Преемственность логопедической помощи в системе образования, как одно из условий внедрения ФГОС
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
МБОУ Кагальницкая средняя общеобразовательная школа № 1
Преемственность логопедической помощи в системе образования, как одно из условий внедрения ФГОС
Доклад на августовской педагогической конференции
учителей - логопедов дошкольных и школьных ОУ
Докладчик:
Верютина О.Г.
учитель-логопед
Ст. Кагальницкая2016 год
В условиях реализации федеральных государственных стандартов поколения организация деятельности логопедического пункта школы приобретает определенную специфику, подразумевающую расширение целевого, операционно-деятельностного и контрольно-регулирующего компонента в работе учителя-логопеда.
Согласно требованиям ФГОС начальное общее и дополнительное (коррекционное) образование взаимообусловлены и непрерывны. Это связано с объективными причинами: обучение в школе строится на сформированных у ребенка к началу школьной жизни психических функциях, важнейшей из которых является речь. К концу первого года обучения в общеобразовательном учреждении устная и письменная речь ребенка становится не только целью обучения, но и средством получения новых знаний.
Следующие тенденции начального общего образования повышают роль логопедической коррекционно - развивающей работы:
Гуманистическая направленность образования.
Вариативность образования.
Ориентир на повышение качества образования.
Рост самосознания родителей, повышение их роли в образовательном процессе.
Отрицательно влияющие тенденции:
Ухудшение показателей здоровья детей, в том числе и речевого здоровья.
Словесные методы обучения зачастую считаются устаревшей педагогической традицией и постепенно вытесняются ИКТ - педагогическими технологиями.
Внедрение информационно-коммуникационных средств не только в учебную, но и творческую и игровую деятельность ребенка.
О повышении роли коррекционной работы в достижении планируемых результатов обучения говорит и тот факт, что с введением новых образовательных стандартов в образовательную программу начального общего образования, помимо программ учебных курсов, программы духовно-нравственного развития и ряда других включена и программа коррекционной работы.
ФГОС определяет некоторые приоритеты развития начального общего образования с учетом современной социальной ситуации. Так, в качестве оценки результатов освоения основной образовательной программы предлагаются:
-личностные результаты – готовность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, личностные качества;
-метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (УУД) (познавательные, регулятивные и коммуникативные)
- предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт по получению нового знания, его преобразованию и применению;
При этом только предметные результаты формируются за счет изучения учебных курсов, а личностные и метапредметные результаты - за счёт реализации всех компонентов образовательной программы начального общего образования, включая программу коррекционной работы.
Таким образом, специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог как участники и исполнители программы коррекционной работы включаются в деятельность по достижению планируемых результатов обучения.
В чем специфика целевого компонента деятельности учителя-логопеда?
ФГОС определяет цель программы коррекционной работы как создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Цель деятельности логопедического пункта конкретизирует цель программы коррекционной работы и заключается в оказании помощи обучающимися, имеющими нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).
Основными задачами логопедического пункта школы являются:
-коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
-своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
-разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.
В условиях реализации ФГОС для достижения планируемых результатов обучения можно говорить о расширении основных задач деятельности логопедического пункта, заключающихся в формировании УУД, позволяющих ребенку с нарушениями речи сознательно, грамотно, адекватно использовать ресурсы родного языка в различных коммуникативных ситуациях. Известно, что у ребенка с нарушениями речи снижена речевая активность и стремление к коммуникации, поэтому данная задача ориентирует учителя-логопеда на формирование мотивации общения за счет представлений о ценности и значимости коммуникации в обществе. Наряду с коррекцией речевого дефекта у детей возникает необходимость научить адекватно воспринимать и воспроизводить чужую речь, а также создавать собственную в устной и письменной форме. Кроме того, данная задача предусматривает необходимость учить применять данные знания в практике речевого общения: в учебной, игровой, бытовой ситуации.
В условиях реализации ФГОС, – своевременную диагностику трудностей в освоении программ по русскому языку и чтению (дизорфография и др.). Эти трудности могут быть обусловлены не первичным речевым дефектом, а другими проблемами в развитии ребенка. Учитель-логопед проводит диагностику и консультирует родителей и педагогов по ее результатам. ПМПк школы, рассмотрев проблему ребенка, рекомендует ему психологическое, педагогическое либо медицинское сопровождение.
Рассмотрим специфику деятельностного компонента.
На этапе диагностики устной и письменной речи детей целесообразно использовать методики, основанные на нейропсихологическом подходе: «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов» (Т.Фотековой, Т.Ахутиной»), а также методику раннего выявления дислексии (А.Н. Корнева). Кроме того, на этапе промежуточной и выходной диагностики для оценки сформированности навыков письменной речи эффективны тесты. В логопедическом пункте школы может быть создан банк тестовых работ 3 видов: «Тесты да – нет», «Тесты с выбором ответа» и «Тесты с графическим заданием».
Актуальным вопросов в начальной школе является внедрение в практику современных технологий для обеспечения деятельностного подхода в обучении в соответствии с требованиями ФГОС. Никакие организационные меры не обеспечат эффективную коррекцию речевых нарушений и освоение образовательной программы учащимися, если учитель-логопед не будет внедрять в коррекционно-образовательный процесс современные инновационные технологии и формы работы, наряду с традиционными методиками воздействия на детей-логопатов. Кроме того, обучение детей элементам проблемно-поисковой деятельности на ступени начального обучения обеспечивает преемственность с основной школой.
В условиях реализации ФГОС повышается роль информационно-просветительского направления в работе специалистов ПМПк (психолого-медико-педагогического консилиума) и учителя-логопеда в частности. Ведь повышение требований к результатам обучения и усложнение образовательной программы не отменяет обязательного ее усвоения для всех учеников, независимо от стартового уровня развития ребенка, определяемого на начало школьного обучения.
Информационно-просветительская деятельность учителя-логопеда включает в себя
индивидуальные беседы с родителями с целью выяснения особенностей раннего психомоторного и речевого развития ребенка (проводятся практически со всеми родителями);
консультации по результатам диагностики для учителей и родителей обучающихся;
индивидуальные консультации родителям и педагогам о ходе коррекционной работы с детьми, организации речевого режима в семье и в классе;
консультации учителям начальных классов, выступления на МО, сообщения по вопросам педагогического подхода к детям с речевыми нарушениями.
групповые консультации для родителей на классных родительских собраниях.
Помимо индивидуальных консультаций для родителей (законных представителей) проводятся групповые консультации для учителей, выставки наглядных и дидактических пособий, методической литературы.
В логопедическом кабинете школы оформлен информационный стенд «Логопедические странички», имеются методические папки с письменными консультациями для родителей и педагогов по различным проблемам педагогического подхода к детям с нарушениями речи. Ежегодно проводится собрание для родителей будущих первоклассников: «Речевая готовность к школе», «Как подготовить ребенка к овладению письмом», раздается буклет «Готовимся к школе».
Повышение ответственности учителя - логопеда за результаты его коррекционно-образовательной деятельности актуализирует его личный профессиональный опыт. Среди форм повышения профессионального мастерства – участие в методической работе образовательного учреждения, районных методических объединениях, курсы повышения квалификации, самообразование.
Эффективность коррекционной работы учителя-логопеда школьного логопедического пункта традиционно оценивается по уровню сформированности речевых навыков: эффективна ли коррекция различных сторон речи, скомпенсированы ли вторичные нарушения развития и фиксируется в цифровом отчете учителя-логопеда за прошедший учебный год. Кроме того, эффективность коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда отслеживается посредством аналитических справок.
Согласно требованиям ФГОС, система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Поэтому при определении эффективности логопедической работы представляется необходимым оценить не только динамику в развитии речи. Нацеленность коррекционно-развивающей работы на триединый результат - коррецию недостатков речевого развития, а также формирование метапредметных и личностных результатов — предполагает также оценку позитивных изменений в результатах освоения учебных программ, и личностных изменений. Среди них — такие показатели, как повышение мотивации к учению, преобладание внутренних мотивов учения над внешними, качество коммуникативного взаимодействия.
Конечным итогом логопедической работы можно считать не только и не столько устранение речевого нарушения, сколько высокую коммуникативную успешность ученика, когда речь становится для него не только инструментом познания, но и предметом его радости и гордости.