Психологические особенности профессионального самоопределения учащихся с нарушенным слухом
Доклад учителя-дефектолога Газизовой И.Ю. «Психологические особенности профессионального самоопределения учащихся с нарушенным слухом».
Презентация: «Экскурсия - как форма работы в профессиональной подготовке учащихся старших классов».
Проблема формирования профессионального самоопределения у учащихся с нарушенным слухом актуальна, начиная с первых лет обучения в школе. В соответствии с требованиями к результатам освоения коррекционно-развивающей области адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООПНОО) для глухих обучающихся, результаты освоения программы коррекционной работы должны отражать:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, умение адекватно оценивать свои силы;
- овладение навыками коммуникации;
- дифференциация и осмысление картины мира;
- дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.
В среднем и старшем звене продолжается работа по формированию профессионального самоопределения в соответствии с Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида, курс «Социально-бытовая ориентировка» раздел «Профессиональная ориентация» автор Э.Н.Хотеева, составитель сборника Т.С.Зыкова (Москва «Просвещение» 2003 год).
В своем выступлении я буду использовать материалы статьи Е.В.Коротовских «Психологические особенности профессионального самоопределения учащихся с нарушенным слухом».
Анализ развития профессионального самоопределения как у детей с сохранным так и у детей с нарушенным слухом позволил установить наличие особенностей:
- отставание в развитии профессиональной направленности и самосознания;
- трудности профессионального выбора.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, лица с нарушенным слухом, трудности профессионального самоопределения, профориентационная работа, психолого- педагогическое сопровождение.
Изменение социально-экономической ситуации в современном обществе, нестабильность рынка труда, постоянно меняющиеся условия жизни требуют от человека активности, умения адаптироваться, определять отношение не только к себе, своей жизни, но и к процессам, происходящим в обществе. Он должен уметь выстраивать жизненные и профессиональные планы, принимать решения, брать на себя ответственность за выбор профессии, думать о будущем. Многие исследователи профессионального самоопределения (Е.М. Борисова, Е.А. Климов, Л.М. Митина, С.Н. Чистякова, И.Г. Шамсутдинова и др.) отмечают, что большинство выпускников школы с сохранным слухом не готовы к решению этой задачи. Чаще всего старшеклассники совершают неосознанный, необоснованный выбор профессии и испытывают при этом существенные трудности.
Данные социологических исследований, говорят о том, что школьники выпускных классов не готовы адекватно определить обстановку на рынке труда. Им не хватает достоверной информации о профессиях, они не способны самостоятельно оценить свои способности и склонности, поэтому выбор учебных заведений и будущей профессии происходит под воздействием случайных факторов. Многие старшеклассники выбирают профессию на основе близкого (к дому) расположения учреждения профессионального образования, легкости поступления, престижности профессии, а также по совету родителей или других значимых взрослых, за компанию с друзьями и т.д.
В большей степени такие затруднения испытывает человек с различными нарушениями в развитии, в частности, нарушениями слуха. Практика показывает, что у молодых людей с нарушенным слухом возникают значительные трудности в определении своего места в мире профессий. Снижение профессиональной пригодности, связанное с дефектом слуха, заметно сужает сферу их профессионального выбора, а трудоустройство, которое зависит от социально-экономического состояния общества, ограничивает возможности их профессиональной самореализации. Слабая ориентация в собственных индивидуальных особенностях и возможностях, а также в постоянно меняющихся условиях общественной жизни приводит к неспособности формирования реальных и адекватных социальной ситуации профессиональных планов. Большинство глухих и слабослышащих учащихся к моменту окончания средней школы психологически не готовы к осуществлению осознанного и рационального определения своего профессионального будущего.
Итак, что такое профессиональное самоопределение.
Профессиональное самоопределение (ПС) – это длительный, непрерывный процесс, осуществляющийся на протяжении всей профессиональной жизни человека. Данный процесс не заканчивается однократным выбором профессии, т.к. личность постоянно переосмысливает свое отношение к профессиональной деятельности и себе, ищет смысл в выбранной профессии, а также уточняет профессиональный выбор (смена работы, вида и сферы деятельности, определение специализации и т.д.). В ситуации современных рыночных отношений и значительных социально-экономических преобразований важнейшими условиями самоопределения человека являются его гибкость, постоянное уточнение и корректировка профессиональных планов и перспектив, совершенствование в профессии, готовность к ее смене и иному виду профессиональной деятельности, умение самореализовываться в другой производственной обстановке и др.
ПС человека проходит несколько этапов, однако на период обучения в школе приходится только один из них – проективный.
У учащихся с нарушенным слухом процесс профессионального самоопределения на проективном этапе имеет свои особенности. Отечественные дефектологи доказали, что наиболее общие закономерности развития нормального ребенка обнаруживаются и у детей с нарушенным слухом, но по-особому. Недостаток слуха влияет на развитие всех психических процессов детей. Многие исследователи (В.Л. Белинский, Т.Г. Богданова, А.П. Гозова, М.М. Нудельман, В.Г. Петрова, Т.В. Розанова, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, Н.В. Яшкова и др.) свидетельствуют об отставании на два - три года в развитии всех психических процессов, эмоциональной сферы, самосознания, самооценки и в целом личности ребенка с нарушениями слуха по сравнению со слышащими детьми. Глухой ребенок оказывается в ином положении по отношению к окружающим его людям и действительности. Нарушение общения частично изолирует его, затрудняет формирование самосознания, самооценки и других личностных образований [1]. Специфика, безусловно, проявляется и в профессиональном становлении учащихся, которое не может проходить в соответствии с нормой.
На начальных этапах формирования профессионального самоопределения у глухих и слабослышащих детей особых расхождений с нормой не наблюдается.
В старшем дошкольном возрасте формируются:
- положительное отношение к трудовой деятельности, людям труда;
- первоначальные общетрудовые умения в доступных им видах деятельности.
Уже с первых лет обучения в школе происходит знакомство глухих детей с миром профессий. Ребенок узнает о работе окружающих его людей, чаще всего ограниченной стенами школы- интерната (воспитатели, учителя, обслуживающий персонал и т.д.). Знакомство с остальными профессиями носит эпизодический характер. У младших школьников формируется добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека. При этом оценка себя и товарищей у учащихся 2–4-х классов школы для глухих детей недостаточно критична, ситуативна. Самооценка ребенка зависит от оценок родителей, их же стандартами он пользуется для оценки окружающих людей.
Основные трудности у школьников начинаются в период формирования основных компонентов профессионального самоопределения:
– профессиональной направленности (5–7-е классы), когда учащиеся должны осознать свои интересы, способности, ценности, связанные с выбором профессии и определением своего места в обществе;
- профессионального самосознания (8– 9-е классы), когда перед учащимися возникает проблема соотнесения своих интересов, способностей, представлений со своими реальными возможностями.
У глухих и слабослышащих учащихся 5-го класса наблюдается широкий диапазон интересующих (в плане желания работать в будущем по данной специальности) их профессий. Устойчивость профессиональных интересов невелика, сами интересы поверхностны. Как отмечает М.М. Нудельман, многие неслышащие школьники 10–12 лет не понимают, как повлияет отсутствие у них слуха на выбор их будущей профессии, не осознают, что выбор профессии ограничен [4]. У глухих пятиклассников самооценка еще не сформирована и носит ситуационный характер. Они без сомнений считают себя способными, перечисляют свои положительные качества, дают высокие оценки себе и своей деятельности.
У учащихся 7–8-х классов диапазон интересующих их профессий сужается и охватывает известные им профессии. Речь идет о доступных им профессиях, о которых они узнают от родителей и в школе. К 14–15 годам у ребят обнаруживается более осознанный подход к трудовой деятельности. Они начинают понимать особенности разных видов труда и внимательно относятся к наличию у себя необходимых способностей и знаний для получения профессии. Происходит стабилизация профессиональных интересов. В этом возрасте у учащихся появляется больше сомнений, отрицательных самооценок. Все большее значение в формировании самосознания приобретают важные для них люди – педагоги, сверстники. Однако многие ученики 7–10-х классов переоценивают свои личностные качества.
К 9–10-м классам у молодых людей формируется определенное отношение ко многим известным им профессиям, вместе с тем они начинают серьезно задумываться о возможности для себя заниматься тем или иным видом труда. Тем не менее, учащиеся затрудняются мотивировать собственный интерес к той или иной профессии. Большинство из них указывают на отдельные, внешне привлекательные, но несущественные стороны. Актуализируется проблема выбора профессии.
Таким образом, в процессе обучения у школьников расширяются представления о существующих видах труда, изменяются их профессиональные интересы. Однако даже в старших (11–12-х) классах знания глухих учащихся о современных профессиях ограничены, отсутствуют достаточно четкие, конкретные представления о тех отраслях, в которых школьники могли бы трудиться в будущем. Учащимся не известны собственные возможности и данные о профессиональной пригодности к тому или иному виду труда. В качестве мотивов выбора профессии выдвигаются такие, как желание учиться с друзьями, получить высшее образование, работать по той же специальности, что и родители. Лишь незначительное число старшеклассников называют существенные качества профессии и ее значимость.
К старшему школьному возрасту (11-12-й класс) представление о себе у глухих юношей и девушек становится критичнее и адекватнее, обнаруживается умение оценивать себя и сопоставлять свои поступки с поступками других людей. В то же время у большинства учащихся отмечаются неадекватная (завышенная) самооценка, несоответствие профессиональных, физических, интеллектуальных возможностей их притязаниям. Дольше, чем в норме, сохраняется преувеличенное представление о своих способностях и об их оценке другими людьми. Убеждения школьников с нарушенным слухом находятся под влиянием их личных качеств и окружающих людей. Сами мнения неустойчивы, незрелы, недостаточно осознанны.
Таким образом, по данным исследования Москвы и Московской области, проводимого в 2008 – 2010 учебных годах, более половины (78%) глухих и слабослышащих учащихся 9–11-х классов испытывают значительные трудности в процессе профессионального самоопределения. Оно затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, трудностями общения, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки.
В сложившейся ситуации возрастает роль школы, где имеются необходимые условия для комплексной, целенаправленной, систематической профориентационной работы. При этом важно не принимать решение за молодого человека, а развивать у него саму способность самостоятельно и осознанно осуществлять профессиональный выбор, формировать навыки самоанализа, самосознания через интерес к себе и своей жизни.
Достижение успеха в выборе профессии старшеклассниками с нарушенным слухом возможно путем повышения активности самих учащихся в процессах определения своего профессионального будущего, развития их самосознания, насыщенного информирования.
Литература
1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2002.
2. Божович Л.И. Этапы развития личности в онтогенезе // Вопр. психологии. 1987. №4. С. 23–33.
3. Борисова Е.М. Профессиональное само- определение: личностный аспект : дис. … д-ра пси- хол. наук. М., 1995.
4. Психология глухих детей / под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой [и др.]. М., 1971.
5. Шафир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. Тюмень,1980.
Сведения о выпускниках ОГКОУ «Школы-интерната № 87»
2010-2011 учебного года
Из 9 выпускников обучение продолжили 4 человека.
2011-2012 учебный год. Из 9 выпускников продолжили обучение 6 человек
2012-2013 учебный год. Из 6 выпускников поступили учиться – 3 человека.
2013-2014 учебный год. Поступили все 6 человек, но 2 – бросили.
Наши выпускники в основном поступают:
- Челябинское ПТУ №2;
- Ульяновский фармколледж;
- Пензенский колледж отраслевых технологий;
- и с прошлого года одна девочка проходит обучение в г.Казань, колледж малого бизнеса и предпринимательства, где получает специальность хлебопек-кондитер.
Профессиональная ориентация учащихся, имеющих нарушения слуха, осуществляется, прежде всего, на занятиях коррекционного курса внеурочной деятельности «Социально-бытовая ориентировка» (фронтальные занятия), так как важнейшей социальной функцией школы является подготовка детей к сознательному выбору профессии.
Я познакомлю вас с содержанием работы курса СБО.
3 класс
Темы: «Профессии родителей, сотрудников школы, ее выпускников», «Культура делового общения»
Цели: знакомство с профессиями окружающих людей, наблюдения за условиями работы; воспитание уважительного отношения к людям труда; воспитание культуры общения при организации деятельности (выбор ведущего в игре, главных персонажей ), при решении проблем (в игре – поиск пути достижения цели игры, подведение итогов, устранение конфликтов).
4 класс
Темы: «Дополнительное образование , его роль в выборе профессии. Влияние дополнительного образования на профессиональную ориентацию выпускников школы», «Профессии, которым обучают в школе. Лучшие специалисты в этой области».
Цели: формирование интереса к определенным профессиям, осуществление психологической подготовки к выбору профессии и будущей трудовой деятельности.
5 класс
Темы: «Дом детского творчества. Знакомство с работой его кружков».
Цели: расширение сведений о профессиях, удовлетворение интересов школьников при знакомстве с интересующими их видами труда.
6 класс
Темы: «профессии в сфере обслуживания (обувщик, закройщик, парикмахер, кондитер и др.), доступные лицам с нарушениями слуха.
Цели: расширение сведений о профессиях, удовлетворение интересов школьников при знакомстве с интересующими их видами труда.
7 класс
Темы: «Профессии обслуживающего труда в автосервисе (автомастерские, автосалон, троллейбусный или автобусный парк)».
Цели: расширение знаний о профессиях, получение первоначальных представлений о способах поиска работы.
8 класс
Темы: «Знакомство с училищами, обеспечивающими начальное профессиональное образование».
Цель: подготовить школьников к выбору учреждения для получения профессиональной подготовки.
9 класс
Темы: «Что советуют родители о выборе профессии». «Трудовые династии», «Знакомство с правилами приема в УПП, ПТУ»,
Цель: подготовка учащихся к выбору профессии самостоятельному поступлению в учебное заведение.
10 класс
Темы: «Правила приема в высшие и средние учебные заведения» «Правила приема на производство», «Биржа труда», «Что надо знать о бизнесе», «Выбор дела. Налоги», «Опасность банкротства, можно ли его избежать».
Цели: формировать готовность детей определять свою деятельность в постшкольный период; практическая подготовка к поступлению на работу, в учебное заведение, общие сведения о государственных и частных предприятиях.
Целенаправленная деятельность педагога на занятиях СБО помогает формированию профессионального самоопределения школьников.
Одна форм работы по профориентации с учащимися – экскурсии.
Вам будет представлена презентация по двум выездным экскурсиям 2014 года с учащимися 9, 10, 11 классов в города Казань и Тольятти.