Учитель — Свет в судьбах своих учеников. Философское осмысление понятие «Учитель».
Учитель — Свет в судьбах своих учеников.
Философское осмысление понятие «Учитель».
«Иерархия в жизни людей существует, но, к сожалению, признаётся только в отношении организации государственных, общественных и церковных учреждений. Современное человечество далеко от необходимости осознать и укрепить Иерархию в организации своей духовной жизни, хотя поклонение Высшим Силам было свойственно людям даже на заре своего эволюционного восхождения. Иерархическая цепь, однако, существует в самом Космосе. И нет конца цепи Учителей. Знание приходит к нам от ближайшего иерархического звена. Учитель направляет наши силы, наше сознание и озаряет путь Развития.
Среди Космических Законов жизни одним из ведущих является Закон преемственности Знания от Космического Разума или Творящего Начала. В человеческом понимании такой высочайший Дух сливается с Образом Бога. В своём высочайшем аспекте это есть Божественная Любовь. Апостол Павел также утверждал, что Бог есть Любовь, и прибывающий в Любви пребывает в Боге и Бог в нём.
Весь Космос держится Божественной Любовью. Это Космический Магнит и Тайна Вселенной. Учитель тоже магнит. Поэтому Учитель—понятие священное и вызывает почитание». [ 11 ]
« Кто мы есть, дорогие коллеги?
Не будем себя унижать.
Если кто среди нас скажет, что он маленький человек, тем самым он унизит всех нас, всех учителей.
Нам надо осознать, в конце концов, что Учитель есть надобщественное явление! Учитель—направляющая сила общества, и путь, по которому он ведёт общество, черпает он не только из внешних установок, а из весьма глубинных внутренних источников. Оттуда идут импульсы, которые питают наше чувствознание и убеждение, нашу совесть и преданность, нашу мудрость и веру.
Нам нужно только расширить своё сознание, чтобы дать этим направляющим импульсам, исходящим из недр духа, течь свободно, проявляться и придавать нам смелость в свершении своего предназначения. И мы тогда узнаем, что ведём поколение Света не к лавкам, где торгуют совестью и нравственностью, а к вершинам Культуры и Света. Мы не работаем, мы несём великое служение, ибо мы есть соработники у Бога». [ 7]
Творческая энергия учителя.
В Манифесте Гуманной Педагогики сказано: « Каждый из нас является творцом своего субъективного образовательного поля вокруг себя. Поле это без нашей личности не существует, оно, такое, какие есть мы сами, наши убеждения и устремления, наш личностный склад характера и нравов. …
Достижения своего творческого поиска станут во-первых, ступеньками нашего роста; во-вторых, источником насыщения нашего субъективного образовательного поля смыслом совместной с детьми жизни, устремлённой к Свету; в-третьих, нашими дарами духа ко всеобщему алтарю созидания гуманной педагогики». [ 10]
« Вдохновение…
Это дар Небес присущ каждому человеку от рождения.
Никто не обделён даром вдохновения.
Но нужен труд души, чтобы он раскрылся в нас.
Нет жизни без вдохновения, учитель, нет той жизни, ради которой мы родились!
Можно много работать, проводить сотни, тысячи уроков, выполнять свои обязанности, честно служить…
Всё можно.
Но если всё это не будет пропитано вдохновением, если хотя бы время от времени не посещает нас учительское вдохновение, жизнь наша для нас самих станет тягостной, грустной, мрачной. Мы превратимся в щепку в море жизни. Душа будет томиться.
Нас минует радость учительской жизни, мы не сможем познать красоту нашей профессии, не сможем познать глубину детской души.
Учитель, который не стремится к вдохновению, будет скучным для своих коллег и учеников. От него не будут вдохновляться. И чтобы уберечь представление о себе, он будет вынужден принимать позу строгого и требовательного учителя, или станет своего рода « дружком» для них». [ 6]
«Чтобы возвысить себя до уровня понимания и творческого воплощения идей гуманной педагогики в образовательной практике нам нужно будет:
расширять своё сознание и учиться мыслить и действовать согласно понятию духовности; взращивать в себе любовь к детям и учиться нести её красиво; пристраститься к источникам педагогической мудрости;
постоянно совершенствовать своё педагогическое искусство, наполняя его глубоким содержанием и изяществом исполнения;
взращивать в себе понимание, терпение, благородство, великодушие, внутреннюю культуру;
и, конечно же, избавляться от дурных привычек и склонностей, если замечаем в себе такое». [10]
Улыбка и сердце учителя в борьбе за свой педагогический дух.
«Сокровенные педагогические знания откроются каждому в той мере, в которой он устремлён к ним. Они поступят к нему через интуицию и чувствознание. Но интуиция и чувствознание требуют жертв: бескорыстной любви и преданности к детям, общения с ними на принципах равноправия, свободы и сотрудничества, устремлённости к Высшему.
Сокровенные знания имеют особые свойства: они не вмешиваются в тексты и контексты книг, а засекречиваются в глубинах подтекстов, где слова становятся бессильными вывести их наружу и дать огласке; они никак не поддаются изложению способами казённой науки, не фиксируются обычным зрением. Они постигаются только сердцем, только духовным чтением благородных педагогических книг. Так , в этих книгах говорится о мощи учительской улыбки:
« Мощь Улыбка несёт. Она есть Особая Мудрость.
В улыбке мощь и мудрость учителя.
Скажут: Это же мелочь — Педагогическая Улыбка — по сравнению с современными мощными средствами обучения!
Отвечаю: А если Улыбка дарит ребёнку более мощный импульс жизни, чем все принципы, методы и компьютеры вместе, это мелочь?
Скажут: Ведь от характера и настроения учителя зависит, улыбнётся он детям или не улыбнётся!
Отвечаю: От учителя зависит создание своей личности, потому он учитель!
Скажут: Но нельзя же заставить учителя улыбаться свои мученикам!
Отвечаю: а кто заставлял его быть учителем?
Скажут: как проверим мощь и мудрость улыбки?
Отвечаю: постойте у порога школы, посчитайте, сколько улыбок принесут с собой дети и сколько потом унесут.
Скажут: Нам легче без улыбок.
Отвечаю…
Нет, не отвечаю. От потухшего сознания надо отойти». [ 5]
« Улыбка моя, где ты?
Ещё не поздно.
Раз Небо посылает детей, значит есть Надежда.
Надо собрать в себе Волю. Пусть Воля станет Богом во мне.
Я решаюсь на подвиг; решаюсь прожить учительскую свою жизнь героем.
Наперекор всему я возрождаю тебя — Улыбка моя — в сердце моём.
Ломаю преграды моему сознанию, сметаю условности.
Я посажу на своём педагогическом поле тысячу, миллион улыбок радужных цветов и устрою на нём праздник всем детям».
Где зарождается наша жертвенная прекрасная педагогическая улыбка? Конечно же в нашем учительском сердце. В Гуманной Педагогике есть Кодекс Учительского Сердца.
« Напрягать своё Сердце, ибо оно есть:
- Мост, объединяющий Землю со Вселенной.
- Солнце всех солнц.
- Престол разума и колыбель мыслей.
- Твердыня чувств.
- Хранитель суровости долга.
- Дом Духа». [ 1]
«И тогда « Учитель — герой Духа — дарит своим ученикам не только знания, но и мудрость познающего.
Задача познающего: добывать, открывать знания и укрощать их силою своего Духа и Культуры. Только после укрощения Духом и Культурой можно отдавать знания в руки цивилизации. …
Наши ученики ждут нас- героев Духа.
Они больше любят учителей—героев Духа.
Больше всех находят сними духовную общность.
Больше всех стремятся к ним и следуют ща ними.
Учителя—герои Духа спасатели детских судеб в сложное время».
Библиография
1.Амонашвили Ш. А. Без сердца что поймём.- М. : ООО « Издательский Дом Шалвы Амонашвили».-2004.-с.64
2.Амонашвили Ш. А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. Книга I ./ Амонашвили Ш. А. – М.: Амрита, 2010.- 288с.
3.Амонашвили Ш. А. Почему не прожить нам жазнь героями духа.- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2003.-с.64( Антология гуманной педагогики).
4.Амонашвили Ш. А. Рыцарь Гуманной Педагогики. Ларец Чести и служения / Ш. А. Амонашвили.- М.: Издательский Дом Амонашвили; Д.: ЗАО « Радегаст-Сервис», 2009.- 108с.
5.Амонашвили Ш. А. Улыбка моя, где ты?- Донецк, 2005.- с. 48
6.Амонашвили Ш. А..Учитель, вдохнови меня на творчество! – Хмельницкий: подольский культурно-просветительный центр имю Н. К. Рериха; Центр инновационной педагогики и психологии Хмельницкого национального университета, 2011.-68с.-( Библиотека Гуманной Педагогики).
7.Амонашвили Ш. А. Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света.- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили,2009-114с.
8.Амонашвили Ш. А.Школа Жизни.—М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 200.-144с.
9.Каптерев П. Ф. –М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили. Антология гуманной педагогики
10.Манифест гуманной педагогики / [ Всеукраинская культурно-образовательная ассоциация Гуманной Педагогики; Артёмовский Центр Гуманной Педагогики].- Донецк: издательство « Ноулидж» (донецкое отделение), 2011- 43 с.
11.Молчанова К. А. Учитель / К. А. Молчанова- Т.: Ассоциация гуманно-личностной педагогики в Эстонии, Таллинн.- 2012.- 32с.
12.Сухомлинский В. А. Как любить детей.—М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, Антология гуманной педагогики