Единый Всекубанский крок «Земля отцов – моя земля!».
Единый Всекубанский урок «Земля отцов – моя земля!».
Оборудование: и физическая карта Краснодарского края;
выставка творческих работ учащихся, (рисунки)
мультимедийные презентации;
музыкальное сопровождение (песни Кубанского народного казачьего хора и Тананко Н.В. о Краснодарском крае);
мультипликационный фильм о Кубани;
букет из подсолнухов.
значок, цветок подсолнуха для каждого из учащихся.
I. Мотивация учащихся:
Звучит гимн Краснодарского края.
Вы все знаете это музыкальное произведение. В каких случаях исполняют гимн Краснодарского края. Какие чувства оно вызывает у вас?
Исполняет гимн Кубани Кубанский казачий хор.
II.Сообщение темы и задач урока.
Учитель читает стихотворение:
У каждого на свете есть, наверно,
Любимый уголок земли, такой,Где листья по-особому на вербеСклонились над задумчивой водой.Где небо выше и просторы ширеИ так привольно и легко дышать,Где ко всему в прекрасном этом миреПо-детски чисто тянется душа...
В. Неподоба- О чем, о каком месте пишет в своем стихотворении автор?
(Ответы учащихся)
III. Вступительное слово учителя.
-Да, автор пишет о своей малой Родине. А что мы называем своей малой Родиной? (Кубань, родная станица, своя улица)
-Расскажите, что вы знаете о своей родине? (Ответы учащихся)
- Действительно, такова наша Кубань сегодня — жемчужина, любимая дочь нашей великой России. Нет края милее, чем наша Кубань, вечно молодая дочь степного раздолья. Наше южное небо — как синий девичий взгляд. В изголовье Кубани лежат Кавказские горы, у ее ног плещет морская волна. Качаются под ветром колосья пшеницы. Прямо в небо свечки-тополя и тихо шепчут свою песню. На диво хороша наша цветущая земля!
Ученик читает стихотворение:
Николай Иващенко
"Мой милый край, Кубань моя "
Мой милый край,
Кубань моя пшеничная,
Тебя в народе житницей зовут,
Достойной будь
такого возвеличия,
Приумножая честь свою и труд.
Ты кормишь хлебом
Родину большую,
Растишь пшеницу, рис,
свеклу и чай!
Твои озёра, реки, ширь степную
Люблю тебя, красавица Кубань!
IV. Работа по теме урока.
-Вы, наверное, слышали такое выражение: «Кубанский край – казачий край». Почему так говорят? (Ответы учащихся)
Как же на Кубани появились казаки?
Произошло это так:
Эту территорию осваивали многие племена и народы: меоты, скифы, сарматы, греки.До переселения на Кубань казаков самым многочисленным народом здесь были адыги.
Казаки командировали в Петербург войскового судью Головатого "для испрошения у государыни на вечное потомственное владение землею". Через несколько дней после прибытия в Петербург А. А. Головатый сумел добиться аудиенции у императрицы. Уже на первом приеме Екатерина II объявила казакам, что земля им назначена
Высочайшей грамотой, подписанной 30 июня 1792 г. Черноморскому войску жаловались в вечное владение земли, на которых всюду расстилалась целинная почва, покрытая бархатистым ковром злаков с массою самых разнообразных цветов и всюду распространенной полевой клубникой. Местами здесь сохранились еще клочки девственной, никогда не паханой степи. Екатерина II даровала Черноморскому казачьему войску земли на правобережье Кубани, от Тамани до устья Лабы. Но не просто так, а за многочисленные ратные подвиги. За столь щедрый дар казачьему войску было поручено «бдение и стража пограничная».
Первый отряд казаков под командованием полковника Саввы Белого, следовавший морем, высадился в августе 1792 года на берегу Тамани. Второй отряд во главе с атаманом Захарием Чепегой осенью того же года, двигаясь по суше, подошёл к Ейскому укреплению. Началась осень, и ненастье заставило казаков зимовать здесь. И только весной казаки, во главе с присоединившимся к ним войсковым судьёй Антоном Головатым, подошли к высокому берегу Кубани. Начали устраивать свой быт, построили походную церковь. Здесь начинал строиться город Екатеринодар.
А как же Кубань получила свое название и как называлась раньше? Давайте посмотрим мультфильм, который расскажет нам об этом:
Просмотр мультфильма «Краснодарский край» из серии «Пластилиновая Россия».
Почему же медведь говорит в конце мультфильма: «Народов много, Россия одна», что это значит?
(ответы учащихся)
Мы живем в прекрасном уголке нашей огромной страны. Нашей удивительной земле посвящено немало художественных произведений. На уроке сегодня вы услышали стихотворения кубанских поэтов, песню Кубанского народного казачьего хора - гимн Кубани. Теперь мы услышим еще одно произведение- песню Н.В. Тананко «Краснодарский край». Попробуйте сравнить ее с песнями казачьего хора. Что у них общее, а в чем они отличаются друг от друга.
Просмотр и прослушивание медиафайла.
Рефлексия. Мнения детей по поводу общего и отличий в музыкальных произведениях.
( Несмотря на то, что они разные, оба они о Кубани, исполнители любят свою малую родину, гордятся ею).
VII. Итог урока:
Мы много узнали сегодня о нашем родном крае. Подведем итоги:
-Итак, где находится Тмутаракань?
-Какая земля стала первой территорией, которую стали заселять и осваивать казаки?
-Как называлась столица Краснодарского края? Почему?
-А как называется теперь?
- О каком событии поется в песне, что должно скоро произойти на Кубани и почему это так важно для Краснодарского края? ( Олимпийские игры)
-Вы заметили, как в своей песне называет Краснодарский край Н.В. Тананко?
- Почему же символом нашего края и сегодняшнего урока можно считать подсолнух?
Эту культуру выращивают у нас на Кубани, подсолнух-цветок особенный, он всегда смотрит на солнышко, стремится к лучшему, семечки подсолнуха - как народы-братья Кубани, живут в одном доме дружно). Каждый из вас получит в подарок значок в виде цветка подсолнуха, пусть он напоминает вам о том, что нужно стремиться в жизни к самому светлому и доброму, нужно заботиться друг о друге, так как у нас на всех одна Родина и, конечно, нам необходимо беречь ее: богатства, которые дает нам щедрая кубанская земля, традиции наших предков, делать все, чтобы наш край процветал сегодня и в будущем.
Использованные источники:
http://tananko-n.narod.ru/krasnodasrkii_moi_krai/http://www.multirussia.ru/http://festival.1september.ru/http://www.torgachkin.ru/http://idppo.kubannet.ru/ru/recommend/