Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «В гостях у Осени»


Конспект музыкального занятия в подготовительной группе
«В гостях у Осени»
Цель: Расширить, систематизировать знания детей об осенней природе; активизировать творческое проявления; предоставить возможность к самовыражению. Расширить словарный запас. Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление. Приобщать к слушанию и восприятию классической музыки.
Задачи: Обогащать зрительные, слуховые, двигательные ощущения. Учить детей говорить о своих впечатлениях от прослушанной музыки, находить синонимы для определения характера музыки.
Цель: Расширить, систематизировать знания детей об осенней природе; активизировать творческое проявления; предоставить возможность к самовыражению. Расширить словарный запас. Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление. Приобщать к слушанию и восприятию классической музыки.
Задачи: Обогащать зрительные, слуховые, двигательные ощущения. Учить детей говорить о своих впечатлениях от прослушанной музыки, находить синонимы для определения характера музыки.
Обучающие задачи: Учить исполнять песни со сложным ритмом, учить сравнивать и анализировать музыкальные произведения. Учить работать с цветными карточками, соотносить цвет с оттенками музыки. Учить петь легким, полетным звуком. Учить проводить игру с текстом, с ведущим.
Развивающие: Развивать дикцию, артикуляцию,  чистое интонирование звуков.  Развивать чувство ритма.     Коммуникативные качества, выполнять правила игры
Воспитательные: Воспитывать интерес к классической музыке зарубежных композиторов, украинским народным песням,  воспитывать чувство коллективизма, воспитывать коммуникативные качества.
Материал к занятию: Конверт с письмом, осенний пейзаж на проекторе, листья для упражнения, портрет композитора И.С.Баха,  карточки с изображениями разных настроений, книга- иллюстрация Букваря, металлофон, листья для аппликации.
Ход занятия
(Дети под марш заходят в зал, и делают круг).
Муз.  руководитель:  Что за гости в зал спешат? Двадцать маленьких ребят! Становитесь вот сюда. Все на месте?
Дети: Да, да, да!
Муз. руководитель: Здравствуйте , ребята! У нас  с вами музыкальное занятие и как мы будем здороваться?
Дети: по музыкальному; будем петь, здороваться пропевая «Здравствуйте»;
Муз. руководитель: Здравствуйте, девочки!
Девочки: Здравствуйте!
Муз. руководитель: Здравствуйте, мальчики!
Мальчики: Здравствуйте!
Муз. руководитель: Добрый день, ребята!
Дети: Добрый день!
Музыкальный руководитель. Сегодня нам пришло письмо (конверт желтого цвета). От кого же оно? (читает) Ребятам детского сада. Отгадайте загадку и узнаете. (Вскрывает письмо, читает.) 
Утром мы во двор идём-
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Дети: Осень
Муз. руководитель: Да, это осень. Хорошо ли вы её знаете? Я предлагаю узнать её ещё лучше. Осень- время года ,когда бывает то солнечная, тёплая, то хмурая и дождливая. Я предлагаю посмотреть иллюстрации, которые расскажут нам об осеннем настроении. Внимание на экран. (показ иллюстрации на проекторе осенней погоды). Золотая осень- время года, которое любят и взрослые и дети. Поэты пишкт стихи, композиторы- музыку, художники- картины.
Давайте, представим, что мы осенние листочки и выполним упражнение с листочками. (Выполнения упражнения. Цель: Закрепления, самостоятельное выполнение упражнения с предметами, передавать в движении особенности музыки, двигаться ритмично, соблюдая темп музыки, закреплять умение держать осанку, руки , положения в паре)
Муз. руководитель:  Молодцы, вы все очень красиво выполнили. А теперь под марш мы займем свои места на стульчиках. (Дети занимают свои места)  На прошлом занятии мы с вами слушали произведение на музыкальном центре, а сегодня я его сыграю на фортепиано. Вы должны вспомнить название, имя композитора, темп и характер. (Слушание произведения «Шутка» И .С. Баха. Цель: Учить детей узнавать произведение в другом исполнении, воспитывать интерес к классической музыке зарубежных композиторов, учить сравнивать и анализировать музыкальное произведение, обогащать словарный запас). Итак, как же называется наше произведение?
Дети: «Шутка»
Муз. руководитель:  А кто написал это произведение?
Дети: И.С.Бах.
Муз. Руководитель: Правильно, молодцы.(показ портрета) А кто он- поэт , может быть дирижер?
Дети: Он композитор.
Муз. руководитель: А кого называют композитором?
Дети: человек, который пишет музыку; музыкант, который сочиняет музыку.
Муз. Руководитель: Правильно, Композитор- музыкант, который сочиняет музыку.
А какого темпа произведение «Шутка»?
Дети: Быстрого, стремительного, энергичного.
Муз. руководитель: А какого характера?
Дети: Веселого, жизнерадостного, задорного,  праздничного, шутливого.
Муз. руководитель:  Давайте ещё раз закрепим- произведение называется «Шутка», композитор – И.С.Бах. (Закрепление, повторение детей).  Давайте представим что мы- композиторы. Мы будем придумывать самостоятельно мелодию. А вместо слов будем петь имена друзей. Наша новая распевка так и называется «Спой имена друзей» (импровизация). Повторим вместе- Спой имена друзей.
Дети: Спой имена друзей.
Муз. руководитель: Каждый будет петь имя друга, который сидит с правой стороны. Мелодия должна быть у всех разная. Вот послушайте мою распевку(слушание импровизации распевки. Цель: Учить самостоятельно импровизировать простейшие мелодии, развивать музыкально сенсорный слух). После окончании ипровизации-распевки детьми, стук в дверь. На фоне музыки входит Осень.
Осень. Здравствуйте ребята! Я Осень- золотая, в гости к вам пришла! Вы получали моё письмо?
Дети: Да, получили.
Осень: Ребята, я  с собой принесла загадки. Вы должны внимательно слушать, чтобы отгадать их.
Поле осенью промокло,
Но зато созрела свёкла.
А в сентябрьских садах
Много яблок на ветвях. .Что к зиме мы собираем?
Как его мы называем?
Дети: урожай
Осень: Правильно, слушайте дальше.
     Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто...
Дети: листопад
Осень: Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду...
Дети: лужи
Осень: Молодцы ребята, все загадки отгадали.
Муз. руководитель: Мы тебя ждали, Осень, и дети приготовили тебе очень красивую песню, но прежде чем её тебе спеть, мы должны распеться. Для этого мы исполним распевку которая называется «Три настроения». Вот скажите мне, каким бывает настроение?
Дети: Веселое, грустное, злое, задумчивое, спокойное, печальное, хмурое.
Муз. руководитель: В нашем примере три настроения, это- веселое, грустное, спокойное. Вот послушайте пьесы ( Слушание разнохарактерных пьес, с помощью пособия определить его характер, показывают на карточке соответствующее изображение и объяснять свои действия). С мелодиями познакомились. Теперь я буду играть, а вы должны с помощью карточек мне показывать настроение у этой пьесы. ( Пьесы играются в разных последовательностях, с повторениями. Цель: Развивать у детей представление о разнохарактерных музыкальных произведений, различать самостоятельно веселые, спокойные, грустные пьесы, учить работать с цветными карточками, соотносить цвет с оттенком музыки). Как называется распевка?
Дети: Три настроения.
Муз. руководитель: Мелодии, с какими настроениями слушали?
Дети: Веселого, спокойного, грустного.
Муз. руководитель: Молодцы ребята. А теперь исполним нашей гости песню «Осень» ( Цель: закрепление всей песни, самостоятельно подводить к кульминации, петь легким звуком, эмоциональное исполнение)
Муз. руководитель: Ребята, а помните, какую мы с вами песню учили на прошлом занятии?Дети: Да, песня кота Леопольда «Всё отлично».
Муз. Руководитель- Послушайте песню, вспомним. ( Исполнение музыкальным руководителем песни «Всё отлично»). А теперь вместе исполним песню. Не забывайте, чтобы красиво и правильно петь , нужно стараться.  Как надо петь?
Дети: Слушая друг друга и музыку, не забывать про дикцию, начинать и заканчивать всем вместе, петь легким, подвижным звуком.
Муз. руководитель: Да, молодцы. Начинать и заканчивать пение тише. Разучим 3 куплет. ( Разучивание 3 куплета по фразам, повторение сложных слов). Молодцы. А теперь встанем и исполним песню для Осени. Помним что дышать нужно через носик.  (Исполнение песни «Всё отлично». Цель: Развивать дикцию, артикуляцию, учить точно интонировать, петь эмоционально, самостоятельно подводить к кульминации).  
Муз. руководитель: (держит книгу) Ребята, что у меня в руке?
Дети: Это книга.
Муз. руководитель: А какая именно книга, отгадаете загадку
Тридцать три сестрички Ростом невелички. Если знаешь их секрет, То на всё найдёшь ответ.
Дети: Это буквы.
Муз. руководитель: Правильно. Песню которую мы сегодня будем учить, про буквы.  Песня называется «Малышки из книжки». Послушайте внимательно. (Исполнение песни «Малышки из книжки»). Какого темпа песня?
Дети: Подвижного, быстрого.
Муз. руководитель: А какого характера?
Дети: Веселого, жизнерадостного, бодрого.
Муз. руководитель: Послушайте припев ещё раз ( Исполнение припева). У припева ритм сложнее, поэтому мы с вами сначала научимся прохлопывать. ( Похлопывание ритма по фразам 1 строчки). Молодцы. А во второй строчке ритм меняется, послушайте ( прохлопывание 2 строчки по фразам, потом соединение 1 строчки припева со 2). А теперь мне нужен помощник ( Ребенок, у которого не получается, выполняет индивидуально.) Я буду петь и играть припев песни, а ты будешь хлопать ритм песни. ( Исполнение с детьми припева- муз. руководитель играет на инструменте и поет, а ребенок хлопает ритмический рисунок). Молодец, у тебя очень хорошо получилось. Спасибо, присаживайся. В песне есть скачки, послушайте как надо петь слова «Раз-  два ( показ голосом скачки). Чтобы петь получалось чисто, ровно, слово «раз»- поем  тонким голоском, аккуратно. На слово «два» не набрасываемся, так же аккуратно спускаемся вниз.  Надя, давай с тобой споем. ( разучивание сложных мест). А теперь встанем и исполним весь куплет. Будем помогать себе хлопая ритм. Поем легким звуком, не забываем про дикцию, дыхание, концы фраз смягчать.(Исполнение куплета с хлопками и без. Цель: Учить детей исполнять песни со сложным ритмом, широким диапазоном, с скачками, учить вокально- хоровым навыкам).
Муз. руководитель: Понравилась вам песня?
Дети: Да, понравилась.
Муз. руководитель: А как вы думаете, почему их назвали отряд?
Дети: Потому что они стоят друг за другом.
Муз. руководитель: Правильно, молодцы. Закрепим название песни- малышки из книжки.
Дети: . малышки из книжки.
Муз. руководитель:  На металлофоне мы с вами на прошлом занятии придумывали попевки. Давайте продолжим.  (Исполнение попевки «Весёлые гуси» Цель: побуждать самостоятельно подбирать попевки.).
Муз. руководитель: А теперь отрядом строимся в круг. (Под марш дети делают круг). Угадайте, что за музыка звучит? Что мы под неё делали?  (Звучит «Пляска медвежат»)
Дети: Это- «Пляска медвежат». Мы танцевали как медвежата.
Муз. руководитель: Совершенно верно. Слушаем музыку и самостоятельно танцуем как медвежата ( Цель: импровизировать в пляске движения медвежат)
Муз. руководитель: Дорогая наша осень, для тебя , наши дети, выучили танец. Как называется танец ребята?
Дети: Танец с зонтиками.
Муз. руководитель: Помните танцевать нужно синхронно, не торопитесь и не отставайте. Внимательно слушайте музыку.  (Исполнение танца. Цель: Закрепление всего танца, подводить к выразительному исполнению танца, передавать в движении характер танца, эмоциональные движения в характере музыки, учить танцевать с предметами).Осень: : Ребята, я вам принесла листочки такие разные. Давайте попробуем создать аппликацию, слушая музыку, пусть она поможет нам украшать осеннюю дорожку.
Дети выполняют коллективную работу по аппликации «Осенняя дорожка». Наклеивают засушенные листочки на заранее приготовленную дорожку. Во время аппликации звучит музыка.
Муз. руководитель. Посмотрите, как красиво стало в зале. Настроение праздничное от вашей яркой работы, так и хочется веселиться!
Проводя итоги нашего занятия, можно сделать вывод, что осень- такая разная… такая неповторимая… и не смотря на то, что за окном дождь, мы не будем грустить, закончим наше занятие на весёлой ноте. Ведь осень- это ещё и время урожая.
Наша игра так и называется «Урожай» (Проводиться игра «Урожай».Цель: Учить проводить игру с текстом, с ведущим, развивать активность, коммуникативные качества, хорошо ориентироваться в пространстве)Осень: Мне так у вас понравилось. Вы и пели, и плясали. Я вам принесла подарки- дары осени . Это разные фрукты. ( Раздает детям подарки). Но мне пора уходить.  До свидание ребята.
Муз. рук: Спасибо тебе, Осень, за то, что ты пришла к нам в гости.
Дети: Спасибо. До свидание.
Осень уходит
Муз. руководитель: Ребята, вам понравилось занятие?
Дети: Да, понравилось.
Муз. руководитель: А что больше всего запомнилось? Понравилось?
Дети: Мне понравилось слушать произведение И.С. Баха «Шутка»
-Мне понравилось, как мы делали аппликацию
-Мне новая песня «Малышки из книжки».
- Мне пляска медвежат.
Муз. руководитель:  Каждому понравилось, запомнилось что- то своё. Очень хорошо. И наше занятие подошло к концу. До свидание , ребята
Дети: До свидание.
Муз. руководитель: Теперь под марш строимся и идем в группу. ( Дети строем уходят в группу).