Урок-игра по ОБЖ Тема: Итоговое обобщение «Безопасность человека в экстремальных ситуациях».








Урок-игра по ОБЖ


Тема: Итоговое обобщение «Безопасность человека в экстремальных ситуациях».






Якунаев Лев Николаевич, преподаватель ОБЖ






Слайд 1. Тема: Итоговое обобщение «Безопасность человека в экстремальных ситуациях».
Эпиграф: «Чтобы предотвратить опасность, надо знать, чем грозит она и как ее преодолеть”.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Цели урока:
Проведение в игровой форме обобщающего занятия по теме “Чрезвычайные ситуации природного характера”.
Развивать творческие способности учащихся при анализе ситуации и составление плана выхода из нее.
Воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей, сплоченность коллектива.
Организационный момент: объявить тему, план и цели урока.
Вводное слово учителя:
Тема нашего сегодня урока «Безопасность человека в экстремальной ситуации».
На протяжении нескольких уроков мы изучали этот материал и важный раздел курса. Сегодня вы попробуете показать свои навыки и практические умения. А эпиграфом нашего урока будет следующее выражение: «Чтобы предотвратить опасность, надо знать, чем грозит она и как ее преодолеть”.
Слайд 2
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Наш урок будет проходить в форме игры. Для этого я вас поделил на 3 команды.

Игра будет состоять из туров. В ходе игры команды получают за правильный ответ - орден, а если ответ дополняет другая команда, то в этом случае - медаль. Та команда, которая наберет больше орденов и медалей, станет победителем.

Вступительное слово учителя:
Чтобы вдруг не настигла стихия, Не накрыла внезапно беда, Мы должны принять меры такие, Чтоб отпор был готов ей всегда!
Для победы решенья ищите, Пред стихией нельзя отступать, Солидарность с гражданской защитой Вам поможет с бедой совладать



Ход игры
Тур 1. “Кто первый” Слайд 3.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Вопросы для команд (отвечает та команда, участник которой первым поднял руку). Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Что приходит перед цунами на берег? (внезапный отлив, быстрое понижение уровня воды и сильная воздушная волна)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

При каком стихийном бедствии возможна эвакуация даже с животными? (при наводнении)

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Чем отличаются низовые пожары от верховых, и какие опаснее? (низовой пожар распространяется по нижним ярусам лесной растительности, а верховой охватывает весь полог леса, поэтому более опасен)

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Что такое эпицентр землетрясения? (участок земли, находящийся под очагом землетрясения)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Как называют первоочередные работы в зоне ЧС? (аварийно-спасательные)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Отрыв и падение массы горных пород называют (обвал)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Какие виды наводнений преобладают на реках России? (половодья и паводки)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Землетрясение это (это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смешений и разрывов в земной коре или в верхней части мантии Земли и передающиеся на большие расстояния в виду упругих колебаний).
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Каковы основные параметры оползня? (скорость его движения, мощность и масштаб)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



Что является следствием снежных бурь? (прекращение движения транспорта, гибель животных и даже людей, нарушение электроснабжения).
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
11. Каковы основные параметры лавины?

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Тур 2.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


В первом задании вам необходимо
Выбрать правильные ответы:
1. Где больше всего выпадает осадков?
а) в Индии б) в России в) в Бразилии
2. Может ли землетрясение быть сильным, но небольшим по разрушениям?
а) нет б) иногда в) да
3. Цунами – это:
а) сильная волна б) речное землетрясение в) “волна в гавани”
4. Где зафиксировано большее число землетрясений?
а) в Китае б) в Японии в) в Америке

ТУР 3.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


Вопросы для 1 команды:
Способ остановки венозного кровотечения – это
(наложение жгута или закрутки)
Кто последним покидает корабль при кораблекрушении? (капитан)

Какой важнейший прибор на судне? (компас)
Токсичные вещества называют (яды)
Затопление водой большой территории называют (наводнением)
Ветер с большим количеством снега – это (буран, метель)
Вопросы для 2 команды:
Первая помощь при пищевом отравлении – это (промывание желудка)
Организованный вывоз населения из зоны ЧС (эвакуация)
Нагромождение льдин, вызывающее подъем воды называют (затор)
Кто первым покидает судно во время кораблекрушения? (крысы)
Что такое респиратор? (индивидуальное средство защиты органов дыхания от вредных примесей)
Первая помощи при капиллярном кровотечении (промыть рану, наложить повязку)
Вопросы для 3 команды:

1.Нарушение целостности кости называют. (переломом)
Для чего предназначен противогаз? (для защиты органов дыхания от вредных примесей)
Простейший способ очистки воды (кипячение, фильтрование)
4. Чем печально знаменита дата 26 апреля 1986 года? (авария на Чернобыльской АЭС).
5. Как действовать в случае возгорания одежды на человеке? (сбросить одежду с себя, покатиться, сбивая пламя.)
6. Какие виды возгораний запрещено тушить не только водой, но и пенным огнетушителем? (электроустановки, электропровода).


Каждый из нас может оказаться в зоне стихийного бедствия, чрезвычайной ситуации природного характера. И от наших действий будет зависеть наша жизнь, жизнь близких людей. Природа Земли такова, что опасные природные явления всегда были, есть и будут, а значит, мы должны быть к ним готовы.
Поэтому следующие конкурсы будут посвящены этим вопросам.
Гейм 5. «Спаси себя сам» Слайд 18
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Задания:
Командам составить алгоритм действия человека
при наводнении - 1 команде
при урагане – 2 команде.
Гейм 6. “Ускоренная помощь ” С лайд 19
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
В этом конкурсе вам необходимо будет продемонстрировать не только свои теоретические знания, но и практические умения
1. По оказанию 1 МП.
2. Переноске пострадавшего.
Но прежде чем приступить, к выполнению заданий, давайте вспомним следующие правила по оказанию 1 МП.
Задача 1 МП: Слайд 20
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

путем простейших мероприятий
спасти жизнь пострадавшему
уменьшить его страдания
предупредить развитие возможных осложнений

1МП может быть оказана на месте поражения Слайд 21
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


самим пострадавшим (самопомощь)
его товарищем (взаимопомощь)
людьми специально для этого обученными подготовленными.
Оказание 1 ПМ: Слайд 22
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Все приемы 1МП должны выполняться бережно и быть щадящими
Если помощь оказывают несколько человек, то надо действовать слаженно
Капитаны выбирают билет с заданием:
- перелом голени
- перелом предплечья.
Подведение итогов игры:
Объявить результаты по количеству набранных баллов командами.
Выставление оценок.
Вывод по уроку:
Завершая изучения раздела «Безопасность человека в экстремальных ситуациях», хотелось бы вам напомнить, что, изучая курс ОБЖ, вы уменьшаете вероятность ошибок при действиях в опасных и чрезвычайных ситуациях, возникновение страха и паники - главных причин стресса и гибели людей.
Заголовок 115