ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Курс по выбору «К тайнам слова через словари» 8 класс
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс по выбору
«К тайнам слова через словари»
8 класс
Кирилова Елена Ивановна
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «Советская СОШ»
2014 год
Пояснительная записка
к программе внеурочной деятельности курса по выбору
«К тайнам слова через словари».
Программа курса по выбору рассчитана на учащихся седьмых классов.
Цель курса –формирование культуры работы школьников со словарями.
Задачи курса:
Формирование потребности в обращении к словарям и навыков работы с ними, способности извлекать из словарей информацию, необходимую для решения учебно-познавательных задач по разным дисциплинам, общекультурной компетенции
Воспитание культуры работы со словарями разных типов, осуществляющейся на протяжении всего процесса обучения.
Формирование умения систематического использования словарей разных типов и видов в урочной, внеурочной, проектно-исследовательской деятельности школьников, способствующей формированию универсальных способов действий.
Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций создает внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, формируют и развивают универсальные учебные действия. Практической работе со словарями разных видов не уделяется должного внимания в школьной программе, а умение работать со словарем является одним из метапредметных универсальных действий. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Словарная работа на уроках русского языка в средней школе является одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию коммуникативной компетенции. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку.
Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая.
Организация внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка. Предлагаемый курс по выбору можно использовать не только во внеурочной деятельности, но и как дополнительный материал при проведении уроков русского языка, при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку.
Курс рассчитан на 34 часа, из них 5 часов на практическую работу, 4 часа на игровую деятельность, 4 часа на проектную деятельность
Планируемые результаты
Личностные результы:
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты
1) владение всеми видами речевой деятельности:Аудирование и чтение:• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; говорение и письмо:• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Ресурсное обеспечение: мультимедийный проектор, интернет-ресурсы, словари разных видов, справочники, ПК.
Учебно-тематический план.
№ п/пТемы занятий Форма организации образовательного процесса Количество часов
I.1. Появление первых словарей русского языка. Лекция, работа с текстами.
2
2. Словарь –это вся Вселенная в алфавитном порядке Самостоятельная работа 3
II.3. Великий ученый-лексикограф В.И.Даль и его «Толковый словарь живого великорусского языка». Семинар 3
4. Толковые словари советского периода. Лекция. 2
5. Толковый словарь Д. Н. Ушакова и его значение в жизни моих современников. Практическая работа. Эссе. 1
6. Ожегов С.И. – знаменитый лексикограф 20 века. Анализ и просмотр текстов. Сочинение-рассуждение. 3
7. Незаменимые помощники-словари! Самостоятельная работа по работе с словарем. 1
8. Лингвистический турнир «И та награда- в нем самом» Игра-соревнование. 1
III.9. Появление орфографических словарей. Лекция. 1
10. Орфографические словари советского периода. Работа с текстами. 1
11. Словарь - грамотей. Самостоятельная работа по работе с словарем. 1
12. Орфографическая викторина «Самый грамотный!!!». Игра. 1
VI.13. Орфоэпические словари. Из истории создания. Семинар. 1
14. Конкурс «Говорим правильно!» Практическая работа. Создание устного высказывания 1
15. Значение орфоэпии в жизни человека. Сочинение-рассуждение.
2
V.16. История этимологических словарей. Семинар. 1
17. Откуда пришло слово? Самостоятельная работа по работе с словарем. 1
VI.18. Появление фразеологических словарей. Работа с текстами. 1
19. Почему мы так говорим? Фразеологизмы, их выразительность. Беседа. 2
20. Игра «Знатоки фразеологизмов». Игра. 1
21. Проект «Наш словарь». Как создаются словари? Работа над проектом. 1
22. Работа над проектом. Работа над проектом. 2
23. Презентация проекта. Защита проекта. 1
Содержание программы
«К тайнам слова через словарь»
Словарь –это вся Вселенная в алфавитном порядке (5 часов)
Тема 1. Появление первых словарей русского языка. (2ч.)
Конец XIII века — время появления первых словарей русского языка. В XVI веке формируются энциклопедические принципы составления словарей. Первый печатный русский словарь появился в 1596 году. Рукописный первый русский словарь иностранных слов. В XVIII веке научный интерес к вопросам происхождения и образования отдельных слов приводит к появлению этимологических заметок
Тема 2. Словарь –это вся Вселенная в алфавитном порядке . (3ч.)
Понятие о лексическом значении слов. Знакомство со структурой словаря, с особенностями словарной статьи. Виды словарей. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Практическая работа. Обучение умению пользоваться различными словарями.
Толковые словари (11 часов)
Тема 3. Великий ученый-лексикограф В.И.Даль и его «Толковый словарь живого великорусского языка». (3ч.)
В.И.Даль: мичман, врач, ученый-лексикограф. Можно ли В.И.Даля назвать героем своего времени?
Тема 4. Толковые словари советского периода. (2ч.)
В мае 1921 года Ленин ставит цель: «Задание — краткий словарь русского языка (от Пушкина до Горького). Образцового, современного. По новому правописанию». В 1935—1940 годах был опубликован четырёхтомный«Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова.
Тема 5. Толковый словарь Д. Н. Ушакова и его значение в жизни моих современников. (1ч.)
Практическая работа. Написание эссе.
Тема 6. Ожегов С.И. – знаменитый лексикограф 20 века. (3ч)
Научная работа С.И.Ожегова в годы войны. В 1957—1961 гг. вышел четырёхтомный академический «Словарь русского языка». В чем заключается мастерство С.И.Ожегова- лексикографа?
Тема 7. Незаменимые помощники-словари! (1ч.)
Практическая работа. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
Тема 8. Лингвистический турнир «И та награда- в нем самом» (1ч.)
Орфографические словари. (4 часа)
Тема 9 . Появление орфографических словарей. (1ч.)
Работа Я. К. Грота «Русское правописание». На основе «гротовской» орфографии в конце XIX-начале XX в. был разработан и опубликован ряд орфографических словарей.
Тема 10. Орфографические словари советского периода. (1ч.)
Орфографические реформы 1917—1918 годов, первый советский толковый нормативный словарь. Орфографические словари советского периода. Словарь Н. В. Соловьева «Русское правописание: Орфографический справочник»
Тема 11. Словарь - грамотей. (1ч.)
Практическая работа. Словарная статья орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем
Тема 12 . Орфографическая викторина «Самый грамотный!!!». (1ч.)
Орфоэпические словари.(4 часа)
Тема 13 . Орфоэпические словари. Из истории создания. (1ч.)
Словарь-справочник «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова. «Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы»С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськова (под редакцией Р. И. Аванесова)
Тема 14. Конкурс «Говорим правильно!» (1ч.)
Практическая работа Правильная постановка ударений в словах.
Тема 15. Значение орфоэпии в жизни человека. (2ч.)
Практическая работа. Рассмотрение проблемы на основе комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Сочинение-рассуждение «Значение орфоэпии в жизни человека».
Этимологические словари. (2часа)
Тема 16. История этимологических словарей. (1ч.)
Первый русский этимологический словарь «Корнеслов русского языка, сравненного со всеми главнейшими славянскими наречиями и с двадцатью четырьмя иностранными языками» 1842 года Ф. С. Шимкевича. «Краткий этимологический словарь русского языка» Н. М. Шанского, В. В. Иванова и Т. В. Шанской под редакцией С. Г. Бархударова. Трехтомный «Русский этимологический словарь» М. Фасмера.
Тема 17. Откуда пришло слово? (1ч.)
Практическая работа. Словарная статья этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов. Работа с этимологическим словарем.
Фразеологические словари.(4 часа)
Тема 18. Появление фразеологических словарей. (1ч.)
В 1890 г. вышел сборник С. В. Максимова «Крылатые слова». Фразеологический сборник М. И. Михельсона «Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний» (1902—1904). Русская фразеология в вышедшем в 1967 году под редакцией А. И. Молоткова «Фразеологическом словаре русского языка», содержащем свыше 4000 словарных статей. В 1980 году издан «Школьный фразеологический словарь русского языка» В. П. Жукова, содержащий около 2000 наиболее употребительных фразеологизмов, встречающихся в литературе и устной речи.
Тема 19. Почему мы так говорим? Фразеологизмы, их выразительность. (2ч.)
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывках художественных произведений.
Тема 20. Игра «Знатоки фразеологизмов». (1ч.)
Проект «Наш словарь». (4 часа)
Тема 21. Как создаются словари?(1ч.)
Определение проблемы и цели проекта. Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы.
Тема 22. Работа над проектом.(2ч.)
Сбор информации. Анализ собранной информации. Создание словаря.
Тема 23. Презентация проекта.(1ч.)
Рекомендуемая литература для реализации данной программы:
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся/Под ред. Л.П.Крысина. М.:Провещение, 1995.
2. Вартатьян Э.А.Путешествие в слово: Кн. для учащихся ст. классов.-2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1982.
3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.
4. Нетрадиционные уроки по русскому языку. 5-6 классы/ Авт.-сост. Н.О. Крамаренко. – Волгоград: Учитель, 2004.
5.Предметные недели в школе: русский язык и литература/ Сост. Л.И. Косивцова.- Волгоград: Учитель, 2003.
6.Русский язык и литература. 5-7 классы. Сценарии творческих уроков./ Под ред. В.С.Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.
7.Русский язык. 5-6 классы. Интеллектуальный марафон (познавательные игры, турниры, викторины, уроки знаний)/ авт.-сост. Т. А. Курушина, В.А. Басистая, Л.В.Авдощенко, Н.Ю. Кадашникова, А.И. Жданова, Т.А.Батракова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Рекомендуемая литература для детей:
1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).
2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4. – М.: Русский язык, 1981.
3. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980.
4. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1981.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2000.
6. Словарь крылатых выражений/М.В.Петрова. – М.:РИПОЛ классик, 2011.
7. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся сред.шк.-41-е изд.- М.: Просвещение, 1990.
8. Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литература», 2005.
Интернет-ресурсы:
www.shepelenko.ucoz.ruhttp://www.gramota.ru
http://www.rusword.com.ua/rus/index.php
http://www.slovari.ru/
http://krugosvet.ru/cMenu/08_00.htm