Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта. Представление опыта на районном уровне. Педагогическая проблема – активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках мокшанского языка. Стараюсь строить учебный процесс на любой ступени обучения так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Госстандарту образования по мокшанскому языку, привлекаю учащихся к участию в различного рода конкурсах и олимпиадах, развиваю интерес к предмету. Работаю над темой самообразования «Формирование единого образовательного и воспитательного процесса на уроках мокшанского языка». Основные педагогические задачи: 1) дать учащимся качественное образование; 2) раскрыть способности, интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал каждого ученика; 3) воспитывать у учащихся интерес к мокшанскому языку , стремление к грамотной речи, творческую и познавательную активность, создание настроя дальнейшего его изучения; 4) сформировать представление о языке как культурно-исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края. - Актуальность и перспективность опыта. Изучению мордовских (мокша, зрзя) языков уделяется большое внимание в республике, это заставило меня по-новому взглянуть на преподавание мокшанского языка. Поэтому в реализации педагогических задач для себя на первое место поставила привитие интереса к изучаемому предмету и воспитание учащихся. Так как мокшанский язык – это не только предмет изучения, но и средство обучения другим предметам, то воспитание интереса к изучению мокшанского языка способствует повышению эффективности многообразных воспитательных воздействий, ведущих к формированию всесторонне развитой личности. - Концептуальность. В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. Подбираю дифференцированные задания с целью продвижения вперед и сильных, и слабых учащихся.Стараюсь заинтересовать детей в своем предмете, используя дополнительный материал. Провожу уроки-игры, уроки-спектакли, уроки- концерты, уроки-путешествия, использую работу в группах, в парах, индивидуальную работу. Освоены игровые технологии, технологии уровневой дифференциации и тестовые технологии. Это способствует повышению уровня мотивации учащихся, дает возможность быстро оценивать уровень усвоения материала учащимися. Каждый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей. Для подготовки к урокам активно применяю компьютерные программы Библиотека Школьника, Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Excel, ресурсы Интернета, детский журнал «Якстерь тяштеня» - Наличие теоретической базы опыта. Программы и методические рекомендации по изучению мокшанского языка во2-4 классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся под редакцией А.И.Исайкиной. Саранск, Министерство Образования Р.М., 2006г. «Программы по изучению мокшанского языка в школах с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (четвертый год обучения – 5 класс)». Рекомендовано к изданию Министерством Образования Республики Мордовия . Автор Рогожина В.Ф., доцент кафедры филологического образования МРИО, кандидат фолологических наук. Гришунина В.П. доцент кафедры мокшанского языка МГУ им. Н.П.Огарева, кандидат филологических наук. Саранск,2009г. Учебник: «Мокшанский язык» 2 класс. первый год обучения. Учебник для русскоязычных учащихся. Утверждено Министерством образования Р.М. Саранск, Мордовское книжное издательство 2007 г. Авторы: А.И Исайкина, М.И.Малькина. Учебники «Мокшанский язык» со 2-го по 4-й класс под редакцией А.И.Исайкиной, М.И.Малькиной; Учебник: «Мокшанский язык» 5 класс. Четвертый год обучения. Учебник для русскоязычных учащихся. Утверждено Министерством образования Р.М. Саранск, Мордовское книжное издательство 2010 г. Авторы: В.П.Гришунина, В.Ф.Рогожина. О.Е.Поляков. «Русско-мокшанский разговорник». Саранск. Мордовское книжное издательство, 1993 г. Электронный учебник Диск “Мы мордва” О.Е.Поляков «Учимся говорить по-мокшански». ». Саранск. Мордовское книжное издательство, 1995 г. Использую журнал «Якстерь тяштеня». Методические рекомендации. Использование устно-поэтического творчества мордовского народа в воспитании доброты и справедливости у младших школьников.- Саранск: МГПИ им. М.Е.Евсевьева, 1981. Использую мордовские народные песни, сказки. - Ведущая педагогическая идея. Творчество – самый мощный импульс в развитии учащихся. Поэтому моя педагогическая идея – развивать творческие силы в каждом ребенке. Я считаю, что мокшанский язык тесно связан с музыкой и живописью, следовательно, в процессе преподавания этого предмета в школе эту связь я ставлю в основу своей работы. С этой целью провожу интегрированные уроки « изобразительное искусство+мокшанский язык», « музыка+мокшанский язык». «Математика+ мокшанский язык». Взаимодействие мокшанского языка с этими видами искусства не только обогащает и углубляет знания школьников, но и развивает творческие способности учащихся, расширяет культурный кругозор школьников, воспитывает их в духе подлинной человечности. - Оптимальность и эффективность средств. На своих уроках добиваюсь высокого уровня познавательной деятельности учащихся. Использую различные приемы методы, которые способствуют повышению кругозора школьников, развитию желания самостоятельно заниматься самообразованием по моему предмету. Мои ребята принимают активное участие в месячнике мокшанского языка , в школьных и муниципальных олимпиадах, в различных творческих конкурсах: конкурсах сочинений различной тематики, конкурсах стихов, писали заметки в газеты «Ступени», «Голос Примокшанья», «Ялгат» См. приложения - Результативность опыта. Разработан диагностический инструментарий: тесты, самостоятельные работы 15