«Развитие социальной одарённости детей через разные виды творческой деятельности».

«Развитие социальной одарённости детей через разные виды творческой деятельности».

Детство ребенка – не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни.
Джорджем Дьюи (1859 – 1952).


Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой активной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
По мнению Б.М. Теплова, при изучении одарённости удобно исходить из понятия «способность», которое имеет три важных признака, отличающие его от других психических явлений:
способности – это индивидуально-психологические особенности личности, которые отличают её от других людей:
- не всякие индивидуальные особенности человека являются способностями, а только те, которые обеспечивают успешное выполнение отдельной деятельности или многих её видов;
- способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, уже сформировавшимся у данного человека, но могут облегчить их быстрое освоение.
Социальная одарённость способствует эффективному социальному взаимодействию, во многом формируется в учебном процессе. Наиболее эффективно развитие детской одаренности реализуется в условиях дополнительного образования, где воспитанники имеют возможность раскрыть свои способности в направлении, которое им наиболее близко.
В Центре детского творчество города Абакана ведется работа с одаренными детьми, педагогами разрабатываются программы индивидуального развития ребёнка. Одним из направлений деятельности ЦДТ является работа театральной студии «Золотой ключик». Студия работает в трех направлениях:
- театральное – где совершенствуется навыки актёрского мастерства,
- хореография – способствует развитию пластики и совершенствует сценическое движение воспитанников,
- декоративно – прикладное творчество – знакомит детей со сценическим костюмом, и художественным оформлением сцены. Это позволяет более широко и многогранно раскрыть и развить способности одаренных и талантливых детей, предоставляет им возможность самопознания, самораскрытия и профессионального самоопределения. Важно формировать у таких детей умения и навыки социальных взаимодействий, лидерские качества, чтобы они смогли взять на себя лидерские задачи в науке, технике, искусстве, бизнесе и политике.
В связи с этим возникает необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование учебной, научной и творческой активности учащихся, становление и укрепление в соответствующей социальной среде, ценностей культуры и образования, создание среды творческого общения.
Для осуществления работы по развитию творческой одарённости  была разработана  программа «Мы и Театр», в которой систематизировали средства и методы театрально-игровой деятельности, а также обосновали поэтапное использование отдельных видов детского творчества, в процессе театрального воплощения.
         Главная цель программы – развить у детей интерес к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства, прикладного творчества, сценического движения, воспитать такое базовое качество театрального зрителя, как умение воспринимать спектакль в контексте концепции драматурга, режиссёра и актёра.
Обучающие задачи:
обучить – словесно действовать в спектакле, чётко и грамотно произносить текст, раскрывать художественный образ сценического персонажа, взаимодействовать с партнёром на сцене;
обучить – разрабатывать эскизы костюмов, декораций, реквизита, художественному оформлению сцены в соответствии с тематикой спектакля;
обучить – навыкам танцевального мастерства, комплексами упражнений на развитие пластики и мыш
·ц тела, согласовывать движения с музыкальным ритмом, держать правильную осанку, выражать через танец характер сценического героя.
сформировать систему знаний, умений, навыков по основам театрального искусства.
Развивающие задачи:
развить – артистические, эмоциональные качества учащихся;
развить – кругозор учащихся через знакомство с историей развития театрального искусства;
развить – чувства ритма, координацию движений, ориентировку в пространстве, технику исполнения, эмоциональность, артистизм;
развить – потенциальные способности каждого учащегося, через привлечение его к разным направлениям театральной деятельности, предусмотренных данной программой.
Воспитательные задачи:
воспитать – культуру общения;
воспитать – волю, целеустремленность, стремление к достижению высоких результатов;
воспитать – интерес к культурно-досуговым мероприятиям через театральное мастерство;
воспитать – нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества);
В основу работы театра положены принципы:
1)               Принцип создания развивающей среды – создание в  и группе условий, которые будут способствовать творческому развитию детей.
2)               Принцип психологической комфортности – создание в группе атмосферы безусловного принятия каждого ребенка.
3)               Принцип активности и свободы самовыражения – создание в группе условий, способствующих постижению и преобразованию своих возможностей.
5)                Принцип индивидуального подхода к детям – педагог организует работу с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.
Работа с одарёнными детьми включает следующие модули:
Образовательный модуль «Чтение монолога». Модуль предполагает многоуровневые задания по разбору текста, при выполнении которого складывается единое целое, просмотр киноленты видения. Учащиеся знакомятся с понятием по основам сценической речи: средства и свойства композиции, композиционный центр, образ прочитанного, элемент метода действенного анализа текста, а так же понятия по актёрскому мастерству: кинолента видения, художественный образ. Каждая тема модуля предусматривает определённую форму практической работы: при выступлении вера в предполагаемые обстоятельства, анализ пьесы, монолога, разбор текста по методу действенного анализа, что предусматривает достаточно высокий уровень самостоятельности, обеспечивающий умение применять полученные знания в своей практической деятельности.
Образовательный модуль «Проектная деятельность» реализуется через индивидуальные образовательные маршруты, разработанные в соответствии с самостоятельно выбранной учеником темой, образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями. В содержании выделены основные три подхода: ускорение (с учётом потребностей и возможностей детей);
Образовательный модуль «Ведущие» Именно здесь реально воплощаются в жизнь все идеи и задумки в написании сценариев.
-совершенствуются идеи творческих мероприятий.
- оттачивается мастерство ведущих;
- осваиваются новые игровые методы работы с залом.
Воспитанники театральной студии успешно реализуют предметные компетенции в проектно-исследовательской деятельности, конкурсах, фестивалях, являются ведущими массовых мероприятий, членами жюри, сочиняют стихи, сказки, сценарии. Являются призерами ежегодных конкурсов:
- международный – «Давыдовский», «Семь красок Российской культуры»;
- всероссийский – конкурс детских творческих работ «Сказочная кинопанорама России»;
- региональный – «Это Родина моя», «Начало»;
- республиканский – «Опаленные Афганистаном», «Созвездие юных», «Годы опалённые войной», «Таланты и поклонники»;
- городских – «Театральная весна в городе», «Очей очарованье».
Раскрытие способностей и талантов ребёнка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой и резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.