Статья Пути реализации экологического образования и воспитания в начальной школе


Пути реализации экологического образования и воспитания в начальной школе.
В настоящее время экологическое образование в начальной школе становится все более приоритетным направлением в педагогике. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на земле. Одна из причин такого положения – экологическая неграмотность большей части населения и неумения предвидеть последствия вмешательства человека в природу. Поэтому международными организациями ЮНЕСКО, ЮНЕП и др. был поднят вопрос о необходимости пересмотра содержания и сроков экологического образования жителей нашей планеты. Экологическое образование младших школьников – необходимое и важное звено в естественно-научном просвещении. От этого зависит дальнейшее отношение человека к природе.
Содержание сущности экологического образования позволяет выделить основные задачи его реализации:
-обучение – формирование знаний о единстве живой и неживой природы, закономерности природных явлений, взаимодействии природы, общества и человека; экологические проблемы и способы их решения; развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению состояния окружающей среды своей местности;
-воспитание ценностных ориентаций экологического характера, мотивов и потребностей, привычек экологически сообразного поведения и деятельности, воли, настойчивости в достижении экологических целей; способности научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
-развитие способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде, в волевой сфере – формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Экологическое образование должно начинаться с раннего возраста. Дети воспринимают добро, они очень любознательны. И в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Важно, чтобы в этом возрасте рядом с детьми находился умелый наставник, способный развить в них начала экологической культуры. Экологическое образование не ограничивается урокои. Оно имеет продолжение во внеклассной и внешкольной работе.