Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Город мастеров для обучающихся с ОВЗ.
Отдел образования администрации МО Кваркенского района
Оренбургской области
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Кваркенский Центр внешкольной работы»
Принята на заседании Утверждаю:
методического совета Директор МАУДО «КваркенскийМАУДО "Кваркенский Центр Центр внешкольной работы» внешкольной работы" ________________Хандова Т.Ф.
от « 23» ноября 2015 г «_____»___________20____г Протокол № 2 Приказ №______________
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности «Город мастеров»
с ограниченными возможностями здоровья
Возраст детей: 7-12 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Башанова Оксана Ундасыновна,
педагог дополнительного образования
с. Кваркено, 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ № 1 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Формы обучения.
Режим обучения.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РАЗДЕЛ № 2 2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
2.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
2.3. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
2.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
РАЗДЕЛ № 3 3.1. ПРИЛОЖЕНИЕ
«Целостность кружковой работы состоит в том,
что каждый может в течениедлительного
времени испытывать свои задатки,
способности,
выражать в конкретном деле свои склонности,
находить любимую работу».
В.Сухомлинский.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы.
В новых социально-экономических условиях нашего общества остро и актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и развитии. Об этом свидетельствует ряд нормативных документов министерства образования Российской Федерации.
Законодательное закрепление вопросов, связанных с обеспечением надлежащих условий для обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, нашло отражение в Конституции РФ и Законе РФ «Об образовании».
Закон «Об образовании» утверждает государственные гарантии на получение образования лицам с отклонениями в развитии и гарантирует им:
- воспитание и обучение;
- социальную адаптацию и интеграцию в общество.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Город мастеров» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья разработана на основе типовых программ с учетом учебных стандартов и требований следующих нормативно-правовых документов:- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р).
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей);-Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлениях методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
В настоящее время одним из направлений педагогики является развитие творческой личности. Данная программа раскрывает творческие способности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Занятие по данной программе развивает художественный вкус, фантазию, трудолюбие. Сам процесс рукоделия способен доставить огромную радость.
Все виды рукоделия, представленные в программе развивают у обучающихся способность работать руками под управлением сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер. А это необходимо для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ручное вязание, как вид декоративно-прикладного творчества, используется не только в одежде, но и в декоративных изделиях для украшения домашнего быта, интерьера (декоративные ажурные салфетки, дорожки, панно, блузы, игрушки и т.д.), такой вид рукоделия как вязание развивает творческое воображение, художественный вкус.
Мы предусмотрели и совместную работу обучающихся поместив в программу блок «Работа с бросовым материалом». В такой работе очень важно то, что каждый принимает участие в общем деле.
Изделия из соленого теста – это древнейший промысел русской керамики. Красота произведений древнего традиционного искусства воплощает в себе многовековой опыт художественного вкуса и жизненной мудрости человеческого труда. Поэтому народное искусство, художественные ремесла играют важную роль в разностороннем развитии детей.
Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Лепка из соленого теста отличается от пластилина. Тесто не пачкает рук и является экологически чистым продуктом. Техника лепки проста и ее легко освоить. Самые сложные поделки из соленого теста выполнены из простых элементов – колобков, колбасок и лепешек. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы с тестом: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций и к использованию разнообразных приемов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой. Приобретенные навыки,знание простейших закономерностей в цветоведении, композиции окажутся необходимыми для дальнейшего развития гармоничной личности. Кроме того, занятия способствуют развитию положительных эмоций детей, радостных переживаний, являясь средством снятия эмоционального напряжения.
Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы - художественная.
Необходимо постоянно осуществлять диагностику успехов обучающихся. Изучение каждой темы заканчивается проведением мини-выставки. Оценивая проделанную работу, необходимо действовать по принципу – больше похвалы, тем самым, стимулируя дальнейшую творческую активность ребенка. В обсуждении и оценке работ участвует весь коллектив, приучаясь критически относиться к результатам своего труда. Это делает возможность педагогу и обучающимся прогнозировать возможные ошибки в будущих работах и методы их устранения.
Новизна программы.
Новизна Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Город мастеров» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяразвивают у детей способность работать руками под управлением сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер. А это необходимо для детей с ограниченными возможностями здоровья, программа адаптирована для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Занятия по данной программе предполагают не только обучение приемам лепки из теста, вязание, поделки с бросового материала, но и развитию художественно-творческих способностей. В процессе реализации программы ведется работа над созданием индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций из солёного теста. Разнообразие творческой деятельности помогает детям с ограниченными возможностями здоровья в творческой самореализации и является одним из этапов социализации детей.
Вид программы – Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Город мастеров» с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность:
Актуальность даннойпрограммы определяет стратегия образовательной политики сформулированная вФедеральном законе РФ «Об Образовании Российской Федерации», где указано, что в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и социальной адаптации, оказания ранней помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов, форм и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в художественную творческую деятельность эффективно позволяет решать проблемы укрепления их физического и психического здоровья, преодоление комплекса неполноценности, улучшения психоэмоционального состояния и развития. Для решения проблемы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в социуме, их личностного развития необходимо создать условия, в которых каждый ребенок, независимо от уровня интеллекта и физического состояния, мог бы развивать способности, данные ему от природы.
Занятия па дано программе имеют большое значение для общего развития детей. Соленое тесто – благодатный материал. Который делает процесс познания легким, а занятие – полезным и приятным. Тесто обладает целым рядом свойств, необходимых для коррекционной работы. Позволяет детям осуществлять различные операции с ним: месить, раскатывать его в тонкие листы скалкой или руками, вырезать фигуры из этих листов, придавать им определенную форму, рисовать пальцами узоры на ее поверхности, работать с фактурой этой поверхности, менять консистенцию теста, работать как с очень крупными, так и совсем маленькими объемами материала. Работа с соленым тестом является прекрасным тренажером для рук, развивает их физическую силу, моторику, координирует движение не только рук, но и глаз. Это позволяет обучающимся в дальнейшем свободно выполнять различные действия руками (играть, работать, заниматься физическими упражнениями и т.д.), овладевать самыми необходимыми навыками (письмо, рисование) и использовать их в практической повседневной деятельности.
Известно, что формирование речевой области обучающегося совершается под влиянием импульсов, идущих от рук, а точнее от пальцев, поэтому стимулирование речевого развития ребенка путем тренировки движений пальцев рук особенно важно в тех случаях, когда у детей имеется задержка развития речи.
Вязание один из видов декоративно-прикладного искусства, который способствует развитию художественного вкуса, фантазии, пространственного воображения, а также развивает способность к личному самоопределению и самореализации. Специфической особенностью занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья является тесная связь с игрой. Придание объемности фигурке стимулирует их к игровым действиям. Работы с бросового материала. Обучающиеся начинают увлекательно играть со своими изделиями сразу же в процессе занятия. В игре они осваивают определенные социальные роли и соответствующие им формы и нормы поведения, благодаря чему обретают способность согласовывать свои действия, а также брать на себя различные обязанности и выполнять их. В общении с другими детьми у ребенка с ограниченными возможностями здоровья несомненно, развивается речь.
На занятиях он получает информацию о том, как оценивается товарищами не только его работа, но и какие усилия он приложил и какие качества личности проявил, чтобы получить заслуженную высокую оценку результатам своего труда. Я считаю это важным компонентом в работе, потому, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья учится правильно воспринимать оценку результатов своего труда, труда товарищей и подвергать себя рефлексии. Так начинает формироваться правильная самооценка, которая в дальнейшем окажет влияние на процесс приобретения социального опыта. Обучающийся в то же время получает и ту поддержку со стороны не только окружающих его детей, педагога дополнительного образования, но и родителей. Которая необходима для развития самосознания и стимулирования его успехов во всех видах деятельности.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, занимаясь в творческом объединении «Город мастеров», приобретает не только знания, умения, навыки, не только осваивает определенные нормы поведения, но и получает частицу того социального опыта, который в будущем позволит стать ему равноправным членом общества.
Педагогическая целесообразность.
Программа дает возможность создания ситуации успеха для детей с ограниченными возможностями здоровья. Предвидя возможные трудности обучающихся при выполнении задания, оказывается индивидуальная помощь, с целью обеспечения продвижения в процессе обучения, повышения самостоятельности детей.
Для достижения оптимального результата используются следующие современные педагогические технологии:
Технология личностно – ориентированного обучения;
Элементы технологии проблемного обучения;
Элементы проектной технологии;
Элементы игровых технологий;
Технология групповой деятельности.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы является то, что в ходе её реализации на отдельных занятиях используются элементы арт-терапии, которые позволяют ребенку выразить свой внутренний мир через творчество.
На занятиях происходит совершенствование первичных навыков рукоделия, полученных на уроке «Коррекция психомоторных и сенсорных процессов», а также продолжается коррекция восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений,умения согласовывать движения различных частей тела. В процессе обучения обучающиеся научатся самостоятельно изготавливать простые подарки, сувениры для себя, родных, близких, друзей. Поделки, изготовленные своими руками, позволяют проявить ребенку индивидуальность, развить фантазию, художественный вкус, пространственное мышление.
Еще одной отличительной особенностью программы является то, что техника лепки из соленого теста – это один из видов арт-терапии, который способствует изменению эмоционального состояния.
Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества.Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Нашла она также достаточно широкое применение в педагогике и социальной работе.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.
В реализации Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Город мастеров» с ограниченными возможностями здоровья участвуют обучающиеся 7-12 лет. Количество обучающихся в группе 12 человек.
Срок и условия реализации.
Срок обучения по Дополнительной общеобразовательнойобщеразвивающей программе «Город мастеров» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – минимальный от 3-х месяцев до 1 года, может увеличиваться с учетом особенностей их психофизического развития.Формы, виды и методы обучения.
Для реализации программы используется очная форма обучения, особенности организации образовательного процесса – традиционная форма. (Закон № 273 – ФЗ, гл.2, ст.17, п.2).
Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Город мастеров» ведётся на русском языке.
Уровень данной программы – общекультурный (ознакомительный), особенности состава обучающихся - неоднородный (смешанный) с участием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
При обучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Город мастеров» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья применяются следующие виды занятий: практическое занятие, творческая мастерская, выставка, конкурс, мастер-класс, открытое занятие, презентация.
Режим занятий
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Город мастеров» с ограниченными возможностями здоровья реализуется в течение одного учебного года и рассчитана на 72 часа учебного времени (2 академических часа в неделю). Режим занятий по программе – 2 раза в неделю по 1 часу.
Принципы построение программы:
Принцип индивидуализации – учитываются интересы, потребности, возможности, особенности психофизического развития детей.
Принцип практико-ориентированности – обеспечивает направленность работы на решение коррекционных задач.
Принцип стимулирования – поощрение, стимулирование, публичное признание достижений детей.
Принцип согласованности – совместное решение задач в группе, в коллективе.
Принцип самоопределения – осознание своих возможностей в достижении ситуации успеха в деле.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель: расширение знаний и приобретение практических навыков в области декоративно-прикладного творчества, развитие художественных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
Обучающие:
Обучить практическим навыкам работы в различных техниках рукоделия.
Формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству.
Развивать художественный вкус и ориентироваться в качестве изделий.
Развивающие:
Способствовать воспитанию творческой активности.
Способствовать формированию всесторонней развитой личности.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию творческой активности.
Формировать чувство самоконтроля.
Мотивационные:
Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.
Социаольно-педагогические:
Формирование общественной активности, реализация в социуме.
Коррекционно-развивающие:
Корригировать и развивать сенсорную деятельность и мелкую моторику (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений) при работе над изделиями из соленого теста.
Коррекция и развитие тактильного восприятия через лепку, и раскрашивание изделий из соленого теста.
Формировать у учащихся навыки самостоятельной работы и самоконтроля.
Расширять активный словарь.
Тренировать образную память.
Развивать мыслительную и творческую деятельность.
А также целью данной программы является – помочь ребенку справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему школа, расширить знания и создать условия для приобретения практических навыков в области декоративно-прикладного творчества, развития художественных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учащиеся не в состоянии самостоятельно, без особой педагогической помощи усвоить содержательный минимум школьной программы. При условии систематической коррекционной поддержки, дети с ограниченными возможностями здоровья, преодолевают свой недостаток.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья предоставляет дополнительное образование. По базисному учебному плану в классах на изучение курса «Технология» отводится 2 часа в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы - 2 часа в неделю. Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Занятие ручным трудом развивает требовательность к себе, точность и аккуратность в работе, трудолюбие, усидчивость, изобретательность и в то же время прививает трудовые навыки владения многими инструментами.
Систематические занятия рукоделием открывают возможность для развития инициативы, творчества, активизируют мышление.
В процессе освоения программы дети приобретают навыки работы с различным материалом, умение соблюдать осторожность при работе с режущими инструментами.
Для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья характерны проблемы с запоминанием, невнимательностью, поэтому занятия строятся таким образом, чтобы восполнить пробелы развития ребенка, активизировать внимание, память, мышление, вспомнить материал предыдущего занятия. Сначала хорошо изучить теоретический материал, а затем переходить к практическим заданиям.
Занятия объединения «Город мастеров» являются своего рода коррекцией. Для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение включает теоретический и практический материал. Теоретическая часть включает пояснения руководителя с показом дидактического материала и приёмов работы. В практической части осваиваются приемы лепки, вырезание деталей и их соединения, затем выполнение индивидуальных и коллективных работ. Применяется и коллективный способ обучения, т.е. не только руководитель, но и сами ребята учат друг друга работать. Свободная форма обучения способствует меньшей утомляемости, воспитывает взаимоконтроль, готовит к практической трудовой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ темы Наименование тем Количество часов
теория практика всего
Вводное занятие. 1 1 2
2. Тестопластика5 21 26
2.1
Работа с шаблонами.
Простейшие изделия из соленого теста. 1 4 5
2.2 Украшения из соленого теста 1 5 6
2.3 Сушка и окрашивание. 1 4 5
2.4 Подсвечники. 1 4 5
2.5 Изготовление картин из теста. 1 4 5
3. Вязание 4 25 29
3.1 Начальный ряд петель. Воздушная петля. Цепочка воздушных петель. 1 5 6
3.2 Аппликация из цепочек воздушных петель. 1 6 7
3.3 Игольница «Грибок». 1 7 8
3.4 Диванная подушка «Солнышко». 1 7 8
4. Работа с бросовым материалом 2 15 17
4.1 Изготовление цветов из бросового материала. 1 6 7
4 Новогодние игрушки и елочные украшения из бросового материала. 1 7 8
ИТОГО 12 60 72
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА.
Вводное занятие.
Теория: Введение в программу. Техника безопасности. Способы приготовления теста. Инструменты нужные для работы с тестом и правила их, безопасного использования. Правила поведения на занятиях.
Практика: Лепка простых фигур: шарик, лепешка, капелька, колбаска, лента.
Работа с шаблонами. Простейшие изделия из соленого теста.
Теория: Организация рабочего места. Работа с шаблонами. Декоративно-отделочные работы.
Практика: Изготовление поделок, с помощью шаблонов.
Украшения из соленого теста.
Теория: Роль украшений в жизни человека. Виды украшений.
Практика: Изготовление бус, браслетов, кулонов.
Сушка и окрашивание.
Теория: Два способа сушки изделия. Сушка на открытом воздухе. Виды красок: гуашь, акварель, темпера. Варианты окрашивания изделия.
Практика: Самостоятельное окрашивание учащимися собственных работ.
Подсвечники.
Теория: Назначение подсвечников. Виды подсвечников.
Практика: Изготовление подсвечников.
Картины.
Теория: Возможность изготовления картин.
Практика: Изготовление картин. Изготовление коллективной картины.
Начальный ряд петель. Воздушная петля. Цепочка воздушных петель.
Теория:Начальный ряд петель, воздушная петля, цепочка воздушных петель.
Практика: практическое выполнение воздушных петель, оформление альбома с образцами.
Аппликация из цепочек воздушных петель.
Теория:Техника выполнения воздушных петель.
Практика: Подбор инструментов и материалов для работы. Выбор композиций работ по журналам или самостоятельное создание рисунка. Определение размера и форм. Выбор композиций работ по журналам или самостоятельное создание рисунка. Перенос рисунка с помощью копировальной бумаги на основу картона . Подбор нитей для работы, вязание цепочек воздушных петель. Заполнение композиции цепочками с помощью клея.
Игольница «Грибок» .Теория:Вязание по кругу, сочетание цветов в изделии, вытянутые петли. Техника безопасности при работе крючком, колющими инструментами.
Практика: Вязание деталей игольницы их соединение крючком и иглой.
Диванная подушка.
Теория: Техника вязания столбиков с двумя и более накидами. Сырьё, используемое для набивки сувениров, игрушек, прочего. Практика: Вязание отдельных мотивов подушки и соединение деталей подушки крючком и иглой
Изготовление цветов из сбросового материала.
Теория: Виды цветов. Приемы изготовления цветов.
Практика: Изготовление цветов.
Новогодние игрушки и елочные украшения.
Теория: Основные приемы, используемые при изготовлении елочных украшений.
Практика: Самостоятельное изготовление елочных украшений.
Планируемые результаты освоения программы:
Рост адаптационных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья в социуме.
Рост личностного развития через самовыражение художественно-творческой деятельности.
Активизация интереса к рукоделию.
Приобретение новых знаний по технологии, методам и приемам рукоделия.
Активное участие в групповой и коллективной работе.
Умение поддерживать эмоционально-устойчивое поведение в группе коллективе.
Улучшение мелкой моторики рук.
Овладение коммуникативными навыками.
Адекватное оценивание своих возможностей, готовность к самовыражению.
Обучающийся должны знать:
- основные приемы, используемые для рукоделия;
- технику безопасности на занятиях;
- технологический процесс изготовления поделок;
Обучающийся должны уметь:
- соблюдать правила безопасного труда;
- переводить шаблоны на тесто;
- изготавливать и оформлять поделки;
- осуществлять декоративную работу приизготовлении изделия;
- самостоятельно изготавливать поделки;
Обучающийся приобретет навыки:
- наложение шаблона на раскатанное тесто и вырезание ножом фигурки по краю шаблона;
- определения свойств и качеств соленого теста, применяемого для изготовления поделок;
- изготовления простой поделки по собственному эскизу.Умения и навыки дополняют и обусловливают друг друга. В конечном итоге каждый ребенок осваивает следующие умения и навыки: планирует трудовой процесс, организовывает рабочее место, проводит технологические операции и самоконтроль.
2.1. Условия реализации программы
Для реализации данной программы необходимо наличие хорошо освещенного кабинета с необходимым оборудованием:
- размещение для обучающихся местах (с учётом их особых потребностей);
- столы, свободно расставленные,
- шкафы для хранения материалов и изготовленных изделий,
- стеллажи для проведения выставок;
- оборудованные раковины для мытья рук;
-материалы: краски, кисти для росписи, скалки, клей ПВА, набор формочек для теста различной формы и величины, мука соль;
- наглядные пособия: овощи фрукты (муляжи и натуральные объекты);
- наборы игрушек и образцы кукол;
- наборы открыток с изображениями дымковской игрушки;
- иллюстрации к знакомым сказкам.
2.2. Формы подведения итогов реализации программы:
Результаты по данной программы отслеживаются по следующим видам результатов:Входящая диагностика:
Диагностику проходит в начале учебного года.
Текущий контроль:
Текущий контроль выполняет диагностическую функцию. Целью текущего контроля является определение уровня и оценка степени освоения обучающимися темы программы в целом. Текущий контроль осуществляется педагогом в конце каждой темы программы в форме совместного анализа полученного изделия с вручением красочного смайлика или «медали» обучающемуся, при этом учитывается продвижение обучающихся относительно самих себя, без сравнения с другими обучающимися.
Промежуточный контроль:
Проведение промежуточного контроля нецелесообразно в связи с низкой динамикой развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Итоговый контроль:
Форма аттестации отражены в приложениях.
1. Таблица адаптации ребенка. Приложение № 1.
2. Заключение по диагностике мелкой моторики обучающихся детского объединения «Город мастеров».Приложение № 2.
3.Рекомендации по коррекционной работе на занятиях объединения «Город мастеров». Приложение № 3.
4. Карта обследования сформированности сенсорных процессов учащихся с ОВЗ, освоивших программу «Город мастеров». Приложение 4.
5. Методические рекомендации по проведению занятий с детьми с ОВЗ. Приложение №5.
6. Памятка для родителей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Приложение №6.
7. Рассказ о соленом тесте. (Материал для лекции). Приложение №7.
8. Лепка основных элементов. Приложение №8.
9. Рецепты соленого теста. Приложение №9.
10. Упражнения для развития мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика). Приложение №10.
11.ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУРОК ИЗ ПАЛЬЦЕВ (по В. В. Цвынтарному.Играем пальчиками и развиваем речь).Приложение №11
Проведение и участие в различных выставках, конкурсах, коллективный анализ творческих работ. Выставка работ обучающихся.
2.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основной формой обучения является практическая работа. Структура занятий в объединении «Город мастеров» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составляет, что20-25% времени идет на теорию и 75-80%- на практическую работу. Задания, которые предлагаются для обучающихся для выполнения в материале, учитывают постепенное нарастание сложности построения и технологического исполнения.Однако, чтобы процесс изготовления изделий не проходил нудно и однообразно, его необходимо обогащать другими занятиями интеллектуального и физического плана. С этой целью обучающиеся прослушивают, стихотворение играют в игру на развитие памяти и воображения, вспоминают народную пословицу и поговорку. Принцип последовательности и постепенности усложнения приемов и техники исполнения изделия сочетается с учетом специфики физического и умственного развития каждого ребенка. На занятиях используется наглядно-иллюстративный метод обучения: демонстрируются детские книжки с иллюстрациями известных художников, наборы открыток. Дети любят не только смотреть картинки, но и потрогать все своими руками. Им интересны готовые фигурки, муляжи овощей и фруктов, образцы, на которых видны все этапы и особенности их выполнения. При визуальном копировании предложенного образца допускается использование трафаретов, что помогает обучающемуся успешно изготовить свою фигурку. Для наилучшего усвоения обучающимся с ограниченными возможностями программного материала педагог использует различныевиды дидактического ираздаточного материала:
1.Наглядные пособия в виде иллюстраций и репродукций картин русских и зарубежных художников (тема «Времена года»);
2.Наглядные пособия, сделанные педагогом (образцы работ);
3.Наглядные пособия, выполненные обучающимися (образцы работ);
4. Печатные наглядные пособия и открытки: Птицы, животные средней полосы, животные Африки, животные Севера, Времена года, Деревья,Виды садовых и полевых цветов;
5.Овощи, фрукты (муляжи и натуральные объекты);
6.Шаблоны кругов, овалов, листьев;
7.Наборы игрушек и образцы кукол;
8.Картинки и фотографии на USB-носителе;
Так же необходимо следующее материально-техническое оснащение:
1.видеопроектор;
2.компьютер;
Такой способ подачи материала повышает внимание обучающихся,углубляет их интерес к занятиям, способствует развитию воображения, наблюдательности, мышления. Приступая кизготовлению изделия, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, под чутким руководством педагога рассматривают различныеварианты образцов, оценивают их достоинства и недостатки, учатся выбирать оптимальный вариант. Постепенно у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья вырабатывается привычка контролировать технологический процесс и определять его оптимальные условия. Кроме того, формируются и такие качества, как аккуратность и бережливость. Педагог направляет образовательный процесс таким образом, чтобы обучающиеся каждое новое изделие выполняли лучше, чем предыдущее, чтобы оно являлось новой ступенью в развитии их умений и навыков. Формыобъединения детей для коллективных работ: парами, тройками. Обучающиеся создают вместе одно изображение, договариваясь о его содержании и средствах исполнения. Важным моментом в занятиях ручным трудом являются мероприятия, способствующие мышечной разгрузке ребенка в перерывах между этапами работы, устранение гиподинамии. С этой целью педагог проводит специальную гимнастику для позвоночника, глаз, рук, которую дети с удовольствием выполняют. В течение учебного года обучающиеся принимают участие в тематических выставках лучших творческих работ, куда приглашаются родители.
Основу дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составляют теоретические, практические, комбинированные занятия. Обучение строится с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
Формы организации занятий – очная, групповая, индивидуальная, со всем составом объединения. Формы проведения учебных занятий: беседа, лекция, рассказ, игра, викторина, самостоятельная работа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Особенностью построения занятия является увеличение количества динамических пауз через каждые 15-20 минут занятия.При организации занятия учитываются рекомендации педагога. Помимо изготовления отдельных мелких частей композиции из теста включено выполнение более сложных частей разного размера, а также входят речевые инструкции по технике безопасности, разучивание стихов и чистоговорок по темам Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Город мастеров» с ограниченными возможностями здоровья. На занятиях используется метопроговаривания композиций с коррекцией памяти, мышления, речи.
Формы и методы занятий
В ходе обучения используются активные формы обучения:
Формы организации деятельности на занятиях
индивидуальная - обучающемуся дается самостоятельное задание с учётом его возможностей
групповая - разделение на минигруппы для выполнения определенной работы
коллективная - выполнение итоговых работ при прохождении определенной темы или для подготовки к выставкам, мероприятиям и конкурсам.
Ведущие формы проведения занятий
занятие-игра - игровые упражнения с целью изучения и закрепления теоретического материала, конкурсные игровые задания
выставка - просмотр и анализ творческих работ, отбор и подготовка к отчетным выставкам и конкурсам; подведение итогов по пройденному разделу или теме
игровая программа проведение тематических праздников с обучающимися и родителями
конкурс - строится в виде соревнования, викторины в игровой форме для стимулирования творчества детей
Методы обучения
словесные беседа, рассказ, объяснение; анализ художественного произведения (литературного текста)
наглядные - презентация видеоматериалов, иллюстраций, демонстрация образцов; показ художественных приёмов и техник; наблюдение за различными явлениями природы
практические - выполнение по образцу, тренировочные упражнения, эксперименты с красками, конструирование, оформление и др.
Методы организации деятельности детей
репродуктивные - воспроизведение полученных знаний и освоение способов деятельности
частично-поисковые - коллективный поиск, решение поставленной задачи совместно с педагогом (выполнение небольших заданий)
исследовательские - овладение методами научного познания (экспериментирование с разными художественными материалами и техниками, понимание их свойств и возможностей для создания выразительного образа),
организация самостоятельной работы
Выбор методов зависит от структуры, содержания и цели занятия.
2.5. Литература для педагога:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 года № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья».
«Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе»под редакцией В.В. Воронковой книга для учителяМосква«Школа-Пресс» 1994 г.
Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М., 2007.
Белова Н.Р., Игрушки к празднику. «Эксмо», 2007.
Изольда Кискальд, Соленое тесто. «Харвест», 2008.
Левадный В.С. Лепка. «Арфа СВ», 1998.
Маслова Н.В., Лепим из соленого теста. Подарки, сувениры, украшения. «Астрель», 2008.
Надеждина В.К. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. «Харвест», 2008.
В. А. Хоменко "Соленое тесто шаг за шагом"
Надеждина В.К. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. «Харвест», 2008.
Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М., 2007.
Маслова Н.В., Лепим из соленого теста. Подарки, сувениры, украшения. «Астрель», 2008.
Левадный В.С. Лепка. «Арфа СВ», 1998.
Литература для обучающихся:
Изольда Кискальд, Соленое тесто. «Харвест», 2008.
Маслова Н.В., Лепим из соленого теста. Подарки, сувениры, украшения. «Астрель», 2008.
Надеждина В.К. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. «Харвест», 2008.
Изольда Кискальд, Соленое тесто. «Харвест», 2008.
Набор фотографий готовых работ по темам.
Пошаговые инструкции по темам.
3.1. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Таблица позволяет учитывать индивидуальные и возрастные особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации (Таблица 1).
ТАБЛИЦА
АДАПТАЦИИ РЕБЕНКАОбъединения «Тестопластика».
________Лучинина Сергея________
Характер
Адаптации
параметры 1 группа
легкая П группа
средней тяжести Ш группа
тяжелая 1У группа
крайне
тяжелая
настроение Бодрое,
контактное Бодрое, не
уравновешен
ное, очень
эмоциональное Спокойное,
уравновешен
ное, не
контактное,
не эмоциональноеВялое, не
контактное
поведение
на занятии Сосредоточен
инициативен,
быстро
отвечает,
уравновешен Не
сосредоточен,
не активен,
возбудим Малоактивен
заторможен,
замедлен в
реакциях,
инертен. Не сосредоточен
пассивен
предел
работоспособности Соответствует
норме и возрасту Быстро
наступает
утомление соответствует
возрастной
норме низкий
признаки
утомления Не большая
возбудимость
нервной
системы Возбудимость
нервной
системы,
нарушение
координации
движений Замедленная
ответная
реакция
Явно
выраженные
признаки
утомления
Приложение № 2
Заключение по диагностике мелкой моторики
учащихся детского объединения «Тестопластика».
Численность детского объединения «Тестопластика» максимальная 12 обучающихся. По итогам проведения индивидуальной диагностики развития мелкой моторики можно сделать следующие выводы:
Мелкая моторика находится ниже среднего уровня развития – 4 человек из группы
Мелкая моторика находится на среднем уровне развития – 8 человек из группы
Вывод:
Так как состав объединения по диагностическим показателям неоднороден, необходим индивидуальный подход к обучающимся во время занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Тестопластика» и разные уровни сложности при изготовлении изделий из теста.
Рекомендации:
Установлено, что у детей с ОВЗ сенсомоторное развитие значительно отстаёт по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объёма зрительного восприятия, нарушения и специфические недостатки моторики затрудняют их знакомство с окружающим миром. Развитие сенсомоторики у детей младшего школьного возраста с особенными возможностями здоровья зависит от создания психолого-педагогических условий развития. Эти условия должны учитывать интересы и потребности ребёнка и его развитие возрастные особенности и задачи коррекционно-воспитательного воздействия.
Первым условием является использование различных видов изобразительного творчества одним, из которых являются занятия по общеобразовательной общеразвивающей программе «Тестопластика» для детей с ОВЗ, которые обязательно должны иметь коррекционную направленность и включать в себя следующие виды упражнений:
- упражнения на развитие общей моторики (физкультурные минутки и динамические паузы);
- упражнения на развитие мелкой моторики ладони и пальцев рук: лепка деталей с использованием различных приемов лепки, а также использование дополнительного материала для составления композиции.
Целью упражнений для развития мелкой моторики является развитие межполушарного взаимодействия. Межполушарное взаимодействие имеет большое значение для развития мелкой моторики путем синхронизации работы полушарий головного мозга. Также благоприятно сказывается на развитии памяти, внимания, мышления, речи.
Правила проведения физкультминутки:
- упражнения по развитию мелкой моторики необходимо проводить в комплексе;
- в комплекс упражнений необходимо обязательно включать упражнения на сжатие, расслабление и растяжение кистей рук;
- начинать и заканчивать занятие следует самомассажем кистей рук;
- сначала все движения педагог показывает и по мере необходимости выполняет их руками ребенка, а по мере освоения ребенок начинает их делать самостоятельно.
Пальчиковую гимнастику следует проводить на каждом занятии, так как она активизирует работу головного мозга ребенка, способствует развитию речи, способствует развитию ловкости, умения управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности (показать форму, величину, предмет и т.д., имитация движения, приемов, работа с самим тестом).
Упражнения на развитие внимания и памяти:
- запомнить последовательность выполнения работы, вспомнить правила склеивания деталей, техники безопасности;
- ориентировка на листе бумаги. Расположение частей на листе относительно друг друга и других деталей работы, соблюдение пропорций, составление разноплановой композиции.
Приложение № 3
Рекомендации по коррекционной работе
на занятиях объединения «Тестопластика»
В состав группы входят обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья. У детей выраженный недостаточный уровень речевого развития и, что самое главное, слабость регулирующей функции речи; низкая познавательная активность и неразвитая саморегуляция; недоразвитие эмоционально-волевой сферы в целом. У них наблюдается отставание словесно-логического мышления от возрастной нормы и преобладание наглядно-действенного мышления, обучающиеся испытывают трудности в овладении речевой формой мышления.
Коррекционная работа с данной категорией обучающихся на занятиях по программе «Тестопластика» имеет позитивное влияние на формирование психических функций ребенка, его развитие в целом. При этом учитываются не только особенности, но и возможности развития каждого ребенка.
Рекомендуемые коррекционные упражнения:
Упражнения на развитие моторики.
Движения, сопровождаемые словами (лучше стихами, т.к. они имеют четкий ритм, лучше запоминаются обучающимися и более эмоциональны).
Гимнастика:
Голосовая гимнастика (хоровое и индивидуальное произношение слов, фраз, чистоговорок в разном темпе, с разной интонацией, высотой и громкостью звучания).
Пальчиковая гимнастика (показать форму, величину, предмет и т.д., имитация движения, приемов, работа с самим тестом).
Развитие связной речи:
Все действия сопровождать речью, многократно повторяя новые слова, термины, по ходу работы задавать детям вопросы.
Формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию.
Услышать и понять собеседника, выполнить несложные инструкции, ответить на вопросы.
Узнавание и называние данных предметов, изображенных на рисунках.
Работа с ситуативной картинкой; моделирование ситуации; составление простой фразы на основе предложенного рисунка.
Составление простых предложений по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.
Рассуждение, анализ своей работы и работы своих товарищей.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки (для обучения чтению и письму).
Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый).
Выработка умения показывать и называть изображения предметов последовательном порядке: слева направо, в горизонтальном положении.
Группировка предметов по основным признакам (цвету, форме, величине).
Выбор и группировка геометрических форм (брусочки, шарики, пирамидки).
Конструирование из данных геометрических форм.
Развитие и координация движений кисти руки и пальцев (для подготовки руки к письму).
Лепка.
Обведение по шаблону или трафарету простейших фигур или знакомых детям предметов (яблоко, груша и др.), раскрашивание и штриховка.
Рисование знакомых предметов и их раскрашивание.
Приложение 4.
Карта обследования
сформированности сенсорных процессов учащихся с ОВЗ,
освоивших программу «Тестопластика»
Фамилия, имя учащегося ____________________________________________
Итоговая диагностика по программе «Тестопластика» проводится в конце учебного года в 2 этапа:
1 этап – создание макета контрольного изделия;
4903470563880обучающимся предлагается изучить образец готового изделия. Из набора картонных деталей разного размера создать макет контрольного изделия с помощью инструкционной карты. Инструкционная карта сначала проговаривается педагогом, затем проговаривается детьми, после чего обучающиеся приступают к работе.
2 этап – создание изделия по готовому макету.
Контрольное изделие: «Солнце» изготавливается из соленого теста. При изготовлении контрольного изделия учащиеся пользуются сделанным ими макетом.
Этапы обследования Критерии Отметка о выполнении
Оценка восприятия:
Восприятие инструкции, даваемой педагогом Выполняет инструкцию педагога самостоятельно Выполняет инструкцию с помощью педагога. Не может выполнить инструкцию после многократного повторения. Оценка владения сенсорными эталонами:
Различение формы (после изучения образца, сгруппировать детали для макета). Выполняет работу самостоятельно Выполняет работу с помощью педагога. Не может выполнить работу после многократного повторения. Восприятие величины (раскладывание в порядке убывания и возрастания детали лучей по кругу) Выполняет работу самостоятельно Выполняет работу с помощью педагога. Не может выполнить работу после многократного повторения. Цветоразличение (раскрасить большие лучи оранжевым цветом, средние лучи тёмно-жёлтым цветом, маленькие лучи жёлтым цветом). Выполняет работу самостоятельно Выполняет работу с помощью педагога. Не может выполнить работу после многократного повторения. Приложение №5
Методические рекомендации по проведению занятий с детьми с ОВЗ
Каждое занятие по данной программе, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Теоретические сведения – это может быть повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о способах работы с соленым тестом или об истории изготовления того или иного творческого проекта. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к ребенку. Использование наглядных пособий повышает интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятиях используются различные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, проспектов, журналов, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность обучающемуся закрепить их в практической деятельности.
Практические работы.
При проведении практических работ в процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает ребенку о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности. Для проведения практических работ у обучающегося имеется набор инструментов и материалов, необходимых для конкретного задания. Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук рекомендую начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости - оказание помощи. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания:
Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
Самомассаж ладоней.
Самомассаж пальцев рук.
Нарушения тактильных ощущений можно преодолеть, включая в занятия игры на узнавание предметов без зрительного контроля. С учетом этого должны подбираться и игрушки, используемые на занятиях, среди которых - и мягкие, и гладкие, и колючие и т. д. Процесс узнавания по «шкурке» игрушки можно легко включить в игры, органично добавляя их в занятия с целью обследования объектов которые предстоит изобразить, вылепить. Тактильное восприятие также хорошо совершенствовать посредством известной игры «волшебный мешочек» с набором мелких предметов, которые необходимо узнать «на ощупь». Эти упражнения являются наиболее эффективными для преодоления нарушений тактильных ощущений.
На одном занятии выполняется не более 3-4 упражнений. Весь комплекс упражнений на наших занятиях условно можно разделить на 3 составляющие:
1. Пальчиковая гимнастика (Приложение № 10,11). В своей работе я использую опыт такого автора, как В.В. Цвынтарный [28]. Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Дети очень любят играть в теневые игры. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Поначалу обучаем детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляем упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Педагог следит за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. При необходимости помочь ребенку принять нужную позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки. Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается - показ устраняется и остается только словесная инструкция.
2. Хорошо зарекомендовали себя упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:
собирание пирамидок, матрешек, мозаики:
нанизывание колец на тесьму;
работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины;
сортировка монет;
перебор крупы;
работа со спичками;
работа с бумагой;
шнуровка на специальных рамках, ботинок;
завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;
игры с песком, водой;
наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);
закручивание шурупов, гаек;
игры с конструктором, кубиками;
рисование в воздухе;
рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом, красками, углем и т.д.).3.Непосредственные занятия по тестопластике.
В процессе изготовления художественных изделий большое внимание обращается на подбор поделок, над которыми работает ребенок. Народное искусство было всегда преимущественно бытовым. Изучая его приемы, традиции, своеобразную художественную структуру, обучающийся создаёт нужные для всех изделия, которые сразу найдут себе применение в быту и обиходе. Такое обучение делает занятия серьезными, практически необходимыми. Успех ребенка в изготовлении изделий из соленого теста рождает в нем уверенность в своих силах, воспитывает готовность к проявлению творчества в любом виде труда, он преодолевает барьер нерешительности, робости перед новыми видами работы.
Каждое занятие, входящее в предложенные индивидуальные адаптированные дополнительные образовательные программы, решало несколько задач, а именно:
- формирование и коррекция графических навыков;
- развитие творческих способностей;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие зрительно-двигательной координации;
- тактильных и сенсорных ощущений;
- пространственных представлений.
Кроме того, развивался кругозор детей, совершенствовались коммуникативные навыки. В ходе занятий проводились физические упражнения для нормализации мышечного тонуса, направленные на снятие чувства усталости, активизацию внимания. Во время занятия обязательно соблюдались ортопедические условия: правильная посадка, фиксация необходимых для работы предметов на столе.
Для развития творческих способностей проводились разные игры - упражнения, направленные на развитие воображения: «Найди фигуру», «На что похожа клякса», «Нарисуй геометрическую фигуру, на которую похож предмет» и т.д. Игры на развитие восприятия: «Дорисуй недостающие детали», Дорисуй животное», «Что забыл нарисовать художник» и т.д. Игры на развитие сенсорных навыков «Веселые раскраски», «Цветные картинки», «Цветные загадки», «Волшебные красочки» и т.д.; на развитие творчества: «Слепи то, чего на свете не бывает», «Придумай несуществующее животное» и т.д.
Далее был разработан ряд занятий, цель которых учить детей новым приемам лепки из соленого теста, развивать зрительное и мускульное восприятие формы предметов; учить использовать для создания образа различные выразительные средства; учить различным выразительным и техническим приемам лепки из соленого теста; развивать творческую инициативу в отборе темы для лепки.
Исходя из анализа факторов и условий, влияющих на развитие творческих способностей детей, можно обозначить общий круг проблем, связанных с готовностью педагога решать их задачи:
—выделять необходимые и достаточные дидактические, психолого-педагогические условия реализации поставленных задач;
—развивать в себе готовность отказаться от прошлого опыта, полученного при решении задач подобного рода;
—видеть многофункциональность вещи;
—соединять противоположные идеи из разных областей опыта и использовать полученный результат для решения проблемы;
—осознавать стереотипную (привлекательную, навязанную авторитетом) идею и освобождаться от ее влияния.
Организация образовательного процесса по Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы основана на использовании определённых способов включения обучающихся в творческую деятельность.Специфика проводимых занятий заключается в следующем: каждое занятие начинается с нормализации тонуса и разминки для рук (пальчиковая гимнастика), делается небольшой массаж для рук. Это делается в игровой форме, совместно с педагогом, который читает стихотворный текст и показывает движения. Для этой цели был подобран комплекс доступных упражнений, разнообразных по содержанию и характеру движений, который записан для удобства на карточках и всегда под рукой. Нужное выбирается созвучно сезону, погоде и теме занятия. Затем обычно сообщается тема и цели занятия, либо проводится вступительная беседа, в конце которой задается вопрос: «Как ты думаешь, чем мы сегодня будем заниматься?». После этого идет объяснение материала. Обычно работа четко разбивается на этапы, каждый из которых объясняется, показывается, называются приемы работы. Во время лепки ребенок повторяет движения в воздухе вслед за педагогом. Когда работа достаточно сложная, в работе используется алгоритм в картинках, однако никогда нельзя замещать им объяснение, можно лишь дополнить процесс демонстрации, так как у детей преимущественно конкретное мышление и они не в состоянии соотнести свои действия с рисунком алгоритма. В процессе объяснения необходимо опираться на пройденный материал, чтобы закрепить уже полученные умения и освежить в памяти знания. Например, дети научились лепить шар (яблоко), на последующих занятиях, получая огурец или морковку, нужно исходить из этой же формы. Далее лепим птичку, также начиная с шарообразной формы. Делается это потому, что наибольшую трудность дети испытывают в круговых движениях, которые требуют определенного уровня сформированности движений кисти, обратно поступательные движения даются им легче. Не обязательно включать минутки отдыха в творческие занятия, так как память у детей кратковременная, и они могут забыть объяснение задания, однако если работа затянулась, и ребенок утомился, можно провести короткую физкультминутку, затем повторяя коротко задание продолжить практическую работу. На теоретическую часть приходится не более 30% занятия, остальное время отдается на самостоятельную работу и подведение итогов. Нельзя ни в коем случае осмеивать или ругать неудачные работы. Всегда нужно отмечать положительный сдвиг, похвалить ребенка.
Чтобы повысить интерес к работе, повысить эмоциональный настрой, включить ребенка в занятие, мы вводим элементы драматизации. Например, лепим колобка - вспоминаем и рассказываем в лицах фрагмент сказки. Очень важно выбрать удачное музыкальное сопровождение – для этих целей используется сборник песен из мультфильмов и диск с песнями В. Шаинского, там достаточно легко подобрать песенку, созвучную теме занятия, а под музыку работается веселее. Для этих же целей практически на всех занятиях используются стихи, загадки, поговорки, пословицы, народный фольклор.
Большое значение на занятии имеет наглядность. Наглядные пособия используются печатные и собственного изготовления. Необходимо чаще демонстрировать натуральные объекты природы – овощи, фрукты, которые можно подержать в руках, поиграть с ними, попробовать на вкус.
Приложение №6
Памятка для родителей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
Как поддержать ребёнка. Психологическая поддержка - это процесс, в котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребёнка с целью укрепления его самооценки, помогает ребёнку поверить в себя и свои возможности, поддерживает при неудачах. Родители, имеющие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, должны помнить, что от их отношения к ребёнку, от правильного выбора собственного поведения, от внутрисемейного психологического климата будут зависеть уверенность, комфортность подрастающей личности, удовлетворенность собой и другими людьми.
Поддерживать можно посредством:
- отдельных слов, высказываний: «Прекрасно», «Здорово», «Отлично», «Я рад твоей помощи», «Ты молодец» и т. п.;- прикосновений, совместных действий: обнять, погладить, подержать за руку;
- мимики: улыбка, кивок головой, подмигивание.
Укрепление уверенности - самый надёжный способ уберечь своего ребёнка от глубоких психологических потрясений - укрепить его уверенность, что родители всегда рядом и готовы помочь ему в любых неудачах и проблемных ситуациях, что он любим и его ценят как личность. Слова поддержки: «Зная тебя, я уверен, что у тебя это получится»; «Да, это трудно, но я думаю, ты справишься».
Выражение одобрения - всегда очень полезно наградить ребёнка словами одобрения за достигнутые успехи, которые он сам считает важными. Одобрение вызывает чувство удовлетворения собой, подкрепляет стремление к достижению новых высот, формирует позицию победителя: «Я горжусь тобой»; «Здорово у тебя получилось»; «Ты хорошо справился».
Положительная ориентация на других людей - если ребёнок воспринимает похвалу только в свой адрес, этого недостаточно. Научите его замечать хорошее в других людях. Чаще собирайтесь всей семьей и обсуждайте успехи всех её членов.
Поощрение дружеских отношений - поиск друга - важная проблема для ребёнка. Дружба даёт возможность испытать драгоценное сознание того, что ты нужен другим. Ребёнку важно находиться в кругу сверстников, чувствовать себя принятым группой - будь то учебный класс или детское творческое объединение. Если ваш сын (или дочь) в силу объективных причин большую часть времени проводит в стенах собственной квартиры, пусть её двери всегда будут открыты для друзей. По возможности помогите ему расширить круг общения со сверстниками, которые навещали бы его дома, проводили время в совместных занятиях.
Организация взаимодействия ребёнка с ограниченными возможностями здоровья с окружающей средой
- Не забудьте о необходимости подготовить ребёнка к встрече с незнакомыми людьми. Если он может понять ваши рассказы, поясните, куда придёте, чем люди (дети) будут отличаться от старых знакомых. Если ребёнок не воспринимает ваших пояснений, особые усилия приложите к подготовке людей, с которыми будете встречаться.
- Не упустите из виду особую эмоциональную восприимчивость своего ребёнка. Приготовьтесь к тому, что возможно он будет стремиться спрятаться, не отходить от вас. Найдите в себе силы выдержать некоторое время. Общение с внешним окружением необходимо разумно ограничивать. Начинайте с нескольких минут, постепенно увеличивая время.
- Не «навязывайте» своего ребёнка, если в данный момент кто-либо его не воспринимает. Это не его вина, просто предлагаемая среда для игры или общения пока не готова его принять, попробуйте ещё раз найти способы подготовить окружение к приходу «особого» ребёнка, а в случае, если почувствуете нереальность поставленных задач, не отчаивайтесь, ищите других людей, других сверстников. Надёжным, проверенным способом является приглашение людей к себе в дом или объединения семей, имеющих таких же «особых» детей.
Приложение №7
Рассказ о соленом тесте. (Материал для лекции)
Лепка из солёного теста имеет давнюю историю. Давным-давно люди начали лепить хлебные лепёшки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Уже в Древнем Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепёшкам пришли караваи. В Древнем Египте знали много рецептов теста и выпекали около 30 сортов хлеба. Но люди пекли из теста не только хлеб, но и декоративные изделия. Первоначально это были фигурки людей и животных. Они имели сакральный, то есть религиозный смысл, их использовали в обрядах и жертвоприношениях языческим богам разные народы. Но такие фигурки были недолговечны. Им, конечно же, угрожала влага, однако главным врагом являлись грызуны. История не сохранила имени того человека, который придумал добавлять в муку соль в таком количестве, чтобы грызуны и насекомые перестали покушаться на изделия.
Обычай лепить из солёного теста распространился во многих странах мира. В Греции и Испании сегодня, как и раньше, во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут хлебные венки, украшенные пышным орнаментом. В странах Восточной Европы популярны большие картины из этого материала. В Эквадоре мастера делали поделки из ярко окрашенного теста. В Китае с XVII века из соленого теста изготавливались куклы-марионетки для кукольных представлений. В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры. Кольца, венки, подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения из соленого теста приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.
На Руси изготавливали фигурки из муки и воды или из хлебного мякиша, которые служили оберегами. Традиционно изделия из теста использовали для создания ритуальных предметов, связанных с праздниками и свадьбами. Всем известные – калачи тертые или «бабкины пироги», «Тетерки»каргопольские, «Козули» рождественские, они не только были прекрасным угощением, но и являлись настоящими произведениями кулинарного искусства. Поделки же из солёного теста представляли собой символ богатства и благополучия в семье (хлеб да соль). Поэтому нередко они назывались просто – «хлебосол». В древности изделия из солёного теста не окрашивали, они обладали естественным «поджаристым» цветом.
В наше время лепка из солёного теста утратила ритуальный смысл. Современные изделия имеют исключительно декоративный характер. Изменился и их внешний вид. Сегодня раскрашенные и покрытые лаком изделия на первый взгляд трудно отличить от керамики. Как материал для лепки солёное тесто в последние годы стало очень популярным и обладает несомненным преимуществом, так как оно очень эластично, его легко обрабатывать, к тому же все компоненты легкодоступны. И соль, и мука, и вода – всегда под рукой. Готовые изделия можно легко раскрасить, покрыть лаком, а если надо – «нарядить» в кусочки ткани, добавить природные материалы. Заново открытый старинный материал позволяет делать разнообразные фигурки, настенные украшения, панно, сувениры, рамки для фотографий и вышивки и многое другое.
Солёное тесто – экологически чистый материал. Комок светлого, мягкого, тёплого теста дает ощущение чего-то живого, и лепка вызывает самые приятные чувства. Этот вид творчества доступен всем: и самым маленьким и взрослым. Изделия из него долговечны, а работа с солёным тестом доставляет удовольствие и радость.
Правила
перед работой с соленым тестом внимательно осмотри свои руки (соль, которая находится в тесте, при попадании в свежую ранку, может вызвать жжение);
соблюдай чистоту и порядок на рабочем месте;
ни в коем случае не бери тесто в рот, соленое тесто есть нельзя;
не облизывай пальцы;
не три грязными руками глаза;
аккуратно используй при работе специальные инструменты и подручные приспособления;
после работы, обязательно помой руки с мылом и наведи порядок на рабочем месте.
Приложение №8
Лепка основных элементов
Шарик
Отщипните кусок теста, хорошо помните его и придайте шарообразную форму. Потом положите заготовку на раскрытую ладонь, сверху накройте тесто другой рукой и круговыми движениями скатайте шарик. Обязательно проверьте, ровный ли он получился. При образовании трещин или складочек лучше скатать шарик заново. Деталь должна получиться ровной и гладкой формы. Если не обращать внимания на дефекты, то в дальнейшем при сушке и раскрашивании изделия это может стать еще заметнее и даже привести к разлому изделия. Шарик можно скатать и одной рукой. Для этого положите заготовку на ровную поверхность и катайте ладонью.
Яйцо
Скатайте шарик, затем зажмите его между ладонями так, чтобы ладони образовывали прямой угол и прокатайте шарик. Если прокатать шарик между ладонями подольше, можно получить конус.
Капля
Скатайте маленький шарик, затем прокрутите его указательным и средним на большом пальце, так чтобы деталь приняла форму слезинки или капли. Если слегка расплющить деталь, получится лепесточек.
Колбаска
Отщипните кусок теста и придайте ему вытянутую форму. Положите на стол заготовку и начните раскатывать движением вперед-назад. Длинную колбаску нужно катать двумя руками от середины к краям. Можно катать частями, следя за одинаковой толщиной. Если колбаска начала рваться, сожмите ее по всей длине подушечками пальцев и прокатайте еще. Если постараться, колбаску можно сделать очень длинной или очень тонкой. Чтобы изготовить острый хвостик, нужно катать колбаску с увеличенным давлением на край. При скручивании двух колбасок получаем жгутик, а если взять три и более, можно заплести косичку.
Ленточка
Слепите колбаску одинаковую по всей длине. Надавливающими движениями подушечек пальцев раздавите колбаску, затем перевертите ее и раздавите с обратной стороны. Можно также использовать и скалку, но помните, что нажим должен быть равномерным, иначе ленточка получится разной толщины и ширины. Из ленточки можно сделать много интересных деталей. Например, скрутить из нее улиточку, спираль или собрать в рюшечку.
Лепёшка
Отщипните кусок теста и придайте ему форму шара. Положите шар на одну ладонь, а другой раздавите. Или же, если лепешка нужна большая и ровная, можно раскатать тесто на столе при помощи скалки.
Весёлые фигурки
Чтобы получить плоские фигурки можно использовать формочки для выпечки, лучше, если они будут пластмассовые, так как это более безопасно. Раскатайте лепёшку нужной толщины и слегка прижмите формочку. Убедитесь в том, что она отрезала лепёшку, покачав формочку из стороны в сторону.
Весёлые фигурки можно также изготовить и с помощью пластмассового ножа или стека. Для этого необходимо нанести рисунок кончиком ножа, а потом вырезать его по контуру.
Можно также изготовить шаблоны или использовать готовый трафарет, в этом случае наносить рисунок на пласт теста не нужно и можно изготовить сразу несколько фигурок не опасаясь, что они получатся разными.
Оформление работы
Для того чтобы изменить общий вид работы, можно использовать различные инструменты и приспособления. Тесто достаточно мягкий и послушный материал, поэтому при работе с ним появляется возможность применения различных штампов. Для выполнения отпечатков можно использовать колпачки от фломастеров, рельефные пуговицы и многое другое. Для имитации шероховатой поверхности, меха, выполнения волос разной длины прекрасно подойдут чеснокодавилка и сито.
Приложение №9
Рецепты соленого теста
2 стакана пшеничной муки, 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды (примерно 180 гр.)
2 стакана пшеничной муки, 1 стакан соли, 1 стакан клейстера
2 стакана пшеничной муки, 1 стакан соли, 100 гр. клея ПВА, 80 гр. воды
1 ½ стакана пшеничной муки, ½ стакана крахмала, 1 стакан соли, 180 гр. воды
3 стакана пшеничной муки, 1 стакан ржаной муки, 2 стакан соли, 1,5 стакана воды
3 стакана пшеничной муки, 1 стакан соли, 2 ст. ложки крахмала, 2 ч. ложки растительного масла, 1 стакан воды
Рекомендации
При замешивании теста лучше взять глубокую миску. Смешать все компоненты, воду вливать частями. Тесто может быть крутым или мягким в зависимости от количества воды и муки. Если во время вымешивания тесто крошится, необходимо добавить немного воды, если же оно прилипает к рукам, нужно добавить муки.
Чтобы тесто не рвалось и не крошилось во время лепки, его хорошо вымешивают и разминают, пока оно не станет однородным и эластичным.
Воду для замешивания теста лучше брать слегка теплую, но не кипяток, так как мука при замесе заваривается, масса становится резиновой и для лепки уже не пригодной.
Если с тестом будут работать дети, массу замешивают покруче, потому что в теплых детских ручках тесто размягчается.
Избыток соли ведет к уменьшению эластичности и в конечном итоге прочности изделия. Соль лучше брать мелкую «Экстра», хотя можно использовать и каменную, крупные кристаллы придают изделию особый вид, что может быть интересно для некоторых работ.
Пластичность теста можно повысить, если перед тем как замесить его компоненты (муку и соль) просеять, или можно добавить в тесто картофельный крахмал.
Для соединения деталей используют воду или жидкое тесто (то есть соленое тесто, растворенное в воде).
Для удобства склеивания мелких деталей используют кисточку и зубочистку.
Для увеличения прочности и срока службы готовых изделий можно добавлять в тесто при замешивании обойный клей или клей ПВА, но если с тестом будут работать дети, лучше избегать таких добавок.
Готовое тесто можно хранить в полиэтиленовом пакете 5 – 7 дней, но необходимо помнить, что при длительном хранении тесто отсыревает, становится липким. Данный дефект можно исправить, добавив в готовое тесто муки или картофельного крахмала и замесить тесто повторно. Не рекомендуется хранить тесто в холодильнике, так как пониженная температура и увеличение влажности приводят к тому, что тесто отсыревает быстрее, сереет, приобретает неприятный запах, и повторный замес не меняет ситуации.
Приложение №10
Упражнения для развития мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика)
Дети бегут
Указательный и средний палец правой руки "бегают" по столу;
то же упражнение проводится пальцами левой руки;
то же упражнение проводится одновременно пальцами обеих рук.
Коза и козлята
Вытянуть указательный палец и мизинец левой руки; то же движение выполняется пальцами правой руки; то же движение выполняется пальцами обеих рук.
Очки
Образовать два кружка большим и указательным пальцем обеих рук, а затем соединить их.
Улитка
Правая рука лежит на столе ладонью вниз, указательный и средний пальцы вытягиваются вперед, остальные пальцы сгибаются.
Лодочка
Ладони прижаты друг к другу, сверху слегка раскрываются.
Солнечные лучи
Руки скрещиваются перед грудью, пальцы расставлены.
Ладони прижимаются тыльной стороной друг к другу, пальцы скрещиваются.
Игра на рояле
Дети последовательно касаются кончиками пальцев стола:
одним пальцем: 1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1.
двумя пальцами: 1-5, 1-4, 1-3, 1-2; 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.
Приложение №11
ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУРОК ИЗ ПАЛЬЦЕВ
(по В. В. Цвынтарному.Играем пальчиками и развиваем речь)
-672465top Домик
Дом стоит с трубой и крышей,На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
Очки
Бабушка очки наделаИ внучонка разглядела.
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам
Флажок
Я в руке - флажок держуИ ребятам им машу.
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.
Лодка
Лодочка плывет по речке,Оставляя на воде колечки.
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).
Пароход
Пароход плывет по речке,И пыхтит он, словно печка
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.
Стул
Ножки, спинка и сиденье -Вот вам стул на удивленье.
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе).Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.
Стол
У стола четыре ножки,Сверху крышка, как ладошка.
Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.
Грабли
Листья падают в саду,Я их граблями смету.
Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя
Цепочка
Пальчики перебираемИ цепочку получаем.
Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.
Скворечник
Скворец в скворечнике живетИ песню звонкую поет.
Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.
Шарик
Надуваем быстро шарик.Он становится большой.Вдруг шар лопнул, воздух вышел -Стал он тонкий и худой.
Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.
Елка
Елка быстро получается,Если пальчики сцепляются.Локотки ты подними,Пальчики ты разведи.
Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.
Корзинка
В лес корзинку я беруИ грибы в нее кладу.
Ладони на себя, пальчики переплетаются, и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.
Колокольчик
Колокольчик все звенит,Язычком он шевелит.
Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены, Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает.
Собака
У собачки острый носик,Есть и шейка, есть и хвостик.
Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
Кошка
А у кошки ушкиУшки на макушке,Чтобы лучше слышатьМышь в ее норушке.
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.
Мышка
Серенький комок сидитИ бумажкой все шуршит.
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам. Зайка и ушки
Ушки длинные у зайки,Из кустов они торчат.Он и прыгает и скачет,Веселит своих зайчат.
Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны
Зайчик в норке
У елки на пригоркеСпрятался зайчишка в норке.
Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат.
Зайка и барабан.
Зайка взял свой барабанИ ударил трам - трам - трам.
Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.
Лошадка
У лошадки вьется грива,Бьет копытами игриво.
Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.
Зайка и зеркало
Зайка в зеркальце глядитИ ушами шевелит.
Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.
Коза
У козы торчат рога,Может забодать она.
Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.
Гусь
Гусь стоит и все гогочет,Ущипнуть тебя он хочет.
Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.
Петушок
Петушок стоит весь яркий,Гребешок он чистит лапкой.
Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.
Курочка
Курочка прыг на крыльцо:Я снесла тебе яйцо.
Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.
Осы
Осы любят сладкое, к сладкому летят.И укусят осы, если захотят.
Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным вращать им в разные стороны.
Жук
Жук летит, жужжит, жужжитИ усами шевелит.
Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими. Птенчики в гнезде
Птичка крылышками машети летит к себе в гнездо.Птенчикам своим расскажет,где она взяла зерно.
Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.
Краб
Краб ползет по дну,Выставив свою клешню.
Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.
Замок
Пальцы сплетем и замок мы получим.Повторим еще, и получится лучше.
Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими.
Слон
В зоопарке стоит слон.Уши, хобот, серый он.Головой своей кивает,Будто в гости приглашает.
Ладонь на себя. Средний палец впущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой - указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.
Дерево
У дерева ствол, на стволе много веток,А листья на ветках зеленого цвета.
Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.
Птичка
Пальчики - головка,Крылышки - ладошка.
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими.
Филин
Сидит филин на сукуИ кричит бу - бу - бу - бу.
Руки в кулачок, прижаты, большие пальчики - вверх (ушки), указательные пальцы вместе; они выставлены на вас, (нос).
Волк и лиса
Серый волк бежит по лесу,А за ним бежит лиса.Поднялись у них трубоюДва пушистеньких хвоста.
Волк.Делаем "пароходик", большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде "лодочки" - верхнюю и нижнюю челюсти.
Лиса.Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем. Одна фигурка вытекает из другой.