Формирование социальных умений и навыков детей с ОВЗ посредством правового воспитания
Формирование социальных умений и навыков детей с ОВЗ посредством правового воспитания
Устьянцева Н.Д. – воспитатель Смирнова Е.Г. - воспитатель
ГБОУ РХ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Черногорская специальная (коррекционная) школа - интернат»
Научить ребенка-сироту самостоятельно жить в социальном пространстве прав и обязанностей, ориентироваться в законах, выполнять свои обязанности, позитивно относиться к людям, нести ответственность за принимаемые решения, находясь в обособленном, замкнутом пространстве школы-интерната очень сложно. Поверхностное представление о правовых явлениях, незнание юридических норм и правовых последствий своего поведения – одна из особенностей детей-сирот. Принципиальное значение для дальнейшей социализации выпускника, адаптации и интеграции в обществе, а так же воспитания в нем устойчивых качеств истинного гражданина имеет изучение в школе – интернате вопросов по правовому образованию.
Необходимо, чтобы каждый ребенок понял, знал и видел, что за стенами школы-интерната течет жизнь, живут люди, и тоже разные. И самое главное, что после окончания школы-интерната именно рядом, и вместе с этими людьми, следуя общепризнанным социальным правилам и нормам, придется жить и ему.
Мы часто сталкиваемся с множеством проблем, связанных с психолого-педагогическими особенностями детей с ОВЗ, к числу которых относятся: - низкий уровень социальной адаптации поступающих в интернат, перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения; - нарушения в эмоциональной сфере, приводящие к нарушению межличностных отношений и развитию агрессивного комплекса; - низкий уровень восприятия социальной поддержки; - невозможность формирования в достаточной степени чувства индивидуальности, осознания себя отдельной, полноценной личностью; - иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни.
Для дальнейшей социализации воспитанников школы-интерната, и их успешной адаптации и интеграции в современное общество разработана программа «Становление»- куда входит блок правового воспитания детей.
Программа включает в себя изучение Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, а также некоторых отраслей права, знакомство с которыми наиболее важно для подростков, вступающих в самостоятельную жизнь: это гражданское, административное, трудовое, семейное и уголовное законодательства. Кроме того, существует ряд локальных и подзаконных актов, знакомство с которыми для детей обязательно. Это такие документы, как: Устав школы, Правила для воспитанников, Правила поведения несовершеннолетних в общественных местах, Правила дорожного движения и другие.
Данная программа составлена для среднего и старшего звена коррекционной школы-интерната. Основная цель программы – формирование жизненной компетентности, т.е. основ правовой культуры, гражданственности, патриотизма, навыков общения, поведения и безопасности в окружающем мире. Задачи, которые ставятся в программе - дать знания о правах, обязанностях, нормах и законах, ввести воспитанников в правовые отношения, сформировать навыки бесконфликтного общения.
Блок правового воспитания поделен на разделы, и каждый раздел касается одной темы, которые связаны между собой. Изучаются такие разделы, как: «Правила для учащихся», «Мои права, мои обязанности», «Правила поведения в коллективе», «Ответственность подростков за правонарушения и преступления», «Мои помощники – дорожные знаки», «В общественном транспорте», «Защита прав реб нк«Я – выхожу в жизнь», «Правила общения», «Твоя безопасность», « На экскурсии», «Право и труд».
Тематическая структура блока определяется стремлением следовать определенной внутренней логике, т.е. выработана некая тематическая целесообразность, что в конечном итоге, в упрощенном виде выглядит следующим образом:
Я – подросток,
Я - гражданин
знакомлюсь с основами гражданского общества
учусь правильно жить и ориентироваться в жизни
приобретаю новые знания и навыки, жизненные ценности
учусь использовать приобретенные знания,
вырабатываю гражданскую позицию
В основе программы лежит идея сочетания трех составляющих аспектов культуры гражданина нравственной, правовой и политической.
В своей работе используем такие формы работы, как беседы о правилах поведения, экскурсии, встречи с инспекторами ПДН, помощником прокурора, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, дискуссии, викторины на правовые темы.
В силу диагноза дети с умственной отсталостью нуждаются в определенном педагогическом подходе при реализации правового воспитания и обучения. В связи с этим, выделяются основные требования к организации правового воспитания: · наличие системного и дифференцированного подхода; · стимулирование положительного эмоционального отношения к сообщаемой информации; · активизация интереса воспитанников к приобретению правовых знаний; · связь правовой информации с фактами из повседневной жизни, приучение их к сознательной оценке своих поступков. ·
Общеизвестно, что в механизме обеспечения прав человека значительная роль отводится категории субъективных прав. Субъективные права могут трактоваться как мера возможного поведения. Формируя у воспитанников представления об узаконенном понимании этой меры, используется форма имитационной деловой игры. Подобные методы работы играют социально-профилактическую роль в формировании правомерного, гуманистически ориентированного поведения воспитанника.
Все без исключения воспитанники, независимо от их социального статуса, должны чувствовать уважение к себе, привыкать брать ответственность на себя и принимать самостоятельные решения, влияющие как на собственную жизнь, так и на жизнь других людей.
В результате реализации программы «Становление» мы видим, что многие наши воспитанники стали, более толерантно относится к окружающим их сверстникам, взрослым. Они учатся правильно вести себя в общественных местах, приобретают социальные умения и навыки, в обществе, учатся правильно ориентироваться в жизни, выбирать законные пути и средства защиты, личных прав и интересов.
Используемая литература: 1. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. М.: АРКТМ, 2000.
2. Митькина А. В., Фадеева С. А., Г. Н.Дождикова. Профилактика девиантного поведения детей и подростков: НИРО- Н. Новгород:Нижегородский гуманитарный центр, 2007.