Открытый урок на тему Творчество Левитана
Урок по «Окружающему миру» в 4 классе. Учитель Никонова В.А.
Тема урока. Творчество Исаака Ильича Левитана
Цели и задачи:
- познакомить с творчеством И.И.Левитана
-развивать познавательную активность
- развивать речь
- воспитывать доброжелательность, наблюдательность, самостоятельность
- воспитывать любовь к родине
- формировать эстетические чувства
Оборудование: проектор, экран, репродукции картин И. Левитана, сигнальные карточки
1.Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте начнем его с хорошим настроением. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Молодцы. Тихонько сели.
2.Актуализация знаний. Мы заканчиваем изучать «золотой век» русской культуры и сейчас подведем некоторые итоги, напишем самостоятельную работу.
Самостоятельная работа.(7 минут)
3.Сообщение темы урока.
На какой вопрос мы не смогли ответить в самостоятельной работе?
-- Мы не знаем, кто такой Левитан.
Исаак Ильич Левитан известный российский художник. Сегодняшний урок мы посвятим его творчеству.
Слайд №1 Тема урока: Творчество Исаака Ильича Левитана.1861-1900
Запишите в тетрадь тему урока.
В каком веке он жил?
-В 19 веке. В этом году исполняется 150 лет со дня его рождения.
Слайд №2 Портрет И.И.Левитана кисти художника В.А.Серова.
Художник Василий Серов написал портрет Левитана. Внимательно рассмотрите его. Обратите внимание, каким красивым человеком был Левитан. Используя опорные слова, составьте его словесный портрет (правильные черты лица, волнистые волосы, огромные, глубокие грустные глаза, аккуратная бородка, изящные тонкие пальцы)
Работа с учебником (с. 120)
Знакомимся с биографией художника. Читаем текст.
Как вы понимаете слова «убогая квартира?» Подберите синонимы.
-бедная, плохая, нищая
Ребята, скажите мне, о какой профессии вы мечтаете?
-врач, милиционер, водитель
Наверно, ваши планы часто менялись. А вот у Левитана никогда не было сомнений в том какую профессию выбрать. С детства он решил стать художником, поэтому он поступил в Школу живописи, ваяния и зодчества. В эту школу поступил его брат Адольф.
Среди учеников Левитан выделялся большим трудолюбием. До позднего вечера он не покидал мастерскую, занимаясь рисунком и живописью. Когда не было занятий, Уезжал из Москвы на природу писать этюды. Летом он почти не бывал дома. Вставал с восходом солнца и шел в лес, в поле, на реку. Смотрел, слушал, вдыхал ароматы трав. В лугах кричали перепела, в лесу куковала кукушка, пахло медом. Левитан не замечал времени - он рисовал, рисовал, рисовал.
Левитан учился в Школе живописи семь лет, окончил ее с серебряной медалью и получил звание учителя рисования.
За годы учебы художник пережил много лишений. Дело в том, что семья жила только на скудные доходы, которые отец получал за уроки французского языка, а в семье, кроме Исаака были еще дети.
Работа с учебником с. 121.Инсценировка.
4.Релаксация. Упражнения для глаз.
Сели прямо, руки положили на колени, расслабились, все внимание сосредоточили на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения, дышать медленно.1 упражнение. На раз - поднять глаза вверх, на два - смотреть прямо, на три - потупить взор книзу, на четыре - смотреть прямо. (8 раз.)
2 упражнение. На раз - смотреть на переносицу, на два - прямо.( 8 раз)3 упражнение. На раз - смотреть влево, на два - прямо, на три -смотреть вправо, на четыре - перед собой.( 8 раз)4 упражнение. Круговые обороты глазами - 4 раза влево, четыре вправо.5 упражнение. Широко раскрыть глаза, а потом плотно закрыть. (5 ра)
После выполнения упражнений надо дополнительно легонько массировать активные точки, которые находятся вокруг глаз. Стимуляция этих точек помогает при глазных болезнях.Провести мизинцем по кромке глазной впадине снизу к внешнему углу глаза и сверху к внутреннему (3 раза) .Сделать три аналогичных движений в противоположную сторону .Провести кончиками пальцев по бровям от середины наружу. (9 раз)После массажа растереть ладони, закрыть глаза и положить ладони рук на глаза так, чтобы центр ладони совпадал со зрачками. Постараться ощутить тепло, которое выходят из ваших ладоней.
5.У русской природы было много певцов. Пушкин любил болдинскую осень, Горький воспел Волгу, Шишкин - сосновые леса. А Левитан показал глубокое очарование русского пейзажа, живописность самых обычных вещей. Сила Левитана заключается в том, что он заставляет нас всмотреться в природу и передает нам свою любовь к родине. Его можно назвать открывателем красоты нашей русской земли, той красоты, которая лежит рядом с нами.
Сейчас мы посмотрим репродукции картин, и у вас будет возможность убедиться в этом.
6. Просмотр слайдов.
Слайд №3 « Осенний день. Сокольники.»1879 г.
(опорные слова – плавно изгибающаяся аллея, тонкие пожелтелые клены, темные высокие хвойные деревья, пасмурное небо, серые облака, темные краски, яркие краски)
Художник запечатлел, усыпанную опавшими листьями аллею старого парка, по которой тихо идет изящная молодая женщина в черном . Плавно изгибающаяся аллея, обрамляющие ее тонкие пожелтелые клены и темные высокие хвойные деревья. Замечательно написаны плывущие по пасмурному небу серые облака. Сам Левитан не писал фигуры людей, это сделал за него Николай Чехов, брат известного писателя. Эту картину приобрел Третьяков для своей галереи, где она находится, и по сей день. Какие слова оказались лишними и почему?
- художник не использовал ярких красок
Слайд №4 «Золотая осень» 1895 год.
( опорные слова - бурление красок, червонное золото листвы, ярко - голубое небо, безмятежная синь реки, бурное течение реки)
Начиная с картины «Осенний день. Сокольники» Левитан создал много картин, посвященных русской осени. Но, пожалуй, наиболее популярна среди этих работ именно эта. Какое радостное ощущение создается благодаря бурлению красок. Здесь и червонное золото листвы, и ярко-голубое небо, и безмятежная синь реки. Какие поэтические строчки были бы созвучны этому пейзажу?
(дети читают стихи)
-Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера »
А. С. Пушкин «Осенняя пора, очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и в золото одетые леса
Какие слова не подходят к этому пейзажу?
-бурное течение реки
Слайд №5 «Весна – большая вода»
( опорные слова - голубое небо, белые облака, струящиеся ввысь облака, безбрежная гладь воды)
Всмотритесь внимательно в эту картину. Голубое небо. Струящиеся ввысь и вместе с белыми облаками отражающиеся в глади воды деревца, избы на пологом берегу. Создается ощущение, что ты как бы растворяешься в голубой глубине. Яна прочитает свое сочинение, которое она написала по картине.
Слайд №6 «Март»
(опорные слова - дыхание весны, голубые тени на снегу, яркий солнечный свет, прозрачный воздух, темные облака)
Используя опорные слова, попробуйте сами описать этот пейзаж.
Слайд №7 «Тихая обитель» 1885-1889 г.
(опорные слова - бревенчатый мостик, узкая тропинка, догорает вечерняя заря, тишина)
На первом плане Левитан изобразил реку, через нее перекинут бревенчатый мостик. На том берегу - тропинка, которая исчезает в темной траве. А вдали догорает вечерняя заря. В воздухе словно разлиты покой и тишина. И хочется пойти по этой тропинке.
Слайд №8 «Березовая роща» 1888-1889г.
(опорные слова - свежесть, яркая зелень, березки в белых сарафанах и зеленых косынках)
Удивительный по свежести и лучезарности пейзаж. На переднем плане сочная ярко-зеленая трава. Березки в белых сарафанах и зеленых косынках разбросаны по полянке.
О чем вы сразу подумали, глядя на этот замечательную картину?
-о лете, о летних каникулах
Какие слова нам не пригодились?
- Все слова использовали.
7. Экологическая минутка.
Слайд №9 Замусоренная туристами полянка.
Смог бы Левитан передать красоту русской природы, если бы натура была вот такой?
Дети высказывают свои мысли и делают вывод:
- Каждый человек обязан беречь родную природу.
8.Итог урока:
Что вы нового узнали на уроке? Что вам понравилось больше всего? Какая из картин запала в душу? (На доске названия пейзажей: «Осенний день. Сокольники», «Золотая осень», «Весна - большая вода», «Март», «Тихая обитель», «Березовая роща») Зачем нам нужны знания о художниках, поэтах, музыкантах ? Где их можно применить?
-Чтобы много знать. Чтобы гордиться своей Родиной. Можно принять участие в диспуте, в каком- нибудь конкурсе и т. д.
Оцените свою работу и работу всего класса. Дети поднимают сигнальные карточки.
(2-3 ученика обосновывают свою оценку)
-Я поднял оранжевую карточку потому, что я старался все запомнить; рисовал словесный портрет и т. д.
Д. з. с.120- 122
Следующим уроком будет урок изобразительного искусства, где вы попробуете себя в роли художников-пейзажистов.
Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Творчество Исаака Ильича Левитана»
Этапы урока
Виды деятельности
УУД
Самоопределение к учебной деятельности
Создание доброжелательной атмосферы
Личностные: развитие доброжелательности
Актуализация знаний
Самостоятельная работа
Регулятивные: волевая саморегуляция
Познавательные: структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в письменной форме
Знакомство с темой урока
Сообщение темы с мотивирующим приемом
Регулятивные: целеполагание, волевая саморегуляция
Знакомство с портретом художника
Словесное рисование
Познавательные: общеучебные,
Личностные: формирование чувства прекрасного и эстетических чувств
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание
Работа с учебником
Первичное восприятие текста и обсуждение.
Инсценировка
Познавательные: извлечение необходимой информации
Регулятивные: волевая саморегуляция
Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение
Личностные: развитие эмоционально- нравственной отзывчивости
Релаксация
Упражнения для глаз
Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни
Просмотр слайдов
Словесное рисование.
Познавательные: общеучебные
Личностные: формирование чувства прекрасного и эстетических чувств
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание, умение слушать одноклассников
Регулятивные: волевая саморегуляция
Экологическая минутка
Выявление личной позиции
Регулятивные: волевая саморегуляция
Коммуникативные: умение слушать высказывания одноклассников и обосновывать свое собственное
Личностные: нравственно-этическая ориентация
Рефлексия
Самооценка деятельности в ходе рефлексивного диалога
Регулятивные: осознание уровня усвоения
Домашнее задание
Знакомство с д. з. Готовимся к уроку изобразительного искусства.
Регулятивные: волевая саморегуляция
Самостоятельная работа
1. Отметь эпоху, которую называют «золотым веком русской культуры»
17 век
18 век
19 век
20 век
2, Напиши фамилии поэтов и писателей 19 века
3. Напиши фамилии художников 19 века
4. Напиши фамилии композиторов 19 века
5.Соедини высказывания стрелками
Пейзаж – это изображение различных предметов
Портрет - это изображение природы
Натюрморт - это изображение человека
5.Соедини стрелками автора и произведение:
В. Тропинин «Грачи прилетели»
В. Перов «Всадница»
А. Куинджи « Кружевница»
А. Саврасов «Украинская ночь»
И. Левитан «Охотники на привале»
К. Брюллов
15