Развитие творческой и социальной одаренности детей
Развитие творческой и социальной одаренности детей средствами вокально - хоровой студии.
В начале прошлого века, очевидцы рассказывали такую историю, во дворах Одессы появлялся невысокий молодой человек в очках. Он садился на скамейку возле песочницы, где играли малыши, и подолгу за ними наблюдал. Иногда случалось, что молодой человек спрашивал, чей это ребенок, и представлялся: «Учитель скрипки Петр Соломонович Столярский. Приводите вашего малыша ко мне в школу. Думаю, из него получится толк». Мамы не очень – то верили, но детей приводили. И случалось поразительное: почти все дети, на которых обращал внимание П.С. Столярский, оказывались вундеркиндами. Некоторые стали великими скрипачами, например Давид Ойстрах, Михаил Фихтенгольц.
Проблема выявления музыкальной одаренности у детей во все времена была и остается основополагающей в развитии музыкального искусства и культуры. Сегодня, в связи с необходимостью совершенствования системы образования в России, воспитание и образование именно одаренных детей становится еще более актуальным.
На земле более миллиардов жителей. Каждый – индивидуальность. И тут возникает некоторая очень важная педагогическая проблема: как не прозевать, не «зарыть» в землю неординарные способности и талант, в том числе и музыкальный. На начальном этапе очень многое зависит от родителей. Что, если ваш малыш музыкально одарен? Здесь уместно будет привести слова выдающегося пианиста Генриха Нейгауза: «Родители важнее педагога». Именно от мамы и папы зависит, будет ли разгадана тайна, заложенная в ребенке. Очень часто склонность ребенка к пению, желание и умение подбирать мелодию родители не считают признаком музыкальной одаренности, поэтому они не видят необходимости эти склонности и желания специально развивать, что, конечно, ошибочно.
В вокально – хоровую студию Центра детского творчества родители приводят разных детей и по разным причинам: кто–то считает своего ребенка, безусловно одаренным; кто-то мечтает, что ребенок реализует не случившееся в их жизни; а кто-то просто хочет, чтобы ребенок занимался чем–то полезным.
В хоровой студии выявлением музыкальной одаренности у детей занимаются педагоги целого комплекса музыкально - педагогических дисциплин таких как: хор, сольфеджио, ритмика, индивидуальное обучение игре на музыкальных инструментах - фортепиано и скрипке.
Специальные или особенные способности, по наличию которых педагоги могут определить степень музыкальной одаренности ребенка, включают в себя - звуковысотный слух, ладовое чувство, чувство ритма и работоспособность. Именно эти способности наполняют слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на «вершины» познания тайн музыкального искусства. Успешное развитие музыкальных способностей – одно из условий успешного будущего одаренного ребенка, а значит, и его успешности в жизни.
Педагоги студии используют разные, предназначенные для своего предмета обучения, технологии и методики. Одаренность детей, при этом, может не распространяться на все музыкальные дисциплины одновременно: кто-то силен в вокале, у кого-то талант к игре на фортепиано или скрипке, а кто-то легко справляется с программой по сольфеджио, но кто-то старается быть успешным во всем, стремится быть лидером. Такие дети очень активно принимают участие в различных творческих конкурсах и фестивалях, охотно демонстрируя свои способности и возможности, тем самым, проявляя социальную активность и развивая, в том числе, социальную одаренность.
Основным способом подтверждения и реализации в комплексе музыкальной и социальной одаренности детей является участие наших воспитанников и занятие ими призовых мест в разных музыкальных конкурсах и фестивалях.
В дополнительном образовании детей основное значение имеет не столько качество знаний, сколь разностороннее развитие человека как личность, которая ориентируется в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способна к активной деятельности, к нестандартному мышлению, к социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию, самоорганизации и самосовершенствованию.
Вот почему с каждым одаренным ребенком педагоги студии занимаются по индивидуально разработанным программам. Педагогические действия анализируются и корректируются по мере успешного или неуспешного овладения детьми техническими возможностями голоса, либо инструмента.
В процессе взращивания одаренного музыканта необходимо пользоваться золотым правилом врача – «Не навреди!». Не навреди скучными занятиями, педагог должен разделять любопытство и интерес к избранной ребенком деятельности; не навреди чрезмерной нагрузкой, у ребенка должно оставаться личное время и пространство; не навреди суперсложной программой.
Очень важно при этом выстроить плодотворные и добрые отношения с родителями, чтобы заручится их поддержкой, пониманием и терпением. А развитие социальной одаренности через музыкальное творчество выступает предпосылкой высокой успешности детей в самых разных областях, она предполагает способность понимать, любить, сопереживать, выстраивать хорошие отношения с окружающими людьми.