Литературная гостиная «Художник чистого золота…» (писателю Виктору Петровичу Астафьеву посвящается).
СЛАЙД 1
Литературная гостиная
«Художник чистого золота»
(писателю Виктору Петровичу Астафьеву посвящается).
Ход мероприятия
СЛАЙД 2 (*звучит инструментальная мелодия)
Л.А.: ...Время всегда быстротечно.
В нём короток жизни миг.
Астафьев звучать будет вечно
В страницах написанных книг.
Ольга Глазырина.
Л.В.: Писатель и время Эти два понятия тесно переплетены. Писатель только тогда писатель, когда умеет выразить своё время, когда у него отзывчивое сердце, когда он тревожит читателя и заставляет его думать о мире. Как жил? Что провозглашал? Что осуждал? Куда звал?
СЛАЙД 3
М.В.: Кто для нас Виктор Петрович Астафьев? Это писатель. Личность. Человек. Проживший жизнь с веком наравне.
Мы приветствуем вас в литературной гостиной, посвящённой творчеству нашего великого земляка – писателя Виктора Петровича Астафьева.
СЛАЙД 4
Чтец: «За что судьба даровала мне счастье жизни? Достоин ли я его, этого счастья? Всё ли делал для счастья других? Всегда ли был честен перед собою? Не рвал ли хлеб изо рта близких? Не оттирал ли с дороги локтями слабых?»
М.В.: Так спрашивал самого себя В.П. Астафьев в статье «Сопричастный всему живому». И уже название этой статьи и вопросы, обращенные к себе, много говорят нам о нём, о писателе и человеке.
СЛАЙД 5
Л.А.: По словам Максима Горького, каждый человек может написать, по крайней мере, хотя бы одну хорошую книгу – книгу о себе. В. П. Астафьев создал много замечательных и интересных произведений, но самым светлым и заветным его творением стала книга «Последний поклон». Почти целиком она посвящена воспоминаниям детства. Она является своего рода летописью жизни сибиряков начала – середины XX века.
Этой книгой автор отдаёт как бы «последний поклон» своим родственникам и землякам, осветившим его детство светом неугасимой любви и доброты.
СЛАЙД 6
М.В.: Родился В.П. Астафьев 1 мая 1924 года в большом селе на берегу Енисея – Овсянке. Ему не было ещё и семи лет, когда утонула в Енисее его мать – Лидия Ильинична. Памяти матери он посвятил повесть «Последний поклон». А много позднее, став уже известным писателем, но скажет о маме Лидии Ильиничне, с горькой сыновней любовью.
СЛАЙД 7 (*звучит мелодия инструментальная грустная)
Чтец: «Если бы мне дано было повторить жизнь – я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат, которые, кстати, помогают обострённей видеть мир и глубже чувствовать доброту. И лишь одно я просил бы у своей судьбы – оставить со мной маму. Её мне не хватало всю жизнь
Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может! Говорит это вам человек, который имеет право на доверие, - он пережил свою мать»
СЛАЙД 8
Л.В.: Воспитанием В.П.Астафьева занялась его бабушка – Екатерина Петровна Потылицына.
Суровый характер был у астафьевской бабушки, ведь не зря её в деревне звали «генерал». Была она хорошей хозяйкой и мудрым наставником, умела преподать уроки жизни и доброты.
Навсегда запало в душу умение бабушки в трудную минуту поворачиваться к свету. В голодный год в деревне есть было нечего, а она несёт в дом брошенного щенка; обманул её внук, но пряничного коня она ему всё же купила; штаны ему сшила с карманом, а он тут же их погубил, но, слава Богу, сам жив остался.
Астафьевская бабушка Екатерина Петровна несёт столько тепла, света внуку, что, уже сам став взрослым, он вспоминает о ней с любовью и благодарностью.
СЛАЙД 9
Фрагмент рассказа «Конь с розовой гривой»
М.В.: Мальчик сидит у окна и рассматривает на ладони каких-то букашек. Входит бабушка и обращается к внуку:
Л.А.: - Ну, чё дома сидишь? Левонтьевские вон собираются на увал за земляникой. Сходи и ты с ними! Наберёшь туесок, я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам. Пряник тебе на эти деньги куплю!
Л.В.: - Конём, баба?
Л.А.: - Конём, конём!
М.В.: Мальчик радостно сообщает:
Л.В.: - Ура! Пряник конём! Это же целое чудо, мечта всех деревенских ребятишек! Он белый-белый, этот конь! А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые! Его можно засунуть под рубаху и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Сколько с ним сразу почёту тебе, внимания! Левонтьевские так и этак ластятся, чтобы только им позволили откусить от коня!
М.В.: Бабушка даёт внуку туесок, напоследок наказывает:
Л.А.: -Куда попало не суйся, в воду холодную не лезь, от левонтьевских не отставай!
Л.В.: - Всё бы ничего, но обманули меня левонтьевские в очередной раз, съели всю мою ягоду.
Санька левонтьевский мне сказал:
- Знаешь, чё? Ты в туес травы натолкай, а сверху ягод – и готово дело! Бабушка и не заметит ничего! «Ой, дитятко моё! Пособил тебе воспо-одь, сиротинке, пособил».
- Лучше б я не ходил за этой ягодой! С ужасом я ждал возвращения бабушки из города.
Л.А.: - Культурная дамочка, в шляпке. Говорит: «Я у вас эти вот ягодки все куплю». - «Пожалуйста, милости прошу. Ягодки-то, говорю, сиротинка горемычный собирал». Стыд-то какой! С этих пор уже мошенничает! Чё потом из него будет? Я вот ещё левонтьевских в оборот возьму! Это ихняя грамота!
Л.В.: (ревёт) - Я больше я больше я больше не буду!
Л.А.: - Ладно уж, умойся да садись трескать! Ишь ведь какой смирненький, и молочка не попросит!
М.В.: Было покойно в избе, однако все еще тяжело. Не зная, что делать, как дальше жить, я разглаживал заплатку на штанах, вытягивал из нее нитки. А когда поднял голову, увидел перед собой...
Я зажмурился и снова открыл глаза. Еще раз зажмурился, еще раз открыл. По скоблёному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах, скакал белый конь с розовой гривой. - Бери, бери, чЕ смотришь? Глядишь, зато еще когда омманешь баушку...
Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой.
СЛАЙД 10
Л.В.: Удивительной мастерицей была Екатерина Петровна. Всякая работа в её руках спорилась. В рассказе «Фотография, на которой меня нет» В.П. Астафьев рассказывает об умении бабушки вставлять оконные рамы.
СЛАЙД 11 (* звучит романс “Над окошком месяц...” на стихи С. Есенина)
Фрагмент рассказа «Фотография, на которой меня нет»
Л.А.: «Деревенское окно, заделанное на зиму – своего рода произведение искусства. По окну, ещё не заходя в дом, можно определить, какая здесь живёт хозяйка, что у неё за характер и каков обиход в избе.
Бабушка рамы в зиму вставляла с толком и неброской красотой. В горнице меж рам валиком клала вату и на белое сверху кидала три-четыре розетки рябины с листиками - и всё. Никаких излишеств. В середней же и в кути бабушка меж рам накладывала мох вперемежку с брусничником. На мох несколько берёзовых углей, меж углей ворохом рябину – и уже без листьев.
Бабушка говорила: - Мох сырость засасывает. Уголёк обмёрзнуть стёклам не даёт, а рябина от угару. Тут печка, с кути чад.»
СЛАЙД 12
М.В.: Стихотворение Ивана Елагина.
Мне не знакома горечь ностальгии.
Мне нравится чужая сторона.
Из всей давно оставленной России
Мне не хватает русского окна.
Оно мне вспоминается доныне,
Когда в душе становится темно –
Окно с большим крестом посередине,
Вечернее горящее окно.
СЛАЙД 13
Л.В.: Именно бабушка научила В.П. Астафьева любить всё живое. В голодный год, когда самим нечего было есть, приютила брошенного щенка, именно в Овсянке под руководством Екатерины Петровны посадил Витя своё первое дерево.
СЛАЙД 14
М.В.: С самого раннего детства и до последних дней малая родина - село Овсянка – будет самым дорогим и самым любимым местом писателя.
СЛАЙД 15
Л.А.: Стихотворение «Земля моя» П.Коваленко.
Из-под ладони, чуть прищурясь,
Смотрю на белые снега.
СЛАЙД 16
Земля моя, и в зной, и в бурю
Как ты мила мне, как близка!
Скажи, какою красотою
Очаровала ты меня?
СЛАЙД 17
Вот этой древнею резьбою
Или узорами плетня.
И недосказанною сказкой
Берёз и трепетных осин
СЛАЙД 18
Ах, сколько нежности и ласки
Храню к тебе я до седин!
СЛАЙД 19
К разливам с аиром и кугой,
Где, как дружины Ермака,
Бессменно в бронзовых кольчугах
Стоят дозоры тростника.
СЛАЙД 20
И по заре, озёрной глади,
Не замутив исконных вод,
К судьбе невиданной куда-то
Ладья, как облачко плывёт.
СЛАЙД 21
А, может, это с поднебесья
Гусей пролётных караван
С прощальной недопетой песней
Мне обронил свой талисман.
Перо любви и вдохновенья
СЛАЙД 22
И потерял я с ней покой
Певец просторов и деревни,
Несу я песнь на суд людской.
Чуть-чуть с лука
·винкой прищурясь,
Ласкаю взглядом облака
СЛАЙД 23
Земля моя, и в зной, и в бурю
Как ты мила мне, как близка!
СЛАЙД 24
М.В.: Дом бабушки навсегда оставил в душе писателя самые светлые воспоминания.
Счастливое детство в деревне Овсянка закончилось для В.П. Астафьева тогда, когда отец забирает его к себе. Отец В.П. Астафьева женится во второй раз. Решив податься за «северной дикой деньгой», Пётр Астафьев с женой и двумя сыновьями – Виктором и новорождённым Николаем – отправляется в Игарку.
СЛАЙД 25
М.В.: Отец мало интересовался детьми. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, однако после серьёзного инцидента в школе получил направление в детский дом.
Побывал В.П.Астафьев и в беспризорниках. Но бродяжничество его подневольное, от сиротства.
СЛАЙД 26
М.В.: После детского дома Астафьев обучался в ФЗО на сцепщика поездов. В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Был шофёром, артразведчиком, связистом. До конца войны Виктор Астафьев был простым солдатом.
СЛАЙД 27
Л.А.: Память о войне диктовала писателю строки «Пастуха и пастушки», «Звездопада», повести «Где-то гремит война», рассказов «Ясным ли днём», «Жизнь прожить».
В романе «Прокляты и убиты» (1994) Астафьев обращается к теме своих произведений прошлых лет – человек и война.
Л.В. «Мне иногда пишут и говорят, что война, изображаемая мною, - «неправильная», непохожая на войну тех, кто сражался на ней в ста километрах от передовой. А она очень разнообразна Там люди убивали людей – это страшно, это античеловечно: «Все, кто сеет на земле смуту, войну и братоубийства, будут прокляты Богом и убиты».
СЛАЙД 28 *Фрагмент фильма
СЛАЙД 29
Л.В.: Закончилась война... В 1945 году В.П. Астафьев женился на Марии Семёновне Карякиной, тоже будущей писательнице.
В городе Чусовом Пермской области Виктор Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком. В рассказе "Последний поклон" Астафьев рассказывает о встрече с бабушкой после войны. Первым человеком, с которым Астафьев поспешил увидеться, была бабушка Катерина Петровна.
СЛАЙД 30 (*звучит мелодия)
Л.А.: Устала я, батюшко. Вся устала. Восемьдесят шестой годок... Работы сделала - иной артели впору. Тебя все ждала. Жданье крепит. Теперь пора. Теперь скоро помру. Ты уж, батюшко, приедь похоронить-то меня... Закрой мои глазоньки... Бабушка ослабла и говорить ничего уже не могла, только целовала мои руки, мочила их слезами, и я не отбирал у нее рук. Я тоже плакал молча и просветленно.
Вскорости бабушка умерла. Мне прислали на Урал телеграмму с вызовом на похороны. Но меня не отпустили с производства. Начальник отдела кадров вагонного депо, где я работал, прочитавши телеграмму, сказал:
- Не положено. Мать или отца - другое дело, а бабушек, дедушек да кумовей... Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью - всем, что есть на этом свете дорогого для меня!
Мне надо бы послать того начальника куда следует, бросить работу, продать последние штаны и сапоги, да поспешить на похороны бабушки, а я не сделал этого. Я еще не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон. И живет в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная.
СЛАЙД 31
М.В.: В 1951 году в газете «Чусовской рабочий» опубликован первый рассказ Астафьева «Гражданский человек». Первая его книга «До будущей весны» вышла в Молотове в 1953 году.
СЛАЙД 32
Л.В.: В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР. В 1959 – 1961 годах учился на Высших литературных курсах в Москве. В.П. Астафьев – Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии России, Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера (ФРГ, 1997 г.).
СЛАЙД 33
М.В.: Где бы ни жил великий писатель, неудержимо влекла его к себе родина – Сибирь, Красноярский край. Героями многих его произведений становились сибиряки, а главной заботой писателя стало стремление сохранить природу родного края.
Как чуткий художник Астафьев не мог оставаться в стороне от проблемы сохранения природы. Событием в жизни нашей литературы стало произведение «Царь-рыба», отмеченное государственной премией СССР.
СЛАЙД 34
Л.А.: Опустившись на землю, я припал ухом к холмику. Все было тихо на земле и в земле. Маленькая рябина, посаженная мной и бабушкой, нароняла остроперых крылышек. (СЛАЙД 35) Березы распустили нити с желтым листом до самой земли. На вершинах берез листа уже не было, и голые прутья исполосовали огрызок луны. Все было тихо. Роса проступила на траве. Стояло полное безветрие. Потом с увалов ощутимо потянуло знобким холодком. (СЛАЙД 36) Гуще потекли с берез листья. Роса стекленела на траве. Ноги мои застыли от ломкой росы, один лист закатился под рубаху, сделалось знобко, и я побрел в темные улицы села меж спящих домов к Енисею.
Мне отчего-то не хотелось домой. (СЛАЙД 37) Не знаю, сколько я просидел на крутом яру по-над Енисеем. Он шумел у займища, на каменных бычках. Вода, сбитая с плавного хода бычками, вязалась в узлы, грузно переваливалась возле берегов и кругами, воронками откатывалась к стрежню. Неспокойная наша река. Какие-то силы вечно тревожат ее, в вечной борьбе она сама с собой и со скалами, сдавившими ее с обеих сторон.
(СЛАЙД 38) Но эта ее неспокойность, это ее древнее буйство не возбуждали, а успокаивали меня. Оттого, наверно, что была осень, луна над головой, скалистая от росы трава и крапива по берегам, вовсе не похожая на дурман, скорее на какие-то расчудесные растения. (СЛАЙД 39) А Енисей, не спящий даже ночью, крутолобый бык на той стороне, пилка еловых вершин над дальним перевалом, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, вроде бы один он во всем мире, трава, как бы отлитая из металла, - это и была моя родина, близкая и тревожная.
СЛАЙД 40
Л.В.: На узкой улочке Щетинкина стоит дом писателя, в котором он жил с 1980 по 2001 год. Здесь его неоднократно посещали видные писатели, деятели культуры, политики и просто благодарные читатели.
СЛАЙД 41
Л.В.: Виктор Петрович Астафьев прожил долгую жизнь, почти 80 лет, творя добро, призывая нас к тому же.
СЛАЙД 42
Л.В.: Свой домик в Овсянке Астафьев завещал музею.
СЛАЙД 43
Л.В.: При его жизни были построены прекрасная библиотека и церковь.
СЛАЙД 44
М.В.: В ноябре 2001 года перестало биться трепетное сердце этого удивительного художника слова.
Когда писатель рано или поздно уходит от нас, жизнь его продолжается на страницах книг и в памяти читателей
СЛАЙД 45 (* фильм и звучит романс "Ах, осень, осень...")
Л.А.: «Без поэтов, без музыкантов, без художников и созидателей земля давно бы оглохла, ослепла, рассыпалась и погибла. Сохрани, земля, своих певцов, и они восславят тебя, вдохнут в твои стынущие недра жар своего сердца» Виктор Астафьев.
СЛАЙД 46
М.В.: Его земляки сделали всё, чтобы в Овсянке появился мемориальный комплекс писателя. В мае 2004 года домик Астафьева был капитально отремонтирован, обустроена усадьба, в центре двора – скульптурная композиция.
СЛАЙД 47
М.В.: Отсюда по узкой тропке можно спуститься к берегу Енисея.
СЛАЙД 48
М.В.: Преобразилась смотровая площадка – установлен памятник царь-рыбе – одному из знаковых произведений писателя о человеке и природе, их единстве и противоборстве.
СЛАЙД 49
М.В.: Но главное – открылся новый музей – музей повести «Последний поклон» - Дом бабушки Екатерины Петровны.
СЛАЙД 50
М.В.: Памятник знаменитому писателю Виктору Астафьеву - 4-метровая бронзовая скульптура, водруженная на гранитный постамент - находится вблизи набережной Енисея, на площади Согласия у красноярского Музейного комплекса на Стрелке.
СЛАЙД 51 (*фильм о В.П. Астафьеве) (Зажигаются свечи)
Л.А.: «Как бы хотелось, чтобы человек в развитии своем достиг такого совершенства, при котором, покинув сей свет, мог бы он слушать музыку родной земли.
Лежал бы на вечном покое, отстраненный от суеты и скверны житейской, а над ним вечная музыка. Для него только и звучит. И всё, что он не смог услышать и дослушать при всей своей бедовой и хлопотной жизни, дослушал бы потом, под шум берез, под шелест травы и порывы ветра
Вот это и было бы бессмертье, достойное человека, награда за муки и его труды». Виктор Петрович Астафьев.
СЛАЙД 52
Обратить внимание обучающихся на выставку произведений.
Заголовок 115