Земля Брянская в русской литературе
Исследовательская работа на тему:
«Земля Брянская в русской литературе»
Учащихся 9 класса МБОУ
«Осколковская СОШ»
Руководитель: Ильяшова М.Ф.
учитель русского языка
и литературы
Осколково
2016
Оглавление
1.Введение.
2.Земля Брянская в древнерусской литературе.
3. Мемуары Г.И.Добрынина и Г.С.Винского.
4.Природа родного края в лирике А. Сазонова.
5. «Душа моя – поэзия…». Поэты земли Мглинской.
Введение
Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура, как растение: у неё не только ветви, но и корни…
Сохранение обычаев, фольклора, музыки каждой местности необходимо для сохранения культуры страны. Всё это можно сберечь не только в музеях, но и в том, когда человек сам занимается краеведением.
Литературное краеведение актуально и современно в наши дни, так как оно даёт нам материал, которого мы не найдём в произведениях, изучаемых по программе. Литературно-краеведческие материалы не только приобщают нас к культуре и истории родного края, к миру чувств и мыслей его замечательных людей, но и помогают по-новому осветить некоторые моменты творчества писателей и глубже осмыслить процесс развития всей русской литературы.
Литературным краеведением заинтересовались и мы. Захотелось узнать наиболее значительные художественные произведения, созданные писателями-земляками, шире узнать творчество великих художников, связанных с Брянским краем.
Исследуя эту проблему, использовали ранее напечатанные материалы, книги, сборники школьной библиотеки и музея, местной газеты «Мглинские вести», рукописи местной жительницы, которая сочиняет стихи.
Цель работы: собрать и изучить материал, связанный с литературой родного края, узнать побольше о замечательных людях села, занимающихся творчеством.
Методика работы
1.Использование материалов литературного краеведения.
2.Анализ библиотечного и музейного материала.
3.Анализ материалов районной газеты «Мглинские вести».
4.Интервью с П.М.Кусачёвой.
Полученные результаты:
1.Собран материал для проведения уроков литературы по теме: «Литература родного края».
2.Оформлен альбом о жизни и творчестве П.М.Кусачёвой для кабинета русского языка и литературы.
Земля Брянская в произведениях древнерусской литературы
Великие произведения древнерусской литературы 12-15 веков – «Слово о полку Игореве», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» - отразили участие брянцев в борьбе с половцами и татаро-монголами за русскую землю.
Лучшее создание нашей древней литературы «Слово о полку Игореве» написано в конце 12 века неизвестным нам русичем. Автор поэтически рассказывает о неудачном походе Игоря Святославовича, князя Новгород-Северского, против половцев в 1185 году, осуждает княжеские междоусобицы, призывает воскресить «братолюбие» и защитить родную землю от внешних врагов.
Вторым основным участником похода был брат Игоря Всеволод. В произведении читаем: «Игорь ждёт милого брата Всеволода. И сказал ему Буй-Тур Всеволод: «Один брат, один свет светлый – ты, Игорь! Оба мы Святославичи! Седлай же, брат, своих борзых коней, а мои готовы, уже оседланы у Курска. А мои куряне бывалые воины: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены; пути им ведомы, овраги известны, луки у них натянуты, колчаны открыты, сабли наточены. Сами скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю – славы».
Всеволод Святославич (1160-1196) младший брат Игоря, князь Трубчевский и Курский. Он назван Буй-Тур, что означает: Буй – отважный, смелый; Тур – дикий бык, зубр, символ мужества и силы. К месту встречи с Игорем Всеволод шел из Трубчевска, через Курск, чтобы забрать с собой и курян. Всеволод был сыном князя Святослава Черниговского.
О походе Игоря находим материал в Ипатьевской и Лаврентьевской летописи.
Из Ипатьевской летописи
А в это время (в год 1185) Игорь Святославович, внук Олегов, выступил из Новгорода (Северского) месяца апреля в двадцать третий день, во вторник, позвав с собой брата Всеволода из Трубчевска и Ольговича, племянника своего, из Рыльска, и Владимира, сына своего, из Путивля.
Из Лаврентьевской летописи
И встретились у Переяславля Игорь с двумя сыновьями из Новгород-Северского, брат его Всеволод из Трубчевска, Святослав Ольгович из Рыльска и пришедшие на помощь к ним из Чернигова. И вошли в землю половцев…
«Чести… добыли и славного имени» брянцы в Куликовской битве. Этой битве 1380 года посвящено несколько взаимосвязанных произведений – «Задонщина», две летописные повести и многочисленные «Сказания о Мамаевом побоище». В сражении, которое изменило ход нашей истории, участвовали и брянцы, хотя Брянский край незадолго до битвы в 1356 году был захвачен литовцами и входил в состав Литовского княжества.
В битве прославился Александр Пересвет, брянский боярин. Сражался на Куликовом поле и Дмитрий Ольгердович Брянский «со всею брянскою силою». Летопись Дубровского участником битвы называет и Романа Михайловича Брянского.
«Задонщина» - поэтическая повесть о победе русских над Мамаем - была написана в 80-е годы 14 века, вскоре после битвы. «Задонщина» как бы своеобразный ответ на «Слово о полку Игореве»: объединение русских сил в конце 14 века привело к победе над внешним врагом. В произведении есть строки: «… Пересвета чернеца (монаха), брянского боярина, на место суженное привели. И сказал Пересвет чернец великому князю Дмитрию Ивановичу6 «Лучше нам убитым быть, нежели в плен попасть к поганым татарам!» Поскакивает Пересвет на своем борзом коне, залоченными доспехами посвечивает, а уже многие лежат посечены у Дона великого на берегу».
«Сказание о Мамаевом побоище» - центральный памятник о Куликовской битве. Он содержит самый детальный рассказ о сражении, однако наряду с историческими фактами в нем есть и легенды. До нас дошло более 100 списков в четырех редакциях.
В «Сказании…» читаем следующие строки: «… Князь же великий сказал (старцу Сергию): «Дай мне, отче, двух воинов из своей братии – Пересвета Александра и брата его Андрея Ослябю, тем ты и сам нам поможешь».
Мемуары Г.И.Добрынина и Г.С.Винского
Три столетия отделяют нас от начала работы Добрынина над своими мемуарами, но написанные художественно, и с неподдельным юмором они и в наше время читаются с интересом.
Записки Добрынина помогают читателю открыть для себя 18 век на Брянщине, знакомят с человеком, который, проживая в «пяти верстах от Москвы», стал одним из образованнейших людей своего времени.
Постоянные раздумья Добрынина о себе, о жизни, о мире позволили ему, разночинцу, поповичу, подняться до понимания ценности своей личности.
Изучение мемуаров Добрынина помогают нам сделать вывод, что нужно для того, чтобы стать личностью, чтобы раскрыть тот Дар, который мы получаем от природы.
«Нет, думаю, ни одного человека из могущих мыслить, которому не приходила когда-нибудь мысль: кто я? где я? откуда я пришел? что вижу я? и куда пойду? и подобные сему задачи. Но все мыслящие так и желающие постигнуть и разрешить сию сокрытую от смертных тайну остаются по-прежнему в глубоком о ней неведении».
Перечитывая «Истинное повествование, или жизнь Гавриила Добрынина, им самим написанная», узнаешь, что он родился в семье священника села Радогож Орловской губернии – ныне Радогощь Брянской области. Рано умирает отец, мать уходит в монастырь, дед научит читать и писать. Вместе с автором побываем в Столбовском монастыре, Радогожской пустыни, совершим поездку к Н.А.Тютчеву. Узнаем, что «…двадцать восьмое число марта 1823 решило, чтоб я был обнародован получением при высочайшей грамоте бриллиантового ордена Святой Анны 2-й степени. Следственно, мне теперь остается ожидать только деревянного креста на могилу, которую я завещал загладить так, чтобы видов не оставалось».
К лучшим мемуарам 18 века принадлежит и «Мое время» Винского. Они доносят до нас со всей тонкостью аромат бытовой жизни того времени. Своими записками Винский утверждает право человека иметь свое время в истории. Он показывает, что и тому, кто оказался, говоря его словами, «виновен перед людьми и перед собой», не закрыт путь к возрождению, к жизни, достойной человека. Но путь этот долог, труден и возможен при условии, если в юных летах в сердце посеяны семена добра, если встретишь умных и добрых людей».
Природа родного края в лирике А. Сазонова
А такие люди встречаются в любое время. Они помогают другим жить, мыслить, любить. Мы не встречались в жизни с поэтом Александром Сазоновым, но мы читали и читаем его стихи. Они помогают видеть, как в четырёх десятках километров юго-западнее Брянска на живописном правобережье Десны раскинулось село Сосновка. Здесь в бедной крестьянской семье и родился будущий поэт. В этом селе прошли его детские годы и ранняя юность. Здесь он вместе с утренними и вечерними зорями и туманами навсегда вобрал в свое сердце всю пленительную красоту этого дивного уголка России.
Как не любить тот край, где летом
Мальчишкой с удочкой сидел,
Где зорь и радуг самоцветы
Навек в душе запечатлел.
Где с детских лет торил тропинки
В лесу, в лугах, среди хлебов,
Где по весне на вечеринке
Приметил первую любовь!
Тематика поэзии А.Сазонова разнообразна. Большое место в ней занимают стихи о природе отчего края, его замечательных земляках. В стихах поэта и нелегкие будни мирного труда, и трудные солдатские пути-дороги, и суровые драмы 20-го века и наш духовно богатый современник и философское осмысление происходящих событий и перемен.
Но о чём бы ни писал поэт, стихи всегда проникнуты гражданским пафосом, идеями гуманизма, утверждением добрых начал. Он пишет о том, что пережил и прочувствовал, чему сам был живым свидетелем. Каждая строка как бы пропущена через сердце поэта, согрета его чувством.
Нам дороги мысли и чувства А.Сазонова из небольшого села Сосновка. Но ещё больше нам дорого то, что наша Мглинская земля тоже богата своими талантами.
«Душа моя – поэзия…» Поэты земли МглинскойЛистая, перечитывая пожелтевшие страницы подшивок районной газеты «Мглинские вести», встречаешь фотографию молодого, мило улыбающегося мужчины. Это Александр Деревянко. Узнаёшь, что не часто, но время от времени этот человек заходил в редакцию. Заходил, когда гостил во Мглине. Это он считал своим долгом, потому что врач по профессии и по призванию, был он ещё «болен» журналистикой и поэзией. Более 20-ти лет Александр Деревянко сотрудничал с районной газетой. Думается, что он глубоко уважал и газету, и свой родной город. Свидетельство тому – его литературный псевдоним. Публикуясь в других изданиях, Саша подписывался «Александр Мглин». В этом видится его любовь к отчему краю и к нам, его землякам.
Врач по профессии. Но столь сильна была его тяга к творчеству, что, неся службу на Северном флоте, он, вопреки её трудностям, поступает в университет Санкт-Петербурга на факультет журналистики. Это действительно его болезнь. Ведь служил офицер-моряк на атомной подводной лодке. А там работа не из легких. Требует напряжения мысли, мускул и нервов. В этих условиях он и службу нес достойно, но что удивляет, находил время для литературных проб, писал статьи на медицинские темы. Появлялся со своими публикациями на страницах Газет «Военный врач», «Подводник Заполярья», центральных изданий. Писал он о нелегких буднях моряков, атомной подводной и , конечно же, о своих друзьях-товарищах.
Александр Деревянко чуть-чуть не дотянул до сорока. Видимо, служба и сама жизнь настолько жгли его, что преждевременно оборвали его песнь. Поэт ушел, но остались его стихи. Трогают душу строки стихотворения «Родное».
Ветер стволы серебристых берез укачает.
Листья летят, покидая родительский дом.
Вот и корабль порт родной покидает,
Ветер в окошко стучит золотым сентябрем.
Но не забыть мне огни и пожары осенние,
И не забыть мне минуты неласковых встреч,
И тебя, уходящую, как полосу невезенья,
Я не губами, не сердцем не смог отогреть.
Красное – черное, желтое – голубое,
Розы – шиповник, тюльпаны и лебеда –
Все отгорит, отпылает горячею кровью
И не оставит на сердце большого следа.
Ветер стволы серебристых берез укачает,
Звоном сережек наполнит родительский дом,
Знаю, что где-то меня как и прежде встречает
Мама на пирсе с букетом весенних цветов.
Что-то родное оборвалось для читателей районной газеты, когда ушел из жизни поэт, оборвалась его песня, в которой он пел о том, как «уходят в армию ребята», как «чуть слышно шелестит прибой», как «перископ, как глаз совиный, вынырнул из глубины», как «живут в сердце… родники».
Живут в сердце моем
Как любовь – родники:
Это синий мой дом,
Это детства шаги.
Полыхнувший тюльпан
Среди белого дня.
Это первый обман,
Всколыхнувший меня.
Это клин журавлиный
Прощанья вдали,
Это крик лебединый
С восходом зари.
С детства сердцем ранимыйШкольник первого «А»,
Мой учитель любимый,
За годами – года
Высекают морщины
Возле глаз или рта.
Научил ты меня
Обнажать свою мысль.
Вот поэтому в сердце
Родники родились. ( «Родники»)
А в душах наших школьников будет жить небольшое, утопающее весной в зелени село Осколково и его люди.
Особенно чтят, уважают замечательного человека Кусачёву Полину Максимовну, в девичестве Кожухову. Каждый день встречали по утрам эту женщину, которая шла на работу в Осколковскую больницу, каждый раз уходили с просветвленными и воодушевленными лицами люди со встреч, где она читала свои стихи. С особой гордостью и трепетом держали ребята три толстых тетради со стихами. Из них узнали, как жила, как живет человек, пишущий стихи.
В «Автобиографии» Полина Максимовна Кусачёва пишет: «Родилась в мае 1941 года в городе Мглине. Через месяц началась Великая Отечественная война. Отец был призван на войну, где погиб 31 декабря 1943 года. Осталась с матерью-вдовой, маленькой сестренкой и бабушкой. Детство прожила в сильной бедности. Когда страна немного окрепла от послевоенной разрухи, пришла пора выбирать профессию. В детстве часто болела, привыкла находиться среди больных, медперсонала. Возможно, это потянуло поступить в Брянское медучилище №2, которое закончила в 1967 году. Всю жизнь проработала в больнице медсестрой.
Ещё в детстве начала писать стихи. Очень слабенькие и неопытные, они меня не удовлетворяли, а писать хорошие стихи очень хотелось. Встретились на жизненном пути хорошие, талантливые люди, которые помогли окрепнуть в смысле писания стихов. Ленчевский Е. – писатель Волгоградской области. Макаров М. – писатель-любитель Брянской области, работавший врачом Злынковского противотуберкулезного госпиталя, Галутва Е.П. – журналист, писатель, хорошо знакомый мглинским жителям. Они укрепили у меня веру в себя, направили мои мысли в нужную сторону, познакомили с другими работниками редакции «Мглинские вести», с моими читателями, которые немало сделали для того, чтобы мое мастерство любителя-поэта росло и крепло.
Любовь к стихам у меня наследственная и с отцовской, и с материнской стороны. У моей матери был брат – писатель Ильюков Андрей Афанасьевич. А с отцовской стороны есть двоюродный брат Кожухов Владимир Ананьевич, который живет в Бежицком районе города Брянска и является членом Брянского отделения Союза писателей России».
С трепетом держали мы, ребята 9 класса, рукописные тетради Кусачёвой полины Максимовны. Первая тетрадь начинается стихотворением, которое написала Полина Максимовна своей сестре, оно так и называется «Сестре Тамаре». Датировано оно 1963 годом, июнем месяцем. В нем есть такие строки:
Вспомнишь день, когда дарила
Этот стих я для тебя,
Вспомнишь тех, кого любила
Вместе с ними и меня.
Эта первая тетрадь чудом уцелела во время пожара их дома. Читаешь обгоревшие страницы, и перед тобой открывается душевный мир этого человека, его чувства. В стихотворении «Миру- мир» узнаешь, как «страна от края и до края» праздновала Первомай 1962 года. Словно продолжением этого являются строки из стихотворения «Весна пришла» (1962):
Опять весна пришла прекрасная,
Опять луга зазеленели!
Сильней пригрело солнце красное,
И птицы весело запели!
Полина Максимовна говорит, что стихи к ней приходят сами по себе, напрягаться, ломать голову над рифмами ей вовсе нет нужды. Читаешь их и убеждаешься, многие стихи написаны под впечатлением событий, которые происходили с ней. Вот она задумывается над тем, что ждёт её в Брянске, когда она едет поступать:
Что день грядущий мне готовит?
Что завтра в Брянске ждёт меня?
Что буду делать, коль быть может
Удачи не добьюсь там я?
Или в ноябре 1965 года она напишет:
Люблю я улицы ночного города,
Сиянье праздничных огней,
По сторонам домов громады черные
И торопившихся всегда людей.
Дрожит у читателя голос, когда он читает стихотворение «Памяти мужа»:
Прости нас всех за то, любимый,
Что мы живём и будем жить,
Покуда смерть косой незримой
И нас задумает скосить.
Прости за то, что мы смеемся,
Прости за то, что за столом,
Когда мы вместе соберемся
Мы делим трапезу втроем.
Прости за то, что сын взрослеет
Уже не на твоих руках.
Прости за то, что жизнь милее,
Чем вечный непроглядный мрак.
(июль 1985)
Муж Полины Максимовны рано ушел из жизни, был замечательным человеком и талантливым педагогом. Михаил Ильич учил ребят нашей школы любви к музыке. С теплотой и любовью вспоминают они его уроки.
По стопам отца пошел сын Вадим, который закончил Орловский институт культуры, участник знаменитого ансамбля «Ватага», пробует писать стихи. Сын взрослый, обзавелся семьей. На это событие Полина Максимовна напишет стихотворение «Материнское счастье».
О многом и о многих пишет этот удивительный человек. Жаль, что её творчество не знает вся Россия. Мы мечтаем, как мечтает сам поэт:
Хочу своё в поэзии создать:
Свой взгляд, свой стиль и содержанье тоже.
Хочу стихи такие я писать,
Чтоб не были они с другими схожи.
Чтобы когда читатель их читал,
То всей душой своею в них вживался.
Не просто взглядом строчки пробегал,
Но вместе бы со мною волновался.
И ждал бы с нетерпением всегда,
Когда их напечатают в газете.
Пусть это будет лишь одна мечта,
Но… самая заветная на свете.
(«Мечта»)
Мы не литературоведы, не можем сказать, что стихи доведены до совершенства. Но мы можем с уверенностью утверждать, что в них есть душа, есть смысл, они наполнены огромной любовью к своей родине, к людям, живущим на этой земле.
Ведь права Полина Максимовна Кусачева, которая пишет:
В моём селе не так, как в прочих селах.
Здесь всё как в сказке или снах моих,
Рассвет здесь самый ясный и веселый,
Закат нежней закатов всех других.
Волшебным светом каждый день осиян,
Здесь фея-ночь колдует в темный час.
Село моё красивей всех в России
И лучше всех во много-много раз…
Читателю стихов этой удивительной женщины становится тепло на сердце от слов, написанных чистой, открытой душой, способной любить, мечтать, восхищаться и октябрем ( «Октябрь»), и весной ( «Весна»), и морозным днем ( «Морозный день»). Со страниц исписанных листков поэтических тетрадей встают образы русских женщин ( «Нашим женщинам»), павших воинов ( «Павшим воинам»), друзей-сверстников ( «Другу-сверстнику»). Читаем в стихах о весенних ручейках, об «осени жизни», об избирателях 1996 года, о березках, о дне матери, о россияночке. И все это можно назвать «малой родиной».
Родная Мглинская земля!
Каким мне надо быть поэтом,
Чтобы к тебе любовь моя
Была с достоинством воспета?
Я с детства так тебя люблю,
Как любят дети мать родную.
С тобой и радость я делю,
И боль души в годину злую…
Художественный мир, созданный Кусачёвой Полиной Максимовной, помогает читателю открыть прекрасное в окружающем их мире – в людях и природе родного края, пробудить в них чувство любви к «малой родине».
Анализ результатов и выводов
В ходе исследовательской работы мы узнали много нового и полезного для себя. Прикоснулись к произведениям древнерусской литературы, которые не изучаются в школе, узнали, почему улица Брянска носит имя Пересвета. Было интересно узнать, что и Мглинская земля богата людьми, занимающимися творчеством. Мы постигли мир их стихов, которые, к сожалению, печатаются только в местной газете. Было принято решение продолжить работу по данной теме, создать альбом стихов Кусачевой П.М. для кабинета русского языка и литературы. Ведь так важно, что рядом с нами живут замечательные люди, у которых многому можно научиться.
Литература
1.Н.А.Соболев. Земля Брянская в русской литературе 12-начала 19 века. Брянск, 1994 год
2.А.Сазонов. Сердцебиение. Брянск, 1994г.
3.А.Сазонов. Далекое и близкое. Унеча, 1991г.
4.П.М.Кусачева. Рукописи.