Организация исследовательской деятельности обучающихся в условиях сельской школы
Организация исследовательской деятельности обучающихся
в условиях сельской школы и сельского социума
Матвеенко Елена Юрьевна,
учитель географии и биологии
МОУ «Нижнепенская СОШ»
Ракитянского района Белгородской области
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования привели к формированию новых методов обучения, ориентированных на формирование активной и инициативной позиции учащихся в обучении на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний), развивающих такие общеучебные навыки и умения, как исследовательские, рефлексивные, самооценочные. Эти методы позволяют формировать не просто умения, а компетенции, т.е. умения с опытом их применения в практической деятельности и направленные на развитие познавательного интереса. Одним из таких методов обучения является исследовательская деятельность, без которой не предполагается инновационное развитие современной школы. Именно исследовательская деятельность учащихся формирует навыки анализа, синтеза, выявления причинно-следственных связей, прогнозирования, которые требуются каждому человеку при оценке жизненных ситуаций. В основу этого метода положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной задачи или проведения исследования.
Но многолетняя практика занятий исследовательской деятельностью с детьми привела меня к выводу, условия сельской школы и сельского социума накладывают свой отпечаток на организацию и проведение исследований, на их выбор форм и направлений.
Какие же особые условия сельской школы и сельского социума оказывают влияние на организацию исследовательской деятельности? Остановлюсь на них подробнее:
Особенности сельской школы:
отсутствие научного обоснования процесса построения и практического использования исследовательского потенциала сельской школы;
недостаточная способность системы образования сельских территорий в полной мере удовлетворять требования российского общества, государства к качеству образования современных школьников и в рамках существующей модели организации образовательного процесса;
ограниченность образовательных возможностей сельской школы, значительно меньшая по сравнению с городом социальная дифференцированность и мобильность, широкий диапазон и многообразие форм общения;
территориальная открытость (система взаимосвязей школы с социальным социумом, социальное партнерство школы с учреждениями и организациями внеобразовательной сферы – ДК, церковь, библиотека, ФАП и др.), событийность, высокая контактность;
Приоритетная роль сельской школы как центра духовной жизни села;
Приоритетная роль сельской школы в воспитании молодежи;
Низкое материально-техническое обеспечение и необходимость капитального ремонта, модернизации большинства сельских школ России;
Средний возраст педагогов сельских школ превышает 40 лет, так как молодежь не идет работать в село, поэтому возникает противоречие между огромным педагогическим опытом и умением и желанием следовать за современными тенденциями и реформами в образовании.
Особенности сельского социума:
Особенности структуры:
Локальность сельской среды;
Небольшое количество, малая плотность населения и его стабильность;
Большее, чем в городе, число многодетных и многопоколенных семей;
Неразвитость социальной инфраструктуры, в том числе недостаток учреждений культуры и возможностей проведения семейного досуга, получения профессиональной лечебно-профилактической, социально-педагогической, психологической помощи и др.
Социокультурные особенности сельских жителей:
Низкий образовательный и культурный уровень;
Приверженность сельского человека как носителя крестьянской культуры предшествующих поколений к сельскохозяйственному труду;
Консервативность, устойчивость и традиционность его мышления;
Большая, чем в городе, потребность в открытых, неформальных, "публичных" отношениях;
Сохранение на селе в большей степени, чем в городе, целостности национального самосознания, внутреннего духовного богатства, а, соответственно, в большей степени ориентация на нравственные устои, духовную культуру общества;
Особенности образа жизни, обусловленные особенностями сельскохозяйственного производства:
резко выраженная сезонность труда и малая степень разнообразия видов трудовой деятельности;
преобладание ручного труда и ненормированный рабочий день;
природосообразность;
Размеренный ритм жизни;
невысокий социально-экономический уровень и бытовые условия жизни;
наличие у большинства сельских семей приусадебных участков и подсобных хозяйств, и обусловленное этим вовлечение детей в хозяйственную жизнь семьи;
злоупотребление спиртными напитками и деморализующее влияние неблагополучных семей;
тесные родственные и соседские, а также естественные межвозрастные связи,
интенсивное межвозрастное общение, но ограниченность опыта общения детей, обусловленное локальностью сельской социальной среды.
консервативность, социальная инертность.
Устойчивость, традиционность социокультурной, нравственно-этической среды села (родители, односельчане могут оказывать большее, чем в городе, влияние на воспитание детей).
Воспитание "всем миром": забота сельского сообщества о формировании у детей уважительного отношения к старшему поколению, родителям, чувства дома, семейного очага.
Взаимопомощь ("натуральная" помощь, взаимообмен с другими семьями, дарение, помощь по хозяйству, в строительстве дома, присмотр за детьми и др.).
Соблюдение традиций общинной жизни, народной культуры, сохранение и развитие народных промыслов, ремесел, обычаев, обрядов.
В условиях практически отсутствия профессионального искусства на селе интенсивное развитие народного творчества, в том числе и семейного, в значительной мере влияющего на формирование духовного облика сельского ребенка.
Жизнь детей в естественной среде, близость к природе, общественной и производственной жизни взрослых, включение с ранних лет в трудовую деятельность, в первую очередь, сельскохозяйственную
В зависимости от этих специфических условий организация исследовательской деятельности школы характеризуется следующими особенностями:
Ограничение свободного времени детей для занятий исследованиями в связи с большой загруженностью домашней работой;
Огромный выбор тем для исследования краеведческой направленности, связанных с историей села, храма, школы, судьбой земляков, фольклором;
Огромная источниковая база для краеведческих исследований – народные традиции и обычаи, народный костюм, старожилы-хранители старинных традиций, старинная домашняя утварь и орудия труда, хранимые в каждом доме, экспонаты школьных краеведческих музеев, семейные традиции и духовное воспитание в семье и многое другое;
Недостаточная источниковая база, связанная с архивными материалами;
Недостоверность или невозможность подтверждения многих сведений, в том числе очевидцев событий («одна баба сказала»).
Используя метод организации исследовательской деятельности обучающихся на протяжении нескольких лет работы в сельской школе, я пришла к выводу, что эта форма деятельности возможна только на добровольной основе, как и всякое творчество. Именно соблюдение принципа добровольности занятий обучающихся исследовательской деятельностью, добровольного выбора области и темы исследования, максимальная самостоятельность ученика в процессе исследования позволяют выйти на индивидуальную траекторию обучения и личностного развития.
При консультировании выбора учеником темы исследования, я стараюсь учитывать определенные требования. Тема должна быть:
Интересна учащемуся, увлекать его;
Выполнима, решение ее должно быть получено участниками исследования;
Оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
Доступной, соответствовать возрастным особенностям учащегося.
При всем разнообразии ученических исследовательских работ, они должны подчиняться общим требованиям к исследовательской работе учащегося:
Должна представлять собой самостоятельное исследование по теме в какой либо области знаний;
Должна представлять собой эксперимент или наблюдение, проведенные в научной области, построение модели какого-либо явления, создания технического устройства, доказательство какого-либо факта, выявление причин и свойств на основе использования уже существующих методик или выработке собственной методики;
Работа должна содержать результаты исследований и выводы;
Должна соответствовать формальным критериям, содержать цели, задачи исследования, гипотезу, характеристику того, что известно по этой проблеме (обзор литературы по проблеме), методику исследования, завершаться выводами, в которых излагаются результаты исследования;
Главным этапом исследования является ее защита.
С первыми элементами исследовательской деятельности учащиеся сталкиваются на уроках при выполнении заданий и практических работ творческого характера, связанных с самостоятельным поиском необходимой информации, определением цели поиска, подведении итогов поиска и формулировке выводов. Например, на уроках географии подобный исследовательский характер носят практические работы и задания поискового характера по картам атласа, когда учащиеся самостоятельно «добывают» необходимую информацию, создают географический образ территории, анализируют ее, делают выводы.
В своей практике организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочной работе уже в 7-8 классе я начинаю привлекать учащихся к выполнению простейших исследовательских заданий при оказании практической помощи старшим учащимся. Например, при выполнении исследования качества воды реки Пены, брать пробы воды и проводить простейшие исследования помогают члены школьного юннатского кружка. При изучении строительной деятельности бобров выявлять бобровые поселения и ставить их на учет помогали также члены юннатского кружка (учащиеся 7- 8 классов).
Но все же основы выполнения научной исследовательской работы в современной российской школе должны закладываться во внеурочной деятельности по предмету в основной школе при проведении предпрофильной подготовки учащихся. Поэтому с учетом возрастных особенностей учащихся основной школы и уровня их подготовки, каждое отдельное исследование может быть краткосрочным, или длительным, но разбитым на отдельные этапы исследования, или носить мониторинговый характер. Это могут быть исследования исторического, культурного, социально-значимого или краеведческого характера, что особенно актуально в сельской местности. Особое направление в исследовательской деятельности учащихся представляют исследования экологического направления, к которым предъявляются более жесткие требования, но они носят более яркий актуальный и практически значимый характер. Подобные экологические проекты, как правило, связаны с полевыми исследованиями и измерениями, кабинетные исследования представляют собой лишь анализ и обработку полученных результатов.
Широкие возможности для реализации исследовательской деятельности учащихся основной школы в рамках учебных занятий представляют элективные курсы. Перекликаясь с целями предпрофильной подготовки, исследовательские работы учащихся 8-9 классов ориентируют детей на самообучение, освоение практических умений и навыков, определение и самореализацию их собственных внутренних потребностей и возможностей, профессиональных интересов и образовательных приоритетов. Элективные пробные (предметно-ориентированные) курсы в виде творческих заданий, позволяют обучающимся приобрести собственный практический опыт познавательной деятельности. Исследовательская деятельность в рамках элективных курсов основной школы носит исключительно разнообразный характер: наблюдение, эксперимент, измерение, выдвижение гипотез, построение объясняющих моделей, математическая обработка данных и т.д. Перспективным признается использование в рамках элективных курсов коллективных форм обучения, в том числе и метод малых групп.
Но при организации исследовательской деятельности школьников неизбежно встает проблема руководства. Это объяснятся тем, что специальную подготовку организации подобной деятельности наши педагоги не проходили, ведь многие педагоги сельской школы закончили ВУЗы еще лет 20 назад. А ведь работа педагога с одаренными детьми в области исследований по учебным предметам требует от учителя особой педагогической культуры, высокого мастерства, овладение практическими навыками оформления исследовательской работы и организация ее защиты, способность оценить не дисциплинированность и исполнительность ученика, а его творчество и инициативу, способность иметь и отстаивать свою позицию. Поэтому, в первую очередь, администрации школы, методическим объединениям педагогов необходимо организовать обучающие практические семинары, мастер-классы по обучению педагогов основам исследовательской деятельности, ее организации и руководству, по использованию компьютерных прикладных программ обработки текстовой, табличной, графической информации, по применению компьютерных методов поиска информации и подготовке презентации исследовательской работы. Необходимо также перенимать и распространять опыт тех педагогов, которые добились успехов в самореализации личности учащегося через исследовательскую деятельность. При этом необходимо всячески поощрять участие педагогов и учащихся в различных конкурсах ученических исследовательских работ, стимулировать и поддерживать наиболее одаренных и успешных исследователей, дать возможность юным исследователям опубликовать свои работы в различных научных сборниках. Необходимо учитывать, что исследовательские работы, выполненные обучающимися, становятся частью научно-методического обеспечения школы, с ними можно не только познакомиться, но и использовать их в практике. Проблемой я считаю нежелание и неспособность ряда педагогов школ заниматься исследовательской деятельностью.
Какие существуют пути подготовки педагогов к исследовательской деятельности? Я вижу следующие:
1. Курсы повышения квалификации (но в связи с кризисом, не всегда есть возможность пройти курсы).
2. Обучающие семинары для педагогов в рамках МО, ММО, проблемных творческих групп педагогов и т.д.
3. Научно-практические конференции – на районном уровне, в рамках Ассоциации, внутришкольные конференции, школьные Дни науки и т.д., которые дают опыт подготовки, проведения и защиты исследования. Необходимо сделать такие конференции традиционными, массовыми и популярными.
Я считаю, что необходимо уйти от практики выполнения разовых исследовательских работ, когда приходит в школу положение или приказ о проведении конкурсов исследовательских работ и мы берем ребенка и усиленно трудимся над выполнением этой исследовательской работы к конкретному сроку. Довольно часто в школе прослеживается негативное явление – педагог стремится «привязать» к себе хороших учеников и только с ними занимается исследованиями. Мы должны всем (!) детям привить навыки и умения исследовательской культуры, а не одному - двум выбранным нами одаренным детям. А значит, эта работа в школе должна быть системной, постоянной, и в ней должны участвовать все педагоги и задействованы не менее 90 % учащихся 8-11 классов.
Какой выход? Введение элективных и учебных курсов, кружков исследовательской направленности, деятельность школьных научных обществ. Сейчас в литературе представлено огромное количество программ элективных и учебных курсов, в том числе и связанных с формированием исследовательской культуры. Было бы замечательно подключить психологов и ввести в практику проведение тренингов по развитию исследовательских способностей и совершенствованию основных умений и навыков проведения собственных исследований (есть такие тренинги у Савенкова Александра Ильича). Подобные элективные курсы целенаправленно развивают учебно-познавательную компетентность учащихся.
Хочется уберечь педагогов еще от одной ошибки – часто исследовательская работа представляется педагогу и ученику не как поиск новых знаний, а соблюдение правил оформления и выработка многочисленных формулировок, которые кажутся убедительными тем людям, которые сами этого не исследовали, но в силу ряда обстоятельств оценивают работы. И зачастую оценки за оформление работы оказываются выше оценки за полученные результаты.
С чего необходимо начинать организацию исследовательской деятельности?
Во-первых, с обеспечения разработки, легитимного утверждения и внедрения школьных нормативных документов, обеспечивающих стабильную реализацию и развитие данного направления образовательного процесса;
Во-вторых, формирование и внедрение методических рекомендаций для учителей, выступающих в непривычной для себя роли – в качестве руководителей и консультантов ученических проектов и исследований, данные рекомендации способствуют повышению эффективности проблемно-ориентированного совершенствования профессиональной компетентности педагогов;
В-третьих, создание и внедрение методических рекомендаций для учащихся, осуществляющих исследовательскую деятельность.
В–четвертых, создание базы данных об одаренных детях, желающих заниматься исследовательской деятельностью, базы данных учителей, работающих с одаренными детьми, базы данных исследовательских работ учащихся;
Применение различных видов диагностирования учащихся, педагогов, отражающего уровень исследовательской культуры, отношения к исследовательской деятельности, изучения затруднений учителей и учеников и т.д.
Итак, педагог, подготовленный к решению задач исследовательского обучения, должен обладать рядом характеристик, ему необходимо овладеть набором специфических умений, в том числе сугубо педагогических:
Обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном»;
Уметь находить и ставить перед учащимися реальные учебно-исследовательские задачи;
Уметь увлечь учащихся дидактической ценной проблемой, сделав ее проблемой самих детей;
Быть способным к выполнению функций координатора и партнера в исследовательском поиске; уметь избегать директивных указаний и административного давления;
Уметь быть терпимым к ошибкам учеников, допускаемым ими в попытках найти собственное решение;
Предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда учащийся начинает чувствовать безнадежность своих поисков;
Поощрять и всячески развивать критическое отношение к исследовательским процедурам;
Уметь стимулировать предложения по улучшению работы и выдвижению новых оригинальных идей направлений исследования;
Уметь закончить проведение исследования и работу по обсуждению и внедрению решений в практику до появления у детей признаков потери интереса к проблеме;
Как свидетельствует опубликованный опыт педагогов и мой собственный опыт организации учебно-исследовательской деятельности, эта форма образовательной деятельности способствует развитию интереса к обучению, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы. Самостоятельный поиск информации ведет к развитию интеллектуальной инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ, созданию предпосылок для развития научного образа мышления, обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации, профессиональному самоопределению детей. При введении профильного обучения в российских школах именно выполнение творческой исследовательской работы по профильному предмету с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена приводит к приобретению профессиональных знаний и навыков учащегося, его профессиональной самоориентации.
Подводя итог вышесказанному, я хочу привести слова Джона Коттона Дана (1856-1929 г.), основателя и президента Ассоциации специальных библиотек США: «Тот, кто берется учить других, сам никогда не должен прекращать учиться».
Использованная литература:
Матвеенко Е.Ю. Формы работы с одаренными детьми и проблемы подготовки учащихся к участию в эколого-исследовательских мероприятиях различного уровня. Доклад на августовской секции учителей-географов Ракитянского района. 2007.
Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая академия наук». - Волгоград: Учитель, 2007. – 154с.
Татьянкин Б.А., Макаренков О.Ю., Иванникова Т.В., Мартынова И.С., Зуева Л.В. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе. – М.: 5 за знания, 2007. – 272 с. – («Электив»).
Обухов А. Учить учителя// Исследовательская работа школьников. – 2007. - № 3. – с. 3.
Рождественская И.В. Управление программой интеллектуально-творческого развития личности на основе исследовательской деятельности педагогов и учащихся //Исследовательская работа школьников. – 2007.- № 4. – с.44-51.
Савенков А.И. Подготовка педагога к работе в условиях исследовательского обучения // Исследовательская работа школьников. – 2007. - № 3. – с. 4-8.