РОДИОН ЩЕДРИН. «ДНЕВНИК» (7 ПЬЕС ДЛЯ ФОРТЕПИАНО)
О.Ю.Перетягина
РОДИОН ЩЕДРИН. «ДНЕВНИК» (7 ПЬЕС ДЛЯ ФОРТЕПИАНО)
Щедрин – один из самых крупных и известных композиторов второй половины ХХ века. Та атмосфера, в которой проходило развитие его личности, способствовала становлению его как композитора, блестящего пианиста – исполнителя собственных сочинений.
Особое место в творчестве Р. К. Щедрина занимают сочинения для фортепиано, поскольку именно эта область является достаточно показательной в отношении его авторского стиля. Нужно отметить, что именно в годы учебы в консерватории появились такие фортепианные пьесы как «Юмореска», «В подражание Альбенису», Двухголосная инвенция и «Basso ostinato». Ярчайшим выражением полифонического стиля Щедрина являются 24 прелюдии и фуги (1964, т. 1; 1970, т. 2) и «Полифоническая тетрадь» (1972). К тому же периоду относится написание цикла «Тетрадь для юношества».
На протяжении всего творческого пути Щедрин уделяет особое внимание жанру ф-п концерта, поскольку всегда трактует фортепиано как симфонический инструмент (1954; 1966; 1973; 1991; 1999; 2003).
Во многом благодаря творческим связям с выдающимися исполнителями-пианистами современности (Олли Мустонен, Денис Мацуев и другие), а также активному участию в культурной жизни нашей страны появились такие сочинения как «Сонатина Concertante» (2005), «La Pizzicato» (2005) и др., а также циклы «Дневник» (2002), «Вопросы» (2003), «Романтические дуэты для фортепиано в 4 руки» (2007), «Простые страницы» (7 экспромтов) (2009), концертный этюд «Чайковский» (2010).
Родион Щедрин с 1991 года живет в Германии. В Мюнхене он заключил длительный контракт с издательством «Schott», которому принадлежат все права на сочинения последних лет. К сожалению с сочинениями последнего десятилетия мы можем познакомиться лишь на концертах или на специализированных сайтах в интернете. Так и произошло с циклом «Дневники», который был нами услышан на выступлении Екатерины Мечетиной, которая достаточно часто включает его в свои программы.
В отличие от цикла «Вопросы», где исполнителю предоставляется максимальная свобода выбора темпа, нюансов, логики построения цикла и т. д., цикл «Дневник» содержит довольно подробные авторские указания.
Цикл состоит из 7 пьес. Пьесы не имеют названий и исполняются без перерыва (attaca). Почему именно 7? Можно вспомнить о 7 днях недели. С числом 7 связаны такие понятия, как 7 смертных грехов, 7 чудес света, число семь – это число Аполлона, также это количество нот. Число 7 используется в символически-обобщенном значении в пословицах и фразеологизмах (Семь раз отмерь – один отрежь, семь бед – один ответ и др.).
В нумерологии число 7 – это символ души в нематериальных вещах. В религии – это число духовного совершенства.
Можно попробовать связать эти значения с названием цикла. Дневник – это нечто материальное, содержащее записи личного характера, описание наблюдений, событий, имеющее субъективную окраску, ведущееся изо дня в день. Цикл в целом содержит пьесы-состояния, где с калейдоскопичной быстротой один образ сменяется другим. Это может быть растерянность, печаль, тревога, помешательство, радость, суета и т.д.
Само название цикла подразумевает наличие авторских указаний. (Поскольку это выражение мыслей в конкретных символах.) Речь идет, например, о выписанной подробно динамике, которая имеет ключевое значение для создания образа. Так в 7 пьесе композитор использует сопоставление контрастной динамики для создания эффекта эха:
Некая неодушевленность образа, состояние оцепенения создается в №4 таким средством художественной выразительности, как постоянная не изменяющаяся на протяжении всей пьесы динамика.
Автор призывает к агогической свободе, аккуратно выписывая все изменения темпа во фразе. То же можно сказать и о требовании единого темпа:
Также композитор позаботился об аппликатуре в местах, где она служит созданию определенного образа и достижения конкретного звукового эффекта:
Такая аппликатура и обозначение quasi glissando подсказывает и необходимый прием игры данного эпизода.
Следует сказать и об обозначениях педали. Ее наличие подтверждает либо знак педали, либо наличие длинных нот:
13 EMBED PBrush 1415
13 EMBED PBrush 1415
13 EMBED PBrush 1415
Творчество Щедрина всегда актуально, созвучно эпохе. Это довольно ярко отражается в цикле «Дневник». Он чутко отзывается в своей музыке на изменения, на события вокруг. К тому же он, как и многие другие музыканты наших дней, не склонен разделять взгляды об исчерпанности средств и художественных ресурсов фортепиано.
Root Entry