Обучающий семинар для педагогов дополнительного образования Интерактивные методы обучения
Интерактивные методы в работе педагога дополнительного образования
Научный и социальный прогресс быстро, кардинально изменяет условия труда и содержание деятельности педагога: как сделать каждое занятие интересным, увлекательным и добиться того, чтобы занятия развивали мыслительную активность учащихся, их познавательный интерес? Какие педагогические технологии позволяют раскрыть ребенку знания, показать свои умения и навыки, которые педагог оценит справедливо?
Современное реформирование системы образования нацелено на то, чтобы ученик действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ, административных работников.
В настоящее время понятие “интерактивный” широко вошло в нашу жизнь. Мы имеем возможность участвовать во всевозможных интерактивных экскурсиях, проектах, играх, программах. Нам предлагают стать не просто слушателями или созерцателями, а самыми активными участниками происходящего. Этот подход весьма эффективен и в ходе образовательного процесса. В современной классификации педагогических методов выделяют интерактивные методы.
Дополнительное образование, несомненно, благотворная почва для развития интерактивного обучения.
Определим понятия.
Что же такое интерактивные педагогические технологии? Определим понятия.
Термин «интерактивная педагогика» ввел в 1975 г. немецкий ученый Ганс Фриц. Понятие «интерактивность», «интерактив» заимствованы из английского языка. Интерактивный – inter (взаимный), act (действовать) – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника, воспитанников друг с другом.
Чем же отличаются интерактивные от других методов обучения, ведь диалог является основной формой вербального общения и на традиционных занятиях?
Представим в сравнении основные модели обучения:
– пассивная – ученик выступает в роли объекта обучения (слушает и смотрит);– активная – ученик выступает субъектом обучения (самостоятельная работа, творческие задания);– интерактивная – ученик и педагог являются равноправными субъектами обучения, процесс осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся.
Роль педагога в интерактивной модели обучении принципиально отлична от традиционной. Педагог является так называемым фасилитатором (фасилитация – поддержка, облегчение).
Он выступает партнером ученика, поддерживает активность участников, старается выявить многообразие точек зрения, поощряет творчество. Усилия педагога направлены на облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников образовательного процесса.
Итак, главными принципами интерактивного обучения являются:
– диалогическое взаимодействие;
– работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;
– активно-ролевая (игровая) деятельность;
– тренинговая организация обучения.
Интерактивное обучение позволяет одновременно решать следующие задачи:
учебно-познавательную;
коммуникативно-развивающую;
социально-ориентационную.
Анализ интерактивных педагогических технологий, используемых в системе дополнительного образования, позволяет выделить такие формы и методы, как:
дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.), технологии творчества (различные формы индивидуальной и коллективной творческой деятельности),
игровые – деловые (управленческие), ролевые, организационно-деятельностные игры;
тренинговые (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности, тренинги развития интеллекта, креативного поведения, снятия ментальных барьеров, партнерского общения и др.), которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения.
Интерактивные формы работы не универсальны, они не подменяют собой традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя в системе обучения и воспитания. Оптимальным является сочетание 60% интерактивных и 40% традиционных форм работы.
Рассмотрим боле подробно каждый тип интерактивных форм и методов.
1. Дискуссия
Дискуссия – это публичный спор, целями которого являются выяснение и сопоставление различных точек зрения, нахождение правильного решения спорного вопроса, выявление истинного мнения. Считается, что дискуссия – это эффективный способ убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.
Участники дискуссии должны быть хорошо осведомленными в предмете дискуссии, знать историю вопроса, предвидеть возможные последствия того или иного решения.
Главное значение дискуссии – побуждение участников задуматься над проблемой, пересмотр своих убеждений, позиций, точки зрения.
Таким образом, воспитательный потенциал дискуссии огромен и заключается в умении аргументировано отстаивать свое мнение, и, в тоже время, осознавать право других иметь свой взгляд, быть индивидуальностью.
Способы представления проблемной ситуации могу быть самыми разнообразными, например, видеоклип, видео- или аудиофрагмент, в котором довольно очевидно должно быть представлено противоречие, вызывающее необходимость разобрать и понять причину. Также могут использоваться газетные и журнальные публикации.
В подготовке и проведении дискуссии можно обозначить следующие три этапа:
1) Мотивационный (начало дискуссии).
2) Содержательно-операционный (организация пространства, установка правил ведения дискуссии, структурирование и регулирование дискуссии).
3) Оценочно-рефлексивный (завершение дискуссии).
Основная роль педагога в период подготовки и проведения дискуссии должна заключаться в стимулировании самостоятельных мыслей участников дискуссии, умении задавать наводящие вопросы, создания доброжелательной атмосферы, поддержание психологического комфорта.
2. Технология творчества
Характерными чертами технологии творчества являются творческие эксперименты в свободных группах, в которых учащиеся, благодаря неформальной обстановке, чувствуют себя раскованно и непринужденно. Этому способствует педагогика сотворчества и сотрудничества; применение различных методов коллективной работы: творческая мастерская, мозговая атака, творческая дискуссия.
3. Игровые технологии
В системе дополнительного образования игровые технологии занимают особое место. Игровая деятельность бесконечна и обладает большим педагогическим потенциалом. Особенность таких интерактивных занятий заключается в практической подготовке учащихся к жизнедеятельности в современных условиях, формировании умения самостоятельно мыслить и принимать решения, познавать и открывать окружающий мир и мир человеческих взаимоотношений.
К этапам проведения занятия-игры можно отнести следующие три этапа:
1) подготовительный этап, включающий определение цели, описание изучаемой проблемы, общее описание игры, составление плана, написание сценария, распределение ролей, определение условий и правил.
2) этап проведения игры – непосредственно сама игра, выступления групп, отстаивание результатов, экспертиза. 3) завершающий этап – анализ и обсуждение результатов, подведение итогов, рекомендации.
4. Тренинговые технологии
Тренинг – это средство психологического воздействия, направленного на формирование новых знаний и социальных установок, умений и опыта в какой-либо области жизнедеятельности.
Цель тренинга - смоделировать реальные жизненные ситуации, в которых:
устраняется страх перед выражением собственного мнения;
развивается готовность оказать или принять помощь в экстремальной ситуации;
формируется уважение и понимание чужих проблем;
приобретается навык анализа своих и чужих поступков;
снимаются барьеры перед публичным выступлением;
формируется чувство радости от совместного труда и творчества.
Благодаря своей природе тренинговые технологии могут включать в себя и дискуссионные, и игровые формы взаимодействия участников.
Какие бы интерактивные технологии вы не выбрали, выделим основные составляющие интерактивного занятия.
1-я часть – вводная.
Создание благоприятной эмоциональной и интеллектуальной атмосферы.
Для достижения поставленных задач можно использовать интерактивные игры.
Игра «Импульс».
Дети встают в круг, взявшись за руки. Педагог пожатием посылает импульс, который передается следующему. Как только импульс достигает первого, игра заканчивается.
Игра «Аплодисменты»
Дети стоят в круг на расстоянии половины вытянутой руки друг от друга. Согнутые в локтях руки нужно развести в стороны так ,чтоб ладошки были обращены вперед. Левую ладонь нужно расположить ЗА ладонью соседа слева, а правую ладонь ПЕРЕД ладонью соседа справа. Ведущий правой ладошкой хлопает соседа слева по ладони, тот хлопает своего соседа слева и так передается эстафета аплодисментов по кругу, пока ведущему не вернется его хлопок. Второй круг можно сделать быстрее и добавить какое-нибудь смешное слово (например, шлёп, хлоп, блямс и т.п.)
Игра «Рукопожатие»
Игра проводится по аналогии с «Аплодисменты», но вместо хлопка передается рукопожатие – руку соседа слева нужно пожать своими обеими руками. Добавить можно и смешную фразу (например, «Царь! Очень приятно! Царь!») Игра «Фруктовый салат».
Дети стоят в кругу. Педагог распределяет фрукты. Апельсины – 1 группа, яблоки – 2 группа, сливы – 3 группа. По команде «апельсин» местами меняются те, кто в группе «апельсин» так, что бы ни один «апельсинчик» не оказался на предыдущем месте. По команде «Яблоки» – меняются яблоки. По команде «Фруктовый салат» местами меняются все.
Игра «Пожелания».
Участники стоят в кругу. Педагог держит предмет (игрушка, мячик, цветок), передает следующему, говоря при этом комплимент с хорошими пожеланиями.
2-я часть – основная.
Взаимодействие в разных модификациях, деятельность в группах.
Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.
При наличии обратной связи дающий и принимающий информацию меняются коммуникативными ролями. Обратная связь способствует значительному повышению эффективности занятия. Так же продуктивно работает метод ролевого и имитационного моделирования, способствующий поиску и определению подростками собственных личностных смыслов и ценностей, открывающий возможности творчески осваивать новый опыт и применять полученные знания в жизни.
Целевыми ориентациями педагога в данном случае являются:
активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся;
возбуждение внутреннего диалога ученика;
обеспечение пониманию информации, являющейся предметом обмена;
индивидуализация педагогического взаимодействия;
вывод ученика на позицию субъекта обучения;
достижение двухсторонней связи педагога и ученика.
3-я часть – итоговая.
Анализ и осмысление. Активное обсуждение, выявление положительных моментов, обозначение вопросов, на которые еще предстоит ответить. Выражение своего отношения посредством предложенных педагогом способов (например, выбрать цветной жетон или составить коллаж из предложенных на выбор символов)
Формы подведения итогов разнообразны: обзор пройденного, закрепление, обратная связь, рефлексия. Приведем примерный перечень вопросов для рефлексии:
Что вы чувствуете и почему?
Что произвело на вас большее впечатление?
Что вам помогало в процессе занятия, а что мешало?
Есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?
Чем вы руководствовались в процессе принятия решения?
Учитывалось ли мнение группы?
Как вы оцениваете свою роль в групповой работе?
Итог обязателен, его главный принцип: «здесь и сейчас». Причины нежелания участвовать в обсуждении чаще всего таковы: нечего добавить, незавершенность размышлений об увиденном и услышанном, невнимательность, физический дискомфорт. Разобравшись в причинах и устранив их, вы постепенно вовлечете ребенка в интерактивное взаимодействие, что повлияет не только на его умственное, но и на психо-эмоциональное развитие.
Главный признак интерактивного метода – получение обратной связи от обучающихся в процессе всего занятия, на каждом его этапе. Всегда считалось, что хорошее занятие вызывает много вопросов у обучающихся. Обратная связь возникает при условии активного слушания (активное усвоение материала, включение разума, т.е. не только слушать пассивно, но и слышать; практическая направленность занятия, т.е. перенос теоретического знания в область практической деятельности, когда примеры приводят сами учащиеся, моделируют ситуации).
Обратная связь – это фиксирование внешних проявлений (сигналов) реагирования сознания обучаемых на излагаемую информацию, а также определение их причин и корректировка в соответствии с ними речи.
Существуют разные виды обратной связи:
а) кинесическая – реакция на невербальные проявления;
б) речевая – ответная реакция слушателей в вопросах, репликах, суждениях;
в) коммуникативно-операционная – изменения в поведении и действиях обучающихся.
Обратная связь предполагает соблюдение ряда условий: внимание к собеседнику, установка на взаимодействие и взаимопонимание, самоконтроль и помощь собеседнику в понимании реакции и отношения к передаваемой информации.
Внедрение новых интерактивных технологий в образовательный процесс невозможно без освоения интерактивных средств обучения.
Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия образовательного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения.
Самое простое средство - это электронная (мультимедийная) презентация.
Широкие возможности имеет Мультимедиа. Это комплекс аппаратных программных средств компьютера, позволяющих объединять информацию, представленную в различных формах (текст, графика, звук, видео, анимация). И, конечно же, интерактивная доска.
Вместе с тем важно понимать, что использование только интерактивно-компьютерных средств не решит всех педагогических проблем моментально. Это всего лишь средства, но не цель работы педагога. Ведь совсем не обязательно работать с презентацией, мультимедиа или интерактивной доской постоянно, на каждом уроке. Иногда эти средства могут пригодиться только в самом начале занятия или во время обсуждения. Иначе они потеряют свою необычность в глазах детей, эффект занимательности и познавательной привлекательности и станут обыденным инструментом педагога.
Но помните! Несмотря на всю важность, значимость и педагогическую эффективность интерактивных технологий, результат и скорость их внедрения в образовательный процесс целиком и полностью зависит от личности педагога, его профессиональных умений и навыков, его психо-эмоциональных особенностей,
Что необходимо знать педагогу для качественного включения интерактивных средств в образовательный процесс?
1) Для использования мультимедийных средств, в первую очередь, педагог должен владеть компьютером, а также уметь использовать, находить информацию в различных источниках и впоследствии создавать программное обеспечение по своему предмету (дисциплине).
2) Педагог должен понимать, для чего, на каком этапе занятия будет использовано интерактивное оборудование. В соответствии с темой занятия, направлением деятельности выбирать вид мультимедийного занятия (иллюстративный - видеоряд изображений, сопровождающий рассказ педагога или учащегося; схематичный - конструирование опорных конспектов, схем; интерактивный - сочетание иллюстративного и схематичного).
3) При подготовке к занятию необходимо знать и соблюдать гигиенические требования, предъявляемые к занятиям с мультимедийными средствами, а также обязательно учитывать рекомендации по оформлению электронных образовательных ресурсов.
4) Педагог должен стремиться к непрерывному самообразованию, быть готовым к педагогическим инновациям. Использование интерактивных технологий требует от него переосмысления форм и методов работы, собственных знаний и опыта. Исследования показывают, что взрослый человек «держится» за свои ценности, жизненные и профессиональные стереотипы до тех пор, пока на деятельностном уровне не осознает необходимости и продуктивности отказа от некоторых из них. Интерактивные технологии способствуют активизации передового опыта, становлению нового профессионального мышления, приобретению конструктивной позиции в отношении нововведений, пробуждению чувства нового, творческому подходу, формированию критической самооценки собственной практики.
5) Педагог должен владеть навыками саморегуляции и самоконтроля, умениями предотвращать конфликтные ситуации и решать их в случае возникновения, а также профессиональными знаниями в области психологии общения в группе.
6) Педагог должен быть активен и всесторонне любознателен сам, уметь признавать факт, что знает далеко не все, чтобы стать для детей примером, авторитетом в познавательной деятельности.
Не бойтесь признаться детям, что вы тоже учитесь, и учитесь вместе с ними!
Основные составляющие интерактивного занятия.
1-я часть – вводная.
Создание благоприятной эмоциональной и интеллектуальной атмосферы.
Для достижения поставленных задач можно использовать интерактивные игры.
Игра “Импульс”.
Дети встают в круг, взявшись за руки. Педагог пожатием посылает импульс, который передается следующему. Как только импульс достигает первого, игра заканчивается.
Игра “Фруктовый салат”.
Дети стоят в кругу. Педагог распределяет фрукты. Апельсины – 1 группа, яблоки – 2 группа, сливы – 3 группа. По команде – апельсин, местами меняются. Яблоки – меняются яблоки. По команде – фруктовый салат, местами меняются все.
Игра “Пожелания”.
Участники стоят в кругу. Педагог держит предмет (игрушка, мячик, цветок), передает следующему, говоря при этом комплимент с хорошими пожеланиями.
2-я часть – основная.
Взаимодействие в разных модификациях, деятельность в группах.
Здесь могут быть использованы такие методы и формы интерактивного обучения, как ролевые игры, системы упражнений на взаимодействие в группе, викторины, круглые столы, дебаты, диспуты, мини-проекты. Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов. Интерактивное общение способствует умственному развитию. При наличии обратной связи дающий и принимающий информацию меняются коммуникативными ролями. Обратная связь способствует значительному повышению эффективности занятия. Так же продуктивно работает метод ролевого и имитационного моделирования, способствующий поиску и определению подростками собственных личностных смыслов и ценностей, открывающий возможности творчески осваивать новый опыт и применять полученные знания в жизни.
Целевыми ориентациями педагога в данном случае являются:
активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся;
возбуждение внутреннего диалога ученика;
обеспечение пониманию информации, являющейся предметом обмена;
индивидуализация педагогического взаимодействия;
вывод ученика на позицию субъекта обучения;
достижение двухсторонней связи педагога и ученика.
3-я часть – итоговая.
Анализ и осмысление. Активное обсуждение, выявление положительных моментов, обозначение вопросов, на которые еще предстоит ответить. Выражение своего отношения посредством предложенных педагогом способов. Можно предложить “оценить” каждому участнику себя или группу в целом, выбрав цветной квадратик. В этом случае итогом будет “палитра” – лист с разноцветными квадратиками. В другом варианте это может быть коллаж из предложенных на выбор символов.