Адаптированная рабочая программа по английскому языку для учащихся 3-4 классов коррекционных школ VII вида
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №7
им. Воронцова В.М. администрации городского округа город Воронеж
Адаптированная рабочая программа по английскому языку для учащихся 3-4 классов коррекционных школ VII вида
Разработчик программы:
учитель английского языка
Романова Т.М.
Воронеж 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по английскому языку разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по английскому языку, примерной программы основного общего образования по английскому языку, авторской программы под редакцией М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой «Программа курса английского языка к УМК «Enjoy English» «Английский язык с удовольствием» для 2-11 классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск: «Титул» 2012 г.) для учащихся 3-4 классов с учетом психофизических особенностей обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР).В учебно-методический комплект входят:
У ч е б н и к: Биболетова М. З., Трубанева Н. Н. «Enjoy English – 3, 4» – Обнинск: Титул, 2012.
Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по иностранному языку и имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
Л и т е р а т у р а д л я у ч и т е л я: Биболетова М. З., Денисенко О. А., Трубанева Н. Н. «Книга для учителя с поурочным планированием к УМК «Enjoy English – 3,4». – Обнинск: Титул, 2012.
Дополнительная литература:
Английский язык в картинках. Издательство «Русское энциклопедическое товарищество», Москва, 2003
Мультимедийная обучающая компьютерная программа «Профессор Хиггинс. Английский без акцента». – Истра Софт, 2001.
Форма промежуточной аттестации – обобщающий урок.
Программа ориентирована на базовый курс обучения английскому языку для учащихся с ЗПР, который строится из расчета один час в неделю, 35 часов за учебный год.
Понятие “задержка психического развития” (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности.
Учащиеся с диагнозом ЗПР характеризуются нарушением познавательной деятельности, связанным с дефицитностью отдельных корковых функций. Такие дети имеют дефектную первооснову для развития интеллекта и эмоционально-волевой сферы. Обучаемость у них значительно снижена. Как же обучать этих детей иностранному языку? Это возможно при постановке цели не практического владения языком, а общего развития детей. На первое место должна быть поставлена задача развития мышления, памяти, речи, активизация их познавательной деятельности, обогащение их знаниями об окружающем мире, чему английский язык способствует как никакой другой предмет. Практическое владение языком становится не целью, а средством решения этой задачи. При изучении английского языка дети с ЗПР испытывают определенные трудности: замедленно происходит усвоение лексического материала, синтаксических конструкций и их активное использование в устной речи; затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике. Грамматически сложнопостроенную речь им не освоить, так как степень обученности иностранному языку зависит от общего уровня развития ребенка. Но они смогут говорить на другом языке, на уровне своего развития. Для них характерно возникновение проблем при аудировании устной речи, особенно связных текстов, диалогической речи, так как они испытывают «трудности в звуковом анализе и фонематическом слухе». Они нечетко воспринимают обращенную речь, не дифференцируют сходные звуки. Дети с диагнозом ЗПР овладевают основными видами речевой деятельности: чтением, говорением (устной речью), аудированием. В основе обучения детей с ЗПР лежит обучение чтению, в общеобразовательной же школе обучение базируется на устной основе. Основная цель изучения иностранных языков в таких классах — развивающая, «не знания, а развитие». На уроках иностранного языка необходимо развивать у учащихся: память, речь, восприятие, мышление, кругозор.
Сложные конструкции и клише учащиеся не смогут усвоить, так как у них очень низкий уровень развития родного языка. Такую работу, возможно, проводить лишь с целью ознакомления. Ошибки — желательно не исправлять. Оценка – выставляется с позитивным уклоном. Необходимо поддерживать интерес к иностранному языку.
Учитель иностранного языка может составить собственную программу для обучения таких классов или внести изменения в общеобразовательную программу.
Учитель имеет право: уменьшить объем изучаемой лексики; выбрать для предъявления легко запоминающиеся конструкции по грамматике; подобрать упрощенные тексты; снизить требования к изучению иностранного языка.
Необходимо оценивать учащихся не столько по достигнутым результатам, а за старание и усилия учащихся. В тестировании и контрольных срезах знаний классы коррекции и ЗПР не принимают участие.
Не стоит расстраиваться, когда дети не запоминают слова с первого раза, не могут правильно произнести звук или слово, не понимают грамматический материал. Дети с диагнозом ЗПР требуют к себе особого внимания, понимания их проблемы, терпения учителя и помощи всех, кто с ними работает.
Специфика обучения иностранному языку детей в коррекционной школе VII вида предполагает использование на уроках большое количество игрового, занимательного материала и наличие зрительных опорных схем, необходимых для усвоения лексических, грамматических и синтаксических структур.
Задания являются более конкретными, практически направленными.
Учитель постоянно помогает обучающимся выполнять их работу, указывает конкретные разделы на повторение и подбирает эффективные, но посильные упражнения для ликвидации ошибок.
Основное внимание уделяется подбору текстов для чтения. Тщательно отбирается материал — лексический и грамматический минимум, учитывая посильность его усвоения и интересы детей этого возраста. Расширяется интернациональная лексика, которую легко понять при чтении. Узнавание таких слов способствует развитию догадки, кроме того, закрепляются звукобуквенные соответствия.
Программа обучения английскому языку в 3-4 классах коррекционной школы VII вида основана на личностно-ориентированном и дифференцированном подходе к обучающимся.
Цели изучения иностранного языка направлены:
− на развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной);
− развитие и воспитание школьников средствами иностранного языка;
− формирование у обучающихся культуры безопасной жизнедеятельности.
Формой организации учебного процесса является урок. Технологии обучения: ИКТ, игровые, технология личностного ориентирования, технология развивающего обучения, технология коррекционного обучения.
В основе обучения во 3-4 классе лежит обучение чтению, в то время как в общеобразовательной школе обучение строится на устной основе. Письмо используется только как средство обучения, способствующее более прочному усвоению лексико-грамматического материала, а также совершенствованию навыков в чтении.
Объём изучаемого материала претерпевает существенные изменения: объём лексического материала уменьшается, что определяется низкой способностью школьников к усвоению новых слов. На чтение и перевод прочитанного отводится больше учебного времени. Особое внимание уделяется переводу, поскольку при этом дети осознают смысл прочитанного и таким образом у них исчезает боязнь перед незнакомым текстом.
Новая лексика отрабатывается в предложениях. Данный вид работы сочетается с работой со словарем, а на дом даются не новые упражнения, а отработанные на уроке.
Аудирование текстов сокращено, объём письменных упражнений, основанных на трудно усваиваемых детьми грамматических явлениях, сокращен, а оставшиеся тщательно разбираются.
При обучении детей диалогической речи используются доступные для понимания обиходные ситуации, которые разыгрываются по ролям. Драматизация — это один из самых эффективных способов при формировании данного вида речевой деятельности.
Во 3-4 классах обучение ведется по четко разработанным тематическим разделам.
Для 3 класса:
Раздел 1. Добро пожаловать в Зеленую школу!
Раздел 2. Веселые уроки
Раздел 3. Говорим о новом друге
Раздел 4. Рассказываем истории и пишем письма друзьям
Для 4 класса:
Раздел 1. Времена года и погода
Раздел 2. Радуемся дому
Раздел 3. Счастливы в городе и деревне
Раздел 4. Рассказываем истории
Раздел 5. Проводим время с семьей
Раздел 6. Идем за покупкам
Раздел 7. Школа – это здорово!
Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы с ЗПР
В результате изучения иностранного языка в неполной средней (начальной) школе учащиеся должны:
знать/понимать (на минимально допустимом уровне):
– алфавит, буквы, основные словосочетания, звуки английского языка;
– основные правила чтения и орфографии;
– особенности интонации основных типов предложений;
– название страны – родины английского языка, ее столицы.
Список использованной литературы
1. Программа. Английский с удовольствием» для 2-11классов общеобразовательных учреждений Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Обнинск: Титул, 2012.
2. Учебник. Английский язык с удовольствием для 3, 4 классов общеобразовательных учреждений Биболетова М.З., Добрынина Н.В. Трубанева. Н.Н. Обнинск: Титул, 2012.
3. Колегаева С.А. Обучение иностранному языку в классах ЗПР и КРО. [Электронный ресурс]//Сеть творческих учителей: сайт. - [Б.м.], 2011. – URL: http://www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=16378 (18.08.2014).
4. Рублева И.И. Развитие познавательных умений и навыков по английскому языку в специальных коррекционных классах VII вида. [Электронный ресурс] – URL: http://dopoln.ru/literatura/189707/index.html (18.08.2014).
5. http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2014/11/24/rabochie-programmy-po-angliyskomu 6.http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2013/05/30/rabochaya-programma-po-angliyskomu-07.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/inostrannyi-yazyk/2015/11/06/rabochaya-programma-po-angliyskomu-yazyku-v-4-klasse.
8. http://plotnikova.ucoz.ru/index/korrekcionnaja_pedagogika/0-95