Урок литературы на темуС.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы.
ТЕМА УРОКА: С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы
Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством поэта
1. Слово учителя.
Родина, родная природа. Человек издавна признаётся ей в любви, воспевает её красоту в своих произведениях. Мы восхищались мастерством в изображении природы поэтами XIX века: Афанасием Афанасьевичем Фетом и Фёдором Ивановичем Тютчевым. Сегодня на уроке мы будем говорить о творчестве поэта XX века Сергея Александровича Есенина и его отношении к родному краю, родному дому.
- Прослушайте отрывки из стихотворений Есенина.
Отговорила роща золотаяБерёзовым весёлым языком…
И журавли, печально пролетая,Уж не жалеют больше ни о чём.
Тот, кто видел хоть однаждыЭтот край и эту гладь,Тот почти берёзке каждойНожки рад поцеловать.
Несказанное, синее нежное…Тих мой край после бурь, после гроз,И душа моя – поле безбрежное – Дышит запахом мёда и роз.
- Что объединяет автора этих стихотворных строк с художниками картин “Золотая осень”, “В голубом просторе”, “Березовая роща”, “Мокрый луг”?
2. Работа со статьями учебника.
- Какие факты биографии Есенина вы можете привести, из которых видно, как формировался характер Есенина, как развивалось его творчество?
О. С народным творчеством знакомили Есенина дед и бабушка. Кроме того, дед рассказывал внуку Библию и Священное писание. Детство мальчика «прошло среди полей и степей». Увлекался поэзией Кольцова, Некрасова, Никитина, так называемых «крестьянских» поэтов. В Москве стал посещать литературно-музыкальный кружок имени И.Сурикова. Пишет свои стихи.
- Каков же внутренний мир Есенина?
О. Он любил жизнь и природу. Свою собственную участь Есенин не отделяет от судьбы природы.
- Найдите ключевые фразы (из 2-й статьи), смысл которых мы подтвердили стихотворениями Есенина.
О. 1) Поэзия Есенина – искренний, задушевный рассказ о своей жизни, о любви, о радостях и горестях, переживаниях, мечтах. 2) Поэт мысленно воссоздаёт картины родных мест. При этом в стихотворных посланиях он сливается с природой родных мест.
С.Есенин пришёл в поэзию как глубоко лирический поэт, всё творчество которого было посвящено одной главной теме – теме Родины.
3. Чтение и анализ стихотворения «Я покинул родимый дом…»
- Что же вспоминает поэт вдали от родного дома? Назовите словосочетания и запишите их в тетрадь.
О. Родимый дом, голубая Русь, березняк над прудом, старая мать, золотая лягушка-луна, отец седой, старый клён, дождь листьев.
- Почему слова «дом» и «Русь» стоят рядом?
О. Вся Русь для Есенина – это дом.
- Почему Русь голубая?
О. Это цвет чистоты, цвет неба. Синий и голубой цвета – это любимые цвета поэта. Они усиливают ощущение необъятности просторов России.
- Как вы понимаете выражение «дождь листьев»?
О. Это листопад.
- Почему клён похож головой на поэта?
О. Сам поэт кудрявый, и волосы у него цвета осенней листвы.
Поэт использует обычные, привычные слова, но возникает образ сказочной Руси.
- Какие средства художественной выразительности языка помогают в этом? Назовите их.
О. Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.
4. Чтение и анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями».
Пройдут долгие шесть лет. В жизни Есенина произойдёт много хорошего и плохого. Но всегда поэт мысленно и наяву будет возвращаться в родимый дом, в «низкий дом с голубыми ставнями».
- Сопоставительный анализ стихотворений.
«Я покинул родимый дом…» «Низкий дом с голубыми ставнями…»
Родимый дом
Голубая Русь
Березняк над прудом
Старая мать
Золотая лягушка-луна
Отец седой
Старый клён Низкий дом
Серенький ситец небес
Поле, луга и лес
Седые журавли
Березь, да цветь, да ракитник
Под дешёвеньким ситцем родимая выть
- Какой цвет добавился в это стихотворение? Можно ли сказать, что он является основным?
О. Серый, это основной цвет в этом стихотворении, но есть и другие цвета.
- Изменилось ли что-нибудь в воспоминаниях поэта о доме?
О. В первом стихотворении больше светлой, безмятежной грусти, сказочной красивости. А во втором чувства поэта обострены и картина Родины, нежно любимой, дана без прикрас, со всей бедностью и неяркостью.
5. Заключительное слово.
Стихотворения написаны в разные годы. Многое произошло в жизни С.Есенина. Но всегда неизменной осталась любовь к Родине и тяга к родному дому.
Друг поэта, артист В.Чернявский, вспоминал: «К деревне и дому Есенин возвращался чуть ли не во всех наших разговорах до последнего года жизни. Он заговаривал об этом с внезапным приливом нежности и мечтательности. Это был самый почвенный уголок его личного внутреннего мира».
Итог урока. На дом: наизусть одно из стихотворений.