Этнокультурологические аспекты национального образования, проблемы формирования нравственности в условиях сельской школы.
Валиахметова Рамзия РостямовнаМБОУ СШ №22 города Димитровград.
Этнокультурологические аспекты национального образования, проблемы формирования нравственности в условиях сельской школы.
В эпоху постиндустриального развития происходит изменение глубинных основ воспроизводства всей системы общественных отношений. В этнонациональной сфере эти изменения проявляются в возрастании масштабов интеграционных процессов, формировании межнациональных и наднациональных региональных сообществ, образовании супер- и мегаэтносов. Объективная основа этих изменений заложена в материальной и духовной культуре народов, но, как свидетельствует практика этнонациональных отношений, они происходят противоречиво и болезненно, осложняясь затяжными трудноразрешимыми конфликтами и этническими войнами. Впервые за всю историю существования наций национальный вопрос превратился в этнонациональный и стал одним из самых актуальных в жизни многих народов .Особое значение эти проблемы приобретают для России, которая, являясь одной из наиболее многонациональных стран мира, находится на переломном этапе своего развития. Поспешное “реформирование” страны, не сопровождавшееся научным обоснованием или хотя бы здравым смыслом, в области национально-государственной политики привело к деградации экономики и культуры, стимулировало националистические и этнократические выступления региональной элиты, появление титульных наций, принудительных государственных языков, инициировало пренебрежительное отношение к правам и достоинству людей другой национальности. Всем народам России приходится переживать негативные последствия развала СССР, которые к тому же еще плохо осознаны как руководящими структурами, так и широкими массами населения. Сложившаяся ситуация настоятельно требует ответа ведущих специалистов в области экономики, политики, образования Прогресс любой нации, включая материальный прогресс, основан на приоритете нравственно-духовных ценностей. Духовные ценности являются фактором, определяющим будущее цивилизации. Эти слова являются для нас, россиян, символом обновления и залогом процветания России. Педагоги страны, вступая в новый XXI век, с надеждой и тревогой смотрят на молодое поколение, т.к. на него возлагаются огромные надежды в развитии нашего общества и государства. Смогут ли они - наши дети вывести страну из кризиса как духовного, так и экономического. Острой проблемой не только
для школы, семьи, но и для всего нашего общества является проблема воспитания. Отказ от прошлой идеологической направленности в системе образования, ее ценностей, традиций, методологических подходов и практических наработок привел к тому, что воспитание как целенаправленная деятельность школы отошло на второй план. Заменили воспитание образованием, «хотели как лучше, а получилось как всегда». Воспитательная работа была пущена на самотек, и сводилась зачастую к организации досуговой деятельности школьников (дискотеки и т.д.).
Сегодня, когда систематическая, целенаправленная работа по воспитанию культуры школьников начинает актуализироваться, идет стремительный поток на умы и сердца школьников западной антикультуры. Пропаганда насилия, жестокости, секса растлевают души нашей молодежи, заполняя их безнравственностью, бездуховностью. Вестернизация нашей страны осуществляется не только в экономической, социальной, политической сферах, но и. к большому сожалению, влияет духовно на становление будущих граждан России. Однако не все еще потеряно, школа остается и будет оставаться центром воспитательной работы. В президентской доктрине образования Российской Федерации воспитание заняло достойное место и призвано обеспечить:
историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальных культур, воспитание бережного отношения к историческом} наследию народов России;воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов:
формирование культуры мира и межличностных отношений;
формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений.
воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;
экологическое воспитание, формирование бережного отношения к природе;
формирование учителя нового поколения
Таким образом, исходя из поставленных задач, каждый учитель определяет основные направления воспитательной работы с детьми на основе их социальных, этнических, культурных традиций. Когда же определена стратегия воспитания, тактика определяется учителем, школой. Какие формы, приемы использовать в организации воспитания, какое содержание вкладывать - все это прерогатива личности учителя.
Важно помнить, чтобы сформировать духовные, нравственные, моральные нормы поведения у наших школьников, общечеловеческие ценности и положительные черты характера, рядом с детьми должны быть мы. взрослые, которые бы подошли к решению данной проблемы со всей серьезностью и
ответственностью. Дети должны видеть проявление лучших черт, этических ценностей в повседневном общении с учителями, видеть в нас личностей - носителей высоких нравственных, духовных принципов.
Задача первостепенной важности для всех педагогов, воспитателей - нравственное воспитание молодого поколения. Со времен К.На- сыри. К Ушинского среди педагогов господствует убеждения, что школа - это место, где ребенок не только учится читать, писать, считать я рассуждать, но и приобретает твердые нравственно-этические устои.
Поэтому одним из основополагающих педагогических принципов в системе воспитания юных граждан страны является принцип духовности. Нужно учить детей гуманистическому способу освоения мира , очеловечить процесс познания , поставить ученика в цент учебно- воспитательного процесса.
Новой парадигмой образования следует считать личностно -ориентированный и индивидуальный подход. Все лучшее в нравственном плане следует вернуть в современную школу, используя бесценные труды А. Макаренко. В.А.Сухомлинского, И.П.Иванова, Каюма Насыри, Ризаетдина Фахретдинова и многих других выдающихся педагогов. Нравственный кодекс строителя коммунизма по своему содержательному наполнению являлся критериальным барометром общечеловеческих ценностей, регламентом нравственных принципов жизнедеятельности школьных, ученических коллективов. Его, известно, отвергли, что предложили взамен? Процесс деполитизации и деидеологизации школы «с водой выплюнул и ребенка». И как поется в песне: «отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног», мы только и знаем, что отряхиваемся от всего и вся, когда как другие страны извлекают из прошлого положительное и на нем развивают настоящее и будущее. Мы же начинаем каждый раз с нуля. Пора от философских рассуждений по поводу идеологического вакуума в обществе, падения духовных ценностей молодёжи и актуализации воспитательной работы в учебных заведениях, переходить к конкретным действиям, как на федеральном, так и региональном уровне, разрабатывать современную философию воспитания, искать новые методологические, концептуальные позиции, определять социально-педагогические условия и направления формирования здоровой личности как в физическом, так и духовном плане. Главной фигурой в этом труднейшем деле является учитель. «Воспитание детей, как говорил Ф.Достоевский - есть труд и долг учителя».
Одной из важнейших задач в образовании является возрождение и развитие национальной школы , построенных на лучших исторических и культурных традициях татарского и других народов . Наша национальная школа - это школа обеспечивающая право обучения и воспитания детей на родном языке, передачу молодому поколению многовекового опыта , его нравственных устоев , трансляцию национальной культуры , формирование национального самосознания . Сколько бы мы не говорили о содержании образования в национальной школе ,без родного языка она не станет по
настоящему национальной . Поэтому значительное место нужно уделить изучению родного языка будь он татарским, русским или чувашским .
Основная задача , которая стоит перед школой в современных условиях - повышение культурного уровня подрастающего поколения. Решать её можно только приобщая школьников к сокровищнице национальной культуры . Великий татарский гуманист и просветитель Каюм Насыри в своё время сказал, что «...воспитание - ключ всему, самый правильный путь в формировании человека» На основе народной педагогики и семейных традиций, сельская школа , как центр духовности и культурного воспитания, закладывает в душу ребёнка нравственные и культурные ценности.
Тема программы развития нашей школы « Этнокультурное образование в условиях сельской малокомплектной школы» Реализация программы рассчитана до 2013 г. С 1 по 4 класс преподавание ведётся на родном языке . С 5 по 11 классы родной язык преподаётся как отдельный предмет . Кроме этого постоянно работают кружки по изучению и возрождению национальной культуры . Составленная программа утверждена в ИПКПРО г. Ульяновска. Целью всей нашей работы является воспитание у школьников бережного отношения к родной природе и земле , уважение к традициям своего народа , его истории , быту,, материальной и духовной культуре , воспитанию национального самосознания, толерантности. В основе программы положен линейно- концентрический принцип, то есть углубление и расширение изучаемого материала от класса к классу.
1-4 классы «Родной дом- родине начало», «Моя деревня» « Мои родственники и друзья »
5-10 классы « Я среди людей» «Татарская усадьба» «Татарская деревня» «Наш район»
Но в национальной образовательной политике нужно стремиться избежать курса на абсолютизацию этнического принципа , не допустить национальной замкнутости , неуважительного отношения к другим нациям. Наша национальная школа - не закрытая система, отгороженная от всего мира . Мы открыты другим культурам , прежде всего русского народа , народов соседей.