Конспект поурочного плана по учебному предмету Музыкальная литература ДПОП Симфонические произведения М.И. Глинки (3 класс)


План-конспект урока
по учебному предмету «Музыкальная литература»
3 класс (5-летний курс обучения) ДПОП
преподаватель Белобородова Виктория Викторовна
МУДО «Усть-Ордынская ДШИ»
Тема: Симфонические сочинения М.И. Глинки
Цель: познакомить обучающихся с симфоническими произведениями М.И. Глинки «Камаринская», «Вальс-фантазия», «Арагонская хота»
Задачи: 1. Образовательная:
Симфонические сочинения М.И. Глинки: симфоническая фантазия «Камаринская» (1848 г.), симфоническая фантазия «Вальс-фантазия» (1856 г.), испанская увертюра «Арагонская хота» (1845 г.).Симфоническое творчество Глинки невелико по объему. Наиболее значимы в нем «Камаринская», испанские увертюры «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», «Вальс- фантазия» и оркестровые номера из музыки к трагедии «Князь Холмский».
Симфонические произведения М. Глинки не имели сюжетных программ (кроме музыки к трагедии «Князь Холмский»). Но каждое из них отличается яркостью и богатством образов. В них мы находим и личные переживания автора, и впечатления от природы и быта Испании, и зарисовки народной жизни и характеров русского народа.
Главной особенностью симфонической музыки Глинки является ее простота и доступность широким слоям любительской музыки. В своих оркестровых произведениях Глинка широко использовал народные мелодии. В «Камаринской» и испанских увертюрах он ввел подлинные народные напевы. Именно Глинка ввел в русскую музыку такие приемы симфонического развития, которые были близки характеру самих народных мелодий: вариационную разработку и полифоническое обогащение.
2.Воспитательная: воспитание у обучающихся уважительного отношения к русской и испанской культуре и эмоционального отклика на симфонические сочинения русского композитора-классика М.И. Глинки.
3.Развивающая: слух, ритм, речь, память, мышление.
Методы: словесный, наглядный, перспективы, сравнения, объяснительно-иллюстративный, музыкального обобщения.
Оборудование: ноутбук, колонки, мультимедиа.
Демонстрационный материал: слайды – картинки «Камаринская», «Арагонская хота».
Музыкальный материал: Слушание симфонических произведений М.И. Глинки: симфоническая фантазия «Камаринская» (1848 г.), симфоническая фантазия «Вальс-фантазия» (1856 г.), испанская увертюра «Арагонская хота» (1845 г.).Использование ИКТ: Кушнир М.Б. Аудиопособие для учебных заведений. Русская музыка. – М.: Музыкальный Издательский Дом ЛАНДГРАФ, 2007.
Использование ЭОР: Испанский танец http://www.Youtube,com Дата загрузки: 14 мар. 2009 г. Spanish dance "Jota aragonesa" Ансамбль танцю "Мрія".Харків.Україна Ensamble dance "Mriya".Kharkiv.Ukraine [Дата обращения: 03.04.2016 г.]
М.И. Глинка «Арагонская хота» http://www.audiopoisk.com/track/no/mp3/glinka-mi---aragonskaa-hota/ [Дата обращения: 03.04.2016 г.]
Картинка «Арагонская хота» http://www.yung-zilovets.ru/foto_gal/arch/arh_dance.html [Дата обращения: 03.04.2016 г.]
Картинка «Арагонская хота» http://imgplusdb.com/rodina-tanec-aragon [Дата обращения: 03.04.2016 г.]
Картинка «Камаринская» http://www.1c-interes.ru/catalog/all6965/3462848/ [Дата обращения: 03.04.2016 г.]
Картинка «Камаринская» http://www.masterandmargarita.eu/ru/07recencies/kamarinskaja.html [Дата обращения: 03.04.2016 г.]
Название ресурса: тематическая подборка материала.
Список методической и используемой литературы
1.Дмитриева Л.В., Лазарева И.А., Казанцева И.В. Программа учебного предмета ПО.02.УП.03. «Музыкальная литература» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» для учащихся 1 – 5 классов. – Срок реализации – 5 лет. – Усть-Ордынский, 2015.
2.Э. Смирнова. Русская музыкальная литература для VI-VII классов ДМШ. – 11-е изд. – М.: Музыка, 1989.
3.Шорникова М. Музыкальная литература: русская музыкальная классика: третий год обучения: учеб. пособ. / М. Шорникова. – 6-изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Ход урока
Симфонические сочинения М.И. Глинки: симфоническая фантазия «Камаринская» (1848 г.), симфоническая фантазия «Вальс-фантазия» (1856 г.), испанская увертюра «Арагонская хота» (1845 г.).Симфоническое творчество Глинки невелико по объему. Наиболее значимы в нем «Камаринская», испанские увертюры «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», «Вальс- фантазия» и оркестровые номера из музыки к трагедии «Князь Холмский».
Симфонические произведения М. Глинки не имели сюжетных программ (кроме музыки к трагедии «Князь Холмский»). Но каждое из них отличается яркостью и богатством образов. В них мы находим и личные переживания автора, и впечатления от природы и быта Испании, и зарисовки народной жизни и характеров русского народа.
Главной особенностью симфонической музыки Глинки является ее простота и доступность широким слоям любительской музыки. В своих оркестровых произведениях Глинка широко использовал народные мелодии. В «Камаринской» и испанских увертюрах он ввел подлинные народные напевы. Именно Глинка ввел в русскую музыку такие приемы симфонического развития, которые были близки характеру самих народных мелодий: вариационную разработку и полифоническое обогащение.
Симфоническая фантазия «Камаринская» (1848 г.) представляет собой вариации на две русские народные темы, разработанные поочередно. Темы эти контрастны. Первая из них – широкая и плавная свадебная песня «Из-за гор, гор высоких», повествующая о белой лебедушке – невесте, которую клюют и щиплют серые гуси – недобрая женихова родня:

Вторая тема – удалая русская плясовая «Камаринская»:

Напев первой песни задумчиво-лирический. При варьировании мелодия остается неизменной, оплетаясь все новыми и новыми подголосками наподобие русских протяжных песен. В развитии темы композитор красочно использует деревянные духовые инструменты близкие по звучанию духовым народным инструментам – пастушескому рожку, жалейке, дудке.
Напев «Камаринской» быстрый и веселый. В вариациях этой мелодии Глинка применяет пиццикато струнных, напоминающее звучание русской балалайки. При варьировании плясовая мелодия также обрастает подголосками, а порой и существенно изменяет свой облик. Так, после ряда вариаций появляется мелодия, сходная – несмотря на быстрое плясовое движение и отрывистость с темой протяжной свадебной песни:

Эта тема незаметно приводит к возвращению первой – медленно-величавой темы, после чего с новой силой звучит буйная народная пляска.
В «Камаринской» Глинка воплотил черты национального характера, смелыми и яркими штрихами нарисовал картину праздничного быта русского народа. Контрастное сопоставление неторопливой лирической, а затем веселой, задорной песен часто можно встретить в народном хоровом исполнении. Очень важно, что Глинка умело, применил подголосочное и вариационное развитие мелодии, свойственное народному исполнительству (слушание).

«Вальс-фантазия» - одно из самых поэтичных лирических произведений Глинки. Сначала это была небольшая фортепианная пьеса, позднее она была расширена и оркестрована. Незадолго до смерти (в 1856 году) композитор взялся за ее переработку и превратил бытовую пьеску в совершенную по мастерству симфоническую фантазию. В основе ее лежит задушевная, ласковая тема. Благодаря нисходящей тритоновой интонации эта задумчиво-элегическая мелодия звучит порывисто и напряженно. Своеобразно строение темы: нечетные трехтактовые фразы, какие мы встретим в русских народных песнях, а не «квадратные» четырехтактовые, как в западноевропейских вальсах. Такая нечетная структура придает мелодии Глинки устремленность и полетность:


С основной вальсовой темой контрастируют разнообразные по характеру эпизоды, то светлые и грациозные, то взволнованно-драматические. Главная тема повторяется многократно, становясь рефреном формы рондо. Удивительно изящна инструментовка этого произведения. Преобладание струнной группы придает звучанию легкость, полетность, прозрачность, неповторимое очарование мечты. Впервые в русское музыке на основе бытового танца возникло развернутое симфоническое произведение, отражающее многообразные оттенки душевных переживаний (слушание).
Два года Глинка провел в Испании. Его живо увлекала народная испанская музыка. Композитор знакомился с народными испанскими музыкантами, певцами и гитаристами, изучал язык, даже выучился танцевать с кастаньетами. Используя записи испанских народных танцев, Глинка в 1845 году написал замечательное симфоническое произведение – концертную увертюру «Арагонская хота», хота – испанский национальный народный танец (слушание).

Д/З1.Составить 8 вопросов по теме «Симфонические произведения М.И. Глинки».
2.Подговиться к викторине по симфоническим произведениям «Камаринская», «Вальс-фантазия», «Арагонская хота».