Статья Психологические аспекты проблемы оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия в сети Интернет
Психологические аспекты проблемы оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия
в сети Интернет
(Токарева А.А., заведующий отделом ГБУ ВО «ЦПППиРД»)
Почему дети это делают?
Большинство детей ежедневно проводят время в онлайн или мобильных чатах. Они общаются с огромным количеством других детей во всем мире.
Некоторые дети застенчивы «в настоящей жизни», но раскрепощаются и приобретают уверенность в Интернете.
Другие находят поддержку в лице своих сверстников, общаясь на интересующие темы или разговаривая о различных проблемах.
Многие, вступая в переписку с взрослыми, считают, что данное общение касается только их, потому что они «особенные».
Дети и подростки любят все то, что окружено завесой тайны, «секретность отношений» завораживает, притягивает.
Для основного количества детей, посещающих Интернет, данное пространство является тем, местом, где можно вести себя раскрепощенно, по-взрослому.
Общение через экран создает у ребенка ощущение безопасности, недоступности, отстраненности.
Дети, получив «деловое предложение от доброго дяди», начинают воспринимать себя как товар, который можно продать и стать независимым от родителей. Особенно быстро «клюют» на эту удочку дети из малообеспеченных семей и подростки, которым не хватает «карманных денег.
Статистика показывает, что каждый пятый ребёнок в возрасте от 10 до 17 лет, пользующийся Интернетом, с его помощью получил предложения сексуального характера от взрослых пользователей. Каждому четвертому ребёнку, вступившему через чаты в переписку с взрослыми пользователями, были показаны картинки и фотографии порнографического характера.
Как происходит совращение?
Один из распространенных сценариев совращения жертв сексуального насилия:
1. Для начала преступник выбирает уязвимого ребёнка из неблагополучной семьи или переживающего трудный момент своего развития. Например, важным индикатором для насильника является проявление ребёнком при разговоре в чате суицидальных наклонностей или жалобы ребёнка на социальную изоляцию. Преступник втирается к ребёнку в доверие, собирает о нём или о ней информацию, выявляет степень риска, связанного с контактом. Лестью и соглашательством насильник устанавливает с жертвой особые доверительные отношения. При этом чаще всего дети знают, что они общаются с взрослым.
2. На втором этапе начинается сексуализация ребёнка. Ему или ей демонстрируют порнографические изображения с участием взрослых и детей. Важно отметить, что на предъявляемых изображениях дети, как правило, улыбаются. Этим снимается настороженное отношение ребёнка к сексу с взрослым, такие изображения могут способствовать появлению некоторого интереса.
3. На третьем этапе насильник заполучает откровенные фотографии ребёнка, стимулируя того запечатлеть себя обещаниями вознаграждения или шантажируя отказом от общения.
4. По-настоящему преступник разворачивается на четвертом этапе, когда он вооружился откровенными изображениями ребенка. Насильник начинает шантажировать жертву угрозой публикации изображений и склоняет несовершеннолетнего к встрече «в реале». При этом, примерно в половине случаев дети знают, что встреча может привести к сексу с взрослым.
5. Если ребёнок соглашается на встречу, то за этим, как правило, следует настоящее изнасилование с видеофиксацией происходящего. Насильник изготавливает порцию нового контента, а также получает еще более сильный компромат на ребёнка. С помощью нового компромата преступник заставляет изнасилованного ребёнка вовлекать в преступный контакт своих сверстников. У ребёнка вырабатывается стойкий комплекс вины за соучастие, который насильник активно эксплуатирует.
6. Наконец, отработав свою жертву, преступник может перейти к шестому этапу. Он начинает торговать ребенком, передавать его персональные данные другим педофилам или выставлять на обмен.
Проблемы оказания помощи
1. Привлекательность для детей виртуального пространства (аниме, слеши и т.д.). Желание открывать новые виртуальные пространства. Невозможность оставаться в безопасности в виртуальном мире, в то же время, открывая новые просторы.
2. Нехватка обученного, квалифицированного персонала, а также технических возможностей для того, чтобы предоставить помощь для реабилитации детей, пострадавших от сексуального насилия в сети Интернет.
3. Отсутствие информационных программ, которые позволят детям и несовершеннолетним контролировать свои Интернет - контакты, информировать ответственных за них взрослых, и предоставлять им возможность напрямую сообщать о случаях насилия в компетентные органы.
Литература:
1. Бут Н.Д. "Как избежать сексуального насилия" // "Насильственные преступления: природа, расследования, предупреждение". Москва: ВНИИ МВД, 1994, с. 99-107.
2. Горяинов К.К. "Жертвы насилия и их защита" // "Преступное насилие". Под ред. Ю.М. Антоняна, С.Ф. Милюкова. Санкт-Петербург: ВНИИ МВД России, СПб ВШ МВД России, 1994, с. 54-65.