные предметы, простые по композиции и по содержанию сюжеты.
ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
Основные задачи раздела:
формировать художественные знания, умения и навыки;
систематизировать знания о основах художественного языка в изобразительном искусстве: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции.
Раздел «Язык изобразительного искусства» включает в себя основы изобразительного языка искусства, который очень разнообразен и многогранен. Архитектура – ее язык – пространство, оно выявляется при помощи конструкции. Скульптура – ее язык – пластика и объем. Она тоже организовывает пространство и связана с архитектурой. Графика – язык линий. Линия и сочетание черный и белых пятен. Живопись – основной язык – цвет (монохромный, полихромный).
Обучение языку изобразительного искусства ведется поэтапно: от обучения умению анализировать средства художественной выразительности в иллюстрациях художников, других произведениях изобразительного искусства, рассказывая о них, следует переходить к формированию умений применять эти средства в практической работе при создании изобразительных работ.
Ожидаемые результаты по изучению раздела «Язык изобразительного искусства»
В результате изучения данного раздела учащийся должен:
знать / понимать:
• доступные сведения о памятниках культуры и искусства в связи с историей, бытом ижизнью своего народа; о ведущих художественных музеях России;
• понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура;
• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
• основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;• названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
• разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);уметь:
• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой,
ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
• правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
• применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
• выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
• выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
• выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
• высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев;
• выражать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.
Основные задачи раздела:
обучить учащихся основам декоративно–прикладного искусства (использование фактуры материалов, цвета, рисунка, объема, пространства, композиции, умение согласовать между собой детали в целый ансамбль);
формировать художественно-творческую активности, интерес к декоративному искусству.
Раздел «Декоративно-прикладное искусство» знакомит воспитанников с миром образов народного искусства и с многообразием различных культур.
Декоративно-прикладное творчество является одним из видов художественного творчества в области пространственных искусств. В нем проявляются закономерности эстетического отношения человека к действительности и искусства к действительности, общие у него со скульптурой, живописью, архитектурой и т.д.
Притягательной силой декоративного искусства является разнообразие и практичность многих его видов и жанров. Именно поэтому для каждого отдельного года обучения в программе предусмотрены разделы, посвящённые декоративно - прикладному творчеству. Декоративно-прикладное искусство объединяет обширную область пластических искусств, которая служит художественному, эстетическому оформлению материальной предметной среды.
Ожидаемые результаты по изучению раздела «Декоративно – прикладное искусство»
В результате изучения данного раздела учащийся должен:
знать / понимать:
• доступные сведения о памятниках культуры и искусства в связи с историей, бытом ижизнью своего народа; о ведущих художественных музеях России и своего региона;
• понятие: народное декоративно-прикладное искусство;
• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
• основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);
• названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
• разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);уметь:
• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой,
ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
• рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;
• решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь технологической картой облегченного типа, техническим рисунком, эскизом с учетом простейших приемов технологии в народном творчестве;
• выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;
• лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Филимоновской игрушки и т.д.;
• конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных работ народных мастеров;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
• выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
• высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
• выражать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
• положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию.
РАЗДЕЛ «ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА».
Основные задачи раздела:
систематизировать знания учащихся о жанрах и видах изобразительного искусства;
развивать интерес к отечественной и мировой культуре и искусству.
Раздел «Жанры изобразительного искусства» включает темы занятий направленные на расширение знаний учащихся из общеобразовательной области «изобразительное искусство» по существующим устойчивым формам образно-композиционной организации художественного произведения. Основой составления тематического планирования по разделу является многообразие жанров изобразительного искусства.
Ожидаемые результаты по изучению раздела «Жанры изобразительного искусства»
В результате изучения данного раздела учащийся должен:
знать/понимать:
особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры, архитектуры;
основные жанры изобразительного искусства;
известные музеи своей страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи;
выдающиеся произведения скульптуры, живописи, графики;
выдающиеся произведения русского изобразительного искусства ;Уметь:
работать с натуры в живописном и графическом материале над натюрмортом и портретом;
добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема;
передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
передавать пространственные планы в живописи и в графических работах (линейная и воздушная перспектива);
эмоционально откликаться на художественные произведения, находить образные слова и выражения в рассказе о них;
оформлять выставки работ.
РАЗДЕЛ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Основные задачи раздела:
Создать условия, способствующие развитию навыков самостоятельной трудовой деятельности учащихся в области технического творчества.
Развитие общеучебных умений и навыков учащихся в процессе проектной деятельности.
Способствовать развитию и саморазвитию, мотивации к техническому творчеству учащихся через участие продуктов проектной деятельности в различных выставках, конкурсах, конференциях.
Ожидаемые результаты по изучению раздела «Проектная деятельность»
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (педагога, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
-умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс (изделие);
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
6. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
7. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Результатом освоения дополнительной общеразвивающей программы
художественной направленности «Немалевич» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
1. Знание основных понятий и терминологии в области искусства.
2. Знание основных видов и техник художественной деятельности .3. Знание основных признаков декоративной композиции (плоскостность изображения, выразительность силуэта, локальный цвет, симметрия-
асимметрия и др.).
4. Умение решать художественно – творческие задачи, пользуясь эскизом.
5. Умение использовать техники прикладного творчества для воплощения
художественного замысла.
6. Умение работать с различными материалами.
7. Умение работать в различных техниках: плетения, аппликации,
коллажа, конструирования.
8. Умение изготавливать игрушки из различных материалов.
9. Навыки заполнения объемной формы узором.
10.Навыки ритмического заполнения поверхности.
11.Навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного
изображения.
12.Навыки изготовления объемных изделий и заполнения их узором.
13.Навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
14.Наличие творческой инициативы, понимание выразительности
цветового и композиционного решения.
15.Умение анализировать и оценивать результаты собственной
творческой деятельности- знания терминологии изобразительного
искусства;
16.Умение грамотно изображать с натуры и по памяти предметы
(объекты) окружающего мира.
17.Умения создавать художественный образ на основе решения
технических и творческих задач.
18.Умения самостоятельно преодолевать технические трудности при
реализации художественного замысла.
19.Навыки анализа цветового строя произведений живописи.
20.Навыки работы с подготовительными материалами: этюдами,
набросками, эскизами.
21.Навыки передачи объема и формы, четкой конструкции предметов,
передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на
которых они расположены.
22.Навыки подготовки работ к экспозиции.
23.Знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер
предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой
обзор», «композиция».
24.Знание оборудования и различных пластических материалов.
25.Умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции,
форму.
26.Умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности
предметов.
27.Умение работать с натуры и по памяти.
28.Умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи.
29.Навыки конструктивного и пластического способов лепки.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Изобразительное творчество учащихся имеет свои особенности. Как правило, в работах обнаруживаются признаки аналитического восприятия действительности. В то же время заметна неравномерность развития учащихся: одни демонстрируют сравнительную зрелость и умения в отдельных видах изобразительного творчества (живопись, графика); у других отмечаются колебания и длительность в рисовании, трудность в выполнении декоративно-прикладных работ; некоторые болезненно реагируют на замечания. Вследствие этого в обучении целесообразно применять следующие педагогические технологии:
Технология развивающего обучения/ Л.В. ЗанковЛичностно-ориентированного обучения/Якиманская И.С.
Приемы и методы организации образовательной деятельности соответствуют возрастным особенностям учащихся, а также конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных разделов и тем. В процессе обучения используются следующие методы обучения:
Словесные: объяснение, рассказ, беседа, лекция.
Наглядные: иллюстрации, демонстрации.
Практические: упражнение, выполнение задания.
Дидактические материалы и техническое оборудование
1. Репродукции картин, фотографии скульптур.
2. Литература по искусству.
3. Аудиозаписи музыкальных произведений.
4. Натюрмортный фонд.
5. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, уголь, пастель, тушь, кисти, бумага и т.д.).6. Компьютер.
7. Магнитофон.
8. Столы, стулья, мольберты.
Помещение для занятий должно быть просторным, хорошо освещенным, проветриваемым.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Горяева Н.А., Островская О.В. под редакцией Неменского Б.М. «Изобразительное искусство». Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, 2-е издание, Москва «Просвещение» 2013г, 191ст.
Копцев Т.А., Копцев В.П., Копцев Е.В. «Изобразительное искусство». Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. ООО «Ассоциация ХХI век» 2012г,176ст.
Неменская Л.А., под редакцией Неменского Б.М. «Изобразительное искусство». Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, 2-е издание, Москва «Просвещение» 2013г,175ст.
Неменская Л.А., под редакцией Б.М. Неменского Б.М. «Изобразительное искусство». Каждый народ - художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций, 2-е издание, Москва «Просвещение» 2012г, 159ст.
Савенкова Л.Г., .Ермолинская Е,А., Селиванова Т.В., Селиванов Н.Л. «Изобразительное искусство».Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений ООО «Русское слово-учебник» 2012г,112ст.
Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А, Селиванова Т.В. Селиванов Н.Л. «Изобразительное искусство». Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. ООО «Русское слово-учебник» 2012г,112ст.
Шматова О.В. «Самоучитель по рисованию акварелью». ООО «Издательство Эксмо» 2010г,79ст.