Рабочая программа по математике по учебнику С. М. Никольского (5 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Новопавловский учебно-воспитательный комплекс" муниципального образования
Красноперекопский район Республики Крым
Рассмотрена на заседании МО учителей
естественно-математического цикла
108966013144500протокол №1 от « » августа 2014 г.
508013906500 Т. С. Шостак
Заместитель директора
по учебно-воспитательной
51244513144500работе « » августа 2014 г.
-635013906500 Т. Н. Жилинская Утверждаю
Директор школы
2159013144500 Г. Н. Чёрная
64135013208000приказ № от
787401346200040005013462000« » 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
на 2014/2015 учебный год
Уровень образования - основное общее образование, 5 класс.
Уровень изучения предмета - базовый
Учитель Ганиева Эвелина Акимовна
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по математике (Сборник серии Стандарты второго поколения. Математика. М.: Просвещение, 2010), авторской программы по математике для 5 класса «Математика» С. М. Никольского и др. (М.: Просвещение, 2010), учебного плана МБОУ Новопавловский УВК.
ЦЕЛИ КУРСА
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Основные развивающие и воспитательные цели
Развитие:
ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
математической речи;
сенсорной сферы и двигательной моторики;
внимания и памяти;
навыков само- и взаимопроверки;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Воспитание:
культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
волевых качеств;
коммуникабельности;
ответственности.
Настоящая программа курса математики для 5 класса продолжает соответствующую программу начальной школы и ставит перед собой главной целью формирование у школьников основ научного (математического) мышления, позволяющих продолжать обучение в основной и старшей школе.
Задачи изучения математики в 5 классе:
развитие логического и критического мышления, формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимых для различных сфер человеческой деятельности;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в основной и старшей школе (6-11 классы), изучения смежных дисциплин и применения их в повседневной жизни;
развитие представления о математике, как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования.
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов каждого раздела по учебному году и темам с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей и позволяет внедрять современные педагогические технологии (в том числе информационно-коммуникационные).
В ходе изучения курса обучающиеся развивают навыки вычислений с обыкновенными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составления уравнений, продолжают знакомиться с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует требованиям основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Новопавловский УВК. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные для изучения Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по математике и авторской программой «Математика» С. М. Никольского и др. для 5 класса по математике.
Программа ориентирована, главным образом, на формирование научных (математических) понятий, а не только лишь на выработку практических навыков и умений. Это предполагает особую организацию учебного процесса в форме учебной деятельности школьников.
Содержание учебной деятельности должно развертываться в теоретической форме – от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Освоение понятий должно происходить не в форме отработки словесных формулировок, а путем введения учащихся в новый круг задач и включением их в деятельность по поиску общего способа их решения.
Поиск способа решения новой задачи является мотивационным ядром учебной деятельности, той ценностной установкой учеников, которая складывается в виде формального эффекта обучения как личностно-смысловое образование, основа желания и умения учиться.
Необходимость поиска способа решения новой задачи не диктуется требованиями учителя, учебника или программы, она должна быть обусловлена для детей внутренней логикой содержания обучения.
Осуществление школьниками учебной деятельности способствует формированию у них таких мыслительных действий, как рефлексия, анализ и планирование, являющихся основой теоретического мышления и, одновременно развитию других познавательных процессов – восприятия, воображения, памяти. Это дает основание говорить о развивающем значении специальной организации учебной деятельности школьников.
В курсе математики 5 класса могут быть условно выделены четыре раздела: натуральные числа и нуль, измерение величин, делимость натуральных чисел, обыкновенные дроби.
Раздел 1. Натуральные числа и нуль.
В этом разделе проводится систематизация сведений о натуральных числах, полученных в начальной школе. В нем содержится не просто повторение изученного ранее материала, а его развитие, нацеленное на осознанное овладение способами выполнения арифметических действий. Учащиеся приучаются к определенному порядку изучения чисел: запись чисел, их сравнение, арифметические действия с ними, законы арифметических действий, применение этих законов, степень числа с натуральным показателем.
Особое внимание уделено решению текстовых задач арифметическими способами. Ученик должен научиться осознанно решать такие задачи, сначала формулируя вопросы, а затем делая выкладки. Решение задач таким способом содействует развитию речи и мышления учащихся, учит умению рассуждать.
Цели изучения раздела:
научить осознанному выполнению арифметических действий над натуральными числами и применению законов для упрощения вычислений;
развить язык и логическое мышление при помощи решения текстовых задач арифметическими методами.
Раздел 2. Измерение величин
В этом разделе повторяются и систематизируются изученные ранее элементы геометрии. Здесь же рассматривается измерение отрезков и представление натуральных чисел на координатном луче. У учащихся должны быть сформированы первые понятия о числе как о длине отрезка и об изображении чисел на координатном луче, т. е. понятие о числе как о координате точки на координатной оси.
Кроме того, здесь вводятся понятия пути, времени, скорости и продолжается решение текстовых задач арифметическими способами (задачи на движение).
Цели изучения раздела:
систематизировать сведения о геометрических фигурах;
сформировать первые представления о числе как о длине отрезка и об изображении чисел на координатном луче;
продолжить развитие языка и логического мышления учащихся при помощи решения текстовых задач арифметическими методами.
Раздел 3. Делимость натуральных чисел
В данном разделе изучаются делимость натуральных чисел, признаки делимости, вводятся понятия простого числа, составного числа, разложения числа на простые множители. Этим разделом завершается изучение натуральных чисел, и закладываются основы вычислений с обыкновенными дробями.
Здесь продолжается работа по формированию умений проводить доказательства. Особое внимание следует обратить на мотивацию доказательств, так как этот вид деятельности еще мало знаком учащимся.
Доказательство утверждений проводится на числовых примерах, но таким способом, что если заменить числа буквами, то получится общее доказательство утверждений.
Цели изучения раздела:
сформировать у учащихся умение проводить простые доказательные рассуждения и подготовить их к изучению обыкновенных дробей;
продолжить развитие языка и логического мышления учащихся в процессе доказательства несложных утверждений.
Раздел 4. Обыкновенные дроби
В этом раздел изучаются в полном объеме обыкновенные дроби по плану, намеченному в разделе 1. Важно, чтобы каждый учащийся понял, что действия с обыкновенными дробями сводятся к нескольким действиям с натуральными числами. Здесь снова вводятся элементы доказательных рассуждений при изучении теоретического материала, а также решение текстовых задач арифметическими способами.
Цели изучения раздела:
сформировать у учащихся осознанные умения выполнять арифметические действия над обыкновенными дробями;
продолжить развитие языка и логического мышления учащихся при изучении теоретического материала и при решении текстовых задач арифметическими методами.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Для обстоятельного изучения математики на этапе основного общего образования в 5 классе выделено 170 часов: из расчёта 5 часов в неделю на 34 рабочие недели.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
первоначальное представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении арифметических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные:
способность самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы;
умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - компетентности);
первоначальное представление об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные:
умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развитие способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
умение выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
умение пользоваться изученными математическими формулами;
знание основных способов представления и анализа статистических данных; умение решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание материала Количество часов Характеристика видов деятельности обучающихся
Повторение курса начальной школы 5 Натуральные числа и нуль 45 Ряд натуральных чисел. Десятичная система записи натуральных чисел. Сравнение натуральных чисел. Сложение. Законы сложения. Вычитание. Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания. Умножение. Законы умножения. Распределительный закон. Сложение и вычитание чисел столбиком. Умножение чисел столбиком. Степень с натуральным показателем. Деление нацело. Решение текстовых задач с помощью умножения и деления. Задачи на «части». Деление с остатком. Числовые выражения. Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности. Занимательные задачи. - описывают свойства натурального ряда;
- читают и записывают натуральные числа, сравнивают и упорядочивают их;
- выполняют вычисления с натуральными числами;
- вычисляют значения степеней;
- формулируют законы арифметических действий, записывают их с помощью букв, преобразовывают на их основе числовые выражения, применяют их для рационализации вычислений;
- анализируют и осмысливают текст задачи, переформулируют условие, извлекают необходимую информацию, моделируют условие с помощью реальных предметов, схем, рисунков; строят логическую цепочку рассуждений; критически оценивают полученный ответ, осуществляют самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию;
- решают задачи на понимание отношений «больше на…», «меньше на …», «больше в…», «меньше в…», а также понимание стандартных ситуаций, в которых используются слова «всего», «осталось» и т.п.; типовые задачи «на части», на нахождение двух чисел по их сумме и разности.
Измерение величин 29 Прямая. Луч. Отрезок. Измерение отрезков. Метрические единицы длины. Представление натуральных чисел на координатном луче. Окружность и круг. Сфера и шар. Углы. Измерение углов. Треугольники. Четырехугольники. Площадь прямоугольника. Единицы площади. Прямоугольный параллелепипед. Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема. Единицы массы. Единицы времени. Задачи на движение. Многоугольники. Занимательные задачи. - измеряют с помощью линейки и сравнивают длины отрезков;
- строят отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля;
- выражают одни единицы измерения длин отрезков через другие;
- представляют натуральные числа на координатном луче;
- распознают на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространственные);
- приводят примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире;
- изображают геометрические фигуры, их конфигурации от руки и с использованием чертёжных инструментов;
- измеряют с помощью транспортира и сравнивают величины углов;
- строят углы заданной величины с помощью транспортира;
- выражают одни единицы измерения углов через другие;
- вычисляют площади квадратов и прямоугольников, объёмы куба и прямоугольного параллелепипеда, используя соответствующие формулы;
- выражают одни единицы измерения площади, объёма, массы, времени через другие;
- решают задачи на движение, на движение по реке.
Делимость натуральных чисел 18 Свойства делимости. Признаки делимости. Простые и составные числа. Делители натурального числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Использование четности при решении задач. Занимательные задачи. - формулируют определение делителя и кратного, простого и составного числа, свойства и признаки делимости чисел;
- классифицируют натуральные числа (четные и нечетные, по остаткам от деления на 3 и т.п.);
- решают задачи, связанные с использованием четности и с делимостью чисел.
Обыкновенные дроби 61 Понятие дроби. Равенство дробей. Задачи на дроби. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей. Сложение дробей. Законы сложения. Вычитание дробей. Умножение дробей. Законы умножения. Распределительный закон. Деление дробей. Нахождение части целого и целого по его части. Задачи на совместную работу. Понятие смешанной дроби. Сложение смешанных дробей. Вычитание смешанных дробей. Умножение и деление смешанных дробей. Представление дробей на координатном луче. Площадь прямоугольника. Объем прямоугольного параллелепипеда. - преобразовывают обыкновенные дроби с помощью основного свойства дроби;
- приводят дроби к общему знаменателю, сравнивают и упорядочивают их;
- выполняют вычисления с обыкновенными дробями;
- изучают законы арифметических действий, записывают их формульно и применяют их для рационализации вычислений;
- проводят несложные доказательные рассуждения с опорой на законы арифметических действий для дробей;
- решают задачи на дроби, на все действия с дробями, на совместную работу;
- выражают с помощью дробей сантиметры в метрах, граммы в килограммах, килограммы в тоннах и т.п.;
- выполняют вычисления со смешанными дробями;
- вычисляют площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда;
- выполняют вычисления с применением дробей;
- представляют дроби на координатном луче.
Итоговое повторение курса математики 5 класса 8 Решение логических задач 2 Сложные задачи на движение по реке. Занимательные задачи. - решают сложные задачи на движение по реке и занимательные задачи.
тематический план
№
п/п Тема раздела Контрольные работы Количество часов
1 Повторение курса начальной школы Диагностическая контрольная работа №1 5
2 Натуральные числа и нуль Контрольная работа №2 «Запись, сравнение, сложение и вычитание натуральных чисел», Контрольная работа №3 «Умножение и деление натуральных чисел» 45
3 Измерение величин Контрольная работа №4 «Прямая. Луч. Отрезок», Контрольная работа №5 «Треугольник, четырехугольник, прямоугольный параллелепипед» 29
4 Делимость натуральных чисел Контрольная работа №6 «Делимость натуральных чисел» 18
5 Обыкновенные дроби Контрольная работа №7 «Сравнение, сложение и вычитание дробей», Контрольная работа №8 «Умножение и деление дробей», Контрольная работа №9 «Все действия со смешанными дробями» 61
6 Итоговое повторение курса математики 5 класса Итоговая контрольная работа №10 8
7 Решение логических задач - 2
Итого: 168 часов
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока Дата проведения Фактически Тема урока Примечания
Повторение курса начальной школы (5 ч)
1 Натуральный ряд чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел 2 Умножение и деление натуральных чисел. Решение уравнений 3 Единицы измерения величин 4 Геометрические фигуры. Периметр и площадь прямоугольника, квадрата. 5 Диагностическая контрольная работа №1 Натуральные числа и нуль (45 ч)
6 Ряд натуральных чисел 7 Десятичная система записи натуральных чисел. Чтение и запись натуральных чисел 8 Сравнение натуральных чисел 9 Сравнение натуральных чисел. Проверочная работа 10 Сложение. Переместительный закон сложения 11 Сложение. Сочетательный закон сложения 12 Вычитание. Свойства вычитания 13 Решение уравнений 14 Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания 15 Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания 16 Самостоятельная работа 17 Умножение. Переместительный закон умножения 18 Сочетательный закон умножения 19 Решение упражнений 20 Распределительный закон умножения 21 Вынесение общего множителя за скобки 22 Сложение чисел столбиком 23 Вычитание чисел столбиком 24 Самостоятельная работа 25 Анализ самостоятельной работы. Урок систематизации и коррекции знаний, умений и навыков 26 Контрольная работа №2 «Запись, сравнение, сложение и вычитание натуральных чисел» 27 Умножение чисел столбиком 28 Умножение чисел столбиком 29 Степень с натуральным показателем 30 Степень с натуральным показателем 31 Деление нацело 32 Деление в столбик 33 Деление в столбик. Проверочная работа 34 Решение текстовых задач с помощью умножения и деления 35 Решение текстовых задач с помощью умножения и деления 36 Задачи на части 37 Задачи на части 38 Самостоятельная работа 39 Анализ самостоятельной работы. Деление с остатком 40 Деление с остатком 41 Деление с остатком 42 Числовые выражения 43 Числовые выражения 44 Урок систематизации и коррекции знаний и умений 45 Контрольная работа №3 «Умножение и деление натуральных чисел» 46 Нахождение двух чисел по их сумме и разности 47 Нахождение двух чисел по их сумме и разности 48 Нахождение двух чисел по их сумме и разности 49 Занимательные задачи 50 Занимательные задачи Измерение величин (29 ч)
51 Прямая. Луч. Отрезок 52 Прямая. Луч. Отрезок 53 Измерение отрезков 54 Метрические единицы длины 55 Представление натуральных чисел на координатном луче 56 Представление натуральных чисел на координатном луче 57 Самостоятельная работа 58 Анализ самостоятельной работы. Урок систематизации и коррекции знаний, умений и навыков 59 Контрольная работа №4 «Прямая. Луч. Отрезок» 60 Окружность и круг. Сфера и шар 61 Углы. Измерение углов. Построение углов 62 Углы. Измерение углов. Построение углов 63 Треугольники. Построение треугольника по трем сторонам 64 Треугольники. Периметр треугольника 65 Четырехугольники. Периметр четырехугольника 66 Четырехугольники. Периметр четырехугольника 67 Площадь прямоугольника. Единицы площади 68 Площадь прямоугольника. Единицы площади 69 Самостоятельная работа 70 Анализ самостоятельной работы. Прямоугольный параллелепипед 71 Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема 72 Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема 73 Единицы массы и времени 74 Задачи на движение 75 Задачи на движение 76 Задачи на движение 77 Контрольная работа №5 «Треугольник, четырехугольник, прямоугольный параллелепипед» 78 Многоугольники 79 Занимательные задачи Делимость натуральных чисел (18 ч)
80 Делимость натуральных чисел. Свойства делимости 81 Свойства делимости 82 Признаки делимости на 2, 5, 10 83 Признаки делимости на 3, 9 84 Решение упражнений 85 Простые и составные числа 86 Самостоятельная работа 87 Делители натурального числа. Разложение числа на простые множители. 88 Разложение числа на простые множители 89 Наибольший общий делитель 90 Решение текстовых задач 91 Наименьшее общее кратное 92 Связь между НОД и НОК 93 Решение текстовых задач 94 Самостоятельная работа 95 Контрольная работа №6 «Делимость натуральных чисел» 96 Использование четности и нечетности при решении задач 97 Занимательные задачи Обыкновенные дроби (61 ч)
98 Понятие дроби 99 Равенство дробей 100 Сокращение дробей 101 Задачи на дроби 102 Нахождение дроби от числа 103 Нахождение числа по его части, выраженной дробью 104 Решение упражнений 105 Самостоятельная работа 106 Анализ самостоятельной работы. Приведение дроби к новому знаменателю 107 Приведение дробей к общему знаменателю 108 Приведение дробей к общему знаменателю 109 Сравнение дробей 110 Сравнение дробей 111 Сложение дробей с одинаковыми знаменателями 112 Сложение дробей с разными знаменателями 113 Решение упражнений 114 Переместительный и сочетательный закон сложения 115 Применение законов сложения 116 Решение упражнений 117 Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями 118 Вычитание дробей с разными знаменателями 119 Решение упражнений 120 Решение уравнений и текстовых задач 121 Самостоятельная работа 122 Контрольная работа №7 «Сравнение, сложение и вычитание дробей» 123 Умножение дробей 124 Умножение дробей 125 Умножение дробей 126 Переместительный и сочетательный законы умножения 127 Распределительный закон умножения 128 Распределительный закон умножения 129 Деление дробей 130 Деление дробей 131 Деление дробей 132 Нахождение части целого 133 Нахождение целого по его части 134 Самостоятельная работа 135 Решение упражнений 136 Контрольная работа №8 «Умножение и деление дробей» 137 Задачи на совместную работу 138 Задачи на совместную работу 139 Задачи на совместную работу 140 Понятие смешанной дроби 141 Сравнение смешанных дробей 142 Сложение смешанных дробей 143 Сложение смешанных дробей 144 Вычитание смешанных дробей 145 Вычитание смешанных дробей 146 Решение упражнений 147 Самостоятельная работа 148 Умножение смешанных дробей 149 Умножение смешанных дробей 150 Деление смешанных дробей 151 Деление смешанных дробей 152 Самостоятельная работа 153 Решение упражнений 154 Контрольная работа №9 «Все действия со смешанными дробями» 155 Представление дробей на координатном луче 156 Представление дробей на координатном луче 157 Площадь прямоугольника 158 Объем прямоугольного параллелепипеда Повторение (8 ч)
159 Действия над натуральными числами 160 Сложение и вычитание обыкновенных дробей 161 Умножение и деление обыкновенных дробей 162 Решение упражнений 163 Решение уравнений 164 Четырехугольники. Треугольники 165 Прямоугольный параллелепипед 166 Итоговая контрольная работа №10 Решение логических задач (2 ч)
167 Сложные задачи на движение по реке 168 Занимательные задачи КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Отметка «5» ставится, если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2. Оценка устных ответов обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Контроль уровня обученности
Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов контроля: входной, текущий, тематический и итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, домашняя контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, домашняя самостоятельная работа, тест, контрольный тест, устный опрос, блиц-опрос, фронтальный опрос.
Принятые обозначения:
КР – контрольная работа;
СР – самостоятельная работа;
ПР – проверочная работа;
КТ – контрольный тест;
Т – тестовая работа;
ФО – фронтальный опрос;
УО – устный опрос;
БО - блиц опрос;
ДКР – домашняя контрольная работа.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методический комплекс:
Математика. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / [С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин]. - 13-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 272 с. : ил. – (МГУ - школе). – ISBN 978-5-09-033036-7.
Математика. 5 класс: дидактические материалы / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2011.
Математика. 5 класс: рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2011.
Математика. 5 класс: тематические тесты / П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнев, О. Ф. Зарапина. – М.: Просвещение, 2011.
Математика. 5-6 классы: кн. для учителя / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2010.
Шарыгин, И. Ф. Задачи на смекалку. 5-6 классы: пособие для общеобразоват. учреждений / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная литература:
Клименченко, Д. В. Задачи по математике для любознательных: кн. для 5-6 кл. ср. шк. / Д. В. Клименченко. – М.: Просвещение, 1992.
Арутюнян, Е. Б. Математические диктанты для 5-9 классов / Е. Б. Арутюнян. – М.: Просвещение, 2007.
Пичурин, Л. Ф. За страницами учебника алгебры / Л. Ф. Пичурин. – М.: Просвещение, 1990.
Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы: 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся / авт.-сост. Н. В. Заболотнева. – Волгоград: Учитель, 2006.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих интернет-ресурсов:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://school-collection.edu.ru Учительский портал [Электронный ресурс]. / Режим доступа: www.uchportal.ruФестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/411439Сообщество взаимопомощи учителей [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://pedsovet.su/load/136Видеоуроки в Интернет [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98657940Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://nsportal.ruБиблиотека методических материалов для учителя [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://infourok.ru