Аналитическая справка о состоянии преподавания русского языка и литературы


СПРАВКА о состоянии преподавания учебных предметов «Русский язык и литература»
Цель: анализ и оценка состояния преподавания предмета и качества ЗУН учащихся в 5-11 классах
Методы и приёмы: анализ учебно-планирующей документации, посещение уроков и внеурочных занятий, проведение контрольных работ, наблюдение, беседы с учителями, учащимися.
В 2013/2014 учебном году преподавание русского языка и литературы в ГУО «Средняя школа №1 г. Чаусы» осуществляют 4 учителя, которые имеют I и высшую квалификационную категорию, высшее педагогическое образование.
1. Кадровый состав учителей русского языка и литературы
Ф.И.О. Образование Педагогический
стаж Квалификационная категория
Пухнавцева Галина Ивановна высшее 21 Высшая (2008)
Форонинская
Ирина Жановнавысшее 19 Высшая (2007)
Пратасеня Наталья Ивановна высшее 19 Первая(2002)
Мамекина Ирина
Николаевна высшее 17 Первая(2007)
Преподавание русского языка и литературы осуществляется по следующим учебным программам:
-Программа для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения. Русский язык. V–XI классы. – Минск: НИО, 2012;
-Программа для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения. Русская литература. V–XI классы. – Минск: НИО, 2012.
В помощь учителю разработано и издано календарно-тематическое планирование по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература», в котором предлагается примерное распределение учебных часов по темам. (Календарно-тематическое планирование по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» / Минск: НИО, Аверсэв, 2013/).Все учащиеся и учителя обеспечены учебной литературой по предметам.
При проведения факультативных занятий в своей работе учителя руководствуются учебными программами и учебно-методическими комплексами для учителя и учащегося, рекомендованными Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь(Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь«О преподавании  учебных предметов «Русский язык» и «Русская литература» в 2013/2014 учебном году»
Контингент учащихся, изучающих учебные предметы ” Русский язык” и “Русская литература”
Классы Количество учащихся
5 57
6 62
7 75
8 66
9 79
10 28
11 27
Всего 394
В школе есть кабинет русского языка и литературы (№318). В кабинете собраны разработки уроков, разработки внеклассных мероприятий по предмету.
Собран дидактический материал: карточки для разноуровневого контроля 5-9 класс, тестовые задания5-11 классы, олимпиадные задания. Кроме этого, практически у каждого учителя на электронных носителях есть уроки-презентации.
Есть справочная литература, толковый, орфографический, русско-белорусский словари, словарь литературоведческих терминов. По русской есть иллюстрации , портреты по творчеству М.Ю Лермонтова.
Но следует отметить, что в кабинете требуется обновление стендов.
В ходе организации образовательного процесса выполняются санитарно-гигиенические требования: кабинет проветривается, сохраняется режим включения электричества.
Анализ состояния преподавания предметов
«Русский язык и литература»
Успеваемость учащихся по учебному предмету « Русский язык»
Класс Всего уч-ся 1-2 балла 3-4 балла 5-6 баллов 7-8 баллов 9-10 баллов
2011/2012 2012/2013 2013/2014(2чт.) 2011/2012 2012/2013 2013/2014(2чт.) 2011/2012 2012/2013 2013/2014(2чт.) 2011/2012 2012/2013 2013/2014(2чт.) 2011/2012 2012/2013 2013/2014(2чт.) 2011/2012 2012/2013 2013/2014(2чт.)
5 75 63 57 0 0 0 10 18 11 16 15 21 32 16 28 17 14 7
6 65 76 62 0 0 0 15 17 25 21 24 13 22 20 19 7 15 5
7 77 65 75 0 0 0 22 18 16 20 23 22 25 17 24 10 7 13
8 61 77 66 0 0 0 18 24 16 26 21 29 13 22 19 4 10 2
9 49 61 79 0 0 0 15 19 24 16 23 32 14 16 14 4 3 9
10 34 31 28 0 0 0 5 5 11 19 10 14 6 13 3 4 3 0
11 56 33 27 0 0 0 14 5 4 21 13 5 15 11 12 5 4 6
Всего 417 406 394 0 0 0 89 106 107 139 129 136 127 115 119 51 56 42
% 0 0 0 21 26 27 33 32 34 30 28 30 12 14 11
В целом, на протяжении трех лет успеваемость по русскому языку остается почти одинаковой. На высоком и достаточном уровне в 2011/2012 учебном году успевало 42% учащихся, в 2012/2013 учебном году – 42% учащихся. Во второй четверти 2013/2014 учебного года – 41% учащихся. (Снижение незначительное-1 балл).Однако стоит отметить, что увеличилось число учащихся, занимающихся на «3-4».( В сравнении с 2011\2012 уч. годом).
Уровень обученности по учебному предмету «Русский язык»
Класс 2011//2012 уч.г. 2012/2013 уч.г. 2013/2014 уч.г.
1 полугодие
5 достаточный неудовлетворительный неудовлетворительный
6 неудовлетворительный неудовлетворительный неудовлетворительный
7 неудовлетворительный неудовлетворительный неудовлетворительный
8 неудовлетворительный неудовлетворительный неудовлетворительный
9 неудовлетворительный неудовлетворительный неудовлетворительный
10 неудовлетворительный удовлетворительный удовлетворительный
11 неудовлетворительный неудовлетворительный достаточный
Уровень обученности на протяжении анализируемого периода является удовлетворительным. Имеется повышение уровня обученности в 11-м классе.
Успеваемость учащихся по учебному предмету « Русская литература»
Класс Всего уч-ся 1-2 балла 3-4 балла 5-6 баллов 7-8 баллов 9-10 баллов
2011/2012 2012/2013 2013/2014(2чт.) 2011/2012 2012/2013 2013/2014(2чт.) 2011/2012 2012/2013 2013/2014(2чт.) 2011/2012 2012/2013 2013/2014(2чт.) 2011/2012 2012/2013 2013/2014(2чт.) 2011/2012 2012/2013 2013/2014(2чт.)
5 75 63 57 0 0 0 2 4 1 8 10 11 20 22 15 48 27 30
6 65 76 62 0 0 0 12 4 6 4 10 16 27 20 22 22 42 16
7 77 65 75 0 0 0 6 10 6 13 9 9 19 27 21 40 19 39
8 61 77 66 0 0 0 - 5 5 16 9 11 19 24 32 26 39 18
9 49 61 79 0 0 0 9 4 8 11 15 10 13 11 22 16 21 39
10 34 31 28 0 0 0 - 3 7 5 3 8 14 9 9 15 16 4
11 56 33 27 0 0 0 6 1 2 11 4 1 7 10 9 32 18 15
Всего 417 406 394 0 0 0 35 31 35 71 60
74 119 123 130 199 182 161
% 0 0 0 8 7 9 17 15 19 28 30 33 49 45 41
В целом, на протяжении трех лет успеваемость по русской литературе остается почти одинаковой. На высоком и достаточном уровне в 2011/2012 учебном году успевало 77% учащихся, в 2012/2013 учебном году – 75 % учащихся. Во второй четверти 2013/2014 учебного года – 74% учащихся. (Снижение незначительное-1 балл)
Уровень обученности по учебному предмету « Русская литература»
Класс 2011//2012 уч.г. 2012/2013 уч.г. 2013/2014 уч.г.
1 полугодие
5 отличный хороший хороший
6 хороший отличный достаточный
7 хороший хороший отличный
8 хороший отличный хороший
9 удовлетворительный достаточный хороший
10 отличный отличный неудовлетворительный
11 достаточный отличный отличный
Уровень обученности на протяжении анализируемого периода является хорошим. Имеется повышение уровня обученности в 7-х классах, снижение уровня в 8,9-х и 10-м классах .«Русский язык и литература»
класс Ф.И.О. учителя кол-во
уч-ся Русский язык Русская литература
Средний балл На 7-10 Уровень обучен
ностиСредний балл На 7-10 Уровень обучен
ности5 а Пухнавцева Г. И. 19 6,9 12(63,2) дост8,8 19(100) Отл5 б Форонинская И. Ж 17 5,4 4(23,5) неуд 7,0 10(58,8) уд
5В Пратасеня Н. И. 21 6,0 9(42,9) неуд 7,6 16(76,2) хор
6 а Пратасеня Н. И. 21 6,2 10
(47,6) неуд 7,3 14(66,7) достаточ6 б Пратасеня Н. И. 22 5,8 10(45,5) неуд 7,2 13(65) Достаточ6в Пухнавцева Г. И. 19 4,7 4(21,1) неуд 6,8 11(57,9) Уд
7 а Пухнавцева Г. И. 19 6,8 11(57,9) уд 8,8 18(94,7) Отл.
7 б Форонинская И. Ж 22 6,4 11(50) уд 7,8 18(8,8) Отл7в Мамекина И. Н. 20 6,3 10(50) уд 7,8 17(85) Отл7г Мамекина И. Н. 14 5,6 5(35,7) неуд 6,9 7(50) Уд
8 а Форонинская И. Ж 22 5,3 4(18,2) неуд 6,7 14(63,6) Достаточ.
8 б Мамекина И. Н. 23 5,6 8(34,8) неуд 7,2 18(78,3) Хорош.
8в Пратасеня Н. И. 21 6,2 9(42,9) неуд 8,2 18(85,7) Отл9 а Пухнавцева Г. И. 25 8,5 12(48) уд 7,8 22(88) Отл9 б Форонинская И. Ж 26 5,2 6(23,1) неуд 6,6 14(53,8) Уд
9в Пухнавцева Г. И. 28 5,4 4(14,3) неуд 7,4 22(78,6) Хорош.
10 Пратасеня Н. И. 28 4,8 3(10,7) неуд 6,3 13(46,4) Неуд.
11 Форонинская И. Ж 27 6,9 18(66,7) Достаточ. 8,11 24(88,9) Отлич.
Успеваемость по учебному предмету “Русский язык и литература”(5-11 классы)
по итогам I полугодия:
Уровень Русский язык Русская литература
Количество учащихся(%) Количество учащихся(%)
низкий - -
удовлетворительный 107 (27,1) 37 (9,4)
средний 137 (34,8) 69 (17,5)
достаточный 108 (27,4) 136 (34,5)
высокий 42 (10,7) 152 (38,6)
В целом, успеваемость учащихся подтверждается контрольными работами по текстам администрации.
В ходе изучения вопроса были проведены контрольные работы по русскому языку в 5-9,11 классах.
Анализ контрольных работ по русскому языку по текстам администрации
Класс Всего
уч-ся
Вид
работы Получили оценку в баллах Средн.
балл Расхож-
дение0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 5а 18 К.р. Кол-во - - - 1 2 10 2 - 3 - - 5,4 - 1,5
% - - - 5,5 11 56 11 16,5 - - 19 2 четверть Кол-во - - - - - 2 5 8 - 4 - 6,9 % - - - - - 10,2 26 42 - 21 5б 14 К.р. Кол-во - - 1 6 - 3 3 - - 1 -0,8
% - - 7,1 43 - 21,4 21,4 - - 7,1 4,5 17 2 четверть Кол-во - - - 1 5 4 3 3 - 1 % - - - 5,8 29,5 23,5 17,7 17,7 - 5,8 5,3 5в 20 К.р. Кол-во - 3 2 3 - 1 5 4 1 1 - 5,0 =
% - 15 10 15 - 5 30 20 5 5 - 21 2 четверть Кол-во - - - 4 1 3 4 3 4 2 - 5 % - 19 4,8 14,3 19,1 14,3 19 9,5 9а 21 К.р. Кол-во - 4 - 5 1 2 3 3 1 1 1 4,7 -2,1
% - 19,04 - 23,8 4,8 9,5 14,3 14,3 4,8 4,8 4,8 25 2 четверть Кол-во - - - 1 2 1 8 7 1 5 - 6,6 % - - - 4 8 4 32 28 4 20 - 9б 23 К.р. Кол-во - 5 5 3 4 1 2 1 1 1 - 3,5 -1,7
% - 22 22 13 17,4 4,3 8,7 4,3 4,3 4,3 26 2 четверть Кол-во - - - 7 4 4 5 - 5 1 - 5,2 % - - - 27 15,3 15,3 19,2 19,2 4 9в 19 К.р. Кол-во - 4 4 7 - - 1 - - 3 - 3,5 -1,9
% - 21 21 37 - - 5 - - 16 - 29 2 четверть Кол-во - - - 3 6 8 7 - 1 3 - 5,4 % - - - 10,3 21 27,6 21 - 3,4 10,3 - 11 18 К.р. Кол-во - - - - - 1 2 1 7 7 8 -1,1
% 5,5 11 5,5 39 39 27 2 четверть Кол-во - - - 3 1 3 3 4 7 6 6,9 % Анализируя результаты контрольных работ нужно отметить следующее: на 7-10 выполнили работу 3 учащихся 5 «А» класса (уч. Пухнавцева Г.И.) ,четверть окончили 12 учащихся. Расхождение(-1.5 балла)- незначительное завышение отметок за четверть.
1 учащийся 5 " Б " класса выполнил работу на 7-10 баллов(уч. Форонинская И.Ж)-четверть окончили на « 7-10» 4 учащихся- расхождение в пределах нормы.
На «7-10» написали работу 6 учащихся, четверть окончили на «7-10» 9 учащихся. Расхождений нет.
По результатам контрольных работ в 9- ых классах расхождения по среднему баллу составляют от 1,7 балла в 9 "В". В 9 "Б" и 9 "А" классах-1,9 и 2.1. В каждом классе есть учащиеся , выполнившие работу на низком уровне , а это значит , что учителям Форонинской И.Ж. и Пухнавцевой Г.И. необходимо организовать работу по ликвидации пробелов в знаниях и подготовки к экзаменам.В 11 классе расхождение составило 1,1 балл.
Календарно-тематическое планирование позволяет своевременно проходить учебный материал. Контрольные работы проводятся в соответствии с графиком. Практическая часть программы выполняется
Для проведения работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся учителя проводят стимулирующие и поддерживающие занятия. За I полугодие 2013/2014 учебного года проведено 49 занятий. Из них стимулирующих 27 , поддерживающих 22 занятия.
Класс Пухнавцева Г. И. Форонинская И.Ж. Пратасеня Н. И.
Стим. Поддерж. Стим. Поддерж. Стим. Поддерж.
5А 1 5Б 5В 7 3
6А 3 3
6Б 1 3
6В 7А 7Б 7В 7Г 8А 2 8Б 8В 1
9А 5 9Б 9В 1 4 10 5 2
11 5 3 Всего 6 5 5 5 16 12
Как видно из приведённой таблицы не проводятся стимулирующие занятия в следующих классах: 5 «А»,5 «Б»,7 «А»,7 «В»,9»Б»
В школе проводится определенная работа с высокомотивированными учащимися. Учащиеся занимаются в заочной школе по русскому языку, участвуют в республиканском конкурсе по русскому языку " Журавлик ", занимаются исследовательской деятельностью, принимают участие в I и II этапах республиканской олимпиады .Учителя русского языка и литературы привлекают учащихся к исследовательской деятельности :1)Пухнавцева Г.И. «Почему мы так говорим?»(11 « А» класс –Дубицкая Мария-2011/2012 уч. год)
1) Форонинская И. Ж. «Происхождение фамилий учащихся нашего класса(10 «Б» Удодова Вероника)-( 2012/2013 уч. год. )
2) Пратасеня Н.И."Зимние праздники и их отражение в литературе "(6 «А» Ковалёва Диана , Калинникова Ксения ( 2013/2014 учебный год. )
3) Форонинская И. Ж .«А. С. Пушкин и английский язык»(Шевцова Екатерина
Суховарова Виктория-11 класс) ( 2013/2014 учебный год. )
Но такого количества работ явно недостаточно,поэтому учителям-филологам необходимо продолжить работу в этом направлении.
Углублению знаний по языку способствует обучение учащихся в заочной школе
Заочные школы
Учебный год Класс Кол-во учащихся Занимаются в ЗМШ Учитель
Кол-во % 2013/2014 5в 21 11 52 Пратасеня Н. И
6а 21 13 61 Пратасеня Н. И
8в 21 7 33,3 Пратасеня Н. И
10 28 1 3,5 Пратасеня Н. И
9а 25 8 32 Пухнавцева Г. И.
9в 28 14 50 Пухнавцева Г. И.
7а 19 2 10,5 Пухнавцева Г. И.
9б 26 9 35 Форонинская И. Ж
7б 21 5 24 Форонинская И. Ж
11 27 10 37 Форонинская И. Ж.
Всего 80 В 2013 /2014 году- в заочных школах занимается 20% учащихся 5-11 классов. В 2012/2013 учебном году в заочной предметной школе по русскому языку «Юный филолог» занималось 52 учащихся(12.8%), а в 2011/201 уч.году-27(6% от количества учащихся 5-11 классов). Возросло количество учащихся , занимающихся по программе «Индивидуальный ученик».(2013/2014 уч. год-11,2012/2013 уч.год-1,2011/2012 уч.год -2 уч-ся).
Ежегодно учащиеся школы принимают участие в республиканском конкурсе «Журавлик», среди участников есть те, кто удостоен специальных призов конкурса.Это является показателем не только знаний учащихся, но и результатом плодотворной работы учителей-филологов.
Результаты участия в республиканском конкурсе по русскому языку "Журавлик"
Учебный год Кол-во учащихся в 3-11 классах Кол-во участников Процент охвата Награждены призами клас Ф. И. учащегося Ф. И. О. учителя
2011/2012 540 99 18,3% 11(11%) 5 «В» Храмцов Сергей Кузнецова С.В.
6 «В» Анищенко Наталья Пратасеня Н. И
7 «А» Форонинский Станислав Пухнавцева Г. И.
9 «Б» Анищенко Сергей Форонинская И. Ж
10 «А» Пипко Евгений Пухнавцева Г. И.
10 «А» Лазутин Игорь Пухнавцева Г. И.
11 «А» Тырина Юлия Пухнавцева Г. И.
11 «А» Юханов Никита Пратасеня Н. И
2012/2013 529 95 18 % 9(9,5%) 5 «А» Глухова Полина Пухнавцева Г. И.
6 «Г» Быстрова Анастасия Кузнецова С.В.
6 «А» Минина Анастасия Пухнавцева Г. И.
8 «А» Гончарова Елизавета Пухнавцева Г. И.
2013/2014 536 131 24,4% Итоги не подведены
Как видно из приведённой таблицы процент участников значительно увеличился (+6,4%)
В целях выявления и поддержки наиболее одаренных и способных учащихся учащиеся школы ежегодно участвуют в I , II этапе республиканской олимпиады по русскому языку и литературе.
№ п/п Уч.год Фамилия,имя учащегося Класс Место Ф.И.О учителя
1 2011/2012 Анищенко Наталья 8 «В» Диплом 2-й степени Пратасеня Н. И
2 Алексеенко Мария 7 «А» Диплом 2-й степени Пухнавцева Г. И.
3 Минина Анастасия 7 «А» ПО Пухнавцева Г. И.
4 Макаренко Татьяна 8 «В» Диплом 2-й степени Пратасеня Н. И
5 Гончарова Елизавета 9 «А» Диплом 2-й степени Пухнавцева Г. И.
6 Лавриненко Алеся 9 «В» Диплом 2-й степени Кузнецова С.В.
7 Савостеева Мария 9 «Б» Диплом 1-й степени Форонинская И.Ж.
8 Удодова Вероника 11 ПО Форонинская И.Ж.
9 Селедцова Александра 11 ПО Форонинская И.Ж.
10 Сагандыков Ислам 10«А» Диплом 3-й степени Пухнавцева Г. И.
11 Тырина Юлия 11”А” Диплом 2-й степени Пухнавцева Г. И.
1 2012/2013 Казлова Мария 6А ПО Пратасеня Н. И
2 Ковалёва Диана 6А Диплом 3-й степени Пратасеня Н. И
3 Калинникова Ксения 6А Диплом 1-й степени Пратасеня Н. И
4 Алексеенко Мария ПО Пухнавцева Г. И.
5 Минина Анастасия 7 «А» ПО Пухнавцева Г. И.
6 Кохановская Елизавета 7 «В» ПО Мамекина И.Н.
7 Поклад Людмила 7 «Г» Диплом 2-й степени Кузнецова С.В.
8 Макаренко Татьяна 8 «В» Диплом 1-й степени Пратасеня Н. И
9 Анищенко Наталья 8 «В» Диплом 3-й степени Пратасеня Н. И
10 Гончарова Елизавета 9 «А» Диплом 2-й степени Пухнавцева Г. И.
11 Ковалёва Дарья 9 «В» Диплом 3-й степени Пратасеня Н. И
1 2013/2014 Гончарова Елизавета 9 «А» Диплом 2-й степени Пухнавцева Г. И.
2 Лавриненко Алеся 9 «В» Диплом 3-й степени Пухнавцева Г. И.
Результаты централизованного тестирования
Учебный год Предмет Республиканский
показатель
(районный показатель) Средний балл по школе Кол-во уч-ся,сдававших предмет
2011/2012 Русский язык 40,3 46,7 16
2012/2013 Русский язык 29,6 48 7
2013/2014 Результаты 1-го этапа РТ 36,12 12

Учителю русского языка, работающему в 11 классе, Форонинской И.Ж. необходимо продолжить работу в данном направлении для повышения качества подготовки к ЦТ. В этом учебном году учащиеся, которые планируют сдавать ЦТ по русскому языку занимаются только в ЗМШ, принимают участие в выездных сборах ЗШ.
Большое значение в совершенствовании педмастерства учителей русского языка и литературы имеет работа по самообразованию. Практическая реализация работы над темой самообразования происходит в различных формах: отчет на школьных МО, самоанализ деятельности, открытые уроки, творческие отчеты.
Темы по самообразованию
№ п/п Ф.И.О. учителя Тема
1 Пухнавцева Г.И. Использование элементов инновационных технологий на уроках русского языка и литературы
2 Форонинская И.Ж. Использование интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы
3 Пратасеня Н.И. Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литератур
4 Мамекина И.Н. Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности.
В школе функционирует методическое объединение учителей русского и белорусского языка и литературы-руководитель Форонинская И.Ж. На заседаниях рассматривались следующие вопросы:предметная и методическая грамотность как важнейшие составляющие профессиональной компетентности учителя-словесника,требования к содержанию языкового и литературного образования.
Учителя школы принимают активное участие в работе районного методического объединения. Пухнавцева Г. И. является руководителем районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Выступают с докладами, дают открытые уроки. Ежегодно учителя дают открытые уроки для молодых специалистов, уроки и факультативные занятия в рамках недели педмастерства в феврале.
В 1 полугодии 2013/2014 учебного года в рамках районного методического объединения учителей русского языка и литературы Форонинская И. Ж. , Пухнавцева Г. И. проводили открытые уроки.
Администрация, согласно плану работы школы, осуществляет внутришкольный контроль за работой учителей русского языка и литературы. Проводился анализ календарно-тематического и поурочного планирования. Проведен контроль по ведению классных журналов (соответствие записей уроков по тематическому планированию, объективность выставления оценок, своевременность написания контрольных работ по предмету в соответствии с графиком).
Календарно-тематическое планирование соответствует записям в журналах, что свидетельствует о своевременном прохождении учебного материала. Контрольные работы проводятся в соответствии с графиком. Однако, следует отметить, что не всегда равномерно распределяется проведение контрольных работ в отдельных классах.
В соответствии с требованиями «Методических рекомендаций по формированию культуры устной и письменной речи в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования» по русскому языкузаведены 2 рабочие тетради и 1 тетрадь для контрольных работ, по русской литературе- 1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для контрольных работ (в 9-11 классах).
Проверка тетрадей для контрольных работ показала, что учителя русского языка и литературы проверяют работы своевременно, проводят работу над ошибками. Обращают внимание на аккуратность записей, выполнение «Методических рекомендаций по формированию культуры устной и письменной речи в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования », о чем свидетельствуют записи в тетрадях для контрольных работ. Однако в тетрадях для контрольных работ имеются следующие нарушения «Методических рекомендаций…»: не соблюдаются установленные отступы между видами работ ( пропуск составляет 3,4 линейки вместо положенных 2-х). В контрольных тетрадях по русской литературе не у всех учащихся вынесено разграничение ошибок-11 класс- учитель Форонинская И.Ж. В тетрадях отдельных учащихся есть неисправленные орфографические ошибки. А так же можно наблюдать ошибки в подписи тетради. По-прежнему отдельные учащиеся пишут «ученика», «ученицы» вместо «учащегося»
Проверка рабочих тетрадей показала, что тетради проверяются регулярно, оценки за выполненные работы выставляются в соответствии с нормами оценок по предмету, имеет место пропуск орфографических ошибок. Объем классных и домашних работ не всегда соответствует норме. В целом, состояние проверки тетрадей находится на удовлетворительном уровне. В лучшем состоянии находятся тетради учащихся 5»В», 6 «А» классов (учитель Пратасеня Н.И.). Рабочие тетради по русскому языку подписаны в соответствии с «Методическими рекомендациями…»:» за исключением некоторых тетрадей учащихся . Учителями проводится работа по формированию культуры письменной речи, о чем свидетельствуют записи в тетрадях.
Но, вместе с тем, выявлены следующие недочеты в ведении тетрадей: дата иногда записана цифрами на полях(5 «А»- Хруцкая Дарья, Ходоркина Полина, Годунцова Елена), имеет место пропуск орфографических ошибок, использование учащимися корректора.
Анализируя уроки предметников , можно отметить хороший уровень владения методикой преподавания предмета, умение в организации усвоения знаниями учащихся, использование на уроках разных вид работы: работу с учебником, фронтальную работу, индивидуальную , групповую, самостоятельную и другие виды. Основные методы обучения на уроках – репродуктивный, объяснительно- разъяснительный, частично- поисковый, проблемное изложение. Содержание уроков соответствует программам.
Посещенные уроки у Пухнавцевой Галины Ивановны показали, что учитель в системе проводит работу по формированию общеучебных умений и навыков, выделения главного, умения сравнивать, давать полные ответы на поставленные вопросы, анализировать, делать выводы. Но мало внимания на уроках уделяется индивидуальной работе. В соответствии с программой по русскому языку ведется повторение материала, изученного в начальной школе по орфографии и пунктуации, своевременно проводится анализ контрольных работ , выполняется работа над ошибками. На уроках литературы Галина Ивановна учит ребят высказывать свое мнение по проблеме, по отношению к литературным героям. Учащиеся ведут литературные тетради, в которых выполняют разнообразных задания: дают характеристику героя произведения, портрет героя, составляют план произведения и т.д.Галина Ивановна создает на уроках атмосферу доброжелательности и сотрудничества. Часто использует на своих уроках презентации.
Журнал ведется аккуратно, накопляемость оценок хорошая, объем домашнего задания соответствуетнорме. Умелая организация урока, владение методикой преподавания предмета, высокая плотность урока – вот особенности уроков Пратасени Н.И. Она умеет активизировать мышление учащихся, развивает у них самостоятельность, интерес к знаниям, учитывает возрастные особенности учащихся. Интерес к предмету вырабатывает многими видами работ: синтаксических, фонетических, морфологических.На уроке литературы учащиеся хорошо усваивают содержание прозведения. На каждом Наталья Ивановна уроке учит анализировать, сравнивать, делать выводы. Доступно подает изучаемый материал. На уроке литературы учащиеся умело определяют роль элементов сюжета, системы образов, выявляют основную проблематику произведения, сопоставляют героев разных произведений. Однако , следует отметить , что в своей практике Наталья Ивановна практически не использует ЭСО.
Журнал ведется аккуратно, накопляемость оценок хорошая, объем домашнего задания соответствует норме.
Посещенные уроки Форонинской И.Ж. показали, что учитель хорошо владеет методикой преподавания предмета, учитывает возрастную психологию обучающихся. Применяются разные приемы, методы, соответственно целям и задачам урока, проводится работа по повышению уровня сформированности общеучебных и предметных умений и навыков. Ирина Жановна эффективно применяет в своей практике уроки с использованием компьютерных презентаций. Компьютерные технологии позволяют получать информацию многоканально, поэтому возрастает как объем полученной информации, так и качество ее усвоения. На уроках русского языка в 11 классе учитель применяет тесты с целью подготовки к ЦТ. Но при проведении уроков не всегда рационально использует время .Журнал ведется аккуратно, накопляемость оценок хорошая, объем домашнего задания соответствует норме. Но иногда в журналах отмечается необъективное выставление отметок.
В обучении учащихся русскому языку важную роль играет внеклассная работа по предмету.
В сентябре учащиеся 9 «А»,9«В» под руководством Пухнавцевой Г.И. и Форонинской И.Ж. приняли участие конкурсе интернет-постеров «Русский язык – глобальный тренд в коммуникативном пространстве мировой цивилизации».
(Организатор - Международное научно-педагогическое собрание преподавателей русского языка государств-участников Содружества Независимых Государств и стран Балтии).
Ежегодно принимают участие в олимпиаде школьниковСоюзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность».
Несмотря на то, что в первом полугодии было запланировано проведение недели русского языка и литературы, запланированное мероприятие было перенесено т.к. к его подготовке учителя-предметники отнеслись формально. Наблюдается снижение активности учащихся при проведении внеклассных мероприятий.
Решение педсовета:Считать состояние преподавания учебного предмета «Русский язык и литература» удовлетворительным.
Администрации школы:
-Внести на рассмотрение Методического Совета вопрос об изменении формы проведения предметных недель.
Учителям русского языка и литературы:
-Усилить коммуникативно-деятельностный подход в преподавании русского языка, уделяя первостепенное внимание развитию всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения) в их единстве и взаимосвязи; срок (постоянно)
- Продолжить работу по формированию навыков грамотного письма; срок – постоянно
- Для ликвидации пробелов в знаниях учащихся (учитывая оценки за вторую четверть и результаты контрольной работы) проводить поддерживающие занятия с учащимися с низким уровнем обученности;
- Активизировать внеклассную работу по предмету (недели русского языка и литературы, участие в республиканском конкурсе «Журавлик», конкурсы чтецов, сочинений, предметные олимпиады); срок- постоянно
- Учителю русского языка и литературы Форонинской И.Ж. спланировать целенаправленную работу по подготовке учащихся выпускного класса к ЦТ;- срок 3-4 четверть
-Учителям активнее включать в работу новые педагогические технологии, привлекать учащихся к созданию проектов, заниматься исследовательской деятельностью; срок - постоянно
- Учителю Пратасеня Н. И. шире планировать использование информационных технологий, использовать дифференциацию на всех этапах урока, планировать виды работ на уроке, охватывающие не только хорошо подготовленных учащихся, но и средних, и слабых учеников.
- На уроках русского языка и литературы в классах с высоким уровнем обученности использовать задания на развитие творческого мышления и углубления знаний по предмету;
-Продолжить работу по совершенствованию у школьников навыков выразительного чтения;срок-постоянно
Всем учителям вовлекать учащихся в исследовательскую деятельность, готовить для участия в исследовательских проектах с целью решения вопроса самореализации школьников
Заместитель директора по УР И.Н. Мамекина