Урок — практикум по химии для 8 класса по теме «Основные классы неорганических соединений»
Муниципальное общеобразовательное учреждение -
Нудольская средняя общеобразовательная школа
Разработка урока химии в 8 классе
Урок - практикум
по теме «Основные классы неорганических соединений»
Кокорева Надежда Георгиевна
учитель химии
МОУ-Нудольская СОШ
Клинского района
Московской области
2012 год
Урок-практикум
по теме «Основные классы неорганических соединений»
Урок - практикум - это система приёмов совместной деятельности учителя и учащихся по закреплению знаний, умений и навыков через систему заданий.
Как правило выделяют четыре уровня:
1 уровень- уровень узнавания. Задания типа: выделить, узнать, распознать на основе имеющихся знаний.
2 уровень- задание на применение знаний в стандартной, типичной ситуации. Могут присутствовать элементы самостоятельной работы.
3 уровень- включаются задания, в которых требуется выполнение заданий на сравнение, доказательства и применение знаний, умений и навыков в нестандартных ситуациях. На данном уровне обязательными являются проблемные задания.
4 уровень- задания высокой теоретической и практической трудности.
По содержанию задания могут быть алгоритмическими, программированными, исследовательскими, аналитическими и другими.
По форме: коллективные, групповые, индивидуальные.
Качество знаний учащихся определяется их самостоятельной работой.
Тщательный отбор предметного содержания с учётом психологических закономерностей формирования понятий повышает эффективность образовательного процесса за счёт обеспечения комфортного режима умственного труда. Комфортность обеспечивают два ключевых условия: выбор и успех. Учащиеся имеют возможность выбора формы представления материала, способа учебной деятельности, уровня сложности и формы контроля. На каждом этапе формирования понятий предлагается не менее трёх вариантов заданий, отличающихся не только уровнем сложности, но и способом кодирования информации. Успех каждого ученика гарантируется эмоциональной поддержкой и дозированной помощью учителя - от направляющей подсказки и вспомогательных задач до коррекции учебного задания и прямых указаний.
Данный урок проводится после прохождения материала по темам: «Соединения химических элементов», «Изменения, происходящие с веществами». На отработку вопросов данной темы отведено 2 урока – урока-практикума, согласно календарно – тематического плана. Я предлагаю разработку первого урока-практикума.
Время проведения урока – 3 четверть.
Перед данным уроком каждый учащийся получил индивидуальное домашнее задание, в которое были включены теоретические вопросы и упражнения по предстоящей теме урока.
Цели урока: обобщение, закрепление и систематизация знаний учащихся о составе и классах неорганических соединений; о химических свойствах неорганических соединений; о типах химических реакций.
Задачи урока:
образовательные – закрепить знания учащихся по теме «Основные классы
неорганических соединений»,
- осуществить проверку знаний и умений учащихся по данной теме,
- наметить пути ликвидации пробелов в знаниях учащихся;
развивающие – продолжить формирование общеучебных умений и навыков: сравнение,
анализ, синтез; умение применять теоретические знания на практике;
воспитательные – воспитывать коммуникативную культуру, толерантное отношение к
окружающим людям, целеустремлённость и инициативность,
овладение навыками самооценки и взаимооценки.
Развитие компетенций:
Мотивационный компонент: потребность в познании, стремление к самовыражению и индивидуальности.
Знаниевый компонент: основные классы неорганических соединений; состав, классификация, химические свойства неорганических соединений; типы химических реакций.
Деятельностный компонент: находить причинно – следственные связи между составом вещества, свойствами вещества и типом химической реакции: правильно использовать химическую символику; развивать общеучебные умения и навыки при работе с таблицами, учебником, креативность, умение выступать перед аудиторией.
Оборудование.
Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», таблица «Ряд электроотрицательности неметаллов», таблица «Классификация веществ», технологическая карта урока.
Планируемые результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
- номенклатуру неорганических соединений;
- определения основных классов неорганических соединений;
- классификацию неорганических соединений;
- химические свойства неорганических соединений;
- типы химических реакций.
Учащиеся должны уметь:
- определять принадлежность вещества к определённому классу;
- называть соединения основных классов неорганических веществ;
- определять состав веществ по их формулам;
- составлять формулы веществ, используя понятия «валентность», степень окисления»,
«заряды ионов»;
- составлять уравнения химических реакций;
- определять типы химических реакций;
- характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами вещества.
Ход урока.
Создание ситуации успеха – 1 мин.
Перед началом урока учащиеся заполняют первую часть диагностического листа
« Ваше самочувствие»:
Самочувствие
До урока
После урока
Восторженное, приятное
Неудовлетворённое, грустное
Тревожное, напряженное
Упадок, уныние
Актуализация опорных знаний.
Время
Деятельность учащихся
Методы,
средства обучения
Развитие компетенций
7мин.
Развитие понятий:
оксиды, основания, кислоты, соли;
оксиды – основные, кислотные, амфотерные;
кислоты – одноосновные, двухосновные, трёхосновные
бескислородные, кислородсодержащие;
основания – растворимые, малорастворимые, нерастворимые;
соли – средние, кислые;
химическая реакция;
реакции соединения, разложения, замещения, обмена;
валентность, степень окисления, заряды ионов.
Взаимопроверка знаний по теории вопроса
(система
«ученик-ученик», парная работа)
Знаниевый компонент:
классы неорганических соединений;
классификация неорганических соединений;
типы химических реакций в неорганической химии;
валентность, степень окисления, заряды ионов.
Информационная компетенция.
Коммуникативная компетенция.
Социальная компетенция.
Постановка первой образовательной задачи и её решение.
Групповая работа с классом по заданиям разной степени сложности. Тексты заданий находятся у каждой группы в распечатанном виде.( В каждой группе по 4 человека, из них один учащийся - консультант).
Время
Деятельность учащихся
Методы,
средства обучения
Развитие компетенций
15 мин.
1.Из приведённого перечня выберите отдельно формулы оксидов, кислот, оснований, солей.
K2O, CuSO4, HNO3, Fe(OH)2
Na3PO4, Ca(OH)2, SO2, H2CO3
Дайте названия веществам.
2.Составьте формулы веществ по названиям:
оксид фосфора(V), гидроксид железа(III), хлороводородная кислота, карбонат калия, кремниевая кислота, оксид алюминия, нитрат бария, гидроксид натрия
3.Укажите заряды ионов и степени окисления атомов химических элементов для веществ, формулы которых:
H2SO4, LiOH, MgCO3
4.Дайте характеристику фосфорной кислоты по плану
а)формула;
б)классификация по составу;
в)классификация по основности;
г)отношение к воде;
д)степени окисления элементов, образующих кислоту;
е)заряд иона, образуемого кислотным остатком;
ж)формула соответствующего оксида.
5)Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
K----K2O----KOH----K2SO4
Укажите типы химических реакций.
6.Выпишите из данного перечня формулы веществ, составляющие генетический ряд бария:
Na, BaSO4, SO2, Ba, KCl , MgO, ZnS, Ba(OH)2, CO2, BaO.
Составьте схему взаимосвязи членов этого ряда, дайте им названия, определите классы веществ и типы реакций.
Программа- классификация
Программа- построение
Программа-узнавание
Программа- характеристика
Программа- осмысление
Программа- осмысление
Анализ, доказательство, сравнение.
Устная речевая коммуникативная компетенция
Анализ, доказательство. Письменная речевая коммуникативная компетенция
Анализ
Коммуникативная компетенция: устная речевая
Анализ, доказательство. Письменная и устная речевые коммуникативные компетенции
Анализ, доказательство. Письменная и устная речевые коммуникативные компетенции
Постановка 2 учебной задачи и её решение.
Индивидуально – дифференцированная проверка знаний учащихся.
Время
Деятельность учащихся
Методы,
средства обучения
Развитие компетенций
10мин.
Выберите самостоятельно один из вариантов и выполните письменно задания:
на «3»:
1.Определите класс вещества по его формуле и назовите вещество:
а)NaOH
б)CuO
в)Al2(SO4) 3
г)HNO3.
В формулах оксида и кислоты проставьте степени окисления элементов; в формулах основания и соли проставьте заряды ионов.
2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
+O2 +H2O +HCl
Са-----CaO----- Ca(OH)2-----CaCl2
Укажите типы химических реакций.
на «4»:
1.Из приведённого перечня выпишите отдельно формулы оксидов, кислот, оснований, солей: MgCl2, Na2O, H2SiO3, KOH. Дайте названия веществам.
В формулах оксида и кислоты проставьте степени окисления элементов; в формулах основания и соли проставьте заряды ионов.
2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
P----P2O5----H3PO4----Ca3(PO4)2
Укажите типы химических реакций.
на «5»:
1. Из приведённого перечня выпишите отдельно формулы оксидов, кислот, оснований, солей: Cu(NO3)2, P2O5, H2SO4, Fe(OH)3. Дайте названия веществам.
Дайте характеристику кислоты по плану:
а)формула;
б)классификация по составу;
в)классификация по основности;
г)отношение к воде;
д)степени окисления элементов, образующих кислоту;
е)заряд иона, образуемого кислотным остатком;
ж)формула соответствующего оксида.
2. Выпишите из данного перечня формулы веществ, составляющие генетический ряд калия:
Na, K2SO4, SO2, Ba, K , MgO, ZnS, KOH, CO2, K2O.
Составьте схему взаимосвязи членов этого ряда таким образом, чтобы осуществляя её можно было бы написать уравнения реакций соединения, замещения, обмена.
Дифференцированная письменная работа учащихся под копировальную бумагу
Знаниевый компонент:
основные классы неорганических веществ, номенклатура неорганических соединений;
классификация неорганических соединений;
химические свойства неорганических соединений;
типы химических реакций;
степень окисления, заряд иона.
Учебные действия: письмо, наблюдение.
Мотивационный компонент: стремление к самовыражению и индивидуальности.
Контроль и коррекция :
Вариант копировальной записи сдаётся учителю, в тетради ученики самостоятельно исправляют ошибки по слайд-схеме.
Время
Деятельность учащихся
Методы,
средства обучения
Развитие компетенций
5 мин
Самопроверка.
Коррекция ошибок.
Самопроверка, самокоррекция
Слайд-схема.
Самоконтроль, самокоррекция
Оценка результатов достижения учебной цели. Итоговая рефлексия - 1 мин.
Учащиеся самостоятельно выставляют себе оценку исходя из качества выполнения письменной работы. Свою оценку учащиеся ставят в индивидуально – зачётный лист, который сдают учителю.
Учитель проверяет копировальный вариант работ учащихся к следующему уроку, выставляет свою оценку в индивидуально – зачётный лист учащегося, сравнивает полученный результат с самооценкой. ( Цель: добиться совпадения в оценивании работ на основе критериев оценивания).
Наиболее отличившиеся учащиеся в 3 части урока получают дополнительную оценку за устную работу.
После звонка, в момент выхода из кабинета, учащиеся заполняют вторую часть диагностического листа «Ваше самочувствие». Учитель сравнивает полученные результаты, делает выводы.
7. Сделаем выводы:
Время
Деятельность учащихся
Методы,
средства обучения
Развитие компетенций
мин
1.К основным классам неорганических соединений относятся:
2.Оксиды – это
3.Основания – это
4.Кислоты – это
5.Соли – это
6.Химическая реакция – это
7.Типы химических реакций –
8.Реакции соединения – это
9.Реакции разложения – это
10.Реакции замещения – это
11.Реакции обмена – это
Программа- дополнение
Учебные действия: общение, чтение
8. Домашнее задание - 1 мин.
Учащиеся получают индивидуальное задание на основе самоанализа своей деятельности и полученных результатов определить, над чем необходимо работать, что необходимо доработать.
15