«Организация и содержание проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка»
«Организация и содержание проектной и исследовательской деятельности учащихся
на уроках русского языка»
Открывать, искать, исследовать, проектировать - эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности учащихся на современном уроке. Главной задачей школы, учителя, какой бы предмет он ни преподавал, - научить ребенка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления. Многие истины, о которых говорится в школах, могут остаться для ученика абстрактными, если он сам не придет к ним своим путем, через свои открытия, свои прозрения и неудачи. «Только этот, часто трудный и мучительный путь может сделать абстрактную истину своей, личной», - писал М.Бахтин. Важно, чтобы этот поиск начинался на уроках, если вопросы по осмыслению себя, людей, мира возникли при изучении предмета, вот тогда для глубокого понимания поставленных проблем и возникает естественная потребность в знаниях. При таком подходе к урокам преподавание предмета приобретает творческий характер, повышает процесс общения учителя с учениками, способствует рождению новых идей, открывает широкое поле деятельности для поиска, формирует интерес у учащихся к самопознанию. В результате учащихся приобретает полноценные, хорошо осознанные, оперативные и гибко используемые знания, опыт творческой деятельности Все вышесказанное приобретает особую актуальность когда речь заходит о преподавании русского языка, о том, что для большинства современных школьников процесс овладения русским языком представляет существенные трудности. Не секрет, что очень немногие ученики считают русский язык любимым предметом. Немало и учителей - филологов, которые испытывают неудовлетворительные процессом преподавания русского языка. Из малопродуктивных и неинтересных превратились в увлекательные и результативные. Я нашла ответ на этот вопрос, тщательно изучив многие методики обучения русскому языку, связанные с организацией проектно-исследовательской работы на уроках русского языка.
Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающим наличие основных этапов, характерных для исследования. Исследовательский метод можно определить как самостоятельное решение учащихся учебной проблемы с применением таких элементов исследования как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, формирование выводов, закона или закономерности. Важными механизмами развития исследовательской деятельности являются: создание творческой атмосферы; мотивация интереса к исследовательской творческой деятельности; инициирование и всесторонняя поддержка поисковой, исследовательской деятельности; создание условий для поддержки, внедрения и результатов деятельности Существует несколько людей исследовательской работы, применяемых на уроках. В своей практике я активно использую две модели, которые, на мой взгляд, существенно изменяют содержание и организацию процесса обучения русскому языку.
Модель «Приглашение к исследованию»
Цель: развитие проблемного видения, стимулирование поискового мышления.
Технология: учитель ставит проблему, а метод ее решения ученики ищут самостоятельно. Реализуется как форма организации индивидуальной, групповой и коллективной деятельности ученика во время урока. Модель «Систематическое исследование»
Цель: формирование научного мышления, анализ процесса исследования и его результатов.
Технология: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются учащимися самостоятельно. Рассмотрим некоторые приемы и виды исследовательской работы на уроке с применением указанных моделей. В самом начале я уже говорила о том, что главной задачей учителя является вовлечение ученика в творческий процесс, при котором у ребенка возникает потребность по осмыслению себя как личности, по осмыслению окружающего мира и людей, живущих в этом мире. Чтобы добиться положительных результатов, нужно подбирать творческие задания, которые будут ориентированы в первую очередь на обогащение социально-нравственного опыта детей, восприятие окружающего мира, на развитие способности самовыражения. На протяжении нескольких лет я использую именно такие задания еще и потому, что детские творческие работы - это замечательный материал для многосторонней аналитической работы учителя: можно наблюдать за подвижностью словарного запаса учащихся разных классов, уровнем мыслительных процессов учащихся, за тем, как изменяется подход ребят к отбору лексических и грамматических средств, как постепенно текст каждого из них приобретает индивидуальность и неповторимость. Кроме этого, некоторые из видов творческих работ я провожу по нескольку раз (сначала в 5 классе, затем в 6 классе и т.д.) для того, чтобы проследить творческий рост и творческий потенциал каждого из учащихся.
Основные виды и приемы исследовательской деятельности учащихся на уроке русского языка.
1. «Слово - магнит» (от слова - к собственному тексту)
Этот оригинальный прием позволяет по-новому представить слово (с позиций нравственно-эстетических, человеческих), рассмотреть его в структуре собственного письменного текста. Объяснение учителя перед выполнением задания в 5 классе может быть таким:
- Язык (средство общения, с помощью которого мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся с вопросом, передает и получаем информацию) может быть добрым другом и - злым, жестоким, коварным врагом. Мы говорим: слово - друг и враг, словом можно излечить и ранить. А как вы думаете: в каких жизненных ситуациях слово приносить нам пользу, а в каких - вред? Слово - это живое существо, способное, как и человек, радоваться, грустить, обижаться, упрямиться. Как и у людей, у каждого слова свой нрав и характер, своя душа. Отличать слово доброе от слова злого нам помогает его смысл. Лексическое значение слова можно узнать, заглянув в толковый словарь. Давайте договоримся отмечать добрые слова знаком «плюс», а злые - знаком «минус». Произнесите любое слово и запишите его. Как вы считаете доброе оно или злое? Какой у него знак: «+» или «-»? Что помогло вам сделать такой вывод? А теперь немного пофантазируйте и представьте, что произнесенное и записанное слово превратилось в Магнит. Это слово-магнит может притягивать, присоединять к себе другие слова. Назовите возможные слова, которые могут притягиваться к вашему слову-магниту. Обратите внимание на то, что совсем как в жизни, все доброе, положительное тянется к такому же доброму, светлому. Притягивающиеся слова могут принадлежать к разным частям речи. У вас должно получиться целое «поле слов». Вы как бы подготовили строительный материал («речевые кирпичики») для строительства целого здания - составления своего письменного текста. Вот как справился с этим заданием один из учащихся 5 класса, который в качестве слова-магнита выбрал слово мама: мама «+»; поле слов - добрая, ласковая, семья, заботиться, работает, люблю, родной, дорогой, жизнь, помогает. Опираясь, на свое «поле слов» он придумал вот такой текст: «Мама всегда добрая и ласковая. Она заботится о всей нашей семье. Мама много работает, чтобы у нас было все необходимое. Я очень люблю свою маму, это для меня самый родной и дорогой человек. Мама подарила мне жизнь, она всегда и во всем мне помогает». А вот уже какое слово-магнит выбрал этот же ученик в 6 классе. Радость «+», поле слов: хорошо, не болеет, не ссорится, улыбается, семья, спорт, беда, горе, веселое настроение. Текст получился таким: «Радость - это всегда хорошо. Хорошо, когда никто не болеет, когда никто не ссорится, когда все вокруг улыбаются. Радость - это то, что у меня есть моя любимая семья: мама, папа и брат. Радость - это возможность заниматься моим любимым лыжным спортом. Радость - это когда нет никакой беды и горя, когда у тебя всегда веселое настроение».
2. «Я чувствую, что я (рассказ-фантазия)
Все ребята любят фантазировать (фантазия - от греческого слова, означающее «творческое воображение, мечта, выдумка»). И на мой взгляд, просто необходимо иногда предложить ребенку: «Пофантазируй. Представь, что ты превратился в дом, или в зеркало, или мяч, дорогу, школу, солнце, цветок, слезу и т.д.» Превратившись в столь неожиданный предмет, что ты чувствуешь, ощущаешь? Каковы будут твои действия? Постарайся записать свои мысли в виде маленького рассказа. Вот что ощутила пятиклассница, превратившись в цветок:
«Я чувствую, что я сейчас цветок. Я - роза. У меня красивые красные, нежные лепестки. Меня любят, за мной ухаживают. Все мной любуются и все время хотят сорвать. Но у меня есть шипы, которые могут больно уколоть. Рвать меня не надо, мной надо любоваться».
3. «Я начну, а ты продолжи» (проба поэтического пера)
«Я начну, а ты продолжи» - так называется одна из наиболее любимых страничек наших уроков. На доске записывается одна стихотворная строка. Ребята должны самостоятельно за определенное количество времени продолжить, завершить начатое. Для поэтического начала я обычно сама придумываю первую строчку. Если у ребенка возникает желание постоянно выполнять подобные задания, это поможет развитию его творческих способностей, о которых он может быть даже не догадывается. Приведу две примера такого вида творческой работы.
7 класс
1.Нужно продолжить по следующему началу:
«Серебрится на травинке капелька росы»
Вот что получилось у одной из семиклассниц:
«Серебрится на травинке капелька росы
Сколько ж в малой капельке невиданной красы!
В ней увижу я себя и все, что есть вокруг
Жаль, капелька растает, и все исчезнет вдруг»
По началу следующей строчки продолжила свое четверостишие еще одна семиклассница:
«Пожелаем друг другу добра и любви,
и чтоб не было зла у нас на пути.
Чтобы все улыбались друг другу всегда,
чтобы горе не тронуло нас никогда».
4. Варианты тем сочинений-миниатюр на свободную тему. Это задание можно также предложить учащимся как младших, так и старших классов. Вот какие темы я обычно предлагаю для написания сочинения:
1.Какое слово меня больше всего обижает и какое радует?
2.Почему у каждого слова запах особый?
3.Где спрятана душа слова?
4.О чем рассказал мне сон.
5.Много ли человеку надо?
6.Все ли покупается и продается?
7.Что вызывает улыбку?
8.Почему взрослые не играют в игрушки?
9.Что есть красивое?
10.Может ли плакать Земля?
11.Что сильнее - правда или кривда?
12.Где прячется настроение?
Приведу несколько фрагментов сочинений на предложенные темы.
1. «У меня вызывает улыбку любой человек, который мне тоже улыбается. Я даже не замечаю, как на моем лице расплывается улыбка при виде улыбающегося человека. Скажу одно: это очень приятное ощущение.»
2. «Мое настроение нигде не прячется, потому что у меня никогда не бывает плохого настроения. Я просто не умею огорчаться или сердиться.»
3. «Иногда кривда оказывается сильнее правды. Например, когда неизлечимому тяжелобольному человеку все говорят, что он обязательно выздоровеет, он верит в это и надеется, что так и будет. По-моему, в таких случаях можно и солгать.»
4. «Очень вкусный запах у слова еда. Действительно, особый. Пахнет пирожками, борщом, вкуснятиной.»
5. «Язык заплетается» (слова-паразиты в моей речи)
Этот вид работы предполагает исследование самими учащимися своих речевых ошибок (чрезмерное употребление слов-паразитов). Результаты исследования могут быть представлены в виде небольших аналитических «заключений», начинающихся со слов «В моей речи есть слова-паразиты.»
Вот какие «заключения» сделали некоторые учащиеся 8 класса.
1. «В моей речи есть слова-паразиты, от которых я никак не могу избавиться. Во-первых, это слово «блин», которое буквально «вросло» в мою речь, и я уже не замечаю, что я его постоянно произношу. Во-вторых, это слово «щас», которое я говорю вместо слова «сейчас».»
2. «В моей речи слова-паразиты проскальзывают почти постоянно, как бы я ни старался контролировать свою речь. Это такое слово, как «значит», которое я вставляю почти в каждое предложение, особенно, когда волнуюсь. И еще слово «ну». Этим «ну» я пытаюсь закрыть паузы между предложениями, когда отвечаю устно.»
Использование всех вышеназванных творческих заданий является своеобразным мостиком в подготовке учащихся к более серьезной исследовательской деятельности на уроке русского языка, когда обучаемые принимают непосредственное участие в организации и проведении учебного процесса и им передается часть функций учителя. Начинать такую работу также следует постепенно, настраивая детей на то, что обучение - это процесс познания окружающего мира; направляемый педагогом и самим учеником путь преодоления незнания, а самое главное - это осознание того, что преодоление незнания требует определенных усилий. Без усилий - эмоциональных, интеллектуальных, волевых и т.д. - невозможны ни активная познавательная (исследовательская) деятельность, ни сознательное участие в учебном процессе. Задача педагога на данном этапе такова: он должен вовремя заметить прилагаемые усилия ребенка, поддержать ученика, обеспечить ему условия для дальнейшего продвижения вперед. Какие же приемы можно использовать для организации исследовательской деятельности на уроке русского языка? Расскажу о приемах, которые использую на своих уроках (причем, можно использовать сразу несколько приемов на одном уроке, а можно применять их автономно на традиционных уроках).
1.Приемы «Эпиграф», «Отсроченная отгадка».
Эти приемы я использую на первом этапе урока. Они обязательно связаны с темой урока, их цель - создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу. Эмоциональная атмосфера становится той основой, благодаря которой естественно возникает возможность перейти к необходимым усилиям на последующих этапах урока.
Прием «Эпиграф».
Учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске и придумать, как он может быть связан с новой, учеником пока неизвестной, темой урока.
Например, на уроке изучения темы «Имя прилагательное» можно записать фразу Митрофанушки из комедии «Недоросль»: - Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
- Дверь, котора, дверь?
- Котора дверь! Вот эта.
- Эта? Прилагательна.
- Почему же?
- Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешана: так та покамест существительна.
На уроке по теме «Правописание ться и-тся в глаголах» можно записать еще одну известную фразу Митрофанушки «Не хочу учиться, хочу жениться». Я думаю, что очень интересным будет для ребят эпиграф к изучению темы «Антонимы»:
Ты богат, я очень беден,
ты прозаик, я поэт;
ты румян, как маков цвет,
я, как смерть, и тощ и бледен.
Прием «Отсроченная отгадка»
В начале урока учитель предлагает учащимся загадку (удивительный факт), отгадка которой (ключик для понимания) будет открыта в процессе работы над новой темой. Так, например, при знакомстве с темой «Словообразование» учитель предлагает школьникам ответить на вопрос: «Может ли приставка оказаться в середине слова?» При изучении темы «Фонетика» можно предложить ребятам вот такую метаграмму:
Как инструмент, меня ты ценишь
в искусной плотничьей руке,
но если Д на Б заменишь, -
во мне утонешь, как в реке.
Учителю нужно приготовиться к рассмотрению самых разнообразных версий того, как те или иные строчки соотносятся с уроком русского языка. Главное - не забыть вернуться к предложениям ребят в конце урока и дать оценку их воображению, догадливости и т.д. В случае неудачи нужно подумать, насколько верно был подобран «эпиграф» или «отсроченная загадка», или насколько учащиеся готовы к такой работе.
2. Прием «Учебная цепочка»
Применять данный прием можно двумя способами.
I-й способ предлагает учащимся одному за другим составлять характеристику какого-то языкового явления. Так, вспоминая, что они знают об имени прилагательном, ученики 7 класса говорят:
«Отвечает на вопросы какой? Чей?, «Обозначает признак предмета», «Имеет степени сравнения», «Делится на разряды», «Изменяется по числам» и т.д. Учитель должен быть готов к тому, что ученики могут не сразу вспомнить самые существенные характеристики, но в ходе уточнений появляются важные детали, которые в итоге учащиеся должны обобщать.
II-й способ предполагает, что учитель сам начинает цепочку, задавая вопрос по определенной теме; ученик, ответивший на вопрос учителя, сам задает вопрос следующему ученику и т.д.
3. Прием «Лови ошибку».
Наиболее уместно использовать данный прем на обобщающих уроках или на уроках подготовки к контрольной работе. Здесь можно широко использовать материал текстовых заданий по русскому языку. Учитель намеренно допускает ошибки.
Например, он утверждает:
«Глагол брить в неопределенной форме оканчивается на -ить. Все глаголы на -ить относятся ко II спряжению. Следовательно, это глагол II спряжения».
При выполнении данной работы нужно, чтобы ученики рассуждали вслух, как бы сомневаясь в том или ином ходе рассуждений, побуждая ребят к поиску правильного решения, ответа.
4. Прием «Согласен - не согласен».
Данная работа происходит в форме диалога: ученики обращаются друг к другу или педагогу с тезисами, которые можно принять или не принять.
Например: «Я утверждаю, что все имена прилагательные имеют степени сравнения».
- «Не согласен. Относительные и притяжательные имена прилагательные не имеют степени сравнения»,
Или вот такое утверждение: «Я утверждаю, что имена прилагательные могут изменяться по числам и по падежам». - Согласен, но имеется уточнение, что имена прилагательные изменяются еще и по родам».
Проводя такой учебный диалог, учителю нужно заранее ограничить тематику, дать ребятам задание подобрать не менее пяти вопросов (тогда ученики не будут долго придумывать вопросы по ходу диалога и сконцентрируют внимание на своих и чужих ответах).
5. Прием «Цель и цели».
Учитель, сообщая тему и основную цель урока, предлагает учащимся сформулировать свои (важные для них лично) цели учебной деятельности.
Например, учитель ставит цель урока по теме «Наречие». Учащиеся в моем классе поставили для себя следующие цели: разобраться в понятии наречие, составить опорную схему, научиться правильно писать наречие, научиться не путать наречия с существительными, которые отвечают на те же вопросы и т.д. Таким образом, учащиеся включаются в процесс организации учебной деятельности не как пассивные, а как активные участники.
6. Прием «Знаю/не знаю».
После знакомства с темой урока каждый учащийся определяет, что он уже знает по теме, чего не знает, что хочет узнать. Сведения по этой информации от учащихся дают учителю представления о том, на каком уровне находятся знание учащихся, каковы интересы школьников в данной области. Например, после сообщения темы урока в 7 классе «Правописание НЕ с причастиями» и записи нескольких примеров целесообразно предложить каждому ученику вспомнить, как пишется НЕ с другими частями речи («что я знаю»), постараться определить, что влияет на правописание НЕ с причастиями («что я могу узнать»), попытаться сделать вывод о возможном правописании НЕ с причастиями («чего я не знаю»), проверить себя по тексту учебника («что я узнал»). Использование этого приема учит ребят не бояться незнания, дает возможность понять, что незнание преодолимо и наиболее эффективный способ выхода из него - самостоятельный, коллективный поиск, соединение всех усилий участников.
7. Прием «Кластер».
Этот прием активно использует возможность группирования всего изученного в определенные блоки и расположение их вокруг ключевого слова. Этот вид работы можно использовать после изучения какого-то раздела или темы. При этом кластер может иметь разное количество блоков, а порой для составления кластера могут стать кроме учебника, разнообразный дополнительный материал с таблицами и схемами по русскому языку.
Вот пример одного кластера, составленного учащимися после изучения раздела «Лексика» (5 класс).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Очень важным элементом урока, включающим в себя исследовательские компоненты, является момент определения домашнего задания. Целесообразно варьировать задание на дом по уровням, в зависимости от степени подготовленности учащихся. Первый уровень, обязательный, - то, что должны выполнить все учащиеся. Домашнее задание второго уровня выполняют те, кто считает, что хорошо знает предмет. Третий уровень предполагает не только свободное владение материалом, но и умение выйти за его рамки.
Учебный проект с точки зрения учащихся - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания и показать достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное значение и что самое главное, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя - это интерактивное дидактическое средство развития обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности обучающихся:
- анализ проблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
- целеполагание и планирование деятельности;
- анализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках проекта);
- подготовка материала для проведения презентации в наглядной форме;
- поиск необходимой информации, ее систематизация и структуризация («вычленение и усвоение необходимого знания из информационного поля»);
- неординарность и оригинальность выбора исследовательской технологии;
- проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация и обобщение).
Проектная деятельность невозможна без планирования. Существуют стандартные этапы, которых нужно придерживаться при работе над проектом.
Этапы проектной деятельности
Этапы
Задачи
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
1.Погружение в проект
Определение темы, целей и задач, типа проекта, количества участников. Выбор рабочей группы
Обсуждают (или предполагают) тему, цели и задачи проекта. Вживаются в ситуацию. Выдвигают (с подачи учителя) проблемы («мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением). Уточняют информацию
Мотивирует учащихся. Формирует и объясняет цели и задачи проекта. Продумывает возможные варианты проблем в рамках намеченной тематики, подводит учащихся к самостоятельному определению проблемы проекта. Наблюдает
2.Организация деятельности
Анализ проблемы. Определение источников необходимой информации. Выбор методов исследования. Распределение ролей в группе. Определение критериев оценки результатов работы над проектом. Выбор формы презентации проекта. Планирование работы по решению задач проекта по группам
Уточняют информацию. Формируют состав группы и распределяют роли в группах. Осуществляют планирование работы в группах. Выбирают форму презентации результатов. Предлагают и обосновывают свои критерии оценки работы над проектом. Консультируются с учителем.
Предполагает возможные варианты состава групп и распределение ролей в группах. При необходимости помогает учащимся в анализе, поиске источников информации, планировании, выборе форм презентации и т.д. Консультирует учащихся (по их просьбе). Наблюдает
3.Осуществление деятельности
Выполнение проекта
Активно и самостоятельно работают над выполнением проекта в соответствии со своей ролью и сообща (в соответствии с планом работы. «Добывают» недостающие знания. Консультируются с учителем. Участвуют в промежуточных обсуждениях полученных данных в группах (на уроках, занятиях в научном обществе, в библиотеке и т.д.). Оформляют проект. Ведут подготовку к защите проекта, участвуют в коллективном самоанализе
Консультирует учащихся по необходимости. Ненавязчиво контролирует деятельность школьников. Наблюдает
4.Защита проекта
Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Защита проекта. Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач. Оценка результатов
Защищают проект (демонстрируют понимание проблемы, целей и задач проекта, умение планировать и осуществлять деятельность, найденный способ решения проблемы, умения аргументировать свои выводы и оппонировать). Участвуют в коллективном анализе и оценке результатов проекта
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов работы над проектом. Обобщает полученные результаты. Подводит итоги работы
Проекты принято классифицировать в зависимости от ряда типологических принципов. Типология проектов может быть условно определена по следующим признакам:
1.метод, доминирующих в проекте;
2.предметно-содержательная область;
3.характер контактов;
4.число участников проекта;
5.продолжительность выполнения проекта;
6.характер координации проекта.
В соответствии с методом, доминирующим в проекте, можно выделить следующие типы проекта:
- исследовательские
- творческие
- ролевые, игровые
- ознакомительно-ориентировочные (информационные)
- практико-ориентированные (прикладные).
По признаку «Предметно-содержательная область» можно выделить следующие два типа:
- монопроекты (в рамках одного предмета);
- межпредметные.
По характеру контактов проекты бывают:
- классный (среди участников одного класса);
- школьный (среди участников школы);
- районный (муниципальный), городской (среди участников района, города).
По количеству участников можно выделить:
- индивидуальные;
- парные;
- групповые.
По продолжительности выполнения проекта могут быть:
- мини-проект (на один урок);
- краткосрочный (несколько уроков);
- средней продолжительности (от недели до месяца);
- долгосрочный (от месяца до нескольких месяцев, учебный год).
Разумеется в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих, а так же других проектов.
Существуют критерии оценки работы учащихся над проектом и правила оформления содержательной части проекта. В своей практике я использую следующие критерии оценки проектных работ1.самостоятельность работы над проектом;
2.актуальность и значимость темы;
3.полнота раскрытия темы;
4.оригинальность решения проблемы;
5.презентация содержания проекта;
6.использование средств наглядности, технических средств;
7.ответы на вопросы.
Продукт проектной деятельности может быть самым разнообразным. Приведу перечень возможных видов проектирования:
- Web - сайт;
- анализ данных социологического опроса;
- атлас;
- бизнес-план;
- видеофильм;
- видеоклип;
- электронная газета;
- электронный журнал;
-законопроект;
- карта;
- дизайн-макет;
- модель;
- музыкальное произведение;
- пакет рекомендаций;
- публикация;
- путеводитель;
- рекламный проспект;- серия иллюстраций;
- сказка;
- справочник;
- сценарий;
- виртуальная экскурсия;
- дневник путешествий
- главы из несуществующего учебника и т.д.
Как же организовать проектную деятельность с учащимися на уроке русского языка? Прежде всего следует создать проблемно-мотивационную среду: зачем это нужно? С какой целью? Проблемно-мотивационную среду можно создать разными формами: беседой, дискуссией, самостоятельной работой, организацией «круглого стола», «мозговым штурмом», лабораторной групповой работой, ролевыми играми и т.д. Затем необходимо определиться с методом. Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага). Далее собираем данные (собираем необходимую информацию, материал, оформляем его); получаем результаты (если что-то не удалось - это тоже результат); анализируем результаты (сравниваем полученные результаты с гипотезой); делаем выводы (планируем дальнейшую деятельность); защищаем результат; получаем оценку результатов.
Для организации проектной деятельности на уроках русского языка я и мои подопечные выбирали наиболее близкие нам по своей структуре и значимости проекты: творческие, исследовательские и информационные. Данные проекты в итоге выливались в необходимый для нас «продукт»:
-словарик «Мои «трудные» слова»
- пакет рекомендаций
- моя первая книжка «Мое словотворчество»
- сочинение «Мое открытие»
- словарь диалектных слов поселения - «Веселые правила»
- информационный листок «А знаете ли вы?»
- каталог пословиц (на определенную тему)
- викторина в картинках
- словарик фразеологизмов (на определенную тематику)
- создание опорной таблицы по теме и т.д.
- карта несуществующего города.
Таким образом, все работы, выполненные учащимися, не только ценны сами по себе, но и являются мощным стимулом для дальнейшей исследовательской активности. При этом главная задача учителя - это поддержка в ребенке жажды новых впечатлений, любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину. На мой взгляд, исследовательская и проектная деятельность учащихся сможет обеспечить развитие самостоятельности учащихся, умения применять полученные знания на практике, научит их учиться. Кроме этого, занимаясь исследовательской и проектной деятельностью с учащимися, я пришла к следующим выводам: во-первых, роль учителя при организации исследовательской работы сводится к руководству самостоятельной работой школьников и их мотивации; во-вторых, исследовательская и проектная деятельность должна использоваться не вместо классно-урочной системы обучения, а наряду с ней как компонент системы образования не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, в-третьих, эти образовательные технологии требуют изменения позиции учителя, потому что для учителя, долгое время работавшего по традиционным технологиям эти «новшества» зачастую сложны и непонятны, т.к. из носителя готовых знаний он должен превратиться в организатора познавательной деятельности своих учеников, генератором новых идей, «соавтором» уроков и т.д. Изменяется и психологический климат в классе, т.к. учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Погрузившись в исследовательскую и проектную деятельность, учащийся обязательно когда-нибудь сделает свое собственное открытие. В этом смысл, ценность исследовательской и проектной деятельности, т.к. знания и умения, приобретенные учащимися в процессе такой деятельности, формируют у молодого поколения готовность к принятию практических действий вне школы, в реальной жизни, нацеливают их успешную социальную адаптацию в современном обществе.
Результат, на который я рассчитываю при организации исследовательской работы с учащимися:
- возрастание познавательных потребностей ребят (появление необходимости в поиске дополнительной информации к урокам, выбор проблемы из окружающей действительности, имеющей личную значимость для ребенка);
- расширение кругозора школьника (собственная исследовательская практика позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний);
- формирование специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске (организация работы, умения и навыки работы в сотрудничестве, рефлексивные умения, умение работать с источником информации и т.д.)
Организация исследовательской и проектной деятельности с учащимися на уроках и во внеурочное время является трудным, кропотливым, затратным по времени для учителя, но в тоже время очень интересным и увлекательным занятием. Ведь любая победа ученика - это радость учителя, с ростом ученика растет и сам учитель.
13PAGE 15
Исконнорусские слова
Лексическое
Значение слова
Прямое и переносное значение слов
фразеологизмы
Общеупотребительные слова
историзмы
архаизмы
неологизмы
профессионализмы
диалектизмы
Однозначные и многозначные слова
антонимы
синонимы
омонимы
Заимствованные слова
15